Эссе мое отношение к религии. Роль религии в современном обществе Религия в жизни общества и индивида эссе

  • Дата: 21.02.2024

«Религия одна, но в сотне обличий». (Б.Шоу)

Среди предложенных высказываний, я обратила внимание на слова Б.Шоу о том, что «Религия одна, но в сотне обличий». В осмыслении этого вопроса я солидарна с автором.

Дать точного определения религии невозможно. В науке таких формулировок существует множество. Они зависят от мировоззрения (представления мира) учёных, которые их формируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: «вера в Бога».

Слово «религия» буквально обозначает связывание, повторное обращение (к чему либо). Религию можно рассматривать с разных сторон: со стороны психологии человека, исторической, социальной, но определение этого понятия в решающей степени зависит от признания существования или несуществования высших сил, то есть Бога и Богов.

Человек - существо духовное, поэтому очень важное место в его жизни занимает ера. Уже с древнейших времён человек обожествлял силы природы, растения и животных, окружающих его, веря, что через них высшие силы воздействуют на его жизнь. Магическое отношение к слову и движению заставляло человека стремиться к развитию своего эстетического (чувственного) восприятия.

Со временем человеческое общество развивалось, на смену язычеству (иноверчество) происходили более развитые формы верований. В мире бытует множество религий. Возникает вопрос: почему их много? И в кого верить? Ответ на этот вопрос очевиден: люди различны, они живут в непохожих условиях и разных частях планеты, по-разному воспринимают окружающее. Так различны и их представления о Боге или Богах, о том, каким должен быть культ (религиозное почитание каких-либо предметов) многие положения разных верований, нормы нравственности и правила богослужения у разных народов в чём-то схожи. Я думаю это вызвано заимствованием культур народов друг у друга.

Если рассмотреть исторический путь человечества, то можно классифицировать религии на: родоплеменные древние верования, национально - государственные (они составляют основу религиозной жизни отдельных народов и наций) и мировые (вышедшие за пределы наций и государств, но имеющие огромное число последователей в мире). Такими являются три религии: буддизм, ислам и христианство. Так же, верования можно разделить на монотеистические (вера в единого Бога) и политеистические (поклонение множеству богов).

Делая вывод из вышеизложенного - вера всегда была нужна человеку как то духовное начало, которое позволяло ему подняться над обыденностью. Выбор веры должен быть свободным и сознательным для каждого человека, поскольку, как бы ни отличались между собой религии, все они - просто разные формы одного - возвышения человеческой души.

"Семья - основа сообществ, клеточка их тела. С ней связаны все святыни, которые отличают человека от муравьев и пчел" (Г.К.Честертон)

Семья - это важный социальный институт. Гилберт Честертон, известный не только как автор детективов, но и как христианский мыслитель, говорил, что ценности,заложенные семьей,придают человеку его истинное лицо,отличают от всех общественных животных. Какие же это ценности,святыни? Можно предположить, что это любовь, забота о близких и уважение к другим людям. Я абсолютно согласна с высказыванием автора, поскольку те сообщества, которые образуют животные, не дают им каких-либо духовных ценностей, они объединяются в них, чтобы ухаживать за потомством или чтобы легче было защищаться от врагов. Семья же дает человеку нечто большее. Так, например, именно с семьи начинается процесс социализации человека, то есть формирования индивида как личности. Таким образом, она предстает как то истинное начало, которое является основой сообществ и,наконец,проводит четкую границу между социальными животными и человеческим обществом.

«Создаёт человека природа, но развивает и образует общество» В.Г.Белинский

В своём высказывании русский писатель В.Г.Белинский рассматривает проблему развития человека. Человек - это представитель вида homo sapiens, единение духовного и телесного начал. Как отмечает автор, человека создаёт природа - естественная среда обитания человека во всем многообразии своих проявлений, обладающая законами, независимыми от воли и желания человека. Общество же (в наиболее широком понимании) - это обособившаяся от природы часть материального мира. Общество способствует развитию личностных качеств человека, только в обществе возможна социализация индивида. Социализация - это процесс усвоения человеком норм и правил, принятых в обществе. Я согласна с позицией автора, т.к. известны случаи, когда ребёнок жил и рос среди животных, и после возвращения в человеческое общество не мог стать его полноценным членом. Я думаю, что примеры таких случаев подтверждают правоту В.Г.Белинского, ведь только общество может способствовать развитию и образованию человека.

"Если у человека есть "зачем" жить, он может выдержать любое "как" "(Ф.Ницце)

В своем высказывании Ф.Ницце,поднимает немаловажную проблему смысла жизни.Что он подразумевает под словами"Зачем и как"?Думается,под словом "зачем" он понимает слово цель,а под словом "как" способы ее достижения.

На современном этапе развития общества,люди стали стремиться к росту,не важно какому:карьерному,духовному,культурному или же просто как личности.Каждый сам выбирает для себя приоритеты.Очевидно,многие люди научились ствавить для себя цель.А что же такое цель?Цель-это то ради чего предпринимаются действия,идеал желаемого результата,в основе неё лежат мотивы,обусловленные интересами.Несомненно,стоит понимать,что такое мотивы.Мотивы-это побуждения к деятельности,связанные с удовлетворением потребностей.Итак,по-моему мнению мы выяснили,чт же значит слово "зачем" в высказывании.

Под словом "как",я понимаю,те жизненные тудности,препятствия,проблемы,которые предстоит выдержать ради достижения цели.Достаточно, вспомнить высказывание В.Г Белинского:"Без цели нет деятельности,без интересов нет цели,а без деятельности нет жизни"Да,человек которому незачем жить,не к чему стремиться,безусловно,очень тяжело.Он просто теряется в "кипящем обществе".Все куда то бегут,чего то добиваются,а этот человек идет медленным шагом,постепенно деградируя ка личность.В итоге у него нет жизни.

Рассмотрев другой пример,например,предвыборную кампанию,на должность мере города,мы можем наблюдать абсолютно другое.Допустим человек ставит цель-попасть в список кандидатов на должность мера.Затем он дает предвыборную программу,пишет о том,что он может сделать для города.В итоге он полуает эту должность,т.е можно сказать что он прошел четкий путь от интереса к цели,от цели к деятельности,а деятельность значит жизнь.

В заключении хочется отметиь,что если у человека "горят глаза,он готов идти вперед"те.е ему есть "зачем"это делать,то он никогда не отступится,найдет пути решения всех трудностей и пройдет все преграды

"Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век"(С.Паркинсон)

История человечества насчитывает не одно тысячелетие.Проходя путь своего развития,люди стали понимать необходимость упорядоченности:правовой,струтурированнной жизни.Был создан институт гос-ва,придуман принцип разделения властей,появились экономические и соц.отношения.В современном мире все четко,понятно и в большинстве случаев применимо для человека.Мы живя в правовых обществах,чувствуем свою защищенность,знаем границы свободы и вседозволенности.

Иногда Возникают ситуации,когда группа,казалось бы активных людей,пытается влиять на принятие того или иного решения.Зачастую эта масса в проявлении своей активной позиции ведет себя неадекватно.Это может быть и молодежь,и люди среднего возраста,и пожилые люди.Когда народ,объединенный одной идеей,становится безумным,выходит из под контроля,то он превращается в толпу.

А психология толпы -это неповиновение,анархия,сила,сметающая все на своем пути.Причем,интересно то,что любой человек легко поддается толпе:она его затягивает,пугает,страшит,принуждает.

В такой ситуации массы забывают о законах,традициях,о контроле своих эмоций.И если идти на поводу толпы,забыв о ценностях,нормах поведения,морали,о том,что есть и компромиссные способы решения проблем,то это-шаг назад,ка утверждает Паркинсон "Возвращение в каменный век"

Отношение к ней на протяжении многих веков менялось, как менялись и религиозные концепции. И если раньше существование некой сверхъестественной силы почти никогда не ставилось под сомнение, то роль религии в современном обществе уже не так велика. Более того, она сегодня является предметом беспрестанных споров, обсуждений, а зачастую - и осуждений.

Помимо трех мировых религий - буддизма, христианства и ислама - существует немало других течений. Каждое из них является важнейшим источником свода моральных правил и ценностей, в той или иной мере близких определенному народу. Собственно, религиозные нормы - есть не что иное, как отражение сложившихся воззрений того или иного этноса. А потому роль религии в обществе всегда имела догматический характер и помогала человеку бороться с соблазнами и темной стороной своей души.

Значение религии на сегодняшний день не может быть тем же, каким оно было, скажем, в V-VI веках. А все потому, что существованием Бога объясняли происхождение человека, нашей планеты, жизни вообще. Но роль религии в современном мире в этом плане ничтожна, ведь научные доказательства показывают несостоятельность теологических взглядов. Однако даже сегодня велика доля тех, кто предпочитает верить в то, что жизнь дал некий Творец.

Роль религии в современном обществе имеет и политическую основу. Особенно это заметно в восточных странах, где Коран (как раньше, так и сейчас) является основой всех сфер жизни: от духовной и культурной до экономической и политической.

Влияние церкви не обошло стороной и образование. В России уже несколько лет (пока - в качестве эксперимента) предмет «Основы православной культуры» значится в расписании начальных классов. Одни считают, что другие утверждают, является навязыванием ненужных взглядов. Доля же тех, кто относится к этому как к возможности больше узнать о культуре нашей страны, к сожалению, мала. В любом случае, можно говорить о том, как значительна роль религии в современном обществе, в том числе и в сфере образования.

Интересно, что в прежние времена церковь как организация не подвергалась каким-либо сторонним изучениям. Сегодня же многие ученые - главным образом, историки - занимаются исследованиями и анализом значения религии на определенных этапах развития общества. Являясь предметом изучения, она позволяет предугадать, спрогнозировать дальнейший ход развития событий, оценить обстановку в мире. Различные войны и революции, одной из причин которых являлась церковь, являются показателями того, насколько роль религии в современном обществе отличается от роли ее, скажем, в средние века.

Сегодня авторитет Церкви уже не имеет прежней силы. Во всем мире проводятся акции протеста против действий священнослужителей. Все большее распространение получает атеизм: придерживаясь здорового во всех смыслах образа жизни, люди отрицают религию как явление, способное сделать человечество лучше. Однако для многих Церковь в мире, полном войн и ненависти, является единственным духовным убежищем, а потому значительную роль религии в современном обществе отрицать глупо.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Государственный университет имени Шакарима г.Семей


На тему: Религия в жизни общества


Выполнила: Жолдина Найля

Группа: ДЯ-406

Проверила: Бралинова Д.И.


г.Семей 2014


Религиоведение - одна из интереснейших наук, изучающая особенные области культуры людей. Один из волнующих вопросов общества в области религии - ее значение в обществе.

Религия на сегодняшний день является немаловажным фактором в развитии любой культуры. Ее место в жизни того или иного общества определяется разными обстоятельствами: человеческого восприятия, степенью развития общества, культуры, воспитания, традиций.

Религия существует много веков, вероятно, также долго, как существует человечество. За это время оно развило множество разновидностей религии, такие как буддизм, христианство, ислам, индуизм, конфуцианство, синтоизм, сикхизм, иудаизм и др.

Религия, в первую очередь, поясняет человеку, как устроен мир, находит его место в обществе и помогает понять, в чем состоит смысл его жизни.

Религия представляет собой сдержанность, веру, духовное удовлетворение для человека. Неспроста люди, как правило, нуждаются в религии в нелёгкие моменты своей жизни. Религия важна для людей в плане духовного развития, посредством создания для себя религиозных идеалов, он начинает безвозмездно, бескорыстно помогать людям, становится добрее и справедливее, не смотря на усмешки, со стороны.

Благодаря религии сплачиваются народы, образование выходит на новый уровень, усиливаются государства.

Но в некоторых случаях религия может привести к обратному- разъединению, к распаду государств и обществ, начинается противоборство групп людей, вследствие религиозных ценностей и взглядов.

Религия контролирует человеческие действия, через свои системы ценностей, духовные предписания и запреты.

Но не для всех роль религии одна, она различна и представляет собой противоречивые взгляды. Стоит только сравнить двух людей: одного - строго соблюдающего правила, запреты присущие какой-либо религии, а другого - ведущего свободный, по отношению к религии, образ жизни, и совершенно равнодушного к ней. У них разные идеи, принципы, взгляды и ценности.религия вера ценность

В заключении, хочу сказать, неважно придерживаетесь ли вы какой-либо религии или, наоборот, полностью отрицаете ее значимость и пользу, обретите веру. Неважно в какие силы вы будете верить, в первую очередь, верьте в себя, а потом в своих близких и вместе вы сможете преодолеть многие проблемы. Принуждать же к вере никто не имеет права, каждый человек сам почувствует ее, когда наступит время. Вера для каждого из нас очень важна и поможет, во всех трудных ситуациях.


Теги: Религия в жизни общества Сочинение Культурология


Введение

Глава 1. Теоретические подходы к пониманию религии

1.1 Понятие религии в работах социологов

1.2 Религия как социальный феномен, функции, виды религии

Глава 2. Роль религии в современном обществе

2.1 Взаимосвязь религии и политики

2.2 Влияние религии на семью и семейные отношения

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Религия является одним из первых социальных институтов, испокон веков она является частью внутреннего мира каждого человека. И даже, когда человек не верит, он знает о религии. Религия носит массовый характер, она влияет на общественное сознание и на общественное поведение, она его направляет, формирует и изменяет.

С течением времени происходила, своего рода, трансформация религии. Менялись поколения, и вместе с ними всегда менялось отношение к религии: от слепого поклонения народов ей до глубоких форм неприятия религии в каких-либо сферах общественной жизни.

Религия является неотъемлемой частью современного мира. Её влияние ощущается практически во всех сферах общественной жизни, будь это политика, экономика, образование, спорт, брачно-семейные отношения и т.д.

В наше время данная тема очень актуальна, так как религия продолжает влиять на чувства и умы людей и целых человеческих масс. Таким образом, изучение функций, характерных особенностей религии является одной из основных задач социологической науки, как отечественной, так и зарубежной.

Серьезный вклад в изучении и исследовании проблем религии как социального института внесли труды многочисленных зарубежных ученых и мыслителей. Среди них Давид Эмиль Дюркгейм («Элементарные формы религиозной жизни»), Макс Вебер («Протестантская этика и дух капитализма»), Бронислав Малиновский («Магия, наука и религия»).

Объектом данного социального исследования является религия как социальный институт.

Предметом изучения выступает место и роль религии в современной социальной системе, а также ее непосредственное воздействие на разнообразные сферы общества, ее функционирование.

Цель данной работы заключается в изучении места и роли религии в современном обществе, а также в определении ее значения в области политических и семейных отношений.

Данная цель осуществляется путем выполнения следующих задач работы:

1. Изучить теоретические подходы к определению религии в работах известных социологов;

2. Рассмотреть религию как социальный феномен, изучить наиболее важные ее функции;

3. Показать взаимосвязь политики и религии;

4. Определить влияние религии на семью и семейные отношения.

Основным методом в изучении рассматриваемой проблемы выступает теоретический анализ существующих в социологии исследований по выше указанной теме. В данной работе используются следующие теоретико-методологические основы: сравнительный анализ, синтез, обобщение научного материала, использование ссылок на труды и результаты отдельных исследований зарубежных ученых.

Научная новизна данной работы заключается, прежде всего, в попытке обобщить мнения различных ученых относительно понятия религии, ее функций, а также ее места и значения в современной общественной структуре, составить целостное представление об особенностях влияния религии на институт политики и семейные отношения.

Результаты данной работы позволят расширить знания о религии как социальном институте, ее функциях и места в общественной системе.

Структура работы состоит из содержания, введения, двух глав, которые, в свою очередь, включают в себя по два параграфа, заключения, списка литературы. Суммарный объем работы составляет.


Глава 1. Теоретические подходы к пониманию религии

1.1 Понятие религии в работах социологов

Религия - сложный социальный институт, сопровождающий человеческое общество на протяжении всей его истории. И на протяжении многих веков, люди, ученые, приверженцы самых разных наук старались по-своему характеризовать религию. Но я остановлюсь на тех определениях, которые давали ей наиболее видные представители социологической мысли.

Задача социологического изучения религии - объяснение социальной реальности в тех её аспектах, которые выражены в религиозной сфере общественной жизни и ею обусловлены. Иными словами, предметом социологического анализа будет являться вера в Бога как общественный феномен. Трудности определения религии настолько значительны, что многим исследователем пришлось вообще отказаться от попыток дать ей определение и выявить её общих характеристик, которые позволили бы отличить религию от других социальных и иных феноменов. Религия, рассматриваемая на уровне социальной системы, составляет главный предмет социологического анализа.

В работе «Элементарные формы религиозной жизни» Э. Дюркгейм представляет религию как разновидность социального действия, которое, в отличие от других тем, направлено именно к «священным вещам». Эти «священные вещи» составляют особый, сакральный мир, отличный от обычного мира. Таким образом, религия становится своеобразной сферой общения со "священными вещами" и обращенной к ним ритуальной деятельности (ученый представлял именно тотемизм той самой "элементарной формой" религии). Дюркгейм считал очень важным то, что религия встречается во всех предшествующих и существующих обществах, т.е. является универсальным социальным феноменом. Но каждый раз устроена она по-разному.

Дюркгейм формулирует следующее определение: «Религия есть система верований и практик, относящихся к вещам священным, обособленным, запретным; верований и практик, которые объединяют в одну моральную общность, называемую церковью, всех, кто их принимает». Он связывает религию не с социальным неравенством или властью, а с обществом в целом: религия есть ответ на определенные условия существования, она отвечает важным социальным потребностям. Источник религии - само общество, и поэтому она существует вне зависимости от существования или не существования Бога и потустороннего мира. В религии общество обожествляет само себя; ее смысл в том, чтобы «разбудить» социальное чувство, обеспечивать влияние коллектива на индивида.

Дюркгейм констатировал ослабление влияния религии в современном обществе и связывал это с тем, что общество, бывшее всегда объектом религиозного поклонения, становится предметом научного исследования. Тот социальный смысл, который был душой религии и выражался в мифах и символах, утверждается теперь в науке, ее объяснении мира, уже не скрываясь за мифами и символами. Религиозное чувство получает рациональное выражение в морали. В религии воплощается присущая людям способность к обожествлению обычных вещей, которым придается сакральный характер, благодаря чему они становятся способными выполнять интегрирующую функцию, сплачивая общество в единое целое. Данное Дюркгеймом определение религии раскрывает и ее главную функцию: религия объединяет людей в некую "моральную общность". Но о функциях позднее. С развитием общества, религия играет все более ограниченную роль и охватывает все более узкую сферу социальной жизни, теряет прежнюю власть над умами и душами людей.

Исследования Вебера в области религии начались с работы «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) и завершились большими историко-социологическими экскурсами, посвященными анализу мировых религий: индуизма, буддизма, конфуцианства, даосизма. Макс Вебер, единственный из социологов, показал значение великих религиозных движений как для дифференциации основных типов обществ, так и для создания важного стимула к определенным видам изменений, что особенно проявилось в случае аскетического протестантизма, внесшего решающий вклад в развитие общества современного индустриального типа.

Примечательно то, что М. Вебер на конкретном историческом примере показал, каким образом религия способствовала развитию капитализма. Если Дюркгейма интересовала религия в ее простейших формах, т.е. в обществе на сравнительно низкой ступени его развития, то Вебер исследовал мировые религии и их влияние на ход истории, он исследует влияние христианства на историю Запада, его экономическое развитие и социальную жизнь. И Вебер доказывал, что протестантизм дал мощный толчок к развитию современной западной цивилизации. В своих работах, М. Вебер опирался на теологическое учения Ж. Кальвина. Согласно этому учению каждому еще до рождения определена его судьба - спасение или вечные муки, и никакие усилия человека и помощь церкви ничего не изменят. Все решено Богом еще при сотворении мира. И М. Вебер, в этом учении, указал на два значимых момента - мирская аскеза и поиски пути, указывающих на избранность к спасению. Исходя из кальвинистского учения, попасть на небо не за счет «добрых дел», станет возможным при достижении больших успехов на профессиональном поприще. Так формируется образ мышления, необходимый для капиталистического развития: труд ради труда, исполнение долга и т.п. Капитализм для своего развития нуждался в таких мощных духовных стимулах, которые в то время, в XVI-XVII вв., могла дать только религия.

"В католической религии "расколдование мира" - устранение магии как средства спасения - не было проведено с той последовательностью, которую мы обнаруживаем в пуританской, а до нее в иудейской религии. Католику предоставлялась возможность обрести благодать, сообщаемую таинствами его церкви, и тем самым преодолеть несовершенство человеческой природы; священник был магом, совершавшим чудо пресуществления, в руках которого была "власть ключей": к нему мог обратиться верующий, преисполненный раскаяния и готовности к покаянию; священник даровал умиротворение, надежду на спасение, уверенность в прощении и снимал тем самым то невероятное напряжение, которое было неизбежным и ничем не смягчаемым уделом кальвиниста. Кальвинист не знал этого милосердного человечного утешения и не мог, подобно католику или даже лютеранину, надеяться на то, что минуты слабости и легкомыслия будут уравновешены последующей концентрацией доброй воли. Кальвинистский Бог требовал от своих избранных не отдельных "добрых дел", а святости, возведенной в систему. Здесь не могло быть и речи о столь характерном для католицизма, столь свойственном природе человека чередовании греха, раскаяния, покаяния, отпущения одних грехов и совершения новых; ни о сбалансировании всей жизни с помощью отдельных наказаний или посредством находящихся в распоряжении церкви средств сообщения благодати. Практическая этика кальвинизма устраняла отсутствие плана и системы в повседневной жизни верующего и создавала последовательный метод всего жизненного поведения. Ведь не случайно в XVIII в. носителей последнего возрождения пуританских идей называли "методистами "... Ибо только посредством коренного преобразования всего смысла жизни, ощущаемого в каждое мгновение и в каждом действии, могла быть достигнута уверенность в наличии благодати, возвышающей человека из "естественного состояния" в "состояние благодати". Жизнь "святого "была ориентирована только на трансцендентную цель - на загробное блаженство, однако именно поэтому его посюстороннее существование было строго рационализировано и заполнено единственным стремлением - приумножить славу Божию на земле. И никогда ранее к этой идее не относились со столь всепоглощающей серьезностью. Лишь пронизанная постоянно рефлексией жизнь рассматривалась как путь преодоления "естественного состояния".

Протестантская этика «дух капитализма», но капитализм позднее уже перестал нуждаться в религиозной мотивации. Но и это отнюдь не отменяет того факта, что религия явилась той силой, вызвавшей к жизни ту духовную структуру, без которой современный западный мир был бы другим, нежели есть сейчас.

К числу социологов, изучавших проблему религии, можно отнести английского этнолога и социолога Бронислава Малиновского (1994-1942). При исследовании религии он исходил из тех же методологических установок, что и М. Вебер. В 20-х годах он изучал жителей Тробриандовых островов (в Меланезии), на основании чего пришел к новому пониманию мышления так называемых примитивных народов. Свои выводы Малиновский изложил в вышедшей книге Магия, наука и религия(1926). Малиновский, рассматривая религию в качестве всеобщего феномена культуры, анализировал ее соотношение с наукой и магией на материалах бесписьменной культуры, главным образом жителей Тробриандовых островов. Вслед за Э. Дюркгеймом он разделял области сакрального и профанного. По его мнению, не существует народов, на каких бы стадиях развития они ни находились, без религии и магии, так же как нет ни одного народа, у которого бы полностью отсутствовали научные воззрения.

«Проф. Дюркгейм и его последователи утверждают, что религия социальна, ибо все ее Истины, ее Бог или Боги, сам Материал, из которого она создается - все это не что иное, как обожествленное общество. Однако если поразмыслить, возникает ряд возражений, причем довольно серьезных. Каждый, кто глубоко и искренне уходил в религию, знает, что самые сильные религиозные чувства переживаются в уединении, в отрешенности от мира, в сосредоточенности мыслей и духовной изоляции, а не в сумятице толпы. Неужели примитивной религии абсолютно неведомо одиночество? Всякий, кто либо непосредственно общался с дикарями, либо знает их благодаря тщательному изучению литературы, вряд ли усомнится в обратном; такие факты, как изоляция посвящаемых во время инициации, их индивидуальное, личное самоутверждение в ходе испытаний, их приобщение к миру духов, божеств и сверхъестественных сил в уединенных местах - все это указывает на то, что примитивному человеку часто приходится оставаться один на один с религией. И как мы уже видели ранее, веру в бессмертие нельзя объяснить, не обращаясь к предпосылкам религиозности в душевном складе индивида, с его страхом и отчаянием перед лицом неминуемой смерти. Нельзя сказать, что примитивная религия совсем лишена своих пророков, провидцев, прорицателей и толкователей веры. Все эти факты, хотя, конечно же, и не доказывают, что религия обусловлена сугубо индивидуальными переживаниями, все же вряд ли позволяют рассматривать ее как просто и чисто Социальное явление».

Малиновский предложил уравновешенную модель культуры: различные культурные феномены взаимодополняют друг друга, в общем и целом. Наука, магия и религия совершают различную, но взаимодополняющую работу в решении общих культурных задач. Развивая такую модель, Малиновский принимал идею о религии как важном факторе интеграции общества.


1.2 Религия как социальный феномен, функции, виды религии

Для социологии религия как социальный феномен-это верования, которые в наиболее существенных аспектах разделяются многими, то есть происходят в групповых взаимодействиях. Религия - это общность людей, придерживающихся одной веры.

Среди социальных функций церкви Вебер считает главными консолидирующую и интегрирующую, которые способны сплачивать общество, не допускать социальных конфликтов и революционных потрясений. По мнению Дюркгейма, религия должна стать выражением социальной сплоченности народа, средством преодоления социальной розни и неравенства людей, обеспечить целостность и стабильность общества, помочь преодолеть конфликты и противоречия. Итак, по Дюркгейму, главная социальная функция церкви - интегрирующая - направлена на поддержку и укрепление политического строя.

Являясь достаточно важным и необходимым для общества социальным явлением, религия выполняет в нем (обществе) различные функции. Функциональный подход наиболее универсальный для изучения религии как социального феномена.

Под функциями религии в социологии подразумевается характер и направление воздействия религии на индивидов и общество. Рассмотрим 4 возможные функции религии.

1) Мировоззренческая функция: функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, но и в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жизни. Именно поэтому мировоззренческую функцию религии еще называют функцией смыслополагания, или функцией значений. Религия, как утверждают многие исследователи, в частности, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Р. Белла - это то, что делает человеческую жизнь осмысленной, наполняет ее важнейшими компонентами значений.

2) Регулятивная функция: С помощью системы норм, ценностей, образцов поведения, традиций осуществляет управление сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Воспитывает в каждом чувство долга и совесть, включая самооценку совершенного и ответственность перед собой и Богом. Каждая религия вырабатывает свою ценностную систему, в соответствии с особенностями вероучения. Например, в христианстве особым ценностным элементом наделяется все то, что имеет отношение к общению Бога и человека, что выражается в священных службах, молитвах и т.д. Целью такой деятельности и поведения для христианина является «спасение» его души, обретение «Царства Божьего». И в то же время, страх перед Божьим наказанием регулирует поведение человека. Религия упорядочивает мысли, устремления и действия людей.

3) Иллюзорно-компенсаторная функция: Компенсация неудовлетворенности социальных групп своим положением в обществе и обретение надежды на лучшую жизнь. Удовлетворение потребности в психологической защите, утешении, восстановлении душевного равновесия. Марксистская традиция выделяет в качестве специфической эту функцию, функцию иллюзорного восполнения практического бессилия людей, их неспособности сознательно управлять своими общественными отношениями. Характеризуя религию как опиум народа, К. Маркс имел в виду отвлечение от реальности, создание иллюзорного мира в их сознании и мнимое успокоение, утешение, которое дает людям религия.

Эта функция, несомненно, полезна верующим, так как временно снимает психологическую напряженность и успокаивает.

4) Интегрирующая / Дезинтегрирующая функции: Э. Дюркгейм считал, что функция интеграции помогает людям осознавать себя как моральную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями. Религия дает человеку возможность самоопределиться в обществе и тем самым объединиться с единомышленниками. Особенно большое значение в интегративной функции религии Э. Дюркгейм придавал совместному участию в культовой деятельности. Именно посредством культа религия скрепляет общество как целое: подготавливает человека к социальной жизни, формирует послушание, укрепляет социальное единство, поддерживает традиции, возбуждает чувство удовлетворенности.

Выступая в качестве источника единения тех или иных социальных общностей, религия в то же время противопоставляет эти объединения людей с другими на базе того или иного вероучения, культа или обрядности. Такое противопоставление может служить источником конфликта между христианами и мусульманами, между православными и католиками и т.д;

) Социально-критическая функция. Хотя религия зачастую настолько тесно связана с господствующим социальным строем, что оказывает сопротивление переменам, бывают случаи, когда она выступает с критикой наличной ситуации в обществе. В 1960-е гг. в США движение в защиту гражданских прав, боровшееся за отмену сегрегации в общественных местах и уменьшение расовой дискриминации в южных избирательных округах США, возглавляли религиозные лидеры, особенно лидеры афро-американских церквей, например Мартин Лютер Кинг, баптистский священник. Речь, произнесенная Кингом в 1963 г. в Вашингтоне, произвела на слушателей неизгладимое впечатление благодаря часто повторяющимся словам оратора у меня есть мечта. Кинг подразумевал под своей мечтой конец расовой дискриминации, когда все божьи дети будут жить в гармонии и мире. Несмотря на то, что он был убит 4 апреля 1968 г., его мечта продолжает жить во многих сердцах. Церкви также выполняли роль центров, осуществлявших подготовку демонстрантов и организацию митингов.

Степень влияния религии связана с ее местом в обществе. Это место не является данным раз и навсегда. В средневековом феодальном обществе религия пронизывала все сферы жизнедеятельности человека, регулировала и санкционировала систему общественных отношений. В некоторых странах Азии (например, Иране, Саудовской Аравии) религия по-прежнему занимает доминирующее положение в жизни людей, оказывает определяющее воздействие на поведение людей и общественные институты.

На протяжении большей части человеческой истории религия играла определяющую роль в конструировании человеком социальной реальности и была наиболее эффективным средством объяснения социального порядка.

Анализ важнейших социальных функций религии показывает нам взаимосвязь и общность достигаемых целей. Некоторые социальные функции церкви содержат в себе общечеловеческие аспекты, помогающие людям (верующим и неверующим) в борьбе за правильное культурное воспитание, восстановление упадка духовных ценностей, поднятия уровня жизни людей и многое другое. И поэтому, восстановление влияния социальных функций на общественное сознание и поведение является важным аспектом в жизни любого народа, страны, нации.


Глава 2. Роль религии в современном обществе

2.1 Взаимосвязь религии и политики

Взаимодействие религии и политики в наше динамичное время занимает доминирующие положение, так как процесс переплетения личного и общественного в жизни верующих оказывает влияние на принятие политического решения.

С. Ханстингтон считает, что следующий век будет связан именно с религиозными войнами, которые будут происходить на цивилизационных изломах. «В этом новом мире наиболее масштабные, важные и опасные конфликты произойдут не между социальными классами, бедными и богатыми, а между народами различной культурной идентификации. Внутри цивилизаций будут случаться межплеменные войны и этнические конфликты. Насилие между странами и группами и группами из различных цивилизаций, однако, несет с собой потенциал эскалации, так как другие страны и группы из этих цивилизаций призывают к помощи своих братских стран»

Можно много спорить о положении религии в современном обществе. Однако однозначно определить ее роль, перспективы и возможности невозможно. Опыт ХХ в. показал ошибочность прогнозов относительно судеб религии: либо ее, в скором времени, отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня, очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

На положение религии в современном обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности - наука и политика. Их эволюция в современном обществе ведут к неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас и открывают для нее и новые возможности. Мне хотелось бы рассмотреть, какое воздействие на религию оказывает политика.

В сфере политики наглядно проявляется значение религиозно-нравственного взгляда на мир, само участие его к наведению более или менее приемлемого и справедливого порядка в среде столкновения интересов социальных групп. Политика-сфера коллективного взаимодействия людей. Долгое время отношение между религиозными и политическими институтами рассматривалась, в большинстве своем, в рамках дискуссии об источнике власти, о возникновении государства.

Некоторые ученые развивали теорию о магическом источнике королевской власти (например Дж. Фрэзер). В противовес подобным теориям, существовали теории о том, что религиозные и политические функции были разделены в большинстве исторически существовавших обществах. До возникновения государства общество было организовано исключительно узами родства.

В догосударственных обществах, фактически наблюдается тесное переплетение и взаимопроникновение религиозных и политических структур. Показатель подобной связи - использование ритуала в наказании. При первоначальном развитии политической системы, религия всегда являлась основой объяснения правильного и неправильного поведения членов общин. Религия объясняла «почему должно быть так».

А. Рэдклифф - Браун писал: «в Африке зачастую очень трудно даже в теории разделить политические и ритуальные (или религиозные) функции. Поэтому в некоторых африканских обществах можно сказать, что монарх там - глава исполнительной власти и законодатель, верховный судья, военачальник и первосвященник (т.е. главный совершитель ритуала), а, возможно, и главный капиталист племени. Но было бы ошибкой представлять это сочетанием разных и никак не связанных функций. Все это - единое служение, в котором монарх, со всеми его обязанностями и действиями, являет нечто не раздельное».

Для анализа проблемы «религия и политическая система» в условиях современного общества не существует достаточно убедительной теоретической модели. Центральный вопрос в этой проблеме, нуждается ли политическая система современного общества легитимации со стороны какой - то одной религии. В современном обществе существует множество религий. И на этом основании, в современный государствах имеет место религиозно-мировоззренческий плюрализм, который подразумевает толерантное отношение к инакомыслию: закон предоставляет гражданам свободу в выборе вероисповедания. Но плюрализм не означает полного разрыва связи между политикой и религией. В таком, плюралистическом, обществе религия оказывает влияние на политическое поведение индивида, лояльность или оппозиционное отношение к правительству, его отношение к законам и т.д.

Можно долго рассказывать об отношении власти к религии в России на протяжении всей её истории. Но вот как в первой четверти XX века вождь пролетариата В.И. Ленин говорил об отношении к религии: «Религия должна быть объявлена частным делом - этими словами принято выражать обыкновенно отношение социалистов к религии…Мы требуем, чтобы религия была частным делом по отношению к государству, но мы никак не можем считать религию частным делом по отношению к нашей собственной партии. Государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью. Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом, каковым и бывает обыкновенно всякий социалист».

Сегодня в России большинство верующих, судя по данным социологических исследований, обращаясь к религии, следуют скорее этическим, а не политическим целям, хотя политические силы настойчиво пытаются использовать религию в своих целях.

Современное государство совсем в малой степени нуждается (или совсем не нуждается) в религии для своей легитимации. Даже в странах с государственной религией (Великобритания, Скандинавские страны), вклад религий в легитимацию политических систем совсем несуществен. Церкви утрачивают значение интегрирующей силы для современного общества. Соблюдение конституционных признаков, национальные интересы, процветание общества - вот легитимационная основа современного государства.

Религиозный плюрализм в США проявляется в том, что существует множество церквей, каждая из которых представляет собой добровольную ассоциацию. Государство же не является религиозным сообществом, и там нет такой церкви или религии, которая претендовала бы на установление универсальной религии в масштабах обществе в целом. Плюрализм существует и на личностном уровне: каждый индивид имеет право придерживаться своих принципов, убеждений и веры.

«…В стабильном социеталъном сообществе, столь радикально, как это произошло в американском обществе, покончившем с религиозным и этническим единообразием, на центральное место выходит высокоразвитая правовая система. Пуританская традиция и Просвещение создали основательные предпосылки для писаний конституции, в которой слышны сильные отзвуки Завета и общественного договора».

Для современных государственно - религиозных отношений характерно:

1) признание плюрализма и демократическое устройство государства;

2) признание альтернативных способов решения основных политических, социальных и экономических проблем;

3) отказ церкви от государственных привилегий и использования государственной власти в своих целях;

4) отделение церкви от всех систем политической власти и связи с социальными системами.


2.2 Влияние религии на семью и семейные отношения

Семья относится к числу самых первых форм социальной жизни людей. Родственные связи были первоначальной формой образования общества. И в условиях неразвитой социальной дифференциации религиозные процессы происходили в рамках этой первоначальной структуры.

На этой основе возникло предположение, что семья и религия находятся в очень тесной связи между собой, что семья является первичным социальным носителем религии.

Эту точку зрения развивал французский историк Нума Фюстель де Куланж в своем труде «Античный город» (1864). Он считал, что религия заложила основы древней семьи: «То, что соединяло членов древней семьи, было нечто более могущественное, чем рождение, чем чувство, чем физическая сила, - это религия очага и предков. Религия формирует семью, делая ее единым организмом и в этой земной жизни, и в будущей, загробной. Древняя семья была скорее религиозным, а не родственным сообществом.»

То, что мы называем семьей сегодня, значительно отличается от того, что было семьей в древних обществах. В ходе развития общества и дифференциации в нем, изменились и отношения религии и семьи. Семья во многом утратила черты публичной организации, которой была в прошлом, и стала в большей мере делом частной жизни.

Религиозные верования и религиозная практика в современном обществе становятся личным делом каждой семьи, каждого человека. То есть даже в рамках одной семьи ее члены могут придерживаться разных вероисповеданий, что в прошлом не допускалось. Сегодня, в первую очередь, многих привлекают религиозные обряды, которые связаны с семейной жизнью (бракосочетание, религиозное воспитание детей). Социологические данные подтверждают, что церковная деятельность больше обращена к семейным ценностям, женщинам и детям.

В настоящее время связь семьи и религии не является столь обязательно и нерушимой, как это было раньше. В общественном сознании произошла переоценка ценностей, связанных с религиозным сопровождением значимых событий в жизни людей. Также в современном обществе произошло ослабление родственных связей, что привело к замене церковных ритуалов на какие-нибудь эквиваленты, не имеющих отношение к религии.

Современная семья и церковь в ходе социальной дифференциации стали весьма отделенными структурами. Они утратили возможность, которой обладали прежде, выступать в качестве специализированных институтов, организующих определенные сферы жизни тех или иных групп. Утраченное значение "организующей силы" оба института компенсируют выполняемыми функциями поддержания важных процессов в жизни индивида: семья - в социализации индивида, закладывая основу личности в промежуток от рождения до участия в жизни общества; церковь - в взаимосвязи человека с конечными условиями его существования, помогая обрести смысл жизни и справиться с тайной смерти.

Процессы изменения функций семьи, ее структуры, ценностных ориентаций входят в общий процесс социальных перемен в обществе, и одним из факторов, влияющих на изменения в семье и браке, является влияние религии и церкви. В каком направлении идет это влияние, в какой мере оно ощутимо в масштабах, какова динамика этого воздействия - это вопросы, которые еще требуют глубокого изучения.

В современной жизни религия утрачивает свою роль и усиливается тенденция к секуляризации. Люди становятся все более равнодушными к религии. Религия в своей первоначальной форме, в той, которой она должна восприниматься людьми, практически не существует. За пределы стен церкви религия в нужном понимании не выходит. Люди относятся по разному к религии, трактуют ее по своему, субъективно. От того и меняется всеобщая картина влияния религии на социальные институты, в том числе, и семью. Меняется, но не исчезает, а остается основным «регулятором» в воспитании детей, образе жизни семьи в целом.

«В сфере семьи и социальных отношений, тесно связанных с ней, религия по-прежнему сохраняет значительный потенциал «реальности», т.е. сохраняет значимость для побуждений и самосознания людей в этой сфере повседневной социальной деятельности. Конечно, символическая связь между семьей и религией - очень древнего происхождения, ее корни уходят в глубочайшую древность институтов родства как таковых. Сохранение этих связей может поэтому рассматриваться в некоторых случаях просто как «пережиток» прежних установлений. Однако интересно отметить тот факт, что религиозное обоснование семьи не исчезает и в высокосекуляризованных слоях общества, каков, например, американский средний класс. В этих случаях религия выступает в своей специфически современной форме, а именно - как система обоснований, добровольно признаваемых в своем выборе пользователями. В этом качестве она локализуется в частной сфере повседневной жизни общества и приобретает черты, характерные для этой сферы в современном обществе. Одной из таких характерных черт является «индивидуализация». Это означает, что, перебравшись в сферу частной жизни, религия становится делом «выбора» или «предпочтения» отдельного человека или атомарной семьи и ipso facto лишена объединяющей, связывающей способности. ...Поскольку современная семья как институт славится своей непрочностью (эта черта объединяет ее с прочими образованиями сферы частной жизни), это означает, что религия, опирающаяся на конструкцию убедительности такого рода, неизбежно оказывается хрупким сооружением. Попросту говоря, «религиозное предпочтение» можно отвергнуть так же легко, как оно было принято. Эта хрупкость может (и должна) смягчаться поиском каркаса убедительности, опирающегося на более широкое основание. В качестве такового выступают обычно церкви и другие крупные религиозные объединения. Однако по самой сути своего социального характера как добровольных объединений, чье «место» в основном находится в сфере частной жизни, эти церкви способны укреплять устойчивость и прочность искомых каркасов убедительности лишь в ограниченной мере».

Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво, и оценить ее роль, возможности и перспективы как-то однозначно попросту невозможно. Определенно можно сказать, что характерным для современности процессом является развитие секуляризации общественного сознания, в результате которой религия утрачивает свое былое влияние на жизнь общества, семьи и отдельной личности. Однако секуляризация не исключает возможности усиления влияния религии при благоприятно складывающихся для нее факторов. Опыт XX в. показал несостоятельность прогнозов относительно будущего религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. В наше время, становится очевидно, что религия все еще играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

На положение религии в сегодняшнем обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности - наука и политика: разрушая традиционные установления, они подчас открывают для нее и новые возможности. Вопрос о том, усиливается или ослабевает влияние религии, требует сугубо конкретного анализа.


Заключение

Таким образом, в данной работе были рассмотрены наиболее важные теоретические проблемы изучения сущности религии, специфические характеристики, функции, место и роль религии в современном обществе.

Как было отмечено выше, Э. Дюркгейм под религией понимает систему верований и практик, относящихся к вещам священным, обособленным, запретным; верований и практик, которые объединяют в одну моральную общность, называемую церковью, всех, кто их принимает.

М. Вебер исследовал мировые религии и их влияние на ход истории, он изучал влияние христианства на историю Запада, его экономическое развитие и социальную жизнь. И Вебер доказывал, что протестантизм дал мощный толчок к развитию современной западной цивилизации.

М. Йингер определил религию как систему верований и практик, с помощью которых та иная группа людей справляется с "последними", "конечными" проблемами жизни человеческой: это - отказ капитулировать перед смертью способность преодолеть разочарование, не позволить вражде восторжествовать в человеческих отношениях и разрушить человеческое сообщество.

Также в рассматриваемой работе было выяснено, что для социологии религия как социальный феномен-это верования, которые в наиболее существенных аспектах разделяются многими, то есть происходят в групповых взаимодействиях.

Религия - это общность людей, придерживающихся одной веры.

Для определения места и роли религии в общественной системе были изучены важнейшие её функции:

1. Мировоззренческая (рисует для человека картину мира и посредством ее помогает ему обрести смысл жизни);

2. Регулятивная (с помощью системы норм, ценностей, образцов поведения, традиций осуществляет управление сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Воспитывает в каждом чувство долга и совесть, включая самооценку совершенного и ответственность перед собой и Богом);

3. Иллюзорно-компенсаторная (компенсация неудовлетворенности социальных групп своим положением в обществе и обретение надежды на лучшую жизнь. Удовлетворение потребности в психологической защите, утешении, восстановлении душевного равновесия);

4. Интегрирующая/Дезинтегрирующая (помогает людям осознавать себя как моральную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями, в то же время противопоставляет эти объединения людей с другими на базе того или иного вероучения, культа или обрядности).

Во взаимосвязи религии и политики в данной работе были выявлены характерные особенности их отношений:

1. Признание плюрализма и демократическое устройство государства;

2. Признание альтернативных способов решения основных политических, социальных и экономических проблем;

3. Отказ церкви от государственных привилегий и использования государственной власти в своих целях;

4. Отделение церкви от всех систем политической власти и связи с социальными системами.

Что же касается взаимосвязи религии и семьи, то необходимо отметить, что процессы изменения функций семьи, ее структуры, ценностных ориентаций входят в общий процесс социальных перемен в обществе, и одним из факторов, влияющих на изменения в семье и браке, является влияние религии и церкви. В каком направлении идет это влияние, в какой мере оно ощутимо в масштабах, какова динамика этого воздействия - это вопросы, которые еще требуют глубокого изучения.

Таким образом, проблема религии в социологии является одной из центральных, так как она имеет непосредственное влияние на поведение как отдельных индивидов, так и больших социальных общностей. Следовательно, важной задачей социологов является исследование особенностей влияния религии на разнообразные сферы человеческой деятельности.


Список используемой литературы

1. Бергер П. Секуляризация и проблема убедительности / Глава из книги «Священная завеса». М., 2003.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. Произв. М., 1990.

3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. Под ред. проф. Волкова Ю.Г.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики. 2003.

4. Гаражда В.И. Социология религии. М.,2005.

5. Малиновский Б. Магия, наука и религия. Пер. с англ. - М.: «Рефл-бук», 1998.

6. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

7. Фюстель де Куланж Н.Д. Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима. М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2010.

8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

9. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб., 1997.

10. Ленин В.И. Социализм и религия

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат на тему:

«Религия в современном мире. Функции религии».

Выполнил: студентка Э-2728 гр.

Воробьева А.А.

Проверил: преподаватель

Янович Г.В.

Курган 2010

Введение……………………………………………………………………………….....3

Религия в современном мире

1. Изменения религиозной области жизнедеятельности общества……………4

2. Численность последователей современных религий……………………….10

Функции и роль религии………………………………………………………………..11

1. Функции религии………………………...…………………………………...11

2. Роль религии………………..……...………………………………………….13

Вывод…………………...………………………………………………………………..16

Список используемой литературы……………………………………………………..17

Введение

Еще каких-нибудь десять лет назад, получая знание и воспитание с материалистических позиций, мы предполагали, что такие специфические институты, как религия и ее организации перестают быть факторами национальной общественной жизни, утрачивают свои позиции в оказании воздействия на мировоззрение людей.

Анализ реальности наших дней показал ошибочность и поспешность выводов данного рода. Сегодня даже непрофессиональным взглядом обывателя можно заметить, что происходит заметная активизация религиозных учреждений, которые непосредственно стараются участвовать в решении целого ряда актуальных проблем современности. Это можно наблюдать в различных регионах, в странах с различным уровнем экономического развития, где распространены различные вероисповедания. Не обошло явление активизации религиозной деятельности и Россию, а смутное время так называемых реформ еще в большей степени способствовало усилению этой деятельности.

Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное, меняющееся в ходе истории место и выполняет, сообразно с конкретно-исторической ситуацией, определенные функции.

Религия (от лат. religo - связывать, привязывать, заплетать) - это догматическая обрядовая система, отражающая мировоззренческие позиции некоторого сообщества людей. Религия означает глубинную природу человека и является формой его самоутверждения, т.е. результатом и причиной работы человека над собой, его самоограничения от всего, мешающего существованию его "Я".

Главным признаком религии является вера в сверхъестественные силы и существа, а также поклонение им. Если вера есть признак религии, то не всякая вера религиозна. Вера - это признание какой-либо информации достоверной без всякой ее перепроверки и сомнения в ее истинности. Вера может быть религиозной и светской. Человек верит, светски принимая информацию по своей воле иногда сомневаясь или критикуя ее. Религиозная же вера не разрешает сомневаться и критиковать. Святыни веры религиозной являются оберегаемыми. Неверие или сомнение в данном случае рассматривается как тяжкий грех.

Религиозную веру следует отличать от суеверий-предрассудков и заблуждений, зародившихся еще в язычестве, но возникающих и развивающихся и в современности.

Религиозная вера отличается от светской еще и тем, что непременно связана с культом и поклонением, почитанием божеств при помощи конкретно устанавливаемых действ-ритуалов.

Религиозной области жизнедеятельности общества современного мира присущи важнейшие изменения.

1.Секуляризация

В XX веке завершился процесс секуляризации общественной жизни, вытеснения из нее религии, начало которого совпадает с началом Нового времени. Это значит, что религия – и как институт, и как мировоззрение – окончательно утратила свою роль и значение в тех случаях, когда речь идет о принятии решений в политической, социальной или культурной сферах. Если вспомнить знаменитые высказывания из эпохи Просвещения, то, с одной стороны, "гипотеза Бога" так и осталась излишней, но, с другой стороны, не нужно и "выдумывать Бога", поскольку даже Его символическое присутствие не работает в современном социально-политическом пространстве.

Современное общество ориентировано, прежде всего, на ощутимый результат всякого усилия и всякой деятельности. Более того, в нем существует своеобразный культ эффективности. Побеждают ценности прикладной науки: любая идея ценна настолько, насколько она может быть реализована в производственной практике. В конечном счете, все сводится к технологии, у которой один критерий – технологичность.

Часто говорят об утилитаризме современного человека, озабоченного материальной выгодой, одержимого потребительством. Вместе с тем потребление – не что иное, как оборотная сторона эффективного менеджмента. Быть может, главное социальное последствие не в том, что люди превратились в "потребителей", а в том, что для общества определяющей стала сама эффективность "машины" – экономической, финансовой, политической, научной, социальной и т.д.

Подобное положение называют дегуманизацией. Это, в частности, означает, что сегодня профессиональная деятельность и социальный статус человека сплошь и рядом не зависят от мировоззрения, религиозной веры, нравственных ориентиров, особых талантов, личных пристрастий. Прежде всего другого они зависят от способности "вписаться" в существующие механизмы.

Надо иметь в виду, что в досекулярном прошлом религия выполняла двойную функцию. С одной стороны, она, конечно же, участвовала в социальной "прагматике", выполняя роль общественного интегратора: религия давала сакральную санкцию общественному устройству, определяла мораль, мотивировала поступки, а также направляла мысль, "одушевляла" общество. Но, с другой стороны, религия указывала человеку (как члену общества) на сверхвременные, духовные истины и тем самым придавала его существованию в мире внутреннюю глубину, а также нравственный смысл, далекий от "разумного эгоизма". Она учила, что человек человечен настолько, насколько он превышает простую "человеческую данность" – потому что вечный Бог призвал его к духовному росту и свершению по ту сторону здешней, земной "результативности".

Когда же появились другие социальные интеграторы и "мотиваторы", религия превратилась в "частное дело" отдельных индивидуумов. Это касается того исторического периода, когда множество членов общества все еще остаются христианами, но "прогресс человечества", то есть ориентация на эффективность, никак не связанную с религиозной верой, не имеет ничего общего с Церковью; скорее, наоборот. Подобная ситуация, когда "христианские ценности" еще в какой-то мере определяют жизнь общества, характерна и для части стран современного времени.

Однако можно утверждать, что с завершением процесса секуляризации христианская религия перестает быть "частным делом" отдельных людей. Если раньше она еще могла укрываться в душах и умах тех, кто в обыденной жизни следовал законам "новой прагматики без Бога", то теперь – и именно теперь – христианство по существу становится принципиальным оппонентом современной постхристианской культуры.

Религия перестала быть социально полезной, "функциональной" – и поэтому секуляризация совершилась. Но религия имеет дело с "вечным в человеке" и через человека присутствует в обществе и истории. Религия – социальна, даже если она "социально неэффективна". Место религии в жизни человека и общества не может занять ничто другое, потому что она отвечает на особые вопросы человека: об отношении к Богу и об отношении к другому – перед лицом Бога.

2. Фундаментализм.

Фундаментализм религиозный - тенденция, выражающая отрицательную реакцию консервативных религиозных кругов на секуляризацию, т.е. эмансипацию науки, культуры и общественной жизни от религии, что стало причиной маргинализации последней.

Под религиозным фундаментализмом понимается устойчивая религиозная установка или один из типов современного религиозного сознания, характерный, прежде всего для так называемых авраамических религий - иудаизма, христианства и ислама, но имеющий также параллели в индуизме, сикхизме, буддизме, конфуцианстве. Несмотря на то, что в различных религиозных контекстах проявление фундаменталистских тенденций имеет различные причины, можно говорить о глобальном религиозном фундаментализме как особом феномене, появление которого датируется серединой 1970-х годов и связано с такими явлениями, как рост христианского фундаментализма в протестантских церквах США и Латинской Америке, с типологически схожими католическими движениями (например, Opus Dei), с "исламским фундаментализмом" аятоллы Хомейни, израильским движением Gush Emunim и др.

Религиозный фундаментализм является оппозицией процессу десакрализации культуры. Он апеллирует к абсолютному авторитету божественного откровения, выраженного в священном писании (Тора, христианская Библия, Коран) или иных канонических религиозных текстах (Талмуд, святоотеческие писания, папские энциклики, законоположения шариата). При этом установка на буквальное следование тексту предполагает его однозначное понимание, что является отказом от герменевтического подхода, согласно которому возможно множество интерпретаций любого текста. Иными словами, религиозный фундаментализм предлагает "веру помимо интерпретации", что на практике приводит к требованию принять собственную интерпретацию его лидеров в качестве единственно верной. Соответственно религиозный фундаментализм выступает против плюрализма мнений, который, с его точки зрения, неизбежно ведет к релятивизму, т.е. к допущению равноправия многих истин даже в пределах одной религиозной традиции.

Следствием такой религиозной установки, как правило, является политическая позиция, которая характеризуется поддержкой крайне правых политических сил. Смысл истории, с точки зрения религиозного фундаментализма, заключается в противоборстве сил Бога и дьявола, Христа и антихриста. Подобная историософия означает отрицание идей исторической эволюции и развития и порождает усиленные апокалиптические ожидания. Мировая история последних столетий сторонникам религиозного фундаментализма представляется победой сил зла и "концом мира", под которым может пониматься безверие и нравственное разложение общества (для западных христиан), победа секулярной сионистской идеологии (для иудеев), политико-экономическая экспансия Запада (для мусульман). Причина видится в том, что религия утратила свое определяющее влияние в обществе, уступив давлению безрелигиозного гуманизма. В этой ситуации религиозные фундаменталисты считают себя избранным народом, призванным обеспечить победу Бога в истории (христианский милленаризм, иудейский мессианизм, претензии мусульман на универсальную значимость своей религии и образа жизни).

Особенность религиозного фундаментализма заключается в том, что, призывая вернуться к Традиции в формах прошлого, исторически изжитого способа доминирования религии в жизни общества, он является, в отличие от консерватизма в обычном понимании, современным проектом построения "нового мирового порядка", основанного на отвержении принципов гуманизма и демократии и утверждении тоталитарной религиозной идеологии с использованием технических средств современной цивилизации. Исходя из религиозной аксиомы греховности человека, его неспособности адекватно воспринять божественный призыв и следовать законам, ниспосланным свыше, религиозные фундаменталисты предлагают восстановить в мире порядок, опирающийся на абсолютный авторитет действующей от имени Бога религиозной власти, лишая общество завоеванного в последние столетия права на автономию. Религиозный фундаментализм есть радикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения светского и религиозного и попытка интерпретировать религию исключительно в терминах власти над человеком, как в духовном, так и в политическом отношении.