Епископ К. Бендас: Протестанты признают крещение православных и католиков. Вопросы для подготовки к водному крещению Как крестят протестантов

  • Дата: 22.12.2023

Первый обряд крещения , описанный в Библии, провел Иоанн Креститель по повелению Господа. Он явился мужчине, предрекая приход на землю Иисуса. Сын Божий спустился и, вместе с другими иудеями, прошел троекратное окунание в воды реки.

В Евангелие описано, что Иордан тогда потек вспять, указывая на чудесную суть крещения. Это подтвердила и Святая Троица, явившаяся над водами во время обряда. За века сформировалось несколько форм его проведения у разных конфессий. Рассмотрим, как крестятся православные, католики, протестанты.

Обряд православного крещения

Обряд крещения в православии разрешается проводить не только церковнослужителям, но и простым людям. Главное условия – человек должен быть верующим, не преступником, лжецов, в общем, достойным рабом Божиим.

Совершающий обязан правильно произнести речи, молитвы, в нужные моменты повелеть окунуться. Погружению в воду предшествуют фразы запрещения злых духов. Крестящегося поворачивают лицом на запад. Троекратно задается вопрос, на который человек должен три раза ответить, что отрекается от Сатаны. Потом, идет разворот на восток. Здесь троекратно клянутся в верности Христу.

После клятв, священник читает великую ектению. Она состоит из молитв. Это краткие, отрывочные прошения, обращенные к Господу. Во время произношения фраз, освящают воду и елей – масло для помазания. Затем следуют окунания. При этом, обряд крещения в церкви , или в открытом источнике, сопровождается молитвой во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.



Выходя из купели, человек облачается в белые одежды. Они символизируют восстановление первозданной чистоты духа. Так же, надевается нательный – знак жертвы Христа и приобщения раба его к церкви, православной общине.

Вслед за окунаниями, происходит миропомазание. Так человеку передается Божья благодать. Обряд крещения взрослого человека на этом не заканчивается. «Вошедшему» в церковь предлагается причаститься. Верующему дают хлеб, как символ тела Христа и красное вино – кровь Иисуса.

Обряд крещения младенца обходится без причащения, хотя бы потому, что малыши еще не способны принять предлагаемую пищу. Не способны дети и покаяться в грехах, коих у них еще нет. Не могут крохи и совершить осознанный выбор конфессии.

Поэтому, в православии обряд крещения ребенка совершается по вере родителей. Ответственность за духовное воспитание отпрыска берут так же крестные отец и мать. Они должны соблюдать посты, молится, и учить тому же дитя.

Мнение отпрысков не учитывается до достижения ими 7 лет. До 14-ти решение принимают родители, но священник имеет право учесть и высказывания подростка. После 14-летия, обряд крещения ребенка в православии совершается только с согласия юноши, или девушки.

Обряд протестантского крещения

Большинство протестантов признают только осознанный обряд крещения. Правила конфессии, с точки зрения теологов, не совсем четкие. Поэтому, в протестантизме много ответвлений, общин. Некоторые за «вход» в церковь в любом возрасте, но таковых меньшинство.

Протестанты придерживаются истин Библии. В Святом Писании не указаны случаи . Иисус говорил апостолам, что подобные младенцам находятся в Царстве Небесном. То есть, новорожденные – безгрешны. Значит, и причащаться, каяться, им не в чем.

Так что, протестанты лишь в подростковом возрасте проводят обряд крещения ребенка. Правила говорят, что человек должен иметь четкое представление, для чего совершает таинство. Дети на это так же не способны, как не способны прочесть, или понять писание.


В итоге, в той же баптистской церкви, обряды проведенные над гражданами, не достигшими 16-летия, считаются недействительными. Для всех протестантов обязательно троекратное окунание крестящегося в воду. Однако, одни общины обязывают погружаться полностью, другие – признают и простое окропление.

Обряд католического крещения

Как пройти обряд крещения в католической церкви? Первое правило – не обойтись без оглашения. Это обряд времен раннего христианства. В полной мере он сохранен только у католиков. Оглашением называют духовную подготовку к таинству. Суть обряда – изучение догматов веры, Святого Писания, основ праведной жизни. Своеобразные курсы длятся от пары месяцев до нескольких лет. «Экзамен» принимает батюшка.

Если ученик признается оглашенным, священник рисует на лбу верующего невидимый и читает молитву. Она должна избавить человека от первородного греха. В католицизме уверены, что люди рождаются с «пятном» от проступка Адама в Райском саду.



Поэтому, не только над взрослыми, но и над младенцами совершается обряд крещения. Как проходит таинство можно найти в древних источниках 200-ых годов нашей эры. Именно тогда появилась традиция троекратного окунания детей. Историки считают, что причиной стали эпидемии, низкий уровень медицины.

Отпрыски часто заболевали. Матери обращались с мольбами в церковь. Проповедники находили единственное объяснение – Господь за что-то гневается на дитя. Позже, это вылилось в убеждение о первородном грехе. Чтобы спасти младенцев от кары, начали проводить обряды сразу после родов.

Католический обряд крещения на видео отличается способом освящения купели. В нее троекратно опускают пасхальные свечи. Свечу дают в руки верующего и после выхода из вод. В отличие от того же православия, миропомазание и причастие не всегда следует за первым обрядом.

Дети проходят вторую и третью стадия лишь по достижении 7-ми лет. Проводить таинство может лишь епископ, что так же рознится с православной и протестантской традициями.

Рядом с нами на нашей земле живут люди, считающие себя христианами, но не единые с нами по вере. Нередко у них наступает духовный кризис, и они начинают осознавать неполноту собственной духовной жизни и неправоту веры своей религиозной общины, которую они раньше считали для себя христианской церковью. В таком духовном состоянии они часто обращают свой взор к Православной Церкви.

Возникает вопрос: как именно принимать русских протестантов в Православие? Нужно, в первую очередь, иметь ясное понимание, как они относятся к водному крещению, считают ли такое крещение Таинством, имеющим благодатную возрождающую силу, или нет?

Протестантское крещение

Говоря о русских традиционных протестантах, мы имеем в виду евангельских христиан, баптистов, меннонитов, христиан веры евангельской (пятидесятников) и адвентистов седьмого дня.

Объединение евангельских христиан и баптистов произошло в СССР в 1944 г. В 1945 г. к этому объединению присоединилась часть пятидесятников, а в 1963 г. – и ряд меннонитских общин.

Богословское понимание спасения и водного крещения во всех этих протестантских общинах сходно.

По словам одесского протоиерея Вячеслава Рубского, «в основе разногласия в понимании крещения между православными и протестантами лежит глубинное расхождение в вопросе о спасении. Протестанты акцентируют момент, в который уверовавший "принял Христа как личного Спасителя". Ему прощаются все грехи, и гарантируется Царство Божие. Православие понимает спасение как жизнь Бога внутри человека, исцеление плоти и духа благодатью Божией, обитающей в нас (Кол. 1, 27)…

Путь в горний Иерусалим лежит через очищение и возрождение здесь на земле. Как видим, иногда протестанты смешивают два разных действия, часто называющихся одним и тем же словом – “возрождение”. В Православии тоже есть понятие о возрождении как обретении веры, покаяния, преданности и т.д. Но когда говорится о возрождении в Таинстве Крещения, разумеются более глубокие вещи. А именно: усыновление Богу через Иисуса Христа (Еф. 1, 5). Первое возрождение открывает Спасителя, второе – соединяет с Ним. Возрожденный верою приходит к купели, чтобы возродить свое падшее естество к обновленной жизни (Рим. 6, 4), стать чадом Божиим». 1

Об этих двух духовных возрождениях святой апостол и евангелист Иоанн пишет так: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1, 12).

В православном Таинстве Крещения происходит духовное рождение нового человека. Протоиерей Вячеслав Рубский замечает: «Если же понимать “возрождение” лишь в первом его значении, то каким же образом человек может возродиться (т.е. заново родиться), еще не будучи погребен в крещении (Рим. 6, 4)?

Если протестант приходит к купели потому, что он уже со Христом, то православный крестится потому, что желает жить со Христом теснее. Протестант актом крещения свидетельствует о том, что здоров. Для православного крещение – это путь к исцелению, лекарство, необходимое для воссоздания первобытного единства с Богом». 2

Этого глубокого смысла Таинства Крещения мы не находим в исповедании веры евангельских христиан-баптистов. Все их рассуждения сводятся к тому, что уверовавший может быть возрожденным и без троекратного погружения в воды Крещения.

Протестантское богословие в понимании крещения водой выделяет три основных элемента: покаяние, обещание Богу доброй совести и свидетельство о своей вере. По словам протоиерея Вячеслава Рубского, «для протестантов условия принятия дара, подаваемого в Крещении, культивируются в его смысл. Остальное отрицается. Таким образом, по православному мнению, крещение у протестантов остается бездарным. Богу трудно преподать дар там, где его совсем не ждут». 3

В традиционном для евангельских христиан вероучительном документе «Изложение евангельской веры (Филипп. 1, 27) или Вероучение евангельских христиан», составленном И.С. Прохановым, говорится: «Слово Божие учит нас о двух видах крещения: духовном и водном.

1) Крещение духовное называется двояко…

а) Крещение Святым Духом есть первое принятие Святого Духа (Деян. 1, 5; 8); и так как оно знаменует собой начало новой твари, то оно сопровождается рождением свыше, сообщением даров и т.п.

б) Крещение в смерть Христа есть тот переворот в душе человека, когда он, уподобляясь Христу, умирает для греха и восстает для праведности (ветхий человек умирает, новый рождается, то есть происходит рождение свыше).

2) Крещение водою . Греческое слово βάπτισμα (баптизма), в Новом Завете относящееся к крещению, означает “погружение” (Мк. 1, 5–9; Мф. 3, 16; Деян. 8, 38–39)». 4

В этом вероучительном документе евангельских христиан объясняется смысл крещения водою : «Крещение водою есть внешний знак совершившегося в душе ранее крещения Духом Святым или смерти для греха и воскресения для праведности (Рим. 6, 3–4)». 5

Но если человек, уверовав во Христа, уже возродился, то каково же значение водного крещения? На это в «Вероучении евангельских христиан» дается такой ответ: «Крещение водою имеет свое значение только тогда, когда оно совершается над теми, кто сознательно уверовали во Христа, раскаялись, обратились и получили рождение свыше, то есть кто получили крещение духовное». 6

Таким образом, по мнению евангельских христиан, крещение водою только свидетельствует о духовном рождении человека, которое уже совершилось ранее. Другими словами, оно имеет только символическое значение.

Поскольку крещение водою есть знак уже совершившегося духовного рождения по вере, то совершенно логично отрицание крещения детей.

«Крещение для детей, которые не могут сознательно веровать или сознательно пережить смерть для греха и воскресение для праведности, – как об этом пишет И.С. Проханов, – не имеет никакого значения, тем более, что они наследуют Царствие Божие независимо от веры или покаяния (Мф. 18, 1–4)». 7

Такова вера евангельских христиан относительно водного крещения согласно вероисповедному документу «Вероучение евангельских христиан».

Обратимся к другому русскому протестантскому изданию «Подготовка к крещению», составитель Сергей Викторович Санников.

В аннотации к этому изданию сказано: «В книге представлено популярное изложение восточно-славянского опыта нескольких поколений евангельски мыслящих христиан». 8

В седьмой беседе «Водное крещение и вечеря Господня» говорится: «Церковь Христова молится и воспитывает своих членов,.. она подает своим чадам видимые знаки веры, которые выражаются в водном крещении и вечере Господней. Священное Писание указывает только на эти два видимых знака веры, имеющих внешнюю форму священнодействия. Человек, не принявший водного крещения и не участвующий в вечере Господней, не может заявить о своем спасении, хотя бывают случаи, когда крещеный и регулярно причащающийся верующий все же оказывается не спасен, если в нем не произошло внутреннего духовного перерождения». 9

Далее в этой книге говорится: «Принимая святое водное крещение, люди видимым образом свидетельствуют о своей приобщенности к учению Иисуса Христа, к Церкви Христовой. Сам Иисус заповедал именно таким образом свидетельствовать миру о присоединении к Церкви (Мф. 28, 19). Поэтому христиане принимают крещение, выполняя заповедь Господа Иисуса». 10

Из этих слов следует, что смысл водного крещения состоит в свидетельстве о своем вхождении в Церковь Христову и своей приобщенности к Христову учению. При этом ничего не говорится о духовно-благодатном перерождении в крещении и усыновлении Богу, которые, предполагается, уже произошли до совершения крещения водой.

«Итак, водное крещение – как это написано в “Подготовке к крещению…”, – это обещание Богу доброй совести , то есть ответное согласие на вхождение в Завет с Богом, согласие на Божие требование иметь добрую совесть.

Погружением в воду человек свидетельствует, что он обещает Богу добрую совесть. Он обещает не служить в ней Богу, как иногда говорят люди, а иметь ее, как указывает Слово Божие. Это значит, что добрая совесть должна проявляться во всех сферах жизни верующего: в его словах, помыслах, действиях, служении, контактах с домашними и посторонними, друзьями и врагами». 11

Обратимся теперь к авторитетному баптистскому писателю Чарльзу Райри: «Крещение символизирует покаяние и прощение грехов (Деян. 2, 38; 22, 16), соединение со Христом (Рим. 6, 1–10), начало пути ученика Христа (Мф. 28, 19). Крещение знаменует начало христианской жизни (хотя само по себе оно не производит ни прощения грехов, ни всего другого, что перечислено выше)». 12

Таким образом, крещение содержит в себе, по мнению баптистов, богатство символов, но при этом в нем абсолютно отсутствует существенная или действенная часть самого акта крещения.

«Бог по милости Своей, – продолжает Чарльз Райри, – может дать Свои дары людям, которые совершают символические действия, однако само по себе установление не несет в себе силы». 13

По словам протоиерея Вячеслава Рубского, «если “символические действия” сопровождаются благоговейной молитвой о ниспослании Святого Духа, то и Бог, верный Своим обещаниям (Лк. 11, 13; Ин. 14, 13; Мф. 7, 11; 21, 22; Мк. 11, 24), по милости Своей подает Свои дары. Тогда форма становится содержательной, тогда “символические действия” становятся таинством. В противном случае, если не происходит последнего, и никто даже не просит и не ждет дара от Бога, остается лишь пустая оболочка. Горше всего то, что с этим фактически соглашается (а иногда и решительно утверждает) протестантское богословие» 14

Протестантский богослов Чарльз Райри в параграфе «Важное значение крещения», состоящем из шести пунктов, видит эту важность в следующем: «1) Иисус был крещен… 2) Ученики Иисуса крестились… 3) Он заповедал совершать крещение… 4) В апостольские времена все уверовавшие крестились… 5) …крещение – символическое изображение богословских истин… 6) В Послании к Евреям крещение перечислено в числе других основополагательных принципов…» 15 Протоиерей Вячеслав Рубский так оценивает эти «глубокие мысли»: «Таким образом, тема важности крещения превращается в обоснование того, что оно обязательно должно быть. Но чем же оно так важно, чтобы быть таким обязательным? Неужели тем, что оно символично? Но в Церкви весьма многое символично. Даже в протестантских общинах есть множество традиций, обрядов, жестов и прочих моментов “символически изображающих богословские истины”». 16

Осознавая, что в крещении все-таки должен быть особенно важный смысл, протестантские богословы, однако, никакого иного значения, кроме обрядового, в нем увидеть не могут: «Христианское крещение, – по словам Чарльза Райри, – символизирует принятие Благой Вести, соединение со Спасителем и вступление в Церковь. Вот каков глубокий смысл крещения; не понимая этого, мы духовно обкрадываем сами себя». 17 Если же богослов символический смысл называет глубиною, «то более существенной глубины и значения в крещении, чем условного, символического баптисты не предполагают». 18

Другой баптистский богослов Пол Р. Джексон пишет: «Крещение напоминает нам реальность нашего союза со Христом, так как мы соединены с Ним подобием Его смерти, погребения и воскресения… Церемония крещения, несомненно, символизирует наше погребение и воскресение со Христом». 19

Баптистский богослов Миллард Эриксон так пишет о значении крещения: «Оно имеет большое значение, ибо представляет собой знак союза верующего со Христом, и признание этого союза – дополнительный акт веры, еще крепче цементирующий эту связь». 20 «Креститься повелел Христос (Мф. 28, 19–20). Поскольку этот обряд предписан Им, его следует принимать скорее как предписание, а не как таинство. Сам по себе он не производит в человеке какого-то духовного изменения. Мы продолжаем совершать обряд крещения просто потому, что так повелел Христос, и потому, что он играет роль публичного свидетельства. Он подтверждает факт спасения человека для него самого и для окружающих». 21

Таким образом, в понимании протестантов, крещение есть исполнение воли Христа как символическое действие, однако это не таинство и оно «не производит в человеке какого-то духовного изменения». Только непонятно, зачем Спаситель заповедует совершать по сути бессмысленные действия?

Мы уже приводили пример, в котором баптисты утверждают, что крещение «есть торжественное обещание Богу доброй совести, а также видимый знак веры». 22

Апостол Павел пишет о Таинстве Крещения: Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит. 3, 5). Исходя из этих слов, можно сказать, что в Таинстве Крещения апостол «видит одновременно и символ, и реальность, называя его банею возрождения и обновления Святым Духом». 23

Относительно обещания Богу доброй совести (1 Пет. 3, 21), как это звучит в синодальном переводе Библии, следует заметить, что такой перевод является ошибочным. В славянском переводе мы читаем: Крещение, не плотския отложения скверны, но совести благи вопрошение у Бога (1 Пет. 3, 21).

В «Новом Завете на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык» дан такой вариант перевода слов апостола Петра: просьба Богу о доброй совести . 24

Подробно об этом пишет диакон (в настоящее время – протодиакон) Андрей Кураев. 25 «Глагол επερωτάο в классическом греческом языке может означать обещание. Но в новозаветном койне он однозначно имеет смысл вопрошения, просьбы… Крещение спасает не тем, что в нем мы что-то обещаем Богу, а тем, что Спаситель дарует нам плод своего воскресения. В крещении мы испрашиваем у Бога дарование доброй, обновленной совести». 26

Усилием своей воли для человека невозможно обрести добрую совесть, это дар Божий. Если же, по мнению баптистов, человек может своими силами обрести и хранить добрую совесть, а крещение водой – это только набор прекрасных символов, и оно неспособно изменять и спасать человека, то зачем, собственно говоря, креститься? И из протестантских книг видно, что в их общинах есть такие верующие люди, которые не хотят принимать крещение водой, видимо, не находя в нем смысла.

«Даже если протестанты согласятся с тем, что в крещении прощаются грехи, то при сохранении их концепции это отнюдь не делает его необходимым. И хотя скверный и не может войти в Царство Божие (Откр. 21, 27), но если учесть, что он и без очищающего крещения находится в теснейшем общении с Богом, то скверным такового уже никак не назовешь!» 27

Протоиерей Борис Балашов

Сноски:
1. Рубский В., прот. Православие и протестантизм. Штрихи полемики. http://apologiya.orthodoxy.ru/protestant/rubski.
2. Там же.
3. Там же.
4. Проханов И.С. Изложение евангельской веры (Филипп. 1, 27) или Вероучение евангельских христиан. Черкассы: Смирна. 2002. С. 30.
5. Там же. С. 31.
6. Там же. С. 31.
7. Там же. С. 31.
8. Начатки учения. Подготовка к крещению для церквей евангельской традиции. / Сост. Санников С.В. СПб.: Библия для всех, 2009. Аннотация. С. 1.
9. Там же. С. 195.
10. Там же. С. 196.
11. Там же. С. 196–197.
12. Чарльз Райри. Основы богословия. М. 1997. С. 501.
13. Там же. С. 500.
14. Рубский В., прот. Православие и протестантизм. Штрихи полемики. http://apologiya.orthodoxy.ru/protestant/rubski.
15. Чарльз Райри. Указ. соч. С. 501.
16. Рубский В., прот. Православие и протестантизм. Штрихи полемики. http://apologiya.orthodoxy.ru/protestant/rubski.
17. Чарльз Райри. Указ. соч. С. 502.
18. Рубский В., прот. Православие и протестантизм. Штрихи полемики. http://apologiya.orthodoxy.ru/protestant/rubski.
19. Пол Р. Джексон. Доктрины и устройство баптистских церквей. Христианское просвещение, 1993. С. 57.
20. Миллард Эриксон. Христианское богословие. СПб. 1999. С. 933.
21. Там же. С. 925.
22. Исповедание веры Одесской богословской семинарии евангельских христиан-баптистов. 1993. / Цит. из «История баптизма». Вып. 1. ОДС ЕХБ. Богомыслие, 1996. С. 479.
23. Рубский В., прот. Православие и протестантизм. Штрихи полемики. http://apologiya.orthodoxy.ru/protestant/rubski.
24. Новый Завет на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык. СПб.: РБО, 2001. С. 877.
25. Кураев А., диакон. Протестантам о Православии. Наследие Христа. Клин: Христианская жизнь, 2006. С. 153–155.
26. Там же. С. 153–154.
27. Рубский В., прот. Православие и протестантизм. Штрихи полемики. http://apologiya.orthodoxy.ru/protestant/rubski.


Автор: Ирина Филиппова
Место это или пространство? Что дает Церковь верующему человеку, для чего она ему нужна?
Существует ли Церковь в других религиях или каких-либо других христианских конфессиях, ведь католики и протестанты тоже называют себя Церковью?
Ответы на эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня найти в беседе с отцом Аркадием Штейнбергом, настоятелем Преображенского храма п. Нудоль.


О двух книгах нашего издательства
Автор: Ольга Тишкова
Мы хотели бы познакомить вас с очень интересными книгами, которые будут полезны всем, кто стремится в своей жизни следовать за Христом и Его Церковью



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Вопрос: А правда ли, что если православный или католик захочет перейти в протестантизм, то ему нужно будет креститься повторно? (Семен Моргунов, Санкт-Петербург)

Отвечает епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской Константин Бендас:

Если ответить совсем коротко, то нет. Протестанты мыслят себя частью единой Церкви Христовой, а потому признают крещение, совершенное в церкви другой деноминации, в том числе - католической или православной. Такова принципиальная позиция.

При этом большинство протестантов в нашей стране практикуют крещение во взрослом (сознательном) возрасте. Это связано с пониманием крещения как сознательного выбора посвятить свою жизнь Христу и следовать Его учению в своей жизни. Потому крещению предшествует определенный период катехизации, который позволяет человеку и познакомиться с основами христианской веры, и привести в порядок свою жизнь, и еще раз взвесить свое решение.

При этом в практике служения нередко встречаются люди, которые были крещены в детстве, но их никто не воспитывал в христианской вере, их ценности и образ жизни далеки от требований Священного Писания. Можно ли считать крещением то, что произошло с ними в детстве? Понятно, что они сами не могли принять решения следовать за Христом. Но отсутствие в их жизни христианского воспитания свидетельствует, что и их родители тоже не понимали, зачем они крестят своего ребенка, какие обязательства это событие накладывает на них - как в отношении собственной жизни, так и воспитания сына или дочери. И вот человек вырастает, ничего не зная ни о Христе, ни о смысле Его воплощения и жертвы, ни о заповедях. И однажды он слышит Евангелие и обращается к Богу. Перед ним вполне естественно встает вопрос: нужно ли мне принимать крещение или можно считать крещением то, что было со мной в детстве?

В большинстве протестантских церквей принят следующий подход. Согласно Священного Писания «крещение есть обещание Богу доброй совести» (1 Петра 3:21). Из этого и других мест Писания следует, что вопрос принятия крещения - это вопрос совести самого человека перед Богом. Сам человек должен принять решение, может ли он считать свое детское крещение, за которым не следовало никакого наставления в вере и воспитания в заповедях подлинным крещением. Задача служителя - разъяснить для человека смысл крещения и указать ему на его ответственность за принятие решения. После чего сам человек в течение некоторого времени принимает сознательное и ответственное решение. Из практики служения примерно половина заново открывают для себя смысл того, что произошло с ними в детстве, и в этом случае никто не принуждает их креститься повторно. Но примерно столько же настаивают на том, чтобы принять крещение по вере, сознательно, поскольку не могут признать свое детское крещение.

Если же в протестантскую общину переходит человек, который был крещен в сознательном возрасте, либо был крещен в детстве, но был также и воспитан в христианской вере, таких людей никто не принуждает к «перекрещиванию». Но надо также отметить, что люди, которые были воспитаны в вере, крайне редко стремятся поменять свою традицию.

По православному вероучению о совершении Таинства Крещения, это Таинство происходит при троекратном погружении человека в воду и произнесении слов молитвы: «Крещается раб Божий во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь». Обычно Таинство крещения проводит священник или архиерей, перед самим погружением читаются молитвы. Обязательно присутствие в церкви крёстных родителей, которые держат малыша на руках. После троекратного окунания в купель, ребёночка отирают специальным полотенчиком - крыжмой для крещения - которое имеет давнюю историю, и надевают в специальную крестильную одежду.

Крестильные наборы на девочек и мальчугановсуществуют очень давно, крестильная одежда символична и имеет белоснежный цвет, символизирующий полное очищение души новокрещаемого и рождение его в Жизнь Вечную.

В русской православной традиции крестить может в чрезвычайных ситуациях (угроза смерти человека, военное время) и мирянин, достаточно прочитать лишь некоторые необходимые молитвы и омыть человека водой.

Крестить человека можно в любом возрасте, вне зависимости от его статуса. Крестят и представителей других религий, если они пожелали стать христианами и сделали для этого все шаги в нужном направлении.

В начале чина Крещения, человек сам или если это ребёночек, то его крёстные родители, читают «Символ веры» и троекратно отрекаются от сатаны. После священник произносит великую ектению, освещается вода, крещаемый помазуется елеем, и происходит обряд крещения. Затем крещаемого одевают в крестильный наряд, и священник вместе с ним и крёстным три раза обходит вокруг купели.

Католический же обряд крещения имеетнекоторые существенные отличия, хотя есть и сходства.

Так в католичестве по достижении ими 7-12-летнего возраста, так как они должны полностью осознавать и быть готовыми к принятию этого Таинства. После того, как родители решали окрестить ребёнка, они заранее за несколько недель приходят в костёл. Там с ними католический священник проводит беседу о том, из чего будет состоять Таинство крещения и когда оно будет совершено. Также много говорится и о роли родителей, а особенно крёстных родителей, в Таинстве Крещения. Крёстные родители вообще играют огромную роль в деле воспитания детей в католичестве. Они записывают и водят их в воскресные школы, готовят к совершению и принятию католических Таинств - комунии и конфирмации. Поэтому, католический священник смотрит, готовы ли крёстные родители к столь важной для себя роли. Не допускается, чтобы крёстные родители жили в гражданском нецерковном браке. Кстати, одним из крёстных может быть христианин или лютеранин, это возможно в католицизме. В Русской православной традиции, крёстными могут быть только христиане.

Во время совершения самого Таинства Крещения, священник читает специальные молитвы на латинском языке, затем окунает трижды в воду специальную свечу - пасхал, тем самым освящая воду. Затем также трижды окунается в воду голова крещаемого со словами: «Крещу тебя во имя Отца, Сына и Духа Святого».

После этого все присутствующие проходят обряд святой комунии, и затем гости переходят праздновать в дом к крещеному только что человеку.

В качестве подарка, по традиции, крёстный отец преподносит ребёнку свечу, с которой тот пойдёт к первой исповеди и которая будет с ним во время его венчания в церкви. Крёстная мать же готовит одежду для крещения младенца , которая будет на него надета после совершения Таинства Крещения.

Так как в протестантскую верувходит множество различный течений (баптисты, методисты, лютеране), то у них и внутри есть некоторые различия во взглядах на Таинство Крещения.

Главное - протестанты верят, что крещение должно идти только после покаяния. Это значит, что младенцев крестить не следует, так как они не могут покаяться и осознать свои грехи. Крещения возможно только в случае глубокой личной веры человека и осознании им принадлежности к своей вере, крестить по вере родителей или крёстных - нельзя.

В качестве доказательств истинности этого утверждения протестанты говорят о том, что в Библии нет ни одного примера крещения младенца, да и сам Иисус Христос крестился в возрасте 30 лет.

Но сам обряд крещения у них также осуществляется водой, и после этого человек становится членом христианской протестантской общины.

В исламе и иудаизме нет никакого обряда, подобного тому, что есть в православии. Там человек с рождения есть мусульманин, если у него родители-мусульмане.

Однако, если он хочет официально подтвердить свою веру, достаточно лишь публично, в присутствии священника, произнести шахаду - свидетельство веры.

В иудаизме над мальчиками проводят обряд обрезания на восьмой день после рождения, что свидетельствует о принадлежности их к этой религии. Когда мальчик достигает 13 лет, происходит его религиозное совершеннолетие, и он допускается в храм к чтению Торы. Девочки становят религиозно совершеннолетними в 12 лет.


В православных и католических церквях с молитвами омывают водою детей, и это называется крещением. Однако в Библии не упоминается ни об одном крещении младенцев и детей. Все, кто был окрещён, крестились взрослыми, включая Самого Иисуса. Что же такое крещение, и почему тогда крестят детей?


Иоанн Креститель начал крестить водою, «проповедуя крещение покаяния для прощения грехов » (Лук.3:3; Марк 1:4;Деян.13:24).

« Петр же сказал им: покайтесь , и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов »(Деян.2:38).
« Встань, крестись и омой грехи твои , призвав имя Господа Иисуса » (
Деян. 22:16)

Это значит, что смысл крещения вПОКАЯНИИ за свои грехи, просьба о прощении своих грехов, а также вера в Иисуса:

«Иоанн крестил крещением покаяния , говоря людям, чтобы веровали .. во Христа Иисуса » (Деян.19:4). « И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься , спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет » (Марк 16:15-16).

« Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам » (Мат. 28:19-20).

Крещение - это не только покаяние в своих грехах: «крещение, не плотской нечистоты омытие , но обещание Богу доброй совести » (I Пет. 3:21). Следовательно, крещение предполагает, что окрестившийся меняет свои грешные пути и старается больше не грешить.

Давайте рассмотрим другие примеры из Библии.

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть , дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху » (Рим.6:3-6).

«быв погребены с Ним в крещении , в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых » (Кол. 2:12).

«Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:26-27).

Когда Иисус умер на кресте, Он, не имеющий никакого греха, заплатил Своей смертьюза наши грехи. Через крещение мы соединяемся с Христом (облекаемся в Него) в исполнении смертного приговора за грех. Мы крестимся в Его смерть. Мы, которые не способны воскреснуть, потому что грешны, присоединяемся ко Христу, и вместе с Ним умираем (погружение в воду) и воскресаем (выхождение из воды).

Крещение символизирует смерть грешного человека и воскрешение нового человека во Христе.

Поэтому крещение - акт осознанный, невозможный и бесмыссленный для неразумных, безгрешных младенцев. Крещение - это выбор пути; обязательство перед Богом; подписание договора с Богом, что покаяние и стремление к праведной жизни будет гарантировать ваше спасение. В этом - милость Бога.

«Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца , можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его » (Деян.8:35-38).

Крещение может быть уподоблено прохождению израильтян через Красное море после выхода из земли рабства. Крещение может быть уподоблено прохождению семьи Ноя через Потоп. Крещение - есть оставление наших старых греховных, мирских путей позади и взятия на наши плечи ига Христа («иго Мое благо, и бремя Мое легко » Мат.11:30).

Тогда что же означает стих « один Господь, одна вера, одно крещение » (Ефес.4:5)? Имеется ли здесь ввиду, что, если человек был окрещён во младенчестве, креститься ему ещё раз уже - грех?

Здесь говорится о том, что при покаянии и крещении все прошлые грехи прощаются навсегда и в тот же момент. Человек становится чистым от всех прошлых грехов. Он начинает свою новую жизнь с чистой страницы. Ему не нужно просить прощения опять и опять о том, что он сделал в своей прошлой жизни. Она прощена и забыта. Она умерла в тот момент, когда при крещении человек погрузился в воду. Поэтому НАСТОЯЩЕЕ крещение - одно.

Почему же в церквях практикуется крещение младенцев?
Эта анти-библейская практика имеет давнюю историю. В 416г. императором Константином, желающим охристианить всю Римскую империю, было повелено крестить всех новорожденных. Все, кто был не согласен с имперским повелением, жестоко наказывались. Такие же законы издавались ещё несколькими императорами. И позже самой церковью. Многие из не согласных с данной доктриной церкви были убиты ею во времена инквизиции. Освящение младенцев водой пришло из Вавилонской мистерии и было распространено во всех языческих обрядах того времени. Оно не имеет ничего общего с учением Христа.

Крещение водою - ко спасению (1Пет.3:21) -даётся по милости Бога (Титу 3:5), но крещение Духом Святым - для Царствия Небесного- нужно добиваться.

«Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа , не может войти в Царствие Божие » (Иоан. 3:5).

О том же, что такое крещение Духом Святым - тема сложная, и мы поговорим об этом в другой раз.

Рубрики:
Метки:

Ребёнок, как и взрослый, не виноват в первородном грехе, поэтому первородный грех младенцу НЕ вменяется. Покаяние требуется за свои грехи, а не за грехи родилей. Вера очищает от первородного греха автоматически.

Креститься никогда не поздно. Но может быть рано. Прочитайте опять ответ Филиппа евнуху. Он спросил, готов ли евнух для крещения. Для этого человек должен быть готов.

Абсолютно готов ко крещению человек, наверно, никогда не будет. Мы просто делаем первый шаг и в остальном полагаемся на Бога. Крещение не магический ритуал, делающий человека безгрешным. Это - его обещание Богу, что он будет стараться жить безгрешной жизнью. И отступления возможны, на то мы и люди, но намеченный путь - прям, и цель ясна.