Египетская мифология исида. Осирис и исида. Исида в магии

  • Дата: 10.12.2023

Осирис стал очень хорошим властелином. Египет достиг при Осирисе благоденствия. Годы его правления стали апогеем истории «Золотого века». Выросли города, разбогатели все люди, земля родила небывалые урожаи, а вот засухи и наводнений не бывало ни разу! Осирис внимательно прислушивался к советам окружающих и действовал мудро. Ему помогала править супруга Исида – богиня материнства. Иногда молодому царю давали мудрые наставления его отец Геб и великий бог мудрости Тот. Казалось, все любили Осириса и уважали его, но был один бог, который ненавидел царя Египта и завидовал ему. Это был родной брат Осириса – Сет.

Сет мечтал погубить брата и завладеть его троном. Однажды он устроил в своём дворце пир, на который пригласил Осириса. Царь Египта подумал, что брат его ищет пути к примирению, и с радостью принял приглашение Сета. Пиршество было великолепным, такого числа изысканных кушаний и сортов благородного вина не подавали даже самому Владыке мира богу Ра. Сет обнимал Осириса и клялся ему в дружбе и любви. Даже красные глаза Сета, казалось, более не излучали иступленного зла. На самом деле убийца очень волновался, ведь главная часть празднества была впереди. В зал внесли восхитительно отделанный сундук, украшенный золотом и драгоценными каменьями. Переодетые людьми демоны – гости Сета, стали шумно восхищаться богатством хозяина дома. Тогда щедрый Сет объявил, что подарит сундук тому, кто поместится в нем. Ни один из гостей не мог лечь в него в полный рост. Подошла очередь Осириса. Едва он лег в сундук, Сет радостно завопил «Отныне он твой, возлюбленный брат» и, захлопнув крышку, захохотал: «так и умри же в нем, пусть он будет тебе гробом!». Тщетно молил Осирис о помощи, лишь пьяный хохот демонов был ему ответом. Утром сундук оттащили к Нилу и бросили в воду. Осирис утонул.

Долго ждала Исида в царском дворце возвращения любимого брата и супруга, но вместо него в чертог явился Сет. Он объявил о смерти Осириса и выгнал сестру из дома, приказав никогда более не показываться ему на глаза. Дрожащими руками он взял корону Осириса и возложил её себе на голову.

Исида пошла по миру искать тело любимого мужа, дабы достойно похоронить его. Она горько плакала и причитала, обращаясь к Осирису:

Приди ко мне скорее!

Потому что я жажду узреть тебя

После того, как не видела лица твоего.

Тьма вокруг нас, хотя Ра в небесах.

Небо смешалось с землей. Тень легла на землю.

Сердце моё горит от злой разлуки.

Оба наши города разрушены, перепутались дороги.

Я ищу тебя, потому что жажду видеть тебя.

Я в городе, в котором нет защитной стены.

Я тоскую по твоей любви ко мне.

Приходи! Не оставайся там один!*

Наконец богиня нашла сундук с телом супруга и перенесла его в Египет. Она была очень осторожна, ведь повсюду рыскали шпионы Сета. Исиде помогали Нефтида со своим сыном Анубисом , богом с головой шакала, покровителем мертвых. Пока они готовили для Осириса гробницу, злобный бог красных песков пустыни, царь Та-Кемет и братоубийца Сет пошел на охоту и наткнулся на мертвое тело Осириса. С лютой ненавистью накинулся он на труп и разрубил его на части, раскидав по всей земле Египта. Вновь Исида стала искать тело супруга. Она обыскала Нил, Нефтида горы, а Анубис пустыню. Они собрали все части тела Осириса и колдовством соединили их. Анубис достал благовония и длинные полосы ткани. Семьдесят дней бальзамировал он тело Осириса. Затем с плачем сестры похоронили возлюбленного брата. Случилось то, чего опасался Сет – люди стали поклоняться гробнице доброго Осириса и проклинать жестокого царя.

Узнав об этом, Сет разъярился и пожелал убить Исиду, но другие боги помогли ей укрыться в болотах дельты. Здесь она родила сына Осириса – Гора, бога с головой сокола. Мальчик быстро рос и, возмужав, начал борьбу с Сетом, чтобы отомстить за своего отца. Много лет сражались они, и Гор наконец победил Сета и изгнал его прочь в пустыни, богом которых тот был. Гор вернул себе престол отца и стал править на земле. Великие боги помогли Гору оживить Осириса, и он стал царем в мире мертвых. Вечно умирающий и вечно воскресающий Осирис стал важнейшим богом Египта, все в природе умирает и возрождается, как умер и возродился Осирис, также умрет и возродится человек…

Гор стал последним царем Та-Кемет Золотого века. Пришло время, и он тоже сел в Солнечную Ладью Ра, а на земле стали править фараоны. С этого времени люди не могли уже просто так видеть богов в своих городах и селениях. Только фараон, земное воплощение небесного хранителя Египта Гора, был живым богом на земле.

Среди множества мифологий, религий и культур мира существует устойчивая тенденция: именно с лицами мужского пола олицетворяется большинство богов, в особенности сверхсильных верховных существ. С чем же она связана? Каково же было в древнем мире место женщины, какими силами она обладала и что несла в мир? Эти вопросы требуют вдумчивого подхода. Почерпнуть интересующую нас информацию можно в древних легендах.

Боги Египта

Культура Египта является одной из самых многогранных и древних в мире. В египетской мифологии отразились и переплелись культурные традиции и история этого государства, его стремительные взлеты и падения. Основную роль в легендах и мифах играет, безусловно, религиозное мировоззрение и основные его постулаты.

Весьма обширен пантеон древнеегипетских богов. Его ряды насчитывают в целом около 700 разных божественных существ, при этом большинство из них почиталось лишь в определенных районах и было совершенно неизвестно на остальной территории. Конечно, существовали и боги, почитаемые на просторах всего государства. Практически все они были представлены существами мужского пола. Богиня Исида является редким исключением из традиционного правила.

Кто она такая?

Исет, Изида, или Исида - жена Осириса, бога загробного мира и возрождения. Она является матерью Гора, покровителя солнца и небес. Ее имя принято переводить как "имеющая тысячу имен". Если следовать фактическому переводу с древнего языка, то "исет" - слово, означающее "царский трон" или "престол". Такое имя, скорее всего, обусловлено тем, что носительница его была наделена большой властью. "Богиня Исида - богиня чего?" - спросите вы. Ей в древности поклонялись как покровительнице прекрасного пола, детства и материнства, женщин во время родов и в период беременности, а также плодородия, ветра, воды и, естественно, магии. Мистика и магия вообще тесно связаны с богиней Исидой. Ритуальные обряды активно пропагандировали жрицы ее культа.

В других культурах можно найти аналогичные культы, в которых в роли Исиды выступали Рея или Иштар. В Древнем Риме и Древней Греции также существовали собрания почитающих ее. Нефтис является сестрой этой богини. Это "владычица дома", правая рука и помощница Исиды, которая отвечает за ведение хозяйства и домашний очаг.

Как супруга Осириса, эта богиня иногда перенимает его функции. Так, например, согласно Диодору Сицилийскому, Исида научила смертных выращивать зерна и жать их. Эту богиню греки отождествляли с Деметрой, своей богиней-матерью. Чаще всего, однако, функции земледельца приходилось исполнять самому Осирису. Также вместе с легендами о том, что Нил вытекает из чрева этого бога, имелось и представление, что он разливается от слез его супруги, которая тоскует по своему мужу. Богиня Исида, по традициям античности, властвовала над реками и морями, являлась покровительницей моряков.

Легенды об Исиде

Она является главной героиней множества сказаний и мифов. Самые известные из них - легенда об Исиде и Осирисе, ее муже, а также о борьбе за власть с Амон-Ра, верховным богом солнца.

Легенда об Осирисе и Исиде

Легенда об Осирисе и его супруге повествует в первую очередь о верности и великой любви. Вряд ли в какой-нибудь другой культуре найдется столь романтическое сказание. Мы узнали о нем благодаря рассказу Плутарха, древнегреческого биографа и философа из Херсонеса. В легенде говорится о том, как трагически погиб муж египетской богини Исиды, Осирис. Его убил бог Сет, покровитель яростных чувств и воин, который был братом его супруги. Прекрасная богиня Исида после долгих поисков и скитаний все-таки сумела найти тело супруга, изодранное в клочья и израненное. Прибегнув к помощи покровителя и стража царства мертвых Анубиса, она смогла собрать его и превратить в первую на земле мумию. Долго над хладным телом убитого бога раздавались горькие рыдания...

Богиня Исида очень часто изображается скорбящей и оплакивающей в коленопреклоненной позе каждого, кто ушел в мир иной. Самым популярным ее образом, однако, является царственный сокол или женщина с крыльями птицы. В продолжении легенды говорится о том, что божественная пара зачала сына. Это чудо смогло осуществиться лишь тогда, когда древнеегипетская богиня Исида пребывала в облике птицы Хат. Она родила своего сына и вскормила его в дельте реки Нил.

Легенда об Исиде и боге солнца

Во втором мифе, в отличие от преисполненной горьких страданий и романтизма легенды о влюбленных, богиня плодородия Исида выступает как персонаж намного менее приятный. Расскажем и эту историю.

Богиня Исида, фото которой представлено в данной статье, предстает в легенде о боге солнца как хитрая и алчная ведьма. История эта была засвидетельствована в "Туринском папирусе" - документе, которому уже более 3 тыс. лет. Исида практиковала тайные колдовские умения не только на смертных, но и на небожителях Египта. В ее планы входило сделаться великой царицей небес, сместить с вершины пантеона самого бога Ра. Исиде придавало уверенности в собственных силах то, что бог солнца в те времена был уже стар. Она его долгое время выслеживала и собирала слюну Ра, а позже из нее вылепила змею.

Через несколько дней змея, заговоренная колдовскими чарами, укусила бога солнца. Исида согласилась врачевать его лишь в обмен на тайные знания о настоящем его имени. Стремление это объясняется верой в силу, заключенную в имени. Целый ряд проблем затрагивает смысл данной легенды. Прежде всего, ставились вопросы силы заклинаний. Кроме того, утверждалась главная роль богини в сонме великих магических существ. Ученые наших дней усматривают в этом сказании также особую роль - оно якобы подчеркивает место, которые занимали женщины в древнем мире.

Сходство образа Исиды с образом реальной мирской женщины

Очень близок мифологический образ Исиды к реальной мирской женщине. В малоизвестной истории о ней рассказывается о печали и горьких страданиях, которые переживала богиня Исида (фото ее порой так печальны). Она жалуется на одиночество, причитает, а все из-за того, что простая смертная женщина не приняла ее на пороге дома. За это неуважение она расплатилась здоровьем своего сына, которого ужалил скорпион. В этой драме, впрочем, нельзя отказать Исиде в милосердии. Она все-таки спасла сына нерадивой хозяйки.

Исида сама является трепетной матерью. Это подтверждается во многих легендах. В одной из них, например, она приходит в исступление, видя своего умирающего сына. Страдания этой богини смогли остановить даже мировую ладью верховного бога Ра, в которой тот проплывал по небу.

Символы и олицетворения богини

Большая роль в древнем Египте отводилась олицетворению и символизму. Исида нередко изображается как белая корова или же с женщина с головным убором, который напоминает диск солнца с рогами этого животного. Другим вариантом является изображение, в котором она представлена с головным убором в виде царского трона.

Поистине неограниченными были власть и силы, которыми была наделена эта богиня, согласно легендам. Она охраняла небесный горизонт в образе газели, защищала умерших, являлась покровительницей тканей и ткачества, а также погребальных саванов.

Талисманы и амулеты во имя Исиды

Множество талисманов изготавливалось во имя этой богини. Иероглифами на каждом из них отливалось ее имя. Даже на самые важные элементы, например, священных жуков скарабеев, распространялось это правило. Существовал также специально подобранный амулет, сделанный жрицами Исиды. Обычно его надевали усопшим на шею для последующей процедуры погребения. Этот амулет являлся сплавом яшмы, сердолика, позолоты или золота, при этом основное сочетание цветов - красное с золотым. Было создано множество подобных украшений. Их насчитывалось всего более двадцати моделей.

Где почитали богиню?

На всей территории Египта почитали Исиду. Самое известное на сегодняшний день святилище находилось на острове Филе. Это маленький кусочек суши, который спрятан посередине Нила. Именно здесь, согласно древним сказаниям, был упокоен Осирис, ее муж. Храм богини Исиды существенно отличался от других тем, что даже во время расцвета христианства сохранилось поклонение ее культу. Богиню было принято почитать также в Нубии. В Коптосе расположено еще одно святилище, известное на весь мир. Здесь муж богини Исиды - не Осирис, а Мин, древнее божество, властитель и покровитель пустыни.

Отметим, что ни один из египетских богов (кроме Серпаиса) не получил в античности такой популярности, как Исида. Храм ее в 4 в. до н.э. был сооружен на острове Делос (в Пирее). Также известны святилища, находящиеся в Кенхрее, Тифорее и других городах Греции.

Со 2 века до н.э. в Италии распространяется культ этой богини. Храмы, посвященные ей, возводятся в Беневенте, Риме, Помпеях и других городах. Известны памятники, свидетельствующие о ее культе, в Британии, Испании и Галлии. Сначала он был связан с почитанием Осириса, однако в греко-римскую эпоху Исида становится самостоятельной и принимает на себя множество функций супруга.

Роль культа Исиды в истории

Безусловно, культ Исиды сыграл значительную роль в истории развития Египта. И она была не только религиозной, но и общественной. Женская сущность богини в лице Исиды впервые выступала на равных с мужчинами, и выступала вполне успешно. Она была справедлива, хитра, мудра, обладала космическими силами. Исида - это богиня, которая достойна поклонения. Отрицательные стороны и человеческие качества ей не чужды, однако в основе ее покровительства заключены идеалы добра, а также истинные семейные ценности. О ней много писали античные авторы. Культ ее сильно повлиял на развитие христианства. Именно к образу Исиды с Гором на руках восходит образ богоматери с ребенком.

Статуэтки ее сохранились в качестве реликвий в нескольких средневековых церквях.

Как вызвать богиню Исиду?

Маги советуют: прежде чем вызывать духов, нужно узнать о них как можно больше. Кроме того, следует понимать, что далеко не каждой сущности следует безоговорочно верить. Ничто не мешает какому-нибудь злому духу обмануть вас для получения выгоды.

Для того чтобы вызвать Исиду (или любое другое божество), следует знать несколько правил. Следует проводить сеанс в темное время суток (лучше всего - с 12 ночи до 4 утра). Ритуал осуществляется при свете свечей, не должно быть электрического освещения. Следует заранее написать вопросы, которые вы планируете задать духу, на листке, а затем зачитывать их с него. Для того чтобы упростить Исиде задачу по проникновению в дом, можно открыть форточку или окно. Перед сеансом ладаном окуривают помещение. Он обладает свойствами, которые отпугивают низших сущностей. Не следует употреблять спиртных напитков перед ритуалом.

Соблюдение этих правил, конечно, не гарантирует, что вам удастся осуществить задуманное. Медиумы утверждают, что на зов начинающих приходят обычно низшие сущности. Поэтому советуем хорошо подготовиться и точно знать, для чего вам это необходимо, и нужно ли вообще.

Легенду об Осирисе и Исиде называют ядром египетской культуры. Существует несколько вариантов этой легенды. Один из самых распространенных гласит, что Осирис и Исида, брат и сестра, полюбили друг друга еще в чреве матери. Старший брат, Осирис, стал царем и заботился о своем народе, а Исида была его любимой женой. Именно Осирис вывел египтян из состояния дикости, дал им законы, научил почитать богов. Он ввел обработку злаков, положил начало сбору плодов с деревьев и виноградарству. Он много путешествовал по миру, распространяя тайны земледелья, и восхищенные народы отвечали ему преданностью и любовью. Однако его родной брат, Сет, завидовавший Осирису, возглавил заговор против него. Он и 72 его единомышленника убили Осириса, тело положили в сундук, а затем выбросили его в море. Волны отнесли сундук на берег Финикии, и произошло чудо: из него выросло великолепное дерево. Прибывшая Исида освободила останки царя и, по одному варианту легенды, оживила Осириса и зачала от него сына, а по другому -- доставила тело в Египет и укрыла его в болотах. Но Сет добрался и туда, извлек тело и, расчленив его на 14 частей, разбросал по всей стране. Безутешная Исида разыскала все части тела и каждую похоронила отдельно -- отсюда множество захоронений Осириса. По другой версии, когда Исида нашла тело своего царя, она вместе с Нефтидой исполнила поминальный плач, который теперь является традиционной частью похорон в Египте. Они пели: «Приди в свой дом, о прекрасный юноша, чтобы увидеть меня. Я возлюбленная сестра твоя, ты навеки неотделим от меня. Я не вижу тебя, но мое сердце томится по тебе, и мои глаза желают тебя. Приди к возлюбленной своей, приди Уннефер (благостный)! Боги и люди обратили свои лица к тебе и вместе оплакивают тебя … Я зову тебя и плачу так, что меня слышат боги на небесах, но ты не слышишь голоса моего. Но я сестра твоя, я снова и снова скорблю о тебе и зову тебя! … ». Этот плач о прекрасном юноше (или девушке, если речь идет, например, о Персефоне) - неизменная часть календарного мифа, посвященного смене времен года, в основе которого рассказ об умирающем и воскресающем боге, где за трагической и безвременной смертью следует воскрешение. Слезы и стенания сестер были услышаны на небесах, и сам Ра послал на землю Анубиса, чтобы именно он (ему в этом помогали Исида, Нефтида, Хор и Тот) составил из кусков тело мертвого бога, спеленал его полотняными повязками и совершил все те обряды, которые впоследствии стали проводить египтяне во время похорон.

Анубис (греческий вариант имени, египетский - Инпу), согласно одной из версий, сын Нефтиды и Осириса. Новорожденного мать прятала на болотах дельты Нила от своего мужа Сета; там юного бога нашла Исида и воспитала его. Анубис изображался в образе черного шакала или дикой собаки Саб, а также человека с головой шакала или собаки. Анубис-Саб считался судьей богов, центром его культа был город Каса (греч. Кинополь - город собаки), однако его главной функцией долгое время был трон царства мертвых (там он считал сердца пришедших в его царство), в то время как Осирис олицетворял умершего фараона. Впоследствии функции царя мертвых переходят к Осирису, а Анубис становится богом, ответственным за проведение бальзамирование тела, и участвует в мистериях Осириса.

Итак, после мумифицирования тела с помощью Анубиса Исида взмахнула своими крыльями, и Осирис ожил. Как известно, оказавшись в царстве мертвых он со временем получил его трон и стал носить титулы Господина Подземного Мира и Хозяина Вечности. Миф об Осирисе лежит в основе неколебимой веры египтян в воскрешение после смерти. Итак, если провести все манипуляции, которые совершили над телом Осириса, а в первую очередь, уподобить тело мумии, как это было с Осирисом, любой человек воскреснет - получит новую жизнь в ином мире, где правит любимый бог египтян.

Описанные события - заговор против царя - произошли на 28 году его царствования. В легенде об Осирисе и Исиде значительная роль уделяется их сыну Хору. С ним связана еще одна версия воскрешения Осириса. Выросший и возмужавший Хор жаждал мести и восстановления справедливости. Когда он победил в поединке своего дядю Сета, то отобрал у него магический глаз («око Хора») и дал проглотить мертвому отцу. Осирис воскрес, но, не захотев царствовать на земле, оставил трон сыну, а сам вернулся на престол подземного мира. В Древнейшую эпоху, когда возник культ Осириса, он воспринимался как бог производительных сил природы. Обычно его изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой в руках. Считалось, что, подобно всему растительному миру, он ежегодно умирает и возрождается. Сначала Осирис отождествлялся только с умершим царем, но затем каждый умерший египтянин уподоблялся в молитвах Осирису. Называя Осириса богом земных глубин, египтяне считали, что на его плечах покоится вселенная. Как бог мертвых и царь загробного мира, он воспринимался великим судьей. Считалось, что когда перед ним предстает покойный, его сердце взвешивается на весах для оправдания или наказания. С конца Нового царства Осириса отождествляли с богом Ра и изображали с солнечным диском на голове. В эллинистический период культ Осириса сливается с культом священного быка Аписа, и новый бог получил имя Сераписа. В Греко-римскую эпоху культ Осириса получил распространение в Европе и западной Азии.

Исида -- богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности, семейной верности, богиня мореплавания. Облик и функции любимой богини египтян на протяжении веков значительно менялся. В древнем варианте мифа об Осирисе, принадлежащем эпохе материнского права, Исида выступает против Хора, своего сына, защищая Сета, принадлежащего ее роду. В мифе о Ра Исида выступает как злая волшебница, которая сознательно насылает на верховного бога ядовитую змею, а затем спасает его после того, как он открывает ей свое настоящее имя. Знание его дает Исиде власть над верховным богом Ра. Однако постепенно Исида превращается в милосердную владычицу, любящую жену и мать. В древности Исида почиталась как богиня неба и ветра, поэтому часто изображалась женщиной с крыльями или птицей. Именно эта ипостась была необходима ей, когда пришлось разыскивать тело своего мужа: в виде коршуна она пролетала над его могилой и, согласно одной из версий, именно в этот момент осуществила зачатие своего сына Хора; в другой раз она обратилась в ласточку и парила, не узнанная Сетом; даже воскрешение Осириса связано с волшебным взмахом ее крыльев. Исида изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами. После создания Гелиопольского пантеона владычицей неба признается ее мать, богиня Нут, а сама Исида выступает в классическом образе супруги и помощницы Осириса.

Как царица и супруга Осириса Исида воспринимает и некоторые его функции: вместе с ним учит людей жать, растирать зерна; греки отождествляли ее с Деметрой. Наряду с представлением о том, что воды Нила вытекают из тела Осириса, существовала легенда о разливе великой реки, переполненной слезами Исиды, горюющей по своему супругу.

Указанные многочисленные функции Исиды далеко не исчерпывают полный перечень ее свойств. Может быть, именно эта многоликость обусловила широкую популярность культа Исиды в греко-римском мире, повлиявшем на христианскую догматику: образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды с младенцем Хором.

Нефтида -- богиня домашнего очага, младшая из детей Геба и Нут. Изображалась с иероглифом своего имени на голове и воплощала образ идеальной сестры, неизменный участник мистерий Осириса. Иногда Нефтида фигурирует как жена Сета и мать Анубиса, рожденного ей от Осириса.

Сет, или Сетх, -- бог чужих стран, олицетворение злого начала, убийца Осириса.

Гор, или Хор, -- божественный царь, сын Осириса и Исиды. Воплощением Хора на земле был фараон. Он был сыном Осириса, отомстившим за отца, его называли еще «сын Ра».Его представляли в образе сокола - властелина неба. В городе Летополисе, в восточной Дельте, существовал древний культ Гора, известного под именем Гор-мерти (Гор-глаза), глазами Гора были солце и Луна.

С культом Гора связано поклонение Хатхор - одной из главных богинь Египта. Изображалась она как женщина с головой рогатой коровы. В древнейший период она почиталась как небесная корова, родившая солнце. Хатхор, как и другие боги Египта, многофункциональна: ее считали доброй богиней, помогающей женщинам во время родов, называли кормилицей, а затем и женой Гора. Центр культа богини находился в городе Дендера, хотя посвященные ей храмы строились по всей стране, сам культ распространился в вНубии, Библе и Пунте. Семь Хатор олицетворяли семь египетских судеб, присутствовавших при рождении ребенка.

Исида была египетской Богиней Магии. Первоначально она была связана с престолом Египта, который обладал магической силой, потому что он мог превратить князя в короля.

Позже, Исида «поглотила атрибуты большинства других богинь и богов и стала верховным божеством, известным своими исцеляющими и искупительными способностями.

Она была сестрой и женой Осириса. В Древнем Египте, кровосмешение считалось нормальным в жизни египетских богов, поскольку оно поддерживало священный родословный божественный образ. Египетская богиня Исида была наделена всем тем, что древние египтяне больше всего уважали в женском образе. После смерти мужа она стала защитником мертвых. В своей любви и преданности Осирису, Исида стала символом любящей жены, а после того, как он отошел в мир мертвых, она стала символом Матери в своей защите и преданности к единственному сыну Хорусу.

Перед ее добротой и мягкостью преклонялись все, независимо от сословия: ей молились рабы и «грешники». Она также поддерживала дворян, богатых людей, королевскую знать. Она была союзником каждого...

Богиня Исида олицетворяла плодородие и любовь ко всему окружающему. Будучи богиней магии, она отображала смерть, исцеления и рождение. Исида использовала свои магические знания и связь с природой, чтобы помогать другим. Ей довелось стать первым ребёнком Бога Земли - Геба, и небесной богини Ореха.

Исида в магии

  • Значение: плодородие, вода, ветер, верность, супружество, магические искусства
  • Изображение: трон, солнечный диск, на руках богини - крылья.
  • Цвета: зеленый, красный, синий, черный
  • День - пн.
  • Атрибуты: молоко, вино, кедр, роза, рог, лазурит, полумесяц, змея.
  • Камни: обсидиан, золото, серебро, сердолик, лазурит.

Другие имена Исиды

Название «Исида», которое мы используем сегодня, происходит от греческой «Исиды», которую мы произносим как «глаз-сис», хотя греки говорили бы это скорее как «эс-эс». «Эсис», «Исия», «Иси» и «Эсия» - другие греческие вариации. На латинском языке ее имя стало «Исидой» и «Изидой».

И греческая и латинская формы, в свою очередь, происходят из древнеегипетских вариаций, «Асет» также пишутся как «Аусет» и «Аст». Окончательный «т» - традиционный женский суффикс в древнем Египте. В более поздние периоды его иногда отбрасывали в произношении. Все имена богини имели отношение к слову «трон».


Защитница мертвых

Важной ролью богини Исиды была роль защитника мертвых. Ей молились и просили помочь душе пройти долгий путь. Она является одним из хранителей саркофагов от злых духов. Исида охраняла сосуды, в которых содержались внутренние органы покойных. Она была связана с кайт-ястребом, который был замечен пролетая над мертвыми телами, и древние египтяне рассматривали его как форму защиты мертвых.

Великая любовная интрига

Миф об Исиде и Осирисе, возможно, является величайшим любовным романами древних времён. Осирис, брат и муж египетской богини Исиды, должен был наследовать мир и быть царем людей. Когда он был жив, он правил Египтом в своём человеческом обличье и считался великим и добрым правителем. Его любили как смертные, так и боги... кроме одного... ее младшего брата Сета. Сет был недоволен этим и начал испытывать большую зависть к мужу сестры.

В какой-то момент Осирис покинул Египет, чтобы распространить цивилизацию на другие земли, и Исида осталась ответственной за управление страной, а бог Тот был назначен ее помощником. Она прекрасно справлялась с новой миссией, но вот настало время для возвращения ее мужа. Но Сет обманул доверие Осириса, загнал в ловушку и убил его.

Когда Исиде стало известно о том, что натворил её брат ради наследства, она не могла смириться со смертью мужа и решила вернуть его. Сет, убив Осириса, разодрал его тело на множество мелких кусочков и разбросал его по всей египетской земле. На помощь Исиде пришел Анубис (внебрачный ребенок Осириса и ее сестры Нефтиды, которого Исида усыновила и воспитывала как родного). Вместе, Исида и Анубис собрали по кусочкам тело Осириса и сотворили первую египетскую мумию. Исида, приняв образ самки сокола, села на мужа и прикрыла его своим оперением, тихо пропела заклинание и зачала первенца (Хоруса) от мертвого мужа. К сожалению, никакая магия не была на столько сильной, чтобы вернуть мужа на трон, и он спустился царствовать в подземный мир, став Богом Преисподней.

Родив сына Хоруса, Исида вынужденна скрываться в восточной части реки Нил, чтобы защитить своего ребёнка от Сета. Она растила и воспитывала его до того момента, как он будучи взрослым смог получить законное наследство. На божественном суде Исида заставила Сета признаться в вероломном убийстве Осириса и передать наследство Хорусу. Очень долгое время Исида была рядом с сыном и помогала ему в борьбе с Сетом. Ей было известно, что Хорус станет не только мстителем за отца, в один день он придёт и по праву завоюет трон Египта.

Изображение Исиды

Существует два самых распространенных изображения Исиды, которые появляются в скульптурах, фресках и на саркофагах. Первое изображение - где она стоит на коленях или парит с распростертыми зелеными (когда цветными) крыльями. Иногда на этих изображениях ее кожа имеет синий оттенок. Второе изображение - где она носит головной убор из рогов коровы и солнечный диск, а также пояс, связанный с титом, волшебным узлом, который дает жизнь. В этом изображении она обычно сидит на троне и кормит Хоруса, или она стоит держа в руке систрумом (музыкальная погремушка).

На первом изображении крылья, головной убор, используемые цвета и изображенные жесты имеют символический смысл. Крылья Исиды символизируют либо соколов или воздушных змеев, которые являются хищными птицами. Они кричат звуками «напоминающие крики обезумевших женщин». Таким образом, крылья представляют собой как силу, так и траур. Они также символизируют воскрешающую силу Исиды, которая через оперение пытается дать дыхание мертвому мужу.

Время от времени крылья окрашиваются зеленым цветом, так как зеленый символизирует жизнь и воскрешение в египетском искусстве. Они также символизируют безопасность, потому что они изображены как распростертые, что является защитным жестом для египтян.

Ее головной убор - египетский иероглиф для престола, который также является иероглифом и для ее имени. Как иероглиф для престола, он представляет ее магические силы, потому что, как полагали, трон обладает магической властью. В дополнение к этому трон представляет собой «первичный порядок начала», потому что «в его формах лежит первоначальный холм», который «впервые появился из вод, как пригодная для жилья земля». Трон связан с кругом Исиды на голове, и благодаря этому головной убор усиливает веру в то, что сила короля зависит от нее. Головной убор часто изображается как синий, символизируя небеса и первобытный поток (и в связи с этим, жизнь и возрождение). Таким образом, головной убор указывает на способность Изиды дарить жизнь королю силой трона. Тот факт, что кожа Исиды иногда изображается в синем цвете, усиливает веру в ее силы над жизнью и смертью и ее значение для всех людей.

Стандартное толкование:
Я, Изида, древняя египетская богиня Неба, создающая ветер своими крыльями. Первые египетские мистерии были посвящены мне и моему супругу Осирису и легли в основу всех последующих религиозных культов. Я - покровительница оккультного знания и волшебства.
Я - тайна, интуиция и женское сознание.

Изида - греческая транскрипция имени древнеегипетской богини Исе(т) (этимология неизвестна), первоначально местной покровительницы Буто в Дельте, затем, по сопоставлении с богом соседних Бузириса и Мендеса - Озирисом - женское дополнение, сестра и супруга последнего, чему соответствовала и искусственная иероглифическая орфография обоих имен.
Подобно Озирису, Изида дочь Неба (Нут) и Земли (Кеба), олицетворение долины, оплодотворяемой Озирисом - Нилом.

Известен миф об убиении последнего Сетом, поисках его тела, плаче над ним Изиды, погребении его и воспитании её сына Гора в болотах Дельты.
Другой миф представляет её премудрейшей из людей, богов и духов и рассказывает, как ей удалось перехитрить владыку Ра, выпытав у него его сокровенное имя.
Как в древнеегипетской литературе, так и уклассиков (например, у Галена), Изиде приписывалось изобретение различных медицинских средств, магических формул (отсюда её эпитет "великая волшебством"), знание сокровенных вещей и т. п.

Культ её из Буто, потом Мендеса и Бузириса, благодаря илиопольской богословской системе, в которую она вошла, распространился по всему Египту, причем особенно привился в Мемфисе, Копте, где совершались мистерии, Филе, где был оракул её, действовавший еще в V веке по Р. X.
Во время преобладания культа Озирисова цикла в позднейшие времена Египта, с Изидой были сопоставлены женские божества других циклов и номов: Гатор, Баст, Мут, Нейт.
Во время эллинистического синкретизма дело пошло еще дальше, сопоставив с Изидой Астарту и Деметру и др. соответствующие иностранные женские божества.

Но скоро сделан был последний шаг и Изида стала почитаться за пределами Египта под своим именем. В Греции она имела храмы: в Тифорее Фокидской, Мегаре, Коринфе и др.; в Италию культ её проник еще в III в. до Р. X., но особенно привился во время империи, в эпоху увлечения восточными религиями.

Посвящены Изиде были: созвездие Сириус, дерево Персея и 4-й день из пяти вставочных, когда праздновалось её рождение.

Почитатели культа Исиды - рыбаки. Согласно мифу, когда с Гором случилось неприятность, они первыми прибежали на помощь.

Как богиня неба, она изображалась в виде коровы или красивой женщины с коровьими рогами на голове. Впоследствии владычицей неба становится мать Исиды Нут, а сама Исида принимает привычный образ помощницы и жены Осириса.

Почитали Исиду также и как богиню ветра, которая создает его своими крыльями, соответственно её изображали как соколицу или женщину с крыльями. Вместе с Нефтидой и богиней Хекет Исида выступает покровительницей рожениц - богиня облегчающая роды и определяющую всю судьбу новорожденных.

Как жена Осириса, Исида периодически принимает его функции. Согласно Диодору Сицилийскому, она научила людей растить зерна и жать их. Греки отождествляли Исиду со своей богиней-матерью Деметрой. Однако, чаще всего, функции земледельца исполнял сам Осирис. Вместе с мифами о том, что вода Нила вытекает из его чрева, существовало представление о том, что река разливается от слез Исиды, которая горюет по супругу. По традициям античности, Исида властвовала не только над реками, но и над морями и покровительствовала морякам.

Ни один из богов египетской мифологии (за исключением Сераписа) не получил столь широкой популярности в античности, как Исида. В IV веке до н.э. храм Исиды был сооружен в Пирее на острове Делос. Известны также святилища, посвященные ей в Тифорее, Кенхрее и других греческих городах.

В Италии ее культ распространяется, начиная со II века до н.э., ей воздвигаются храмы в Помпеях, Риме, Беневенте и других городах. Существуют памятники, которые свидетельствуют о культе богини Исиды в Британии, Галлии и Испании. Первоначально её культ связывался с культом Осириса, но в греко-римскую эпоху она становится самостоятельной и выдвигается на первый план, принимая на себя все больше функций супруга Осириса. Об Исиде много писали авторы античности. Культ Исиды также очень сильно повлиял на христианство. Образ богоматери с ребенком на руках восходит еще к образу Исиды с ребёнком Гором. Статуэтки богини остались как реликвии в некоторых средневековых церквях.

Говоря об Исиде, невозможно не упомянуть о самом мифе, рассказывающем историю борьбы Осириса и Сета, ибо это самая основа египетской культуры:

Миф об Осирисе, Исиде, Горе и Сете

Существует несколько вариантов этой легенды. Один из самых распространенных гласит, что Осирис и Исида, брат и сестра, полюбили друг друга еще в чреве матери. Старший брат, Осирис, стал царем и заботился о своем народе, а Исида была его любимой женой. Именно Осирис вывел египтян из состояния дикости, дал им законы, научил почитать богов. Он ввел обработку злаков, положил начало сбору плодов с деревьев и виноградарству. Он много путешествовал по миру, распространяя тайны земледелия, и восхищенные народы отвечали ему преданностью и любовью.

Однако его родной брат, Сет, завидовавший Осирису, возглавил заговор против него. Он и 72 его единомышленника убили Осириса, тело положили в сундук, а затем выбросили его в море. Волны отнесли сундук на берег Финикии, и произошло чудо: из него выросло великолепное дерево. Прибывшая Исида освободила останки царя и, по одному варианту легенды, оживила Осириса и зачала от него сына, а по другому - доставила тело в Египет и укрыла его в болотах.

Но Сет добрался и туда, извлек тело и, расчленив его на 14 частей, разбросал по всей стране. Безутешная Исида разыскала все части тела и каждую похоронила отдельно - отсюда множество захоронений Осириса.
По другой версии, когда Исида нашла тело своего царя, она вместе с Нефтидой исполнила поминальный плач, который теперь является традиционной частью похорон в Египте.
Они пели: «Приди в свой дом, о прекрасный юноша, чтобы увидеть меня. Я возлюбленная сестра твоя, ты навеки неотделим от меня. Я не вижу тебя, но мое сердце томится по тебе, и мои глаза желают тебя. Приди к возлюбленной своей, приди Уннефер (благостный)! Боги и люди обратили свои лица к тебе и вместе оплакивают тебя … Я зову тебя и плачу так, что меня слышат боги на небесах, но ты не слышишь голоса моего. Но я сестра твоя, я снова и снова скорблю о тебе и зову тебя! … ».

Этот плач о прекрасном юноше (или девушке, если речь идет, например, о Персефоне) - неизменная часть календарного мифа, посвященного смене времен года, в основе которого рассказ об умирающем и воскресающем боге, где за трагической и безвременной смертью следует воскрешение. Слезы и стенания сестер были услышаны на небесах, и сам Ра послал на землю Анубиса, чтобы именно он (ему в этом помогали Исида, Нефтида, Хор и Тот) составил из кусков тело мертвого бога, спеленал его полотняными повязками и совершил все те обряды, которые впоследствии стали проводить египтяне во время похорон.

Анубис (греческий вариант имени, египетский - Инпу), согласно одной из версий, сын Нефтиды и Осириса. Новорожденного мать прятала на болотах дельты Нила от своего мужа Сета; там юного бога нашла Исида и воспитала его. Анубис изображался в образе черного шакала или дикой собаки Саб, а также человека с головой шакала или собаки. Анубис-Саб считался судьей богов, центром его культа был город Каса (греч. Кинополь - город собаки), однако его главной функцией долгое время был трон царства мертвых (там он считал сердца пришедших в его царство), в то время как Осирис олицетворял умершего фараона. Впоследствии функции царя мертвых переходят к Осирису, а Анубис становится богом, ответственным за проведение бальзамирование тела, и участвует в мистериях Осириса.

Итак, после мумифицирования тела с помощью Анубиса Исида взмахнула своими крыльями, и Осирис ожил. Как известно, оказавшись в царстве мертвых он со временем получил его трон и стал носить титулы Господина Подземного Мира и Хозяина Вечности. Миф об Осирисе лежит в основе неколебимой веры египтян в воскрешение после смерти. Итак, если провести все манипуляции, которые совершили над телом Осириса, а в первую очередь, уподобить тело мумии, как это было с Осирисом, любой человек воскреснет - получит новую жизнь в ином мире, где правит любимый бог египтян.

Описанные события - заговор против царя - произошли на 28 году его царствования. В легенде об Осирисе и Исиде значительная роль уделяется их сыну Хору. С ним связана еще одна версия воскрешения Осириса.
Выросший и возмужавший Хор жаждал мести и восстановления справедливости. Когда он победил в поединке своего дядю Сета, то отобрал у него магический глаз («око Хора») и дал проглотить мертвому отцу. Осирис воскрес, но, не захотев царствовать на земле, оставил трон сыну, а сам вернулся на престол подземного мира.

В Древнейшую эпоху, когда возник культ Осириса, он воспринимался как бог производительных сил природы. Обычно его изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой в руках. Считалось, что, подобно всему растительному миру, он ежегодно умирает и возрождается. Сначала Осирис отождествлялся только с умершим царем, но затем каждый умерший египтянин уподоблялся в молитвах Осирису. Называя Осириса богом земных глубин, египтяне считали, что на его плечах покоится вселенная. Как бог мертвых и царь загробного мира, он воспринимался великим судьей. Считалось, что когда перед ним предстает покойный, его сердце взвешивается на весах для оправдания или наказания.

С конца Нового царства Осириса отождествляли с богом Ра и изображали с солнечным диском на голове. В эллинистический период культ Осириса сливается с культом священного быка Аписа, и новый бог получил имя Сераписа. В Греко-римскую эпоху культ Осириса получил распространение в Европе и западной Азии.

Священные растения Исиды - лотос, кедр, сикомор и роза, которая стала связываться с Исидой в эллинистическую эпоху, вероятно, в результате слияния образа Исиды с образом Афродиты и её символами.
Интересно, что потребность в розах для обрядов и ритуалов была настолько велика, что создалась целая индустрия по выращиванию роз, поскольку это приносило хорошую прибыль. Венок из роз оставляли на могиле как символ Исиды.

С Осирисом и Исидой связывали звезду Сириус (он появлялся накануне разлива Нила, предвещая плодородную почву, богатый урожай и уменьшение угрозы голода), а также Луну и лунный цикл (когда Луна умирает и возрождается). Когда Исида слилась с образами Афродиты и Астарты в римские времена, с ней также стали связывать планету Венеру.

Кроме того, есть узел Исиды, называемый Тиет (Тет), что можно перевести как "благополучие" или "жизнь". Очевидно, что он очень похож на Анкх. Возможно, узел являлся частью одеяния божества, а может быть, и её жриц. Использовался также как погребальный амулет:


Мой немного вольный перевод

Исида - это преданность и упорство, готовность перенести любые испытания ради любимого мужа. Магия для неё вовсе не цель, а всего лишь средство воскресить того, кого любишь. Она даже идёт на шантаж бога солнца Ра, чтобы заполучить то, что ей нужно для воскресения Осириса.
Она настолько любит мужа, что принимает его сына от Нефтиды, жены Сета.
В общем, идеал любящей и верной супруги. Богородица.
И какая тут нафик Верховная Жрица???

UPD Кстати, если кто не в курсе, есть довольно обоснованное мнение, что Богородица – это Исида "под псевдонимом". Поскольку в христианстве, в отличие от язычества, не было женского образа богини, то его просто перенесли на единственную женщину, которая подходила для этой цели – Богородицу.
Тем более, что Исида считается как женой, так и матерью верховного мужского божества.
Вот, сравните канонические изображения Исиды и Богоматери: