Египетская мифология: Хор. Египетская мифология: бог Гор Гор бог история рождения появления

  • Дата: 13.03.2024

14.03.2019

Культура Древнего Египта уникальна и интересна. Она завораживает своими загадками, не зря эта тема так любима режиссерами и писателями.

Турист, отправляющийся в Египет преимущественно за жарким солнцем и морскими волнами, обязательно проникнется интересом к прошлому этого государства. Ведь историей, настолько древней, могут похвастаться далеко не все современные народы.

Религия Древнего Египта

Составной частью культурного наследия этой удивительной страны является религия. Древние египтяне поклонялись разным богам, которые символизировали различные стороны жизни, начиная с явлений природы, заканчивая культурой. Была, например, богиня Саф, которая покровительствовала письменности.

Боги и богини Древнего Египта изображались в виде животных или людей с головами животных. Служители культа объединяли божества в семьи. Сегодня о родственных связях, жизни богов можно узнать из многочисленных древнеегипетских мифов.

В честь богов и богинь возводились храмы, которые служили для египтян не только местом поклонения богам, но и культурными и социальными центрами.

С наибольшим уважением жители долины Нила почитали божества, связанные с солнцем. Солнце было объектом поклонения, от него зависело, будет или нет урожай. Оно являлось символом бессмертия, так как каждую ночь небесное светило уходило за горизонт, “умирало”, а утром вновь возрождалось.

Бог Гор – один из главных богов древних египтян

Бог Гор или Хор относился к числу божеств, отождествляемых с солнцем. Он даже изображался в виде солнца с крыльями или в виде сокола. Существуют изображения Гора в образе человека с головой сокола. Следует отметить, что на современном египетском гербе можно видеть сокола, дань далеким традициям.

Гор в образе человека с головой сокола изображался прямостоящим или коленопреклоненным. На голове у него было одна из трех корон Египта – белая, красная или пшент, символизирующая единство страны, корона атеф, такая же, как у отца Осириса и корона хемхемет.

Древнейшее изображение Гора в виде сокола хранится во Франции, в Лувре, это стела фараона Кахеджета. Найдена она была в 1901 году при обследовании гробнице. Это прямоугольная каменная плита высотой 143 см, изображавшая гордо восседающего над змеей сокола. Изображение змеи в этом случае являлось иероглифом, обозначающим имя самого фараона.

Гор – один из древнейших богов древнеегипетского пантеона. Вероятно, что первоначально он являлся главным божеством племени воинственных охотников, помогавший настигать добычу. Когда вождь этого племени сумел покорить себе другие племена, Гор стал символизировать царскую власть.

Имя бога Гора в Древнем Египте было тесно связано с фараоном. Одно из пяти имен великого правителя было Гор. На одной из статуй бог в образе сокола прикрывает голову фараона. Таким образом, фараон являлся земным воплощением бога Гора.

У исследователей возникает вопрос, не являются ли боги Гор и Ра одним и тем же божеством. В период нового царства они действительно были объединены в единое божество Ра-Хорахти, но первоначально это было два разных бога. Об этом свидетельствуют тексты древних документов и изображения.

Вообще, Бог Гор известен в нескольких ипостасях, он объединял в своем образе различные божества. Одной из ипостасей является бог Гор Бехдетский. Он сын бога Ра, сопровождающий отца в его путешествии по Нилу и поражающий гарпуном врагов во главе с Сетом. Гор Бехдетский был женат на Хатхор и имел сына Гора – Сематауи. Именно этому божеству посвящен знаменитый храм в Эдфу.

Другой ипостасью этого божества был Гор, рожденный Осирисом и Исидой.

Родственные связи бога Гора

В мифологии Древнего Египта существует следующая информация о родителях Гора. У Геба и Нут родился первенец, которого бог Ра провозгласил владыкой и добрым царем. Он получил имя Осирис, затем на свет появился его брат Сет. Осирис вывел людей из дикости, научил ремеслам и земледелию. Он женился на Исиде, которая владела магией.

Осирис был добрым и справедливым царем, которого его народ любил и прославлял, но его брат хотел занять трон и заполучить власть, дарованную Осирису богом Ра. Злобный Сет убил брата Осириса и захватил власть. Тело брата он бросил в саркофаге в воды Нила. Но Исида, благодаря своей магической силе нашла тело мужа, извлекла из него жизненные силы и зачала Гора.

Тело Осириса она спрятала в надежное место, но Сет нашел его и, разрубив на 14 частей, разбросал по разным местам Египта. Исида нашла и собрала вновь в одно целое тело и перезахоронила его.

Став взрослым Гор вступил в схватку с Сетом. Сначала Сет одержал над ним победу, вырвав Гору глаз, который в мифологии фигурирует, как “Чудесное Око” или “Око Ра”. Затем богу Гору все же удалось одержать победу, оторвав Сету то, что делало его мужчиной.

“Око Ра” в дальнейшем Гор дал Осирису. Тот проглотил его и ожил. Он провозгласил Гора фараоном Египта. Сам Осирис стал управлять царством мертвых.

Если верить документам, то при земной жизни Гор был очень образованным человеком, ему удалось добиться безграничной власти и управлять своим народом.

Храм Хора в Эдфу

Древние египтяне часто объединяли своих богов в семьи. Троица богов Осирис-Исида-Гор наиболее почитаемая среди них. В честь этих богов было построено большое число сооружений культового назначения.

Одним из крупнейших памятников, посвященных богу Гору, является храм Хора Бехдетского в Эдфу, городе в Верхнем Египте на западном берегу Нила. Тем, кто отправляется в Египет, будет интересно посмотреть это удивительное сооружение, сохранившееся до наших дней почти без каких либо изменений.

За 20 веков храм не превратился в руины, так как был погребен под слоями отложений более поздних периодов истории. Только в 1860 году египтолог Огюст Мариет нашел этот памятник.

Храм имеет 139 метров в длину, 79 в ширину, высота пилонов составляет 36 метров. Это второй по размеру после Карнака храм Египта. Памятник построен по классическим архитектурным канонам Древнего Египта.

Вход оформлен массивным пилоном. За ним располагался двор, окруженный с трех сторон колоннами. Капители колонн оформлялись по-разному – три соседние никогда не походили друг на друга, но имели парные на другой стороне портика.

За двором располагались два зала. В первом, гипостильном было 18 колонн. Его стены оформлены сценами жертвоприношений. Во втором, зале явлений, колонн было меньше, общим числом 12, да и сам зал меньше и изящнее.

Далее располагался зал подношений, откуда шла лестница на крышу и череда небольших залов, были здесь часовни, посвященные другим богам, среди которых Осирис, Птах, Хонс. Далее путь вел в святилище. В древние времена туда доступ имели только великие жрецы и фараон. Стены храма украшены рисунками, где изображена победа Гора над Сетом и его союзниками. Враги бога Гора представлены в виде крокодилов и бегемотов.

Стены храма – источник большого количества сведений о Древнем Египте. Они содержат информацию по мифологии, астрономии, географии, строительству. На них расписано значение канонов и пропорций, взятых за основу при строительстве храма. Там же можно найти рецепты благовоний, которые применялись при совершении обрядов и список названий города Эдфу: Айн, Хебену, Месен.

Храм Гора взят за основу при оформлении египетского зала в Музее изобразительных искусств в Москве. Директор музея И. Цветаев специально в 1909 г. поехал в Египет, чтобы познакомится с уникальной архитектурой страны. Храм в Эдфу произвел на него неизгладимое впечатление. Он решил, что именно такая конструкция и такие размеры более всего соответствуют оформлению зала музея.

Многочисленные рельефы храма изображают Хора, его родителей Осириса и Исиду, жену Хатхор, которая приезжала к нему с пышной процессией из Дендеры. Есть здесь так же изображение Доблестного Хора, Золотого Хора, Хора Хенти-Хети.

Храм Хора в Эдфу является великолепным памятником архитектуры Древнего Египта, интересным как для ученых, так и для простых любителей истории.

Заключение

История Египта – это определенной степени, история всего человечества. Эта страна в древнейшие времена была местом, где зарождалась современная цивилизация. Интерес к ней огромен еще и потому, что слишком много тайн и загадок связано с прошлым древнего государства.

Египет – одно из прекраснейших мест отдыха на нашей планете. Туристы, которые сотнями и тысячами приезжают туда, имеют возможность окунуться в прошлое, увидеть легендарные памятники далекой цивилизации. Египет, его история, его боги никого не могут оставить равнодушным.

Как известно, одним из древнегреческих богов был Гор, который изображался в образе сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца и был сыном богини плодородия Исиды и бога производительных сил - Осириса.

Сам Гор являлся богом неба, царственности и солнца. Согласно древнеегипетской мифологии, Гор смог победить убийцу своего отца - бога ярости, разрушения, хаоса и смерти Сета и возглавил одну из "божественных династий" Древнего Египта. Именно после его правления все египетские фараоны олицетворялись с богом Гором и имели его символы. А может быть, мифология Египта рассказывает о реальных и давно минувших событиях далекой древности, а образ Гора - сокола на самом деле является эмблемой одной из реальных древних династий фараонов?

Так кто такой был Гор и почему именно изображение сокола было его "визитной карточкой" или гербом правящей династии? Если вспомнить историю то именно славян античные историки и писатели называли сколотами (соколами), и, как известно, именно сокол является гербом известной древнерусской династии Рюриковичей. Но это мы сейчас так считаем, а, может быть, княжеский род "Рюриковичей" имел свои корни в очень далекой древности среди царских династий скифов или даже еще раньше во времена арийской общности людей белой расы? И уж не представителем ли этого же царского рода был и Гор, правящий Египтом много тысячелетий назад?

Вот, например, что пишет А.Абрашкин в своей книге "Да, скифы мы!":


"Согласно египетским источникам, жители Палестины, проживавшие там с древнейших времен, состоявшие в постоянном сношении с Египтом и входившие в состав чужеземного населения восточной окраины дельты Нила, назывались хары (харии). Этим именем обозначался не только сам народ, но и обустроенная им страна. Она лежала на Сирийском прибрежье. По мнению египтолога Г.Бругша, под этим названием фигурировала Финикия, но вполне вероятно, что ее границы были значительно шире. В страну Хар и из нее ходили нагруженные товарами корабли, ее жители вели оживленную торговлю с Египтом, и если верить памятникам и папирусам, то на них смотрели в стране пирамид как на людей уважаемых и почетных... Наверное, читатель уже догадался, что хариями египтяне называли поселившихся в Палестине ариев, произнося первую гласную в их имени с глужим придыханием.

Хары имели свои поселения в Северном Египте, и у нас есть основания говорить об их влиянии на древнейшую историю Египта. В составе имен царей Раннего царства, например, неизменно упоминается бог Хор (Хар, Гор), представлявшийся в виде сокола. Всемирная история знает еще только один пример, когда бы имя верховного правителя государства соотносилось с соколом. Это русский князь Рюрик, имя которого сопоставляют с общеславянским соколоподобным богом огня и света Рарогом. Но более интересно даже не это. По-египетски имя Хора (Гора) означает "высота", "небеса" и отражает лишь часть функций бога, его способность парить в воздухе. Гораздо более полное отражение божественного имени мы находим в русском языке. Гор - это и гора, и гореть, это... и царь Горох, и Свято-гор и богатырь Горыня. Корень "хор" порождает не менее богатый ряд ассоциаций - "хор", "хорошо", "хоровод", солнце-бог Хорс. Русская этимология несравненно точнее характеризует образ египетского бога-сокола, а это верное указание на то, что рождался он на древнерусской (арийской) "почве".

Выходцы с Русской равнины побывали в Египте и, что называется, "приложили руку" к его истории. Но также совершенно очевидно, что роль пришельцев-северян должна была с каждым годом падать, а в какой-то момент они, как чужаки, однажды добившиеся власти над страной, вообще должны были превратиться во врагов. По-видимому, это произошло во время смуты в Египте и распада централизованной власти (XXII-XX вв. до н.э.). Именно с этим временем Помпей Трог связывает падение влияния "скифов" в Азии".

Пришельцы-хары отступили на земли Палестины и Сирии. Они объеинили вокруг себя и ряд других азиатских народов, проживавших на данной территории. Союз племен, образовавшийся на этих землях, египтяне называли страна Рутен. Это реальное, могущественное государство существовавшее в Передней Азии во II тыс. до н.э. Выдающийся египтолог Г.Бругш особо подчеркивал, что "в Ханаане составился великий союз народов единого происхождения, которых памятники называют общим именем "рутен"."... Египетские источники свидетельствуют о более чем полутысячелетнем противостоянии страны Рутен власти фараонов. В конце III тысячелетия до н.э. она стала центром сосредоточения ариев, мигрировавших в страны Средиземноморья. Сюда собрались беженцы и выходцы из Египта, Аравии и Месопотамии".

Кстати, похоже, что именно с этой арийской цивилизацией связан характерный ведический свастичный орнамент, который можно ясно увидеть на развалинах Баальбека, а также на обнаруженных на территории нынешней Турции древних мозаиках. Но вернемся к Древнему Египту. Так имеет ли род Рюрика или, вернее, его предков к царским символам Гора и династии египетских фараонов? Если имеет, значит какие-то отдаленные отголоски древних событий, свидетельствующие о посещении предками древних Русов земель Египта должны были сохраниться хотя бы в устной древнерусской традиции, до которой не смогли добраться фальсификаторы истории.

И оказывается, что упоминая о тех далеких событиях легко обнаруживается в "Сказах Захарии" в "Сказании о земле Орийской (Арийской)", где рассказывается о переселении предков древних русов под предводительством царя Сварога с гибнущей арктической прародины на землю Евразии. Когда, переселенцы нашли место для своего нового обитания, царь Сварог ушел с частью своих людей в Египет, чтобы помочь восстановиться его народу после глобального природного катаклизма и правил этим народом определенный срок.

Вот как об этих событиях рассказывается в самом "Сказании...": "Доплыли они до Великой речки, а там тоже люди по берегам стоят, уже дошли до них слухи о гибели земли Орийской. Принесли люди с Великой речки свежей еды, чистой воды и мяса и предложили возле них поселиться. И решили русы пока тут остаться. А царь Сварог сказал, что поплывет искать Египету - земли дальней. Остался русами Януш править, после Януша стал Вентырь, а Вентыря сменил Верша-царь, который верши для рыбы придумал.

Царь же Сварог со своими людьми плыл до Египету, и видели они по берегам огромных зверюг, которые погибли от холода, а также от голода и болезней. Много по свету царь Сварог ездил и других людей мирно жить учил - и как железо варить, землю раять, скот разводить, масло бить и сыр делать себе на потребу. И с тех пор как стали они жить и трудиться купно, то увидели, что меньше стало у них горестей. И правил царь Сварог в Египету тридцать лет, а когда вернулся, то Верша-царь уже свой век доживал".

Получается, что предки древних русов не только посещали Египет, но и правили там в качестве царей-фараонов. А значит, между соколиным гербом Рюриков и соколиной символикой Гора вполне может быть самая прямая связь. Получается, что убийство богом хаоса и разрушения Сетом египетского "допотопного" правителя - бога производительных сил Осириса - это аллегория, которая описывает картину гибели допотопной цивилизации и большей части египетского народа во время глобального катаклизма (Великий Потоп?). А победа Гора над Сетом вполне могла описывать приход на разрушенные катаклизмом земли Египта "царя Сварога" (Кстати, Сварог и Рарог вполне созвучны и, похоже, что происходят из единого корня) и восстановление под его началом погибшего египетского государства.

Есть и еще одно косвенное свидетельство того, что некогда египетским народом правили именно люди славянской внешности. Так, совсем недавно российские археологи смогли понять, почему получить разрешение у египетских властей на проведение археологических работ очень сложно и совсем уж практически невозможно - при обнаружении реальных объектов, связанных с подлинной древнеегипетской историей, которые в тайне от общественности под предлогом "реставрации" уничтожаются и фальсифицируются.

Вот, например, что рассказала об этом российский археолог Е.Качалова, обнаружившая вместе со своим мужем странные белые пятна на месте древних фресок в одной из египетских гробниц в Долине царей: "В Египет мы путешествуем давно, начиная с 2002 года. И на что мы обратили внимание в одной из гробниц... Я обратила внимание, что очень много стерто лиц, просто стерто. Если, например, фигура египетская - бог Тот с головой ибиса, то у него голова целая. А если фигура человека, то головы у него нет. На месте головы просто штукатурка вся ободрана. То же самое касается каймы платьев египетских женщин. и мужчин. Весь орнамент по краю платья стерт, хотя само платье хорошо сохранилось... ".

При этом, археологи Елена и Игорь Качаловы совершенно случайно оказались в месте подобных "реставрационных работ" и своими глазами увидели как египетские рабочие стесывают зубилами со стен древние фрески, а затем на зачищенных местах рисуют по трафаретам новоделы и все это затем выдается за египетские "древности". Почему же уничтожаются древние фрески и изображения? Какую тайну, не вписывающуюся в официальную историю, столь тщательно замалчивают и скрывают фальсификаторы и их слуги? Известно - какую. Тайну о том, что народом Древнего Египта во времена далекой древности правили предки русов-славян, которые пришли туда со своими дружинами.
Вот, что по этому поводу сказал И.Качалов: "Мы своими глазами увидели как, формально говоря, портятся, а фактически срезаются старинные фрески для того, чтобы нарисовать нечто новое. Нарисовать другой орнамент, нарисовать других людей. Потому что старинные орнаменты, вдруг, каким-то неожиданным образом, могут напомнить нам о русской истории". Супруги Качаловы заявили, что египтяне уничтожают в первую очередь те изображения, на которых изображены светловолосые и голубоглазые люди, не имеющие отношения к нынешним египтянам, а также солнечные орнаменты с ведической символикой древних славян. Значит, именно эту историческую правду стараются столь тщательно скрыть от человечества и в первую очередь от самих славян.
Это подтверждает и Е.Качалова: "Идет какая-то специальная акция по сокрытию определенных исторических моментов. И на что мы обратили внимание, когда были в последней гробнице - там некоторые еще уцелевшие и не побывавшие под ножом чистильщика фрески. И лица у этих нарисованных людей - славянские, т.е. совершенно не такие вот раскосые глаза как у египтян. Были и изображения типа воина с бородой".

michael101063 ©

=======================================
Перепост всего текста

Скопируйте весь текст в рамке и введите его в поле HTML-редактора у себя в ЖЖ, войдя туда через кнопку "Новая запись". И не забудьте внести название в заголовок и нажать на кнопку "Отправить в...".

Бог Гор - символ объединенного Египта Гор (Горус, Хор, Хорус) – бог неба и солнца в облике сокола, один из главных богов Египта с древнейших времен. Гор переводится как «небо», «высота».

Гор – одна из самых многосимвольных фигур в египетском пантеоне богов.

Древнейшие представления о Горе

Сокол, как покровитель и олицетворение правителей Древнего Египта, присутствует уже на Палетке Нармера, которая датируется ок. 3000 г. до н.э.

Божество в виде сокола почиталось в различных районах Египта еще в додинастическое время, до объединения Верхнего и Нижнего Египта.

По одним древнейшим представлениям египтян, Гор почитался как хищный бог охоты, впивающийся когтями в свою жертву. По другим - он плыл по небу на небесной лодке.

В этом космическом аспекте он тесно связан с солнцем, особенно утренним, как следует из одного из имен бога Ра – Горахути («Гор обоих горизонтов»). Большой сфинкс Гизы носил имя «Гор в горизонте». Солнце и луна рассматривались как глаза Гора.

Гор - покровитель фараонов

Гор (Хор) всегда тесно связан с фараоном. Одно из пяти имен земного правителя Древнего Египта – имя Гор.

На знаменитой статуе фараона Хефрена - cтроителя второй по величине пирамиды Египта - сокол (Гор) прикрывает своими крыльями его голову. Фараоны, как считали древние, были земной персонификацией Гора.

Связь между Гором и владыкой Египта возникла еще в додинастический период и сохранялась во все периоды и эпохи истории Древнего Египта - то есть более 3000 тысяч лет! Поэтому это божество не только одно из самых древних, но и одно из самых стабильных и постоянных богов в Древнем Египте.

В отличие от множества других божественных персоналий Гор никогда не утрачивал своего важного положения в иерархии египетских богов , пантеон которых насчитывал многие сотни богов.

У греков и римлян, завоевавших Египет, но быстро воспринявших и перенявших многое из египетской культуры, Гор также имел большую популярность и статус великого божества.

Многообразие Гора

Такая стабильность во многом объясняется тем, что в боге под именем Гор объединились разные божества, которых почитали древние египтяне в облике сокола с древнейших времен.

Современные исследователи выделяют две основные ипостаси Гора. Первым можно назвать Гора Бехдетского, который был сыном бога солнца Ра. Он сопровождает ладью своего отца в его путешествии по Нилу, поражая гарпуном всех врагов Ра во главе с Сетом . Гор Бехдетский считается мужем богини Хатор и отцом Гора-Сематауи. В Эдфу расположен грандиозный храм, посвященный Гору Бехдетскому.

От Гора Бехдетского отличается Гор, который был сыном Осириса и Исиды и боролся со своим дядей Сетом, убившим его отца. Мы особенно хорошо осведомлены о борьбе между Гором и Сетом благодаря многим различным источникам.

Этот сюжет упомянут в «Текстах пирамид », «Текстах саркофагов» и «Книге мертвых », имеется полная версия на папирусе. Различные греческие авторы, такие как Плутарх, также сделали запись частей или всего этого древнеегипетского мифа.

Известны и другие боги - Горы. Гор Старший или Великий Гор, который позже включен в качестве десятого бога в гелиопольскую эннеаду (он считался братом Осириса и Исиды), Гор-ребенок и другие.

"Глаз Гора" - "уджат"

Амулет "Глаз Гора" Важный эпизод мифа - тот, когда Гор теряет глаз - чудесное око, вырванный жестоким Сетом. Позже он возвращает глаз с помощью бога Тота или богини Хатор (по другой версии мифа). Поскольку Гор принес свое чудесное око Осирису, чтобы воскресить его к новой жизни (Гор дает проглотить око Осирису, и тот оживает), «глаз Гора» стал одним из важнейших священных символов и амулетов у древних египтян.

Стилизовнный "глаз Гора" в виде иероглифа повсеместно встречается в Египте в текстах, а также в качестве отдельных рисунков, элементов рельефа и т.д. "Глаз Гора" - "уджат" - был одним из самых распространенных амулетов в Древнем Египте. Его носили в первую очередь с целью защиты от ранений.

Иконография Гора

На изображениях Гор обычно предстает как сокол или как человек с головой сокола. На голове у него, как правило, соединенные вместе белая и красная короны - символ объединенного Верхнего и Нижнего Египта.

Однако может изображаться и в облике других сильных и мощных животных с головой сокола.

Как Гор-ребенок обычно изображается как нагой мальчик, он часто изображается с своей матерью Исидoй, сидящим у нее на коленях - позе, которая позже стала также традиционной для Девы Марии и младенца Иисуса в христианском искусстве.

У Гора было четыре сына - Амсет , Дуамутеф , Кебексенуф и Хапи, игравшие важную роль в погребальных обрядах древних египтян.

Каждый из сыновей Гора персонифицировал одну из четырех каноп - сосудов, в которых находились забальзамированные внутренние органы покойного.

По приказу бога Ра , собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту - разрубленные Сетом) члены Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. Исида в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат, и рождён для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.

Втайне вскормленный и выращенный матерью в болотах Дельты, Гор идет, «обутый в белые сандалии», на поединок с Сетом, требуя перед судом богов осуждения обидчика и возвращения наследства Осириса ему, единственному сыну умершего царя. После длительной тяжбы, продолжавшейся по одному варианту мифа восемьдесят лет, Гор признается правомочным (по-египетски «правогласным») наследником Осириса и получает царство; бог Тот записывает решение суда богов.

После этого Гор воскрешает своего отца Осириса, дав ему проглотить свое око (см. «Уаджет »). Однако Осирис не возвращается на землю и остаётся царём мертвых, предоставляя Гору править царством живых.


Гор в античности

Миф о Горе упоминается рядом греческих авторов . Сын Осириса, египетское божество. У Геродота он отождествлялся с Аполлоном . Созвездие Гора греки называли Орионом . Легендарный бог Света. Также был в древности богом Неба. Также был богом Солнца.

Изображался как человек с головой сокола. Или в виде самого сокола.

В египетской мифологии бог-сокол, особый покровитель царского дома и лично царя. Имя Гора входило в царскую титулатуру и слово "Гор" пред именем обозначало тоже что и "царь". А знак "сокола" обозначал термин "бог ".

Религия солнцепоклонников, что почитали Гора возникла еще во времена додинастических египтян, которые двигались на Север и путем завоеваний объединяли страну.

Существовало несколько форм бога Гора. Этот культ впитал в себя многие верования. Один Гор был братом Осириса , сыном небесной коровы Хатор. Второй Гор - сын бога Осириса и богини Исиды . Племянник бога Сета.

Ра в русле религиозного синкретизма также сопоставлялся с местными божествами света: Амоном (в Фивах), под именем Амона-Ра, Хнумом (в Элефантине) - в форме Хнума-Ра , Гором - в форме Ра-Хорахти. Последнее сопоставление было особенно распространено.

Гора почитали в Летополисе, городе, что был расположен недалеко от Мемфиса . Гора почитали в Эдфу. Гора Двух Глаз почитали в Шедену (Восточная Дельта).

В некоторых мифах богиня-скорпион по имени Селькит выступает как жена бога Гора.

Слияние образа Гора с другими богами: Бог Гор Двух глаз, что были представлены Солнцем и Луной был весьма популярен в Египте. Бог Гор ассоциировался с богом Харати (Горахути или Гормахис), и называтлся Гором Двух Горизонтов. Этот Гор был объединен с Ра, как солнечный бог Гелиополя и стал называться Ра-Харати. В результате символом бога Гора стал не сокол, а солнечный диск. Как золотой Гор он стал богом зари. В Летополисе был храм в честь Гора Безглазого, что символизировало Солнечное затмение. Был также Гор Открыватель Секретов.

Легенда о Горе Ра-Харати (Ра-Горахути) Когда царем Египта был еще великий бог Ра он отправился в Нубию со своей армией. И в Эдфу его встретил Гор. Причем, сказано, что Гор приветствовал Ра как своего отца. Но по легенде Гелиополя Гор был сыном Осириса, а сам Осирис был сыном Геба. И только Геб был непосредственно сыном Ра-творца. И это подтверждает тот факт, что Горов в Египте было несколько.

Ра поручил Гору преследовать и покарать врагов. И Гор бросается на них и убивает без пощады. Ра благодарит Гора за победу такими словами: "Ты убивал моих врагов. Ты наполнил воду кровью. Ты сделал воды красными и сердце мое радуется!" Затем Гор захватил в плен бога Сета, что возглавлял врагов Ра и привел его связанным к повелителю. И после этого Ра повелел Гору доставить пленного Сета к другому Гору, сыну богини Исиды. И младший Гор отрубил Сету голову, после чего тот превращается в великого змея и укрывается в земле. В этой легенде нет Осириса, и здесь жрецы Гелиополя явно хотели заменить Осириса богом Ра.


Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Хор (мифология)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гор. Гор Гор Бог неба, царственности и солнца … Википедия

    Система мифологических представлений монголоязычных народов Центральной Азии и Южной Сибири: халхасов, ойратов, бурят, многочисленных племён Внутренней Монголии (баргутов, хорчинов, чахаров и др.), а также калмыков, выделившихся из группы… … Энциклопедия мифологии

    Комплекс мифологических представле ний бурят Прибайкалья и Забайкалья булагатов, эхиритов, хоринцев, хонгодоров и др. Более основательно исследована мифология первых трёх этнических групп; для всех бурят характерно единство мифологических сюжетов … Энциклопедия мифологии

    У этого термина существуют и другие значения, см. Сет. Сет, Сутех (егип. Stẖ) … Википедия

    Ра Око Ра, или «Правый глаз Гора» Ра древнеегипетский бог солнца, верховное божество древних египтян. Его имя означает «солнце» (коптское PH). Центром культа был Гелиополь, где Ра был отождествлён с более древним местным солнечным божеством,… … Википедия

    ГОР - [Хор; егип. Hr высота, небо], в егип. мифологии одно из высших божеств, воплощенное в различных образах. В раннединастический период (3 е тыс. до Р. Х.) почитался как бог охоты. С кон. 3 го тыс. до Р. Х. существовало неск. его ипостасей: Г. сын… … Православная энциклопедия

    I Греция Древняя, Эллада (греч. Hellás), общее название территории древнегреческих государств, занимавших Ю. Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших своё… …

    См. также: Древнеегипетская религия Список египетских богов список сверхъестественных существ пантеона древних египтян, в который включены боги, богини, обожествлённые понятия, части человеческой (и божественной) сущности, чудовища,… … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Греция Древняя, Эллада (греч. Hellás), общее название территории древнегреческих государств, занимавших Ю. Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших своё влияние в… … Большая советская энциклопедия

Гор (Хор или Хорус) – один из самых значимых египетских богов. Ему поклонялся весь Древний Египет, начиная со Среднего царства и вплоть до Птолемеев и римского периода. Это божество имело много форм, и некоторые из них египтологи рассматривают как отдельные. В то же время разные формы характеризовали одно и то же многослойное божество. Они взаимодополняли друг друга в той плоскости, в которой древние египтяне воспринимали множественные грани реальности.

Самая ранняя форма этого божества выполняла функции защитника и опекуна фараонов Верхнего Египта. Затем бог Египта Гор стал неразрывно связан с жизнью в противовес Осирису, который олицетворял собой царство мёртвых. В соответствии с мифологией между этими божествами были семейные отношения. Осирис считался отцом Гора, а последний выступал как соперник бога пустынных бурь Сета.

Главный миф о Горе гласит, что бог Сет убил Осириса и разрубил его тело на части . Жена убитого Исида нашла останки мужа, сложили их вместе, и проводник в мир мёртвых Анубис сделал из них мумию. После этого Исида превратилась в самку коршуна, распласталась над мумией и забеременела. Так был зачат, а затем и рождён Гор. Мать прятала его от Сета в непроходимых болотах дельты Нила. Когда ребёнок вырос и возмужал, то отправился мстить за убитого отца.

Он сражался с Сетом долгих 80 лет и, в конце концов, одолел его. Во время одной из битв Сет вырвал у своего противника левый глаз. Но его подобрал Анубис и закопал в землю. Когда с Сетом было покончено, Гор выкопал глаз, вдохнул в него жизнь, и тот превратился в животворящее око. Его проглотил мумифицированный Осирис и ожил. После этого Гор начал править на земле, а его оживший отец отравился царствовать в мир мёртвых.

Гор оживляет мумию Осириса

С тех пор Гор приобрёл статус бога неба, солнца, войны и охоты. Фараоны стали считать себя воплощением этого божества на земле. А до этого они считались воплощением бога Ра. То есть Гор и Ра приобрели одинаковый статус, и в более поздний период египетской цивилизации первый вытеснил второго.

Древние мифы отправили Ра на небо плавать в лодке с солнечным диком на голове и освещать землю, а Гора приблизили к людям, сделали его самым почитаемым и великим из божеств. Изображали Гора в виде человека с головой сокола. Венчала её корона Верхнего и Нижнего Египта. Бога Ра тоже изображали с головой сокола, но венчала её не корона, а солнечный диск.

Особый интерес в мифологии вызывает противостояние Бога Египта Гора и Сета . Они поделили Египет между собой. При этом к первому отошли плодородные земли возле Нила, а второй забрал бесплодную пустыню и прилегающие к ней земли. Египтологи пытаются связать конфликт богов с реальными политическими событиями, которые происходили в Древнем Египте. В начале своей истории Верхнее царство (юг Египта) покорило Нижнее царство (север Египта). Возможно это как-то связано с мифом о вражде двух богов.

Противостояние Гора и Сета: Гор стоит справа, Сет слева, между ними находится Осирис

При этом нельзя Гора и Сета буквально приравнивать к двум половинам страны. У каждого из этих божеств были культовые центры по всему Египту. Поэтому миф о противостоянии двух богов скорее можно отнести к противоборству двух городов. Так в Верхнем царстве существовало два больших города: Нехен и Нагада. Гор был покровителем Нехена, а вот Нагада тяготела к Сету. Возможно, что конфликт между этими городами и отразился в древних мифах.

Очень важным символом в древнеегипетской мифологии был глаз Гора . Он нёс в себе функцию защиты. На древних изображениях этот глаз часто изображали рядом с матерью Гора Исидой. Похоронные амулеты также делали в виде глаза Гора. Так на одной мумии их нашли целых семь – из золота, фаянса, сердолика. По понятиям древних египтян такие амулеты защищали умершего в загробной жизни и отвращали зло. На египетских кораблях, на носу, было принято рисовать этот символ, чтобы обезопасить себя во время морского путешествия.

Глаз Гора

А почему бог Египта Гор на всех своих изображениях показан с головой сокола? Эта птица символизировала величие, власть, а также была неразрывно связана с охотой. Вот поэтому бога неба, солнца, войны и охоты увековечили с соколиной головой. А чтобы подчеркнуть неразрывную связь с фараонами, надели на соколиную голову корону Верхнего и Нижнего Египта.

Женой этого божества считалась богиня красоты, женственности, любви, веселья и плодородия Хатхор . Изображали её в виде женщины, голову которой венчала корона в виде коровьих рогов с солнечным диском внутри. Она, как и муж, защищала фараонов и заботилась о богатых урожаях.

Эта богиня родила четырёх сыновей. Все они стали верными слугами Осириса и связали свои судьбы с загробным миром. В древнегреческой мифологии аналогом Хатхор являлась Афродита.