Дворцы Древнего Египта. Дворец фараона. Описание дворца древнеегипетского фараона кратко Мастабы — архитектура Раннего царства

  • Дата: 29.11.2023

В местности, где не было и нет леса, в качестве строительного материала использовали необожженный кирпич-сырец, добываемый в долине Нила известняк, песчаник и гранит.

Какова философия архитектуры Древнего Египта?

Дворцы и жилища строились чаще всего из кирпича, а гробницы и захоронения - из камня. И этому есть своя причина.

Жизнь на земле - временна, поэтому рационально строить дома из менее прочного материала, а жизнь после смерти - вечна, следовательно и постройка должна стоять вечно.

Таково было мировосприятие древних египтян.

Из чего были сделаны здания в Египте, которые исчезли, не оставив и следа? Кирпичные дома, дворцы и городские стены рухнули, когда за ними перестали ухаживать, т.к. кирпич формировали из нильской грязи (ила) и соломы, а потом сушили на солнце.

Тайна египетской архитектуры

За исключением пирамид, египетские здания богато украшались картинами, каменной резьбой, иероглифами и объёмными статуями. Эти предметы искусства, величие и красота которых несравненны, рассказывают нам историю фараонов, богов, простых людей и природного мира: растений, птиц и животных.

Как древние египтяне смогли построить свои массивные сооружения с использованием примитивных инструментов, все еще остается загадкой не только архитектуры, но и египетской цивилизации.

Какие гробницы строили древние египтяне?

Погребения в Древнем Египте совершались на западном берегу Нила, где Солнце уходит в подземное царство.

Мастабы — архитектура Раннего царства

Архитектуру Египта в период с 3120 по 2649 годы до р.Х. представляют первые царские усыпальницы, называемые . Они были построены в Абидосе, древнем городе Верхнего Египта.

Представляют из себя усечённые пирамидальные строения, под которыми находятся мумии фараонов, членов их семей или придворных вельмож. Их форма напоминает обычную могилу огромного размера. Они отмечены стелой с начертанными именами.

В мастабах находились помещения для ритуальных предметов, необходимых в загробной жизни, посуды и сосудов для предложения еды и напитков. Здесь же хоронили слуг, наложниц, и других сопровождающих уход из этой жизни.


Мастаба Сешемнефера IV. Плато Гиза

Пирамиды — архитектура Старого Царства

Пирамиды Гиза. Архитектура Старого (или Древнего) Царства Древнего Египта

Были построены как гробницы фараонов с примерной датировкой с 2613 по 2467 до р.Х. Эти архитектурные сооружения стали первым чудом из семи чудес Света. Самая известная — Великая Пирамида в Гизе или пирамида Хеопса.

Долина царей — архитектура Нового Царства

Во время, начиная с 1500 и по 1069 гг. до р.Х. правители и вельможи устраивали свои гробницы в так называемой , предположительно, чтобы предотвратить грабеж своих усыпальниц. Это место ныне признано Юнеско объектом Всемирного Наследия.

Архитектура Древнего Египта: Долина царей. Захоронение Тутанхамона. CC BY-SA 3.0 , Ссылка

Архитектура Древнего Египта: храмы

В течение долгого времени египтяне строили многочисленные храмы вдоль Нила. Два из самых известных — в Карнаке и Луксоре. Эти впечатляющие сооружения, с их огромными колонными залами и пилонными воротами, были построены в честь усопших фараонов и почитаемых местных богов. Храмы были местами, где могли находиться боги и их божественные энергии, отделенные от всего остального в мире.


Архитектура Древнего Египта: храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри. Арх. Сенмут. Начало XV в. до р.Х.

Согласно легенде, первый храм появился на холме, поднявшемся из первозданного океана Нун. Изначальной формой жизни на этом холме было растение, которое облюбовал сокол, Хорус. Другая версия описывает цветок Лотоса как растение, из которого появилось Солнце. Впрочем, здесь нет противоречия. Потом были созданы люди. В знак благодарности живые существа начали строить храмы для почитания богов.

Так конструкция храма была заложена богами, и каждый последующий храм был копией первого. Жрецы проводили ежедневные ритуальные службы в честь божеств и фараонов, которым были посвящены храмы. В награду боги изливали на землю божественную благодать.


Архитектура Древнего Егмпта: храм Абу Симбел (Абу Симбиль) в честь Рамсеса II. Посвящён богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху (прибл. ХI в. до н. э.)

Какие боги были в Древнем Египте?

Древнеегипетская религия была сложной системой политеистических верований и ритуалов (многобожия), которые представляли неотъемлемую часть общества. Она концентрировалась на взаимодействии египтян со многими божествами, которые, как полагают, присутствуют в силах природы и контролируют их.

Какова конструкция дворцов?

Дворцы были резиденциями фараонов и их окружения. Они состояли из комплекса зданий, предназначенных для размещения правительственной штаб-квартиры и храмов. Очень мало сохранилось до наших дней.


Зарисовка изображения на саркофаге главного жреца V-й династии Равера, (Гиза). Хорошо видны дворцовые башни, удлиненные ниши, между ними двери и окна. Ссылка

Дворец делился на две части:

  1. одна для удовлетворения потребностей фараона — жилая,
  2. а другая - служебная или административная.

Дворцы приобрели характерные архитектурные очертания в конце 4-ого тысячелетия до р.Х, которые повторялись в течение большей части 3-его тысячелетия. По существу конструкция представляла прямоугольную структуру из высоких стен, увенчанных башнями. Вершины башен часто украшались богатым карнизом или панелями.

Дворцово-храмовые комплексы

К концу 3-его тысячелетия до рождения Христа дворец превратился во дворцово-храмовый комплекс. И ко второму он стал еще более сложным, с добавлением гипостильного (греч. hypóstylos - поддерживаемый колоннами) зала с гигантскими колоннами, ведущими к тронному залу.

Архитектура Древнего Египта: храм Мединет Абу в Луксоре в честь Рамсеса III (прибл. ХII в. до р.Х.) CC BY-SA 2.5 , Ссылка

Помещения для нужд двора располагались в одной половине дворца, в другой для нужд фараона. Правительственные здания, озера и сады в этих комплексах создавали великолепные условия для жизни правителей Египта.

Самый сохранившийся из таких дворцово-храмовых комплексов находится в Мединет-Абу . Он был построен Рамсесом III в течение двадцатой династии, около 1150 г. до н.э.. Когда фараон приезжал из своей главной резиденции в дельте Нила, то располагался во дворце рядом с храмами для поклонения Рамсесу III и богу Солнца Амону. Также в комплекс входили склады и жилища для жрецов.

Строили в основном из глиняных кирпичей, высушенных на солнце. В отличие от храмов, которые строили из камня на века, где поклонялись богам постоянно и во все времена, каждый из фараонов строил себе после вступления на трон новый дворец. Брошенные здания быстро ветшали и разрушались, и поэтому, как правило, от дворцов фараонов не оставалось даже руин. В лучшем случае на месте великолепных дворцов можно найти остатки стен и битую черепицу.

Дворцы фараонов Древнего царства

Меньше всего мы знаем об особенностях дворцовой архитектуры времен архаичного периода и Древнего царства . Предполагают, что внешний вид дворца фараона, его фасада повторяли формы архитектуры древних царских гробниц того времени. Гробница считалась домом усопшего в его загробной жизни, логично предположить, что она была похожа на его жилище в этой жизни. Исходя из этого предположения, стена дворца могла быть разделенной уступами с фигурными зубцами поверху. Немногочисленные сохранившиеся изображения дворцов фараонов свидетельствуют, что стены дворца были украшены барельефами и орнаментом.

Дворцовый фасад мы можем увидеть на знаменитой палетте фараона Нармера, на его фоне изображены победы, имя и титул фараона. Из этого изображения мы узнаём, что территория дворца, имеющая форму четырехугольника, была окружена крепостной стеной с башнями. На палетте обозначена и линия фундамента здания. Похожий дворцовый фасад изображен на могильной плите фараона Джета: на прямоугольном поле стены выделяются три высокие башни, украшенные тремя вертикальными чертами-лопатками. Между башнями можно увидеть два углубления, похожие на ворота.

Особенно наглядно о дворцовой архитектуре древних египтян рассказывают нам огромные саркофаги из базальта или известняка. Их резные украшения на каждой из четырех сторон изображают фасады царского дворца.

На известняковом саркофаге главного жреца V династии Равера, найденном в Гизе, хорошо видны дворцовые башни с удлиненными нишами, между которыми расположены двери и окна.

Дворец-замок

На основании всех дошедших до нас свидетельств, дворец фараона Древнего царства можно назвать дворец-замок.

Такая форма дворца сформировалась приблизительно в конце четвертого тысячелетия до н.э. и сохранялась потом в течение большей части третьего тысячелетия.

Этот прямоугольный параллелепипед, внешние стены которого обнесены были серией башен, равномерно чередовавшихся с глубокими нишами; внутренний массив имел дворы и покои, расположенные по углам. Внешние фасады дворца украшены близко поставленными, высокими пилястрами, соединенными наверху и часто обрамленными богатым карнизом и декоративным панно.

Помещения во дворце фараона делились на два больших сектора: Первый включал в себя официальные помещения царя и его семейства: тронный зал, большой зал аудиенции, и, наконец, помещения, используемые «хозяином двух тронов», «хранителем короны», «хозяином дворца» и «главой царских регалий», который руководил самим двором и всеми сложными церемониями. Он отвечал за царский гарем, многочисленных придворных дам, целую армию служащих, ремесленников, дворцовых рабочих, художников, врачей и парикмахеров. Рядом были расположены «Царский суд» и «Палата работ» под председательством «Дворцового архитектора и строителя царского флота».

Второй сектор состоял из «Красного дома» или «Дома вечности» (Министерство царского и государственного культа), «Белого дома» (Министерство финансов), «Дома руководителя вооруженных сил», соединенного с казармами армии фараона, «Палаты печати» (Министерство налогов) с высоко организованным кадастром и национальным реестром собственности.

Максимального блеска дворец-замок фараона достиг при IV династии, когда фасад завораживал игрой пустот и заполненностей, подчеркнутой вертикальными линиями и выступающими элементами, что показывало высокий уровень архитектурных и технических знаний египтян.

Дворцы фараонов Нового царства.

Дворец-храм

К концу третьего тысячелетия до н.э. дворец-замок прекращает свое существование. Требования с приходом второго тысячелетия становятся сложнее и разнообразнее: разрастающаяся империя требовала все большего престижа и все более изощренных инструментов власти.

Теперь во дворце размещались официальные апартаменты царя и его двора; это было место, где правил властелин мира, и дворец приравнивался к храму. Центральным стал заполненный гигантскими колоннами гипостильный зал, ведущий к тронному залу, тоже с колоннадой. Рядом с ним располагались перед большим вестибюлем, также украшенным колоннами и пилястрами, «Зал празднеств» и вспомогательные помещения для придворных и слуг. Архитектурные формы акцентировали внимание на проходе, соединяющем вход-атриум с тронным залом, который часто сравнивали с молельней в храме.

Во время царствования Эхнатона (1372-1354гг. до н.э.) произошли изменения в архитектурном стиле резиденций фараона и правительственных сооружений.

В тогдашней столице городе Ахетатон в Тель-эль-Амарне архитектурный комплекс состоит из официального дворца с тронным залом и залом для празднеств, резиденции-дворца фараона и его семейства, зоологического сада с экзотическими животными, гарема, из нескольких внутренних дворов, где располагались цветники, висячие сады, бассейны с рыбками.

Дворец-резиденцию Эхнатона называют Серебряный или Северный Он представляет собой дворец-храм. При входе во дворец, по обеим сторонам дворика возвышается святилище, другие постройки также имеют религиозное назначение. За ними следует центральный двор, в середине которого находился бассейн. В южной части дворца помещалась прислуга, в северной был расположен зверинец. Жилые помещения (собственно дворец) располагались в восточной части архитектурного комплекса. Именно здесь находились апартаменты фараона, женская половина и комнаты для гостей. Внутри здания находились небольшие дворики с верандами, вокруг которых размещались галереи, жилые помещения, колонные залы и т. д.

В центре Ахетатона находился большой храм Атона, а рядом с ним по обеим сторонам Царской дороги, возвышался большой, так называемый «официальный», дворец фараона. Это была официальная резиденция фараона. Жилая часть располагалась в восточной части дворца, западное крыло простиралось до самых вод Нила. Через огромный колонный зал можно было войти в тронный зал. В западной части дворца фараона находились и другие помещения, необходимые для официальных церемоний. Здесь был большой двор с колоссальными статуями фараона. Здания различных административных и правительственных учреждений примыкали к дворцу.

Западная и восточная части дворца Эхнатона были соединены крытым мостом-переходом. Под ним проходила главная улица города – Царская дорога. В этом переходе располагалась ложа фараона, где он являлся перед народом, оказывал милости и вершил суд.

Великолепные фрески украшали стены дворцов. Это веселые и жизнерадостные картины, изображающие зверей и растения, свидетельствуют о любви к жизни и высоком чувстве прекрасного.

Фараоны XIX и XX династий строили свои дворцы рядом с заупокойными храмами. Руины фундамента архитектурного ансамбля дворца фараона Рамсеса III в Мединет-Абу позволяют воспроизвести планировку дворца.

Через ворота первого пилона можно попасть в первый двор храма. Он служил одновременно и дворцовой площадью. В западную часть двора выходил и дворцовый фасад.

На веранде за колоннадой находился балкон, предназначенный для явления фараона перед простыми смертными. Часть дворцового фасада, где находилась ложа фараона, была немного выдвинута вперед. Обе стороны этой ложи украшали барельефные изображения фараона, на которых он поражал врагов. На барельефах, расположенных ниже, радующиеся и танцующие люди славили силу и мудрость фараона. Дворцовые ворота открывались в средней части фасада. За воротами начинался зал-вестибюль, за ним следовал зал для приемов с шестью колоннами. Далее размещались жилые апартаменты фараона. Они представляли собой анфиладу множества залов с колоннами. Здесь был и тронный зал, и личный покой фараона и ванная комната.). со спальней и ванным помещением. Покои для жен фараона тоже состояли из множества комнат. Каждая из жен имела ванное помещение. Длинные прямые коридоры облегчали переходы из одних апартаментов дворца в другие, а также наблюдение и охрану, потому что Рамсес III, наученный своим горьким опытом, был подозрителен и осторожен. Северная сторона дворца выходила на площадь. Рамсес III называл свой дворец «домом радости».

Окруженный храмами и другими зданиями, дворец фараона Древнего Египта фактически представлял самодостаточный город.

Правитель жил во дворце в окружении многочисленных чиновников и слуг.

Главный царский дворец строился в столице Египта. В других городах для фараона строились несколько менее пышных резиденций, в которых он останавливался во время путешествий по стране.

Вокруг царских дворцов разбивали огромные сады с большими бассейнами или прудами, по которым могли плавать лодки. Воду в прудах регулярно меняли. Бассейны, как правило, были прямоугольными и облицовывались камнем.

Правители Древнего Египта высаживали в садах завезенные из других стран растения, неведомые в Египте.

В садах росло множество деревьев: гранаты, пальмы, акации, ивы, тисы, персики. Там семья фараона могла наслаждаться прохладой, спасаясь от палящего солнца. Сад при дворце фараона приобретал особую важность и значительные размеры.

Данная статья посвящена краткому описанию дворца фараона в Древнем Египте. Как и у любого другого человека, у фараона был свой дом, где он проживал со своей семьей. Но высокое положение этого человека не предусматривало жизни в обычном доме, поэтому для фараона и членов его семьи строились дворцы. Их возводили либо в составе храмового комплекса, либо как самостоятельное сооружение, но имеющее храмовую постройку на своей территории.

Самым распространенным строительным материалом для постройки дворца были глиняные кирпичи, высушенные на солнце. Такие дома получались недолговечными, в отличие от храмов, для строительства которых использовались камни. Это связано с тем, что каждый фараон, вступивший на престол, стремился построить себе свой собственный дворец. Здание, принадлежавшее его предшественнику, оказывалось заброшено и в ближайшее время приходило в негодность. Именно благодаря этому факту до наших дней сохранилось не так много сведений о том, какими были дворцы фараонов, особенно в эпоху Раннего и Древнего царства.

Есть предположение, что внешний вид дворца был такой же, как и царских гробниц. Это связано с особенностями религиозного мировоззрения египтян, которые считали, что после смерти человек продолжает жизненный путь в загробном царстве. Соответственно, дом для жизни на том свете должен быть почти таким же, как жилище, используемое при жизни.

До наших дней сохранилась палетта фараона Нармера. На ней можно увидеть изображение дворца, имеющего четырехугольную форму и обнесенного крепостной стеной. Также судить о том, какими были дворцы, можно по изображениям, нанесенным на саркофаг. На каждой стороне саркофага можно увидеть фасады здания, в котором проживал фараон и его семья.

Исходя из сохранившихся источников можно сделать вывод, что в эпоху Древнего царства среди фараонов была популярна такая постройка, как дворец-замок. Он имел прямоугольную форму, был огорожен стеной, представляющей собой серию башенных строений. Что касается внутреннего обустройства, дворец делился на две зоны. Одна из них была предназначена для официальных царских помещений - тронный зал, зал для аудиенции, и многие другие. Вторая зона включала в себя помещения, предназначенные для министерств.

Такая форма, как дворец-замок, перестала существовать с началом эпохи Нового царства. Это связано с ростом могущества Египта. С этого времени дворец фараона, считавшегося божьим сыном и властелином всего мира являлся храмом. Тронный зал напоминал молельное помещение в храме. Постройку украшали колоннами и пилястрами.

Также следует обратить внимание на дворец, построенный фараоном-реформатором Эхнатоном. Он перенес столицу в Тель-эль-Амарну, назвав ее Ахетатон. Там и расположилась резиденция правителя. Дворец также представляет собой храмовую постройку, включавшую в себя не только тронный зал и резиденцию фараона и его семьи, но и зоологический сад, гарем и внутренние дворы, в которых расположились цветники. Резиденция Эхнатона расположилась по обеим сторонам от храма божества Атона.

После смерти Эхнатона его город был заброшен, жрецы и новые правители приложили все усилия, чтобы искоренить реформы этого царя.

Спустя годы фараоны стали строить свои жилища неподалеку от заупокойных храмов. Вместе со всеми постройками дворцы фараонов Древнего Египта представляли собой, если описывать кратко, полноценный город внутри города, включающий в себя все необходимое. Также помимо официальной резиденции, находящейся в столице Египта, у правителя были дома, расположенные на территории всей страны. Он находился в них, когда путешествовал по государству, и они были не такими богатыми и пышными, как столичная резиденция. Как правило, дворцы фараонов в Древнем Египте были окружены роскошными садами, где правитель и его семья могли насладиться прохладой.

Современников безмерно восхищал царский дворец в Пер-Рамсесе. К сожалению, их описания ничем не подтверждены. Даже точное местоположение дворца неизвестно. Раскопки не принесли на этот счет никаких позитивных результатов.

В Дельте известны и другие царские резиденции. Остатки дворца были обнаружены в Кантире,* деревушке под сенью двух пальм, в двадцати пяти километрах к югу от Пер-Рамсеса. Когда фараон ожидал свою невесту, дочь хеттского царя, которая, стремясь к своему нареченному, пересекла в середине зимы всю Малую Азию и Сирию, он из галантных побуждений построил в пустыне между Египтом и Финикией укрепленный дворец, где собирался ее встретить. Несмотря на удаленность, в этом дворце было все, что душа могла пожелать.

В своем городе к западу от Фив Рамсес III имел дворец, который называл «домом радости». Остатки его были раскопаны и изучены археологами Чикагского восточного института. Фасад дворца выходил на первый двор храма. Украшавшие его рельефы красноречиво свидетельствовали о могуществе фараона. На них Рамсес избивал врагов булавой, в сопровождении блестящего эскорта посещал свои конюшни, на колеснице, в боевых доспехах готовился повести войска в бой и, наконец, вместе со всем своим двором следил за борьбой и упражнениями своих лучших воинов. В середине фасада был пристроен богато изукрашенный балкон для появлений царя перед народом, под балконом четыре изящные колонки в форме стеблей папируса несли трехчастный рельеф: в нижнем регистре был изображен крылатый солнечный диск, в среднем - пальмы, а верхнем - уреи с солнечными дисками на головах. Здесь появлялся фараон, когда народ допускался на храмовой двор в честь праздника Амона. Отсюда он раздавал награды. Балкон этот сообщался с царскими покоями. Они представляли собой анфиладу множества залов с колоннами (в том числе тронный зал, личный покой фараона и ванная комната). От покоев царицы их отделял вестибюль. Покои царицы тоже насчитывали множество комнат. Длинные прямые коридоры облегчали переходы из одних апартаментов дворца в другие, а также наблюдение и охрану, потому что Рамсес III, наученный своим горьким опытом, был подозрителен и осторожен.

Тронный зал, если судить по глазурованным плитам, найденным здесь более тридцати лет назад, и фрагментам рельефа, обнаруженным сравнительно недавно американской экспедицией, выглядел довольно сурово. Фараон повсюду представлен в виде стоящего сфинкса, а также его царскими картушами.* Враги Египта изображены связанными у его ног. Они облачены в богатые одеяния, расшитые варварскими узорами, при этом художник постарался как можно точнее передать их лица, прически и украшения. На ливийцах мы видим татуировку, на неграх - крупные серьги, у сирийцев на шее - медальоны, у кочевников-шасу* - заколотые гребнями длинные, отброшенные назад волосы. Однако, надо думать, личные покои фараона и царицы украшали росписи и рельефы на более приятные темы.

Царские жилища занимали не особенно большую площадь. Это было квадратное сооружение со стороной менее сорока метров. Несомненно, фараон не останавливался здесь надолго, потому что у него был дворец и на другом берегу. В Дельте дворцов построено предостаточно, только выбирай! Мемфис, Он, Пер-Рамсес всегда радовались приезду фараона. Но он затеял еще одно строительство между Оном и Бубастом, на месте, которое арабы называют Телль-эль-Яхудиа; здесь и найдены глазурованные плитки того же типа, что в Мединет-Абу.

Время так безжалостно обошлось с дворцами фараонов Сети и Рамсесов, что, для того чтобы составить более ясное представление о дворцах фараонов Нового царства, нам приходится обратиться к царской резиденции Эхнатона, отстоящего по времени от этих фараонов совсем недалеко.

Пол колонных залов украшает мозаика - пруд с рыбами и водяными лилиями, окруженный зарослями камыша и папируса, с летящими над ним водоплавающими птицами; с воды взлетают дикие утки. Колонны обвиты виноградными лозами и плетями вьюнка. Капители и карнизы прекрасно инкрустированы. На стенах изображены сцены из жизни царской семьи: царь и царица сидят друг



Рис.: Роспись полов во дворце Эхнатона в Ахетатоне

против друга: Эхнатон - в кресле, Нефертити - на подушке. На коленях у нее младенец; старшая из царевен обнимает младшую; две другие играют рядом на полу. Многие ученые утверждают, что не встречали более очаровательной сцены в египетском искусстве, но это, пожалуй, преувеличение. В самом деле, пруды, папирус, птицы, животные - все это классические персонажи рельефов. А в Мединет-Абу мы видим фараона, окруженного очаровательными наложницами. Можно с уверенностью утверждать, что дворцы фараонов XIX и XX династий украшались с такой же роскошью. Как и во времена Эхнатона, стены, потолки, мозаичные полы, колонны и карнизы радовали глаза и душу свежестью красок и образов. Богатая мебель, роскошные украшения и одежды создавали исключительно изысканный ансамбль.

План у Petrie. Illahun, Kahun and Gurob, табл. 14.

Общее описание города и главных зданий см.: Pendlebury. Les fouilles de Tell el Amarna. P., 1936. План, с. 63.

Общий план Карнака: Topographical bibliography, II, 2, 98.

* Обычно пишут о знаменитом ливанском кедре. Однако еще в 1916 г. В. Лорэ доказывал, что термином «аш» обозначали благородную киликийскую пихту. Этой точки зрения придерживается его ученик П. Монтэ, и в настоящее время она наиболее популярна.

Wr. All., II, 30, 31.

Topographical bibliography, II, 112; Robichon et Varille. En Egypte, couverture.

The Oriental Institute of the University of Chicago, Communications, № 15, l, 28; № 18, frontispice.

Так, например, выглядят процессии в храмах Мединет-Абу и Абидоса (Medinet-Habu, Wr. Atl., II, 184-190).

Montet. Le drame d"Avaris. P., 1941, главы II и IV.

Montet. Tanis. P., 1942, c. 9, 23, 107, 128.

Papyrus Harris I, 78, 8.

Там же, с. 6.

Там же, с. 27-29.

Chassinat. Dendara. T. I, табл. 15; Robichon et Varille. Le temple du scribe royal Amenhotep, fils de Hapou. Le Caire, 1936, c. 35.

Pendlebury. ук. соч., с. 114, 140.

Fougerousse. Le grand puits de Tanis. - K?mi. V, 71-103.

* Шадуф - колодец, «журавль», изобретенный в Египте в эпоху Нового царства.

Posener. La premiere domination perse en ?gypte. Le Caire, 1936, c. 15-16.

ASAE, XVIII (1918), 145.

* П. Монтэ полагает, что именем Сесострис античные авторы называли Рамсеса II. Однако это собирательный образ, включивший черты нескольких великих царей (в частности, кроме Рамсеса II - Сенусерта III), а в более поздних античных сочинениях, видимо, и Александра Македонского.

* См. Послесловие.

ASAE, XXX, 40, 41.

Bibl. eg., VII, 12; ср.: Drame d"Avaris, c. 135-136.

The Oriental Institute of the University of Chicago, Communications, № 7, c. 1-23.

* В картуш - овал - заключалось имя фараона, данное ему при рождении. Выделение в текстах царских имен картушами сыграло важную роль при дешифровке египетских иероглифов.

* Племена, кочевавшие на Синайском полуострове и в Южной Палестине.

ASAE, XI (1910), 49-63.

Pap. Harris. I, 29, 8; Montet. Tanis. T. II.

Petrie. Tell el Amarna, c. 2-4; Davies. Mural Paintings in the City of Akhenaten. - J. E. A., VII, табл. l и 2.

Mem. Tyt., V, 28-29. О доме Табубуи см.: Maspero. Contes populaires. 4е?d., c. 147.

Davies. Neferhotep, c. 14.

Pendlebury. ук. соч., с. 127-149.

Там же, с. 152, 153.

Wr. All., I, 60; Mein. Miss. fr., XVIII, I; Urk., IV, 1046-1047.

Wr. All., I, 278 (Сад Миннахта).

Сад Рехмира: Wr. All., I, 3; Сад Себекхотепа: там же. Т. I, 222; Сад Аменемхеба: там же. Т. I, 66; Сад Кенамона: Davies. Ken-Amun, 47; роспись из Британского музея. 37983: Wr. All., I, 92.

Davies. The Town House in Ancient Egypt. - Metropolitan Museum Studies, I, may 1929, c. 233-255.

Один из этих экспонатов - в Каирском музее, другие - в Лувре, cf. K?mi, VIII.

Davies. ук. соч., с. 242. 243, 246, 247.

Рар. Ebers, recettes 840, 852, табл. 97-98.

* Речь идет о карликах. См.: Хрестоматия по истории древнего Востока (ХДВ). М., 1980, ч. I, с. 26.

Изящные кресла, прекрасно сохранившиеся, извлечены из гробниц Эйе и Тэйе и из гробницы Тутанхамона. В храмах и гробницах сохранилось множество великолепных изображений. Например: Mem. Tyt, V, 5, 9, 25; там же, IV, 7; Th. T. S., I, 15-16; там же. V, 41, 43.

Роспись во дворце Эхнатона: Pendlebury. ук. соч., с. 14; J. Е. А., VII.

Поразительная коллекция таких ваз, извлеченных из подземелий ступенчатой пирамиды, выставлена сегодня в музее Саккара. А те, что найдены в Абу-Роаше, см.: K?mi, VIII.

Montet. Vases sacr?s el profanes du lombeau de Psousenn?s. - Monuments Pioе. T. XXXVIII (1941), c. 17-39; Maspero. Essais sur l"art ?gyptien. P., 1912, c. 189-216; Edgar. The Treasure of Tell Basla. - Mus?e ?gypеien. T. II, c. 93, 108; Vernier. Cat. Caire, Bijoux el orf?vreries, c. 104, 106.

Medinet-Habu, 38, 55.

Davies. Ken-Amun, c. 13, 20.

Montet. Vie priv?e, табл. 13 и с. 145.

Самые ранние храмы Древнего Египта появились в середине 4-го тысячелетия до н.э и напоминали тростниковые хижины. Последним из построенных египетских храмов был Храм в Филах, который прекратили использовать в 6-м веке нашей эры. Не удивительно, что эта подборка охватывает большое разнообразие разных сооружений, построенных за огромный промежуток времени. Ваше путешествие по Египту не будет полным без посещения одного из этих мест.

Великий Храм Мединет-Абу

Расположенный на Западном берегу реки Иордан в Луксоре, Мединет-Абу является арабским названием огромного храмового комплекса. По своим размерам он уступает только Карнаку, но при этом гораздо лучше сохранился до наших дней. Фараоны Хатшепсут и Тутмос III построили на этом месте небольшой храм в честь Амун. Рядом с их храмом Рамзес III построил свою гробницу - самый большой сохранившийся памятник комплекса Мединет-Абу . Рамзес III окружил комплекс храмов большой кирпичной стеной, охватившей склады, цеха и жилые дома.

Храм Ком Омбо

Среди величайших храмов Древнего Египта невозможно не отметить Ком Омбо. Расположенный на высокой выходящей на Нил дюне Ком Омбо представляет из себя необычный двойной храм. Его построили во время правления династии Птолемея. Первоначальный храм начали строить при Птолемее VI Филометоре в начале второго века до н.э. Ком Омбо на самом деле включает два различных храма, зеркально отражающих друг друга. У них есть два входа, два суда, две колоннады, два гипостильных зала и два святилища.

Колоссы Мемнона

Построенные приблизительно в 1350 до н.э. Колоссы Мемнона представляют собой две большие каменные статуи. Они изображают сидящего на пьедестале фараона Аменхотепа III. Первоначальным предназначением Колоссов должна было стоять на страже у входа в храм Аменхотепа, где ему поклонялись как до, так и после ухода в потусторонний мир. Когда-то это был один из самых больших храмов Древнего Египта, но сегодня он практически полностью исчез, за исключением этих двух статуй. Оба Колосса значительно повреждены, а детали выше талии практически неузнаваемы.

Храмы острова Филе

Остров Филе был центром культа богини Изиды. Первый храм на острове был построен фараонами из 30-й династии. Строительство храма продолжалось в течение трех веков правления греческой Птолемеевой династии и римских правителей. В 100 году нашей эры Римский император Траян построил знаменитый киоск Траяна, который вероятнее всего служил речным входом в большой храм Изиды. В 1960-х храм и другие монументы Филе были перемещены на остров Агилика. Перемещением занимались волонтеры ЮНЕСКО, чтобы спасти историческое наследие от возрастающих вод Нила в связи со строительством Асуанской Плотины. Остров Филе в настоящее время затоплен водами Озера Нассер.

Храм Эдфу

Храм Эдфу посвящен богу с головой орла Хору, являясь вторым по величине египетским храмом после Карнака и одним из наиболее сохраненных. Строительство этого храма началось в 237 до н.э во время господства Птолемея III и закончилось почти два века спустя в 57 до н.э Птолемеем XII, отцом легендарной царицы Клеопатры. Этот храм состоит из традиционных элементов египетских Храмов Нового Королевства, вместе с несколькими греческими сооружениями, среди которых стоит выделить Дом Рождения (Маммиси).

Храм Сети I в Абидосе

Храм Сети I представляет из себя гробницу фараона Сети I на западном берегу Нила в Абидосе. Древний храм был построен к концу господства Сети, и достроен его сыном Рамзесом Великим после смерти отца в 1279 году до н.э. В этом храме находится Абидосский Список - хронологический перечень всех династический фараонов Древнего Египта от египетского короля Менеса (основателя первой династии) до отца Сети, Рамзеса I.

Египетский Храм Хатшепсут

Этот храм является гробницей Хатшепсут, управлявшей Египтом приблизительно с 1479 до н.э до ее смерти в 1458 до н.э. Он расположен на западном берегу Нила. Сооружение с колоннадой было разработано и построено египетским архитектором Сенмутом. Королевский архитектор Хатшепсут построил храм для ее погребения, а также чтобы почтить славу Амун. Храм Хатшепсут гармонично вписан в обрыв резко возвышающегося утеса с тремя ступенчатыми террасами, достигающими 30 метров в высоту. Эти террасы связаны длинными пандусами, которые когда-то были окружены садами.

Луксорский Храм

Луксорский Храм расположен на восточном берегу реки Нил в древнем городе Фивы. Он был основан в 1400 до н.э во время Нового Королевства. Храм был посвящен трем египетским богам Амуну, Муту и Хонсу. Храм был центром фестиваля Опет - самого важного фестиваля в Фивах. Во время ежегодного фестиваля статуи трех Богов переносились из храма Амуна в Карнаке в храм Луксора вдоль дороги сфинксов, соединяющей 2 этих храма. Сегодня Луксор является главным местом назначения для путешествующих по Верхнему Египту, а также важной остановкой во время большинства Нильских речных круизов. Среди выдающихся храмов Древнего Египта Луксор всегда занимал особое место.

Абу Симбел

Карнакский Храм Древнего Египта

Даже будучи ужасно разрушенным, Карнакский Храм превосходит по своей красоте большинство других достопримечательностей Египта. Это самое большое древнее религиозное сооружение в мире, представляющее объединенный результат труда многих поколений египетских строителей. Храм Карнака на самом деле состоит из трех главных египетских храмов, закрытых храмов меньшего размера, и нескольких внешних храмов приблизительно в 2.5 километрах к северу от Луксора. Потребовались тысячелетия, чтобы построить и расширить Храм Карнака. Большая часть работы над Карнаком была сделана фараонами Нового Королевства (1570-1100 до н.э). Одной из самых известных структур Карнака является Гипостильный Зал площадью в 5,000 квадратных метров с 134 большими колоннами, установленными в 16 рядов.

11 октября 2016 | Категории: История , Топпер , Архитектура

Рейтинг:+2 Автор статьи: Koller Просмотров:28702