Доходы рпц за день на одном примере. Расследование РБК: на что живет церковь. Налоги, уплачиваемые церковью

  • Дата: 19.12.2023

Закрытое Акционерное Общество
"Русская Православная Церковь"в 2014 году получит
1 млрд 158 млн рублей из бюджета.

Русская православная церковь (РПЦ) получит из федерального бюджета 1 млрд 158 млн руб. в 2014 году и еще 600 млн - в 2015 году в качестве финансирования объектов епархиального управления.
Средства выделяются в рамках федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и культурное развитие народов России". Соответствующая поправка была внесена депутатами Государственной думы при подготовке ко второму чтению проекта федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годы и одобрена в ходе заседания комитета по бюджету и налогам.

Еще 50 млн руб. будет выделено из бюджета на реставрацию Николаевского женского епархиального монастыря в Тверской области и 25 млн руб. - на завершение работ по реставрации Тульского кремля. Также в одобренных поправках предусматривается выделение 2,1 млрд руб. на центры временного содержания иностранных граждан, передает РБК. http://www.opentown.org/news/24409/
Чиновники давно договорились с ООО "РПЦ" и используют ее в своих интересах, а также в пропагандистских целях.РПЦ зарегистрирована, как юридическое лицо – некоммерческая религиозная организация «Московская Патриархия Русской Православной Церкви». Ей напрямую принадлежит, по данным СПАРК, 145 монастырей, церквей и епархий (которым, в свою очередь, тоже принадлежат церкви и монастыри). Все они имеют статус религиозных организаций. Он позволяет не платить налоги с земли, на которой стоят церкви и монастыри, на сами здания церквей и монастырей, наконец, не платить НДС с продажи церковных книг, свечей, с отпеваний и крещений.
Информация о структуре доходов РПЦ – тайна, охраняемая более бережно, чем работа космодрома «Байконур». Туда хотя бы журналистов пускают. О финансах церкви публично говорилось только на архиерейских соборах, что до половины доходов – это пожертвования частных лиц и компаний. Откуда берётся всё остальное? Пресс-служба Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, а также Синодальный информационный отдел не стали отвечать на вопросы для этой статьи.Проблема в том, что в законе не перечислены конкретные объекты, освобождающиеся от налогов, а даны весьма расплывчатые формулировки – «религиозное назначение» и «религиозная деятельность». Благодаря этому, церковь не платит налоги не только с икон, но и, например, с компьютеров, а также с принадлежащих ей заводов. Последнее – серьёзная проблема для Федеральной налоговой службы, которая даже была вынуждена обратить внимание своих региональных отделений на то, что, по крайней мере, земельный налог такие заводы платить должны.
Помимо приходов, на балансе организации «Московская Патриархия Русской Православной Церкви» на 8 августа этого года висело пять коммерческих организаций. Самая крупная из них – уже упомянутая «ХПП Софрино РПЦ». Это такой официальный поставщик церковной утвари, икон, свечей и одежды. Последний раз информация о финансах этой компании озвучивалась в 1997 году. Тогда её оборот достигал 120 млн. рублей в год в переводе на сегодняшние деньги. Но с тех пор количество приходов РПЦ выросло на 67% (с 18 тысяч). С большой долей вероятности обороты «Софрино» выросли на столько же и достигают тогда 200 млн. руб. в год.
Вторая компания – ЗАО «Православная ритуальная служба». Она не столь интересна, как её «дочка» с похожим названием – ОАО «Ритуальная православная служба». Это одна из крупнейших компаний на московском рынке ритуальных услуг (совладельцем является правительство Москвы) с оборотом, по данным СПАРК, в 133 млн. рублей за прошлый год. Год назад компания чуть не лишилась «лицензии» на похоронное дело – из-за огромного количества жалоб на недоброкачественную работу.
Третья компания – это «Банкхаус Эрбе», болтающийся в середине четвёртой сотни рейтинга банков. РПЦ также признавала, что является соучредителем банка «Пересвет», занимающего 69 место по размеру активов на август этого года.
Остальные активы довольно предсказуемы – это издательский бизнес – «Издательство московской патриархии» и «Патриарший издательско-полиграфический центр»; информация о финансах не раскрывается.Даже только по скудной информации об официальных источниках доходов становится очевидно, что активы РПЦ превышают 1 млрд. долларов – а это входной порог в золотую сотню Forbes.
Самый громкий скандал в истории РПЦ случился в 1997 году. Тогда журналист «МК» Сергей Бычков опубликовал статьи, обвинявшие церковь в торговле табаком и алкоголем под видом гуманитарной помощи, что позволяло не платить налоги. По данным Государственного таможенного комитета, РПЦ ввезла в Россию 18 млрд. сигарет и 21 млн. литров вина, из-за чего бюджет недополучил более 1 трлн. рублей. После скандала льготы были отменены, даже несмотря на то, что журналист Бычков проиграл все поданные против него церковью иски.

В надежде избежать исков, я подхожу к вопросу монументально – анализирую базы данных СПАРК, просматривая епархию за епархией, дочку за дочкой, внучку за внучкой, и обнаруживаю невероятный факт. Ещё год назад через сеть аффилированных компаний РПЦ торговала машинами BMW, являясь соучредителем ООО «БМВ Русланд» вместе с австрийским подразделением BMW (БМВ ОСТЕРРАЙХ ХОЛДИНГ ГМБХ, зарегистрированным в Австрии). (Цепочка длинная: РО «Московская патриархия» владеет 100% «Фонда православного ТВ», которому принадлежит 25% ЗАО «АО Витал», а тот, в свою очередь, контролирует 25% ООО «БМВ Русланд». Эта компания была зарегистрирована в 1999 году. До 2005 года, видимо, через неё концерн BMW Russia продавал свои, собранные на калининградском заводе «Автотор» машины). Пресс-служба BMW Russia отказалась от комментариев для этой статьи.
Концерн BMW от союза с РПЦ явно выиграл – предыдущий патриарх Алексий II был лучшей рекламой автомобилей этой марки. В 2002 году концерн подарил патриарху лимузин L7. В собранном вручную автомобиле был установлен 12-цилиндровый двигатель мощностью 350 лошадиных сил, а салон был оборудован телевизором, видеомагнитофоном, факсом и компьютером с выходом в Интернет (сети Mobile WiMAX и Yota появятся только через шесть лет). Кроме того, патриарх передвигался на автомобилях BMW во время своих региональных визитов, о чём концерн не забывал трубить в своих пресс-релизах. Замечу, что BMW поддерживает хорошие отношения не только с православными, но и со всем христианским миром: в 2005 году концерн подарил BMW X5 Папе Римскому Бенедикту XVI.
По данным СПАРК, сфера интересов РПЦ куда шире алкоголя, табака и бумеров. Сюда входят пищепром: аффилированная с РПЦ компания «Даниловская мельница» производит муку, «Покров калужской епархии» – хлебобулочные изделия, как и названная в честь иконы богоматери ООО «Спорительница хлебов». Общепит: знаменитая «Даниловская трапезная» (активы 6 млн. рублей на начало 2009 года), 10% крупнейшей в Сибири сети фаст-фуда «Подорожник» (выручка 267 млн. руб. на начало 2009 года). У РПЦ есть своя кинокомпания «Илья Муромец» (выручка 4 млн. руб. на начало 2010 года) и продюсерский центр «Покров», придумавший 3D-персонажа Анку Золотое Перо. Развивает церковь и туризм: ей принадлежит «Православный паломнический центр», предлагающий поездку в Турцию на 8 дней за 36 тысяч рублей, гостиница «Университетская» с десятью конференц-залами и два детских лагеря – «Радонеж» в Новосибирске и «Хороборово» в Ярославле.
Больше всего вопросов к РПЦ возникает из-за подписанного ещё в конце прошлого года закона о реституции. По нему церкви передаётся всё имущество религиозного назначения, находящееся в госсобственности. Один из главных идеологов законопроекта Владимир Путин оценил объём имущества в 12 тысяч памятников культуры по всей России. Стоимость этих активов он так и не объявил. Но вот возможный доход от них составит минимум 500 млн. рублей в год – такую сумму озвучивал директор Государственного исторического музея Александр Шкурко, оценивая объёмы потерь музейного сообщества. Впрочем, сумма может быть и выше – ведь церкви переходят не только бывшие музеи, но и детские сады, школы, больницы.

По закону о реституции, им должно быть выделено альтернативное помещение, но в региональных бюджетах денег на это нет. Так что с пикетами на улицы выходят представители самых разных сообществ от Калининграда, где построенные ещё до войны кирхи в ущерб местной протестантской общине переданы РПЦ, до Челябинска, где церкви перешёл органный зал. Всего, по данным фонда «Здравомыслие», зарегистрировано более 70 вызывавших нарекания случаев передачи имущества.

Что происходит с перешедшим к РПЦ имуществом? Оно активно реставрируется. Причём на деньги из госбюджета, которые получают аффилированные с РПЦ компании. Например, в июле прошлого года Минкультуры выделило на реставрацию двух храмов в Ставропольской и Владикавказской епархии 9,9 млн. рублей (договоры № 2491-01-41/10-АЕ и № 2490-01-41/10-АЕ). Подрядчиком выступило ООО «Архитектурно-строительный центр “Храм”», которое на 100% самой епархией и контролируется, по данным СПАРК. Аналогичная ситуация в Калужской епархии. В позапрошлом году «дочка» епархии ООО «КЕПРО» получила от Минкультуры 41 млн. рублей на восстановление четырёх храмов, по данным СПАРК. И опять же ситуация, в которой епархия выступает одновременно и заказчиком, и подрядчиком, провоцирует батюшек на грехи.Вот, например, священник Александр Павлович из Тобольска с 1 декабря 2003 года по 23 января 2006 года возглавлял ООО «Сибирский зодчий», которое на 100% принадлежит Тобольской епархии и которое реставрировало принадлежащие епархии храмы. Компания обанкротилась. Очевидно, что не так просто было обанкротить компанию, у которой был постоянный подряд на выполнение работ в той же церкви. Но в некоторых случаях схемы по банкротству используются для вывода активов. И, собственно, суд Тобольско-Тюменской епархии признал батюшку виновным и запретил ему служить. Надо отметить, что решения епархиальных судов не имеют юридической силы и не могут официально определять виновность лица, добавляет Роман Терёхин. Но даже решение епархиального суда было отменено судом высшей инстанции – общецерковным. Основанием послужили отсутствие аудиторского заключения и должного количества свидетелей – при этом ни тех, ни других общецерковный суд даже не попытался привлечь.

То есть что происходит? Государство через Минкультуры выделяет средства на реставрацию храмов. Эти средства в ряде случаев уходят к аффлированным с РПЦ компаниям. И реставрационные работы – великий соблазн для батюшек. Как заказчики, они должны думать о том, чтобы краска была хорошего качества. Но как подрядчикам, да ещё и выполняющим работы на ограниченные суммы, им, наоборот, важно удешевить стоимость краски. И хорошо ещё, если эти аффилированные компании (а таковые, по данным openspace.ru, есть у всех епархий), выполняют работы, а не банкротятся.
Вспомним июль 2009-го, когда патриарх Кирилл приехал на Украину, где произнёс программную речь о минусах общества потребления: «Если всё общество встанет на путь такого безудержного потребления, то и земля наша, ресурсы её этого не выдержат!». Когда патриарх наклонился к иконе, фотографы запечатлели его руку со швейцарскими часами Breguet классической модели: корпус сделан из белого золота, ремешок – из кожи крокодила, механизм автоматический, есть будильник. Цена на эту модель колеблется между 28 и 36 тысячами долларов.
Другой повод для сплетен вокруг патриарха – вовсе не сплетня, а яхта «Паллада», которую в 2005 году «Лукойл» подарил Валаамскому монастырю.«Паллада» – эксклюзивное судно класса люкс, его описание можно найти в каталогах самых известных яхт. Оно было построено на верфях голландско-российского консорциума Timmerman Yachts в 2003 году по проекту голландского архитектора Гвидо де Грота. Яхта рассчитана на комфортное размещение 8 человек, плюс имеются каюты для четырёх членов экипажа. На борту устроены гостиная с домашним кинотеатром и барной стойкой, столовая с обеденным столом на 8 персон и несколько спален, часть из которых имеют королевских размеров двуспальные кровати. Полы покрыты белыми коврами. Белая кожаная мебель изготовлена из элитных пород дерева. Яхта оснащена современным оборудованием: в том числе системой электронной картографии, радиолокационной станцией «СОНАР», приёмником навигационных предупреждений, камерами швартовки и носовым подруливающим устройством.Когда Патриарх Кирилл путешествовал на «Палладе» в Ярославскую и Ростовскую епархию, его пресс-служба, освещавшая через светские СМИ это событие, деликатно именовала «Палладу» «небольшим судном». Да уж действительно маленькое «корытце», а теперь – о стоимости и теххарактеристиках.
Стоимость судна составляет $4-6,7 миллиона долларов. Годовое обслуживание подобных яхт обходится в среднем в 10-20% от стоимости. Для яхты построен собственный причал.
Общая длина – 32 м.Ширина – 7,45 м.Принимая в дар яхту с языческим именем «Паллада», святые отцы пообещали дать ей более подходящее православное название – «Всецарица». Как поясняется на сайте Валаамского монастыря – в честь Иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица», написанной на Афоне и подаренной Валаамскому монастырю афонской братией. Сейчас эта икона является одной из святынь обители и находится в храме Преподобных Сергия и Германа Валаамских.
Богоматерь подождёт? С момента «воцерковления» яхты прошло уже шесть лет, но языческую «Палладу» так и не перекрестили в православную «Всецарицу» и по сей день. И даже государственные гербы, которые были ей положены по статусу, пока на яхте ходил президент России, до сих пор красуются на её бортах.
Да уж, действительно, небольшое судёнышко, как бог велел. Ну, а что же говорят в ЗАО РПЦ? На сайте Валаамского монастыря указано, что яхту ЗАО РПЦ подарила компания «Лукойл» ну и т.д., видно, замаливали грехи свои от всей души.http://ru-an.info/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D0%BA%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BB-%D0%B8-%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B9-%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%85-%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0/

Благосостояние православной церкви держится не только на немалой помощи государства, щедрости меценатов и пожертвованиях паствы - есть у РПЦ и свой бизнес. Но куда тратится заработанное, по-прежнему секрет

​Половину февраля предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) патриарх Кирилл провел в дальних странствиях. Переговоры с папой римским на Кубе, Чили, Парагвай, Бразилия, высадка на остров Ватерлоо близ антарктического побережья, где российские полярники со станции Беллинсгаузен живут в окружении папуанских пингвинов.

Для путешествия в Латинскую Америку патриарх и примерно сто человек сопровождения пользовались самолетом Ил-96-300 с бортовым номером RA-96018, который эксплуатирует Специальный летный отряд «Россия». Это авиапредприятие подчиняется управлению делами президента и обслуживает первых лиц государства ().


Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на российской станции Беллинсгаузен на острове Ватерлоо (Фото: Пресс-служба патриархии РПЦ/ТАСС)

Власти предоставляют главе РПЦ не только авиатранспорт: указ о выделении патриарху госохраны стал одним из первых решений президента Владимира Путина. Три из четырех резиденций — в Чистом переулке Москвы, Даниловом монастыре и Переделкино — предоставлены церкви государством.

Однако одной помощью государства и крупного бизнеса доходные статьи РПЦ не ограничиваются. Церковь и сама научилась зарабатывать.

РБК разбирался, как устроена экономика РПЦ.

Многослойный пирог

«С экономической точки зрения РПЦ представляет собой гигантскую корпорацию, объединяющую под единым названием десятки тысяч самостоятельных или полусамостоятельных агентов. Ими являются каждый приход, монастырь, священник», — писал в своей книге «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы» социолог Николай Митрохин.

Действительно, в отличие от многих общественных организаций, каждый приход регистрируется как отдельное юрлицо и религиозное НКО. Доходы церкви за проведение обрядов и церемоний не подлежат налогообложению, не облагаются налогом и поступления от продажи религиозной литературы и пожертвования. По итогам каждого года религиозные организации составляют декларацию: согласно последним данным, предоставленным РБК в Федеральной налоговой службе, в 2014 году необлагаемые налогом на прибыль доходы церкви составили 5,6 млрд руб.

Весь годовой доход РПЦ Митрохин оценивал в 2000-х годах приблизительно в $500 млн, сама же церковь о своих деньгах говорит редко и неохотно. На Архиерейском соборе 1997 года патриарх Алексий II докладывал, что основную часть денег РПЦ получила от «управления своими временно свободными средствами, размещения их на депозитных счетах, приобретения государственных краткосрочных облигаций» и других ценных бумаг и от дохода коммерческих предприятий.


Три года спустя архиепископ Климент в интервью журналу «Коммерсантъ-Деньги» в первый и последний раз скажет, из чего складывается церковная экономика: 5% бюджета патриархии — отчисления епархий, 40% — спонсорские пожертвования, 55% приходится на заработок коммерческих предприятий РПЦ.

Сейчас спонсорских пожертвований стало меньше, а отчисления из епархий могут составлять треть или около половины общецерковного бюджета, объясняет протоиерей Всеволод Чаплин, до декабря 2015 года руководивший отделом по взаимоотношениям церкви и общества.

Имущество церкви

Уверенность обычного москвича в быстром росте числа новых православных церквей вокруг не сильно противоречит истине. Только с 2009 года по всей стране построили и восстановили более пяти тысяч храмов, — эти цифры озвучивал в начале февраля на Архиерейском соборе патриарх Кирилл. В эту статистику попали как церкви, построенные с нуля (главным образом в Москве; о том, как финансируется эта деятельность, — ), так и отданные РПЦ по закону 2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения».

Согласно документу, Росимущество передает РПЦ объекты двумя способами — в собственность или по договору безвозмездного пользования, объясняет Сергей Аноприенко, начальник управления по размещению федеральных органов власти Росимущества.

РБК провел анализ документов на сайтах территориальных органов Росимущества — за последние четыре года православная церковь получила свыше 270 объектов имущества в 45 регионах (выгрузка производилась до 27 января 2016 года). Площадь недвижимости указана только у 45 объектов — в общей сложности около 55 тыс. кв. м. Самый большой объект, ставший собственностью церкви, — ансамбль Троице-Сергиева пустынь.


Разрушенный храм в урочище Курилово в Шатурском районе Подмосковья (Фото: Илья Питалев/ТАСС)

В случае передачи недвижимости в собственность, объясняет Аноприенко, приход получает прихрамовый участок земли. Строить на нем можно только церковные помещения — лавку утвари, дом причта, воскресную школу, богадельню и проч. Воздвигать объекты, которые могут использоваться в хозяйственных целях, нельзя.

В безвозмездное пользование РПЦ получила порядка 165 объектов, а в собственность — около 100, следует из данных на сайте Росимущества. «Ничего удивительного, — объясняет Аноприенко. — Церковь выбирает безвозмездное пользование, поскольку в этом случае может пользоваться государственным финансированием и рассчитывать на субсидии на восстановление и содержание храмов от властей. Если имущество будет в собственности, вся ответственность ляжет на РПЦ».

В 2015 году Росимущество предложило РПЦ взять 1971 объект, однако пока поступило всего 212 заявок, говорит Аноприенко. Глава юридической службы Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега) убеждена: церкви дают только разрушенные здания. «Когда закон обсуждался, мы пошли на компромисс, не стали настаивать на реституции утраченного церковью имущества. Теперь нам, как правило, не предлагают ни одного нормального здания в крупных городах, а только руинированные объекты, которые требуют больших затрат. Мы взяли много разрушенных храмов в 90-е, и сейчас, понятное дело, хотели получить что-нибудь получше», — говорит она. Церковь, по словам игуменьи, будет «биться за нужные объекты».

Самая громкая битва — за Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге


Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (Фото: Рощин Александр/ТАСС)

В июле 2015 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий обратился к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой отдать знаменитый Исаакий в безвозмездное пользование. Это ставило под вопрос работу расположенного в соборе музея, последовал скандал — СМИ писали о передаче памятника на первых полосах, петиция с требованием не допустить передачу собора собрала свыше 85 тыс. подписей на change.org .

В сентябре власти решили оставить собор на городском балансе, однако Николай Буров, директор музейного комплекса «Исаакиевский собор» (входят еще три собора), по-прежнему ждет подвоха.

Комплекс не получает денег из бюджета, 750 млн руб. ежегодного содержания зарабатывает сам — на билетах, гордится Буров. По его мнению, РПЦ хочет открыть собор только для богослужений, «ставя под угрозу свободное посещение» объекта.

«Все продолжается в духе «лучших советских» традиций — храм используется как музей, музейное руководство ведет себя, как настоящие атеисты!» — парирует оппонент Бурова, протоиерей Александр Пелин из Петербургской епархии.

«Почему музей главенствует над храмом? Все должно быть наоборот — сначала храм, поскольку так изначально задумывалось нашими благочестивыми предками», — возмущен священник. Церковь, не сомневается Пелин, имеет право на сбор пожертвований с посетителей.

Бюджетные деньги

«Если вас содержит государство, вы с ним тесно связаны, вариантов нет», — размышляет священник Алексей Уминский, настоятель храма Троицы в Хохлах. Нынешняя церковь слишком близко взаимодействует с властью, полагает он. Впрочем, его взгляды не совпадают с мнением руководства патриархии.

По подсчетам РБК, в 2012-2015 годах РПЦ и связанные с ней структуры получили из бюджета и от государственных организаций минимум 14 млрд руб. При этом только в новой версии бюджета на 2016 год предусмотрено 2,6 млрд руб.

Рядом с торговым домом «Софрино» на Пречистенке — один из филиалов группы телекоммуникационных компаний «АСВТ». Фирмой на 10,7% как минимум до 2009 года также владел Пархаев. Соучредитель компании (через ЗАО «Руссдо») — сопредседатель Союза православных женщин Анастасия Оситис, Ирина Федулова. Выручка АСВТ за 2014 год — свыше 436,7 млн руб., прибыль — 64 млн руб. Оситис, Федулова и Пархаев не ответили на вопросы для этой статьи.

Пархаев же числился председателем совета директоров и владельцем банка «Софрино» (до 2006 года назывался Олд-банк). ЦБ отозвал лицензию этой финансовой организации в июне 2014 года. Судя по данным СПАРК, владельцы банка — ООО «Алемаж», ООО «Стек-Т», ООО «Элбин-М», ООО «Сиан-М» и ООО «Мекона-М». По данным ЦБ, бенефициаром этих компаний является Дмитрий Малышев , экс-председатель правления банка «Софрино» и представитель Московской патриархии в органах государственной власти.

Сразу после переименования Олд-банка в «Софрино» фирма «Жилищно-строительная компания» (ЖСК), учрежденная Малышевым и партнерами, получила несколько крупных подрядов РПЦ: в 2006 году ЖСК победила в 36 конкурсах, объявленных Минкультуры (ранее — Роскультура) на восстановление храмов. Общий объем контрактов — 60 млн руб.

Биография Пархаева с сайта parhaev.com сообщает следующее: родился 19 июня 1941 года в Москве, работал токарем на заводе «Красный пролетарий», в 1965 году пришел работать в патриархию, участвовал в восстановлении Троице-Сергиевой лавры, пользовался расположением патриарха Пимена. Деятельность Пархаева описывается не без живописных деталей: «Евгений Алексеевич обеспечивал стройку всем необходимым, <…> решал все проблемы, и на строительную площадку шли машины с песком, кирпичом, цементом, металлом».

Энергии Пархаева, продолжает неизвестный биограф, хватает и на то, чтобы руководить, по благословению патриарха, гостиницей «Даниловская»: «Это современная и удобная гостиница, в конференц-зале которой проводятся поместные соборы, религиозные и миротворческие конференции, концерты. Гостинице был нужен именно такой руководитель: опытный и целеустремленный».

Суточная стоимость одноместного номера «Даниловской» с завтраком в будние дни — 6300 руб., апартаментов — 13 тыс. руб., в числе услуг — сауна, бар, прокат машин и организация праздников. Доход «Даниловской» в 2013 году - 137,4 млн руб., в 2014-м — 112 млн руб.

Пархаев — человек из команды Алексия II, который сумел доказать свою незаменимость патриарху Кириллу, уверен собеседник РБК в компании-производителе церковной продукции. Бессменный руководитель «Софрино» пользуется привилегиями, которых лишены даже видные священники, подтверждает источник РБК в одной из крупных епархий. В 2012 году в интернет попали фотографии с юбилея Пархаева — праздник с помпой отметили в зале церковных соборов храма Христа Спасителя. После этого гости юбиляра на теплоходе отправились на дачу Пархаева в Подмосковье. На фотографиях, подлинность которых никто не оспаривал, — внушительный коттедж, теннисный корт и пристань с катерами.

От кладбищ до футболок

В сферу интересов РПЦ входят лекарства, ювелирные украшения, сдача конференц-залов в аренду, писали «Ведомости» , а также сельское хозяйство и рынок ритуальных услуг . Согласно базе СПАРК, патриархия является совладельцем ЗАО «Православная ритуальная служба»: сейчас компания закрыта, однако действует учрежденная ей «дочка» — ОАО «Ритуальная православная служба» (выручка за 2014 год — 58,4 млн руб.).

Екатеринбургская епархия владела крупным гранитным карьером «Гранит» и компанией по обеспечению безопасности «Держава», Вологодская епархия имела завод железобетонных изделий и конструкций. Кемеровская епархия является 100-процентным владельцем ООО «Кузбасская инвестиционно-строительная компания», совладельцем «Новокузнецкого компьютерного центра» и агентства «Европа медиа Кузбасс».

В Даниловском монастыре Москвы расположены несколько торговых точек: монастырская лавка и магазин «Даниловский сувенир». Купить можно церковную утварь, кожаные бумажники, футболки с православными принтами, православную литературу. Финансовые показатели монастырь не раскрывает. На территории Сретенского монастыря есть магазин «Сретение» и кафе «Несвятые святые», получившее название в честь одноименной книги настоятеля, епископа Тихона (Шевкунова). Кафе, по словам епископа, «денег не приносит». Основной источник доходов монастыря — издательство. Монастырю же принадлежат земли в сельхозкооперативе «Воскресение» (бывший колхоз «Восход»; основная деятельность — выращивание зерновых и бобовых культур, животноводство). Выручка за 2014 год — 52,3 млн руб., прибыль — около 14 млн руб.

Наконец, с 2012 года структурам РПЦ принадлежит здание гостиницы «Университетская» на юго-западе Москвы. Стоимость стандартного одноместного номера — 3 тыс. руб. В этой гостинице расположен паломнический центр РПЦ. «В «Университетской» есть большой зал, можно проводить конференции, расселять людей, которые приезжают на мероприятия. Гостиница, конечно, дешевая, там селится совсем простой народ, очень редко — епископы», — рассказал РБК Чапнин.

Церковная касса

Протоиерей Чаплин не смог воплотить в жизнь свою давнюю идею — банковскую систему, исключающую ростовщический процент. Пока православный банкинг существует только на словах, патриархия пользуется услугами самых обычных банков.

До последнего времени у церкви были счета в трех организациях — Эргобанке, Внешпромбанке и банке «Пересвет» (последним структуры РПЦ еще и владеют). Зарплаты сотрудников синодального отдела патриархии, по данным источника РБК в РПЦ, переводились на счета в Сбербанке и Промсвязьбанке (пресс-службы банков не ответили на запрос РБК; источник, близкий к Промсвязьбанку, сообщил, что в банке, в том числе, держат средства церковные приходы).

В Эргобанке обслуживались более 60 православных организаций и 18 епархий, включая Троице-Сергиеву лавру и Подворье патриарха Московского и всея Руси. В январе у банка отозвали лицензию из-за обнаруженной в его балансе «дыры».

Церковь согласилась открыть счета в Эргобанке из-за одного из его акционеров — Валерия Мешалкина (около 20%), объясняет собеседник РБК в патриархии. «Мешалкин — церковный человек, православный бизнесмен, много помогавший храмам. Считалось, что это гарантия, что с банком ничего не случится», — описывает источник.


Офис Эргобанка в Москве (Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС)

Валерий Мешалкин — владелец строительно-монтажной компании «Энергомашкапитал», член попечительского совета Троице-Сергиевой лавры, автор книги «Влияние святой горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы». Мешалкин не ответил на вопросы РБК. Как сообщил источник РБК в Эргобанке, деньги со счетов структуры РПЦ успели вывести до отзыва лицензии.

В оказавшемся не менее проблемным 1,5 млрд руб. РПЦ, рассказали РБК источник в банке и подтвердили два собеседника, близких к патриархии. В январе у банка также отозвали лицензию. По словам одного из собеседников РБК, председатель правления банка Лариса Маркус была близка к патриархии и ее руководству, поэтому церковь выбрала этот банк для хранения части своих денег. По данным собеседников РБК, помимо патриархии, средства во Внешпромбанке держали несколько фондов, выполняющих поручения патриарха. Крупнейший — Фонд святых равноапостольных Константина и Елены. Источник РБК в патриархии рассказал, что фонд собирал деньги на помощь пострадавшим в конфликтах в Сирии и Донецке. Информация о сборе средств есть и в интернете .

Учредителями фонда являются уже упоминавшиеся в связи с РПЦ Анастасия Оситис и Ирина Федулова. В прошлом — как минимум до 2008 года — Оситис и Федулова были акционерами Внешпромбанка.

Однако основной банк церкви — московский «Пересвет». На счетах банка по состоянию на 1 декабря 2015 года размещались средства предприятий и организаций (85,8 млрд руб.) и физических лиц (20,2 млрд руб.). Активы на 1 января — 186 млрд руб., из которых больше половины — кредиты компаниям, прибыль банка — 2,5 млрд руб. На счетах некоммерческих организаций — свыше 3,2 млрд руб., следует из отчетности «Пересвета».

Финансово-хозяйственное управление РПЦ владеет 36,5% банка, еще 13,2% у принадлежащей РПЦ компании ООО «Содействие». Среди других владельцев — ООО «Внуково-инвест» (1,7%). Офис этой компании расположен по тому же адресу, что и «Содействия». Сотрудник «Внуково-инвест» не смог объяснить корреспонденту РБК, есть ли связь между его компанией и «Содействием». В офисе «Содействия» телефоны не отвечают.

АКБ «Пересвет» мог бы стоить до 14 млрд руб., а доля РПЦ в размере 49,7%, предположительно, — до 7 млрд руб., посчитал для РБК аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

Инвестиции и инновации

О том, куда инвестируются средства РПЦ банками, известно не​много. Но точно известно, что РПЦ не чурается венчурных инвестиций.

«Пересвет» вкладывает деньги в инновационные проекты через компанию «Сберинвест», в которой банку принадлежит 18,8%. Финансирование инноваций долевое: 50% денег дают инвесторы «Сберинвеста» (в их числе «Пересвет»), 50% — госкорпорации и фонды. Средства на проекты, софинансируемые «Сберинвестом», находили в Российской венчурной компании (пресс-служба РВК отказалась назвать объем средств), фонде «Сколково» (в разработки фонд вложил 5 млн руб., сообщил представитель фонда) и госкорпорации «Роснано» (на проекты «Сберинвеста» выделено $50 млн, рассказал сотрудник пресс-службы).

В пресс-службе госкорпорации РБК пояснили: для финансирования совместных со «Сберинвестом» проектов в 2012 году был создан международный фонд «Наноэнерго». По $50 млн в фонд вложили «Роснано» и «Пересвет».

В 2015 году «Фонд Роснано Капитал С.А.» — дочерняя компания «Роснано» — обратилась в Окружной суд Никосии (Кипр) с требованием признать банк «Пересвет» соответчиком по делу о нарушении инвестиционного соглашения. В исковом заявлении (есть в распоряжении РБК) говорится, что банк в нарушение процедур перевел «$90 млн со счетов «Наноэнерго» на счета российских компаний, аффилированных со «Сберинвестом». Счета этих компаний были открыты в «Пересвете».

Суд признал «Пересвет» одним из соответчиков. Представители «Сберинвеста» и «Роснано» подтвердили РБК наличие тяжбы.

«Это все ерунда какая-то, — не унывает в беседе с РБК член совета директоров «Сберинвеста» Олег Дьяченко. — С «Роснано» у нас неплохие энергетические проекты, все идет, все движется — полностью вышел на рынок завод композитных труб, на очень высоком уровне диоксид кремния, перерабатываем рис, получаем тепло, вышли на экспортную позицию». В ответ на вопрос, куда ушли деньги, топ-менеджер смеется: «Вы же видите, я на свободе. Значит, деньги не пропали». Дьяченко верит, что дело будет закрыто.

В пресс-службе «Пересвета» не ответили на неоднократные запросы РБК. Так же поступил председатель правления банка Александр Швец.

Доходы и расходы

«С советских времен церковная экономика непрозрачна, — объясняет настоятель Алексей Уминский, — строится по принципу дома быта: прихожане отдают деньги за какую-то услугу, а как они распределяются, никого не интересует. И сами приходские священники точно не знают, на что идут собранные ими деньги».

Действительно, подсчитать церковные расходы невозможно: РПЦ не объявляет тендеры и не фигурирует на сайте госзакупок. В хозяйственной деятельности церковь, утверждает игуменья Ксения (Чернега), «подрядчиков не нанимает», справляясь собственными силами — продукты поставляют монастыри, свечи плавят мастерские. Многослойный пирог делится внутри РПЦ.

«На что тратит церковь?» — переспрашивает игуменья и отвечает: «Содержатся духовные семинарии по всей России, это достаточно большая доля расходов». Еще церковь оказывает благотворительную помощь сиротским и иным социальным учреждениям; все синодальные отделы финансируются из общецерковного бюджета, добавляет она.

Патриархия не предоставила РБК данные о расходных статьях своего бюджета. В 2006 году в журнале «Фома» Наталья Дерюжкина, на тот момент бухгалтер патриархии, оценивала затраты на содержание Московской и Санкт-Петербургской духовной семинарий в 60 млн руб. в год.

Подобные расходы актуальны до сих пор, подтверждает протоиерей Чаплин. Еще, уточняет священник, нужно платить зарплату светскому персоналу патриархии. В общей сложности это 200 человек со средней зарплатой в 40 тыс. руб. в месяц, утверждает источник РБК в патриархии.

Эти траты ничтожны на фоне ежегодных отчислений епархий в Москву. Что же происходит со всеми остальными деньгами?

Спустя несколько дней после скандальной отставки протоиерей Чаплин завел аккаунт в Facebook, где написал: «Понимая все что угодно, считаю сокрытие доходов и особенно расходов центрального церковного бюджета совершенно безнравственным. Ни малейшего христианского оправдания такому сокрытию не может быть в принципе».

Нет никакой необходимости раскрывать статьи расходов РПЦ, поскольку абсолютно понятно, на что церковь тратит деньги — на церковные нужды, упрекнул корреспондента РБК председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

На что живут другие церкви?

Публиковать отчеты о доходах и расходах у церкви, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, не принято.

Епархии Германии

Исключением в последнее время стала Римская католическая церковь (РКЦ), частично раскрывающая доходы и расходы. Так, епархии Германии стали раскрывать свои финансовые показатели после скандала с епископом Лимбургским, для которого в 2010 году начали строить новую резиденцию. В 2010 году епархия оценила работы в €5,5 млн, однако тремя годами позже стоимость выросла почти в два раза — до €9,85 млн . Во избежание претензий в прессе многие епархии стали раскрывать бюджеты. Согласно отчетам, бюджет епархий РКЦ состоит из доходов от собственности, пожертвований, а также церковного налога, который взимается с прихожан. По данным 2014 года, самой богатой стала епархия Кельна (ее доход — €772 млн, поступления от налога — €589 млн). Согласно плану на 2015 год, общий объем расходов епархии оценивался в 800 млн.

Банк Ватикана

Теперь публикуются и данные о финансовых операциях Института религиозных дел (IOR, Istituto per le Opere di Religione), более известного как Банк Ватикана. Банк был создан в 1942 году для управления финансовыми ресурсами Святого престола. Свой первый финансовый отчет Банк Ватикана опубликовал в 2013 году. Согласно отчету, в 2012 году прибыль банка составила €86,6 млн, годом ранее — €20,3 млн. Чистый процентный доход равнялся €52,25 млн, доход от торговой деятельности — €51,1 млн.

Русская православная церковь за границей (РПЦЗ)

В отличие от католических епархий, отчеты о доходах и расходах РПЦЗ не публикуются. По словам протоиерея Петра Холодного, долгое время бывшего казначеем РПЦЗ, экономика зарубежной церкви устроена просто: приходы платят отчисления епархиям РПЦЗ, а те переводят деньги в Синод. Процент ежегодных отчислений для приходов — 10%, из епархий в Синод переводят 5%. Самые обеспеченные епархии — в Австралии, Канаде, Германии, США.

Основной доход РПЦЗ, по словам Холодного, приносит сдача в аренду четырехэтажного здания Синода: оно расположено в верхней части Манхэттена, на углу Park Avenue и 93-й улицы. Площадь здания — 4 тыс. кв. м, 80% занимает Синод, остальная часть сдается частной школе. Ежегодный доход от аренды, по оценкам Холодного, — около $500 тыс.

Помимо этого, доход РПЦЗ приносит Курская Коренная икона (находится в Знаменском соборе РПЦЗ в Нью-Йорке). Икону возят по всему миру, пожертвования идут в бюджет зарубежной церкви, поясняет Холодный. Также Синоду РПЦЗ принадлежит свечной завод под Нью-Йорком. В Московский патриархат РПЦЗ деньги не перечисляет: «Наша церковь гораздо беднее российской. Хотя нам принадлежат невероятно ценные участки земли — в частности, половина Гефсиманского сада, — это никак не монетизируется».

При участии Татьяны Алешкиной, Юлии Титовой, Светланы Бочаровой, Георгия Макаренко, Ирины Малковой

Просмотры: 6 778

Когда-то Иисус Христос с позором изгнал торговцев из Иерусалимского храма, теперь же времена поменялись и бизнесмены вместе с политиками сами работают в храме.

Действительно, церковь превратилась в политический инструмент воздействия на народ, своего рода профессию, как учитель или бухгалтер. Это явление вовсе не ново: во все времена данное заведение часто преследовало корыстные цели, гоняясь за властью и деньгами. Еще в средневековье церковь часто объявляла охоту на неугодных власти людей. В это время Библия часто была под запретом, а истиной считалась лишь ее трактовка, излагаемая священнослужителями, которые активно этим пользовались для достижения своих целей.

Церковь также выступала сильнейшим инструментом политического давления на государство. Доказательство тому - крестовые походы, проводимые западноевропейскими державами, которые под лозунгом освобождения христианских святынь часто творили беспредел, убивая мирное население и завоевывая плодородные Восточные земли. Славянские священники не отличались таким насилием, зато устраивали немалые поборы с крестьян и купцов, даже того не стесняясь. Роль религии не утратила своей актуальности. Наоборот, в последние годы религию начинают буквально навязывать. Вводят уроки богословия, открывают кафедры теологии… Но для чего? Выгодны ли стране богобоязненные люди? Многие скептики считают, что возникающие с большой скоростью- церкви создаются далеко не для веры, а для зарабатывания денег.

Как же производится финансирование церкви? Во многом она содержится за счет средств государства, пожертвований паствы и вложений богатых бизнесменов. Имеется у РПЦ и собственный бизнес, причем довольно развитый. Что же это за бизнес, каковы отношения государства и церкви , как все же складываются церковные доходы, и куда тратятся все заработанные средства? Давайте разберемся!

Государственная поддержка

Российские власти существенно поддерживают церковь, пожалуй больше, чем какие-то другие учреждение. Так, за 2012 - 2015 годы РПЦ получила из российского государственного бюджета как минимум 14 млрд рублей. А на 2016 году в госбюджете уже заложено 2,6 млрд рублей.

Финансовая поддержка государства также включает контракты церковным деятелям на сайте госзакупок, предоставление грантов. К примеру, церковно-научный центр «Православная энциклопедия», учредителем которого стала патриархия, является довольно крупным получателем различных контрактов на сайте госзакупок. Это издательство выпускает 40 томный фолиант, который выпускается под редакцией самого патриарха Кирилла, настоятеля РПЦ. С 2012 года по настоящее время государственными вузами и школами на покупку данной книги было потрачено порядка 250 млн руб. Дочернее же предприятие центра - фонд «Православная энциклопедия» получил 56 млн руб от Министерства культуры на съемки фильмов «Укус змеи» и «Сергей Радонежский».

Кроме непосредственного финансирования церкви, православные организации получили 256 млн рублей президентских грантов, правда, косвенно. Проекты эти были созданы православными авторами, но сомнительно, что не было лоббирования их интересов. Имеется также православная грантовая программа, именуемая «Православная инициатива». Она финансируется «Росатомом» и проводится с 2005 года. В общей сложности за время своей работы организация инвестировала порядка 568 млн. руб. Часто на эти гранты поступают нечеткие заявки, часто из них не ясно, что хотят заявители, но гранты, все же, выделяются.

Правительство РФ оказывает финансирование перелетов патриарха Кирилла и приближенных к нему лиц и другую транспортную поддержку. Так, на совершаемое патриархом недавнее турне, в ходе которого он в сопровождении ста человек производил судьбоносные переговоры с главой римско-католической церкви на Кубе, отправился в Чили, побывал в Парагвае, в Бразилии, совершил высадку на остров Ватерлоо возле побережья Антарктиды, государство выделило правительственный самолет Ил 06-300. Этот лайнер использует Специальный летный отряд, именуемый «Россия». Предприятие это обслуживает лишь первых лиц государства! А каких денег обошлось это турне? Остается лишь догадываться!?

Но помощь властей на предоставлении транспорта не заканчивается. Президент России одним из своих первых приказов выделил патриарху личную государственную охрану, как важнейшей государственной персоне. К тому же государство предоставило церкви три из четырех имеющихся резиденций — в Переделкино, Даниловом монастыре и в Чистом Переулке (Москва).

Церковное имущество

Государственная поддержка привела к тому, что число церквей увеличивается бешеными темпами, они растут, как грибы в лесу. Так, в период с 2009 года по всей России возвели и реконструировали свыше пяти тысяч храмов. Росимущество отдает церквям объекты двумя способами: по договору безвозмездного пользования или же имущество передается в собственность. За последние четыре года православная церковь получила 265 объектов имущества в 45 регионах: 165 в безвозмездное пользование, 100 - в собственность. Площадь лишь 45 из них составила около 55 тыс. кв. м. Самый крупный объект — ансамбль Троице-Сергиева пустынь.

При передаче в собственность недвижимости приход также получает прилегающих к храму участок земли, на котором можно строить различные церковные помещения, как то: дом причта, богадельню, лавку утвари, воскресную школу и т. д. Хозяйственные же объекты сооружать запрещено.

Выбирая безвозмездное пользование, русская православная церковь может рассчитывать на поддержку государства: субсидии и финансирование на восстановление и содержание храмов. За собственное имущество церковь отвечает самостоятельно.

Церковные деятели сетуют, что им предлагают часто разрушенные объекты, на реставрацию которых требуется немалая сумма денег, они же хотят получать целые хорошие здания. Это подтверждает тот факт, что в 2015 году Росимущество дала возможность церкви взять 1971 объект, а заявки поступили лишь на 212 таких сооружений. Вот такие они капризные!

Церковь - гигантская корпорация

Социолог Николай Митрохин считает, что РПЦ можно вправе назвать гигантской корпорацией, в состав которой входит множество (десятки тысяч) самостоятельных либо частично самостоятельных агентств. Как вы могли догадаться - это монастыри, приходы и даже отдельные священники.

Его слова имеют долю правды: каждый отдельный приход регистрируется как религиозное НКО или же юридическое лицо. Доходы церкви налогом не облагаются. То есть все средства от проведения церемоний, пожертвований, продажи религиозных книг и другой деятельности остаются в распоряжении РПЦ. В 2014 году, согласно составленной декларации по итогам года, доходы церкви, которые не подлежали обложению налогом на прибыль, составили порядка 5,6 млрд рублей.

Годовой доход церкви, полученный в 2000е годы, Митрохин оценил в 500 млн долларов. Еще в далеком 1997 году патриарх Алексей 2й, выступая с докладом на Архиереском соборе, сообщил, что большую часть средств, полученных РПЦ, они имеют от управления своими временно свободными деньгами, размещения их на депозитах, приобретения различных ценных бумаг, включая краткосрочные государственные облигации и от прибыли коммерческих предприятий.

В 2000 году архиепископ Климент в ходе интервью журналу «Коммерсантъ-Деньги» рассказал, как зарабатывает церковь. Онповедал, что экономика церкви складывается так: на 55% из заработка предприятий РПЦ, на 40% из пожертвований спонсоров, и лишь на 5% из отчислений епархии. Это было первое и единственное упоминание об экономике РПЦ, церковь о финансовых делах больше не распространялась.

В настоящее же время по данным протоиерея Всеволода Чаплина (который до декабря минувшего года руководил отделом взаимоотношений общества и церкви) пожертвований спонсоров стало меньше, отчисления же из епархий теперь могут составлять треть или даже половину церковных доходов.

Церковная экономика

Экономика церкви - довольно сложная штука, в которой имеется строгая система подчинения. Так, в России имеется 293 епархии и более 34,5 тыс храмов. Эти храмы (кроме строящихся и восстанавливаемых) отчисляют епархиям определенный процент от полученных пожертвований (от 10 до 50%) наличными или же банковскими переводами. Вышестоящие епископы отчитываются перед патриархией о собранных деньгах и 15% от полученного им отчисляют. Сколько конкретно средств это составляет не известно. Достоверно лишь, что 30 крупнейших епархий перечисляют патриархии от 10 до 20 млн руб в год каждая.

Как же складываются деньги приходов? Из пожертвований на совершение треб (венчания, крещения, освящение квартир, машин и прочих предметов) и служб (чтение акафистов, помилование). Во всех этих операциях большую роль играют свечи, на которых церковь зарабатывает немалые средства. У РПЦ имеются десятки мастерских по литью свечей не только из нового материала, но и из собранных из тех же храмов огарков. Цена этих свечей при изготовлении и продаже отличаются во много раз. К примеру, произвести самую востребованную четырех граммовую свечку обойдется 25 копеек, а продается она за 20 рублей.

Доходы храмов в России кардинально разнятся: от 5 тыс. до 3 млн рублей. Многие священники жалуются, что процент отчислений ежегодно увеличивается. Это связано в основном с ростом числа епархий. Для церквей на периферии эти отчисления даются очень сложно. Если же по какой-то причине храмы отказываются отдавать средства, им могут намекнуть, что настоятеля несложно и поменять за невыполнение обязанностей. То есть важным здесь становится не то, насколько священник компетентен в своей религиозной деятельности, а сколько денег он смог собрать. Некоторые настоятели жалуются, что кроме отчислений, архиерею при каждом его визите приходится отдавать и деньги в конверте, своего рода взятки.

Доходы от предприятий

Также одной из весомых статей поступлений церкви являются доходы от предприятий. Важнейшие из них — «Софрино» («Художественно-производственное предприятие» — ХПП), а также гостиница «Даниловская».

ХПП работает в одноименном поселке уже более 40 лет, а землю под ее строительство в далеком 1972 году выделил председатель Совмина Советского Союза Алексей Косыгин. С конца 80х им бессменно руководит Евгений Пархаев. Предприятие занимается выпуском церковной мебели, икон, гробниц, свечей (парафиновых и восковых), чаш, обеспечивая своими товарами до половины российских церквей. Кроме того, епархия заставляет храмы заказывать именно продукцию «Софрино». До июня 2014 года действовал и банк «Софрино», которым также руководил Пархаев, пока ЦБ не отозвал его лицензию. Этот банк выделил на восстановление храмов порядка 60 млн руб.

Руководит Пархаев и гостиницей «Даниловская». Это удобное и современное заведение, в конференц-зале которого проводятся собрания священников, миротворческие и религиозные конференции, концерты. Стоимость одноместного номера в гостинице с завтраками в будни составляет 6300 руб., апартаментов - в 2 раза больше (13 тыс.). В заведении предлагается ряд дополнительных услуг — бар, сауна, организация праздников и прокат машин. Доход гостиницы в 2013 составил 137,4 млн руб, в 2014 = чуть меньше,112 млн руб. Неплохо для церковного заведения, не правда ли?

Пархаев пришел в епархию в 1965 году, он участвовал в восстановлении знаменитой Троице-Сергиевой лавры. Сейчас же живет он весьма нескромно, пользуясь привилегиями, которых лишены даже крупные священники. К примеру, свой юбилей 4 года назад он отметил очень пампезно: в зале Храма Спасителя. После гости отправились на его дачу в Подмосковье, где кроме гигантского коттеджа имеется теннисный корт и даже пристань с катерами.

Бизнес РПЦ

Чем только не интересуется РПЦ: ювелирными украшениями, лекарствами, сдачей в аренду конференц-залов, рынком ритуальных услуг и даже аграрным бизнесом. Так, патриархия является совладельцем ОАО «Ритуальная православная служба», выручка которой за 2014 год составила 58,4 млн руб.

Екатерининская епархия имела карьер «Гранит» (крупный гранитный карьер), а также компанию в сфере безопасности «Деркава». Вологодская епархия владела заводом железобетонных конструкций, а Кемеровская епархия является владельцем ООО «Кузбасская инвестиционно-строительная компания», а также совладельцем агентства «Европа медиа Кузбасс», «Новокузнечного компьютерного центра».

А вот Даниловский монастырь в Москве имеет несколько торговых точек на своей территории: магазин «Даниловский сувенир», монастырскую лавку. Купить тут можно православную литературу, футболки с христианскими принтами, кожаные бумажники, различную церковную утварь.

Сретенский же монастырь на своей территории имеет магазин «Сретение», кафе «Несвятые святые», а основной источник доходов монастыря - издательство. Монастырь также владеет землями сельскохозяйственного кооператива «Воскресный». Прибыль этого места за 2014 год составила порядка 14 млн руб.

А с 2012 года структурам церкви принадлежит здание гостиницы «Университетская» на окраине Москвы. В отеле расположен паломнический центр русской православной церкви. Цена стандартного одноместного номера - 3 тыс. рублей. Гостиница предназначена для расселения простого народа, имеется здесь и большой конференц-зал для проведения различных мероприятий.

Дела финансовые, церковные

РПЦ владеет 36,5% банка Пересвет, а еще 13,2% принадлежит близкой к РПЦ компании «Содействие». По состоянию на 1 января 2015 года прибыль банка составила 2,5 млрд рублей. Средства РПЦ также имелись в банках Эргобанк и Внешпромбанк, у которых в январе этого года отозвали лицензии из-за «дыр» в балансе. Банки эти были выбраны не случайно: в первом из них акционером (владевшим 20% акций) был православный бизнесмен, помогавший РПЦ, Валерий Мешалкин. Председателем правления второго банка была Лариса Маркус, близкая к руководству патриархии. Во Внешпромбанке осталось 1,5 млрд руб церкви, из Эргобанка РПЦ свои средства успела забрать до его закрытия. Зарплата сотрудникам патриархии переводится в Сбербанк и Промсвязьбанк.

Занимается РПЦ и венчурными инвестициями. В частности, банк Пересвет инвестирует средства через компанию «Сберинвест» (банк владеет 18,8% акций компании). А для финансирования совместных со «Сберинвестом» проектов в 2012 году был создан международный фонд «Наноэнерго». «Пересвет» вложил в него 50 млн долларов, еще столько же инвестировали «Роснано». В 2015 году против компании «Пересвет» было возбуждено уголовное дело, инициатором которого стал «ФОНД Роснано Капитал С. А», дочерняя компания «Роснано». В иске сказано, что компания незаконно перевела средства на счета российских компаний, открытых в «Пересвете», со счетов «Наноэнерго». Директор же «Пересвета» утверждает, что у него с «Роснано» имеются неплохие энергетические проекты и причину судебной тяжбы он не понимает.

На что тратятся деньги — неизвестно

На что же тратятся заработанные средства РПЦ? Экономика эта не прозрачна: в госзакупках церковь не фигурирует, тендеры не объявляет, да и в церковной деятельности подрядчиков не нанимает.

Несомненно, часть денег идет на содержание духовных семинарий, оказание благотворительной помощи сиротам и другим социально-незащищенным группам населения, да и все синодальные отделы финансируются за счет денег РПЦ. К примеру, средние затраты на содержание Санкт-петербургской и Московской духовной семинарий оцениваются в 60 млн. руб. в год. Зарплата уходит также на обслуживание светского персонала патриархии, а это около 200 человек (средняя оплата их труда составляет 40 тыс. руб. в месяц).

Что же происходит с остальными деньгами? Неизвестно! Ясно лишь одно: среди других церквей также не принято распространяться о своих расходах и доходах.

Исключение, пожалуй, составляет немецкая епархия Римско-католической церкви. И то, составлять отчеты о своей деятельности они начали после громкого скандала по поводу строительства новой резиденции епископу Ламбургскому. Так, в 2010 году стоимость строительства оценивалась в 5,5 млн. Евро, а в 2013 году эта сумма возросла почти в два раза, составив 9, 85 млн. Евро. Церковный бюджет складывается из поступлений от собственности, пожертвований и церковного налога, который в обязательном порядке взимается с прихожан. Кельнская епархия по праву считается самой богатой. В 2014 году ее общий доход составил 772 млн Евро, из них львиная доля (589 млн Евро) приходилась на налоговые поступления. Но велики были и общие расходы. К примеру, за 2015 год они составили порядка 800 млн. Евро.

В 1942 году был создан банк Ватикана с целью управления финансами Святого престола. Первый финансовый отчет банк опубликовал в 2013 году. В нем говорится о том, что прибыль банка в 2012 году составила 86,6 млн Евро, а в 2011 - 20,3 млн Евро. Доход от торговой деятельности — 51,1 млн Евро.

Финансовая же пирамида Русской православной церкви за рубежом устроена так: 10% своих доходов приходы платят епархиям, которые в свою очередь 5% переводят в Синод. Но основной доход приходится от сдачи в аренду 20% здания Синода площадью 4 тыс. кв. м. частной школе в Манхэттене. Доход от аренды составляет около 500 тыс. долларов. Также важной статьей финансовых поступлений является Курская Коренная икона, которую возят по всему миру и демонстрируют за деньги. Церкви также принадлежит половина Гефсиманского сада и другие ценные участки земли, но РПЦ им финансово не помогает. Эта церковь более скромная, но расценки на требы у них выше российских.

В общем же возникла довольно темная ситуация с расходной статьей бюджета церквей, которую некоторые оправдывают тем, что все идет на святые дела, поэтому отчетность тут не требуется. Возможно, большая доля и идет, но, как видим, инвестиции в новый бизнес у церкви немалые, много денег уходит на депозитные вложения. Играет важную роль и человеческий фактор. «Попы», священники и другие работники церкви такие же люди, как и мы. Они выполняют свою работу. У них часто большие семьи, много детей, которых необходимо обеспечивать. Но имеются и искренне верующие церковные служители, отдающиеся работе настолько, что, порой, забывают о себе. Конечно, их меньшинство. А, учитывая, что такие люди довольно принципиальные, у верхов они оказываются редко.

Но необходимо помнить, что занимая подобную должность, церковные служители обязаны подавать пример прихожанам. И этому никак не способствует вымогательство, помощь лишь платежеспособным прихожанам (хотя и тут бывают исключения, когда услуги нищим производятся бесплатно), непристойное поведение (случалось множество инцидентов, когда «попы», будучи не совсем трезвыми, сбивали людей на улице и скрывались с места происшествия), помпезность и вычурность (часто работники церкви разъезжают на иномарках, строят себе новые виллы и коттеджи, некоторые имеют личные яхты). И возникает вопрос: есть ли святость у таких людей? К сожалению, многие люди остаются атеистами именно видя подобное поведение служителей церкви. У других же вера столь фанатична и слепа, что они готовы церкви отдавать последние деньги. Согласна, каждый человек может быть истинно верующим, даже религиозным, соблюдать библейские заповеди, которые проповедуют правильные вещи: порядочность, честность, милосердие, помощь окружающим, заботу о ближнем. Но делать это можно не посещая храмы, без посредников в виде нечестивых церковных деятелей, у себя дома. Ведь чем больше святости в душе человека, чем меньше грехов он совершил, тем меньше необходимости их искупать, платя за это немалые деньги.

Околоцерковная хозяйственная деятельность — тема закрытая и мало изученная, хотя о ней ходит масса самых противоречивых слухов. Сами отцы церкви, по вполне понятным причинам, говорить об этом избегают. Поэтому рассказать о церкви как субъекте экономических отношений мы попросили директора Института изучения религии стран Балтии и СНГ, кандидата исторических наук Николая Митрохина.

-Что такое Русская Православная Церковь, как субъект экономической деятельности?

РПЦ – это гигантская корпорация, где под единой маркой действуют сотни тысяч самостоятельных экономических агентов. Начиная с небольших предприятий, создаваемых отдельными священниками и заканчивая общецерковными предприятиями.

каков масштаб ее деятельности, ее доля в российской экономике?

— В течение года РПЦ получает от своей хозяйственной деятельности такие же доходы, как средняя металлургическая компания. В общероссийских масштабах это, конечно, не много. Но помимо этого, церковь контролирует еще некоторое количество предприятий, имеющих более значимые обороты. Кроме того, существуют пожертвования от государственных и частных компаний на различные православные программы. И эта сумма уже в два – три раза больше тех средств, которые церковь зарабатывает самостоятельно.

— Почему так скудны официальные данные об экономике РПЦ?

Потому, что сами управляющие органы церкви не обладают внятной информацией о том, чем занимаются отдельные подразделения – епархии, приходы. Кроме того, церковь привычно скрывает все данные о своей экономической деятельности, потому, что многие источники ее средств противоречат тем ожиданиям, которые люди возлагают на церковь. Это и игра на финансовых рынках, и экспорт нефти, и получение от государства квот на ввоз некоторых товаров и т. д.

-Из каких же средств складываются общецерковные доходы?

Формально они должны складываться из поступлений из епархий и результатов деятельности синодальных отделов. Но по информации, официально оглашаемой на Архиерейских Соборах, доходы складываются из доходов от деятельности общецерковного предприятия «Софрино» и гостиницы «Даниловская». Плюс около 50% средств Московская Патриархия получает от некоторых операций на финансовом рынке, управляя временно свободными денежными средствами. А доходы от епархий составляют всего около 2,5 % от общей суммы. Бюджет же конкретных отделов Патриархии на самом деле никогда публично не раскрывался.

-И на что все эти деньги тратятся?

— По утверждению церкви, основной бюджет уходит на содержание трех учебных заведений общецерковного значения. Но сейчас самое крупное из них передано на баланс Троице-Сергиевой лавры, так что в данный момент средства расходуются, видимо, на проведение презентаций и «содержание» аппарата. А в случае каких-то экстренных расходов привлекаются спонсоры. Например, когда Патриарх едет в детский дом, деньги на подарки дает кто-то из православных предпринимателей.

— А как же восстановление храмов?

— Нет, этим занимается государство и окологосударственные компании. Почти все крупнейшие корпорации имеют специальные программы по строительству храмов. Сама церковь не способна ни строить храмы, ни поводить их серьезную реконструкцию.

— К чему, по вашему мнению, ведет ужесточение государственной налоговой политики в отношении церкви?

— К тому, чтобы в среднесрочной перспективе, священники стали государственными служащими, т.е. получали зарплату от государства. С одной стороны, церковь этого не хочет, с другой, ей необходимо получить государственную поддержку, иначе множество приходов скоро придется закрывать. Обеспечить себя за счет прихожан может только священник из крупного города, а тот, кто служит в деревне, кормится только с собственного огорода. И сколько лет он будет терпеть такую ситуацию? Я считаю, что религиозные организации должны выживать сами. Но пока мы видим, что государство финансирует большие церковные образовательные программы, православная энциклопедия выходит за счет государства, государство на грани того, чтобы начать полноценно финансировать преподавание основ православной культуры, и думаю, дело дойдет до того, что провинциальные священники охотно примут, как это было до революции, государственную зарплату.

— А должно ли, на ваш взгляд, околоцерковное производство облагаться налогами, наряду с обычными предпринимателями?

Думаю, нет. Есть сектор некоммерческих организаций, которые платят очень серьезные налоги: 36% единого социального налога, 13% с зарплаты. На мой взгляд, РПЦ, как и все религиозные организации – та же некоммерческая организация. Другое дело, что государство не должно мириться с тем, что где-то в провинции, как это было, например, в Тульской или Ивановской области, священник становится фактически владельцем спиртзавода и пытается его анонсировать как церковное предприятие, на средства которого строится храм. Сколько стоит возвести или реконструировать храм – никто точно сказать не может, не существует никаких критериев оценки. Восстановление этого храма может продолжаться десятилетиями, и что, все это время этот условный спиртзавод будет работать? Я думаю, надо отсечь подобные коммерческие предприятия от некоммерческих.

Может, государство, отказываясь передавать некоторые культовые здания в собственность церкви, стремится сохранить возможность воздействия на РПЦ?

— Церкви было передано около 15 000 объектов недвижимости в долгосрочную аренду – фактически в собственность. Инвентаризации доселе не проводилось, что с ними стало, никто не знает. Самый показательный случай произошел в Ульяновске. В доме, в котором до революции размещалось Епархиальное управление, открыли кафе. Когда это здание было передано церкви под обещание открыть здесь приют, кафе просто перезаключило договор аренды теперь уже с церковью. В определенных кругах есть надежда на то, что церковь получит в собственность землю, станет крупным земельным собственником и за счет средств, полученных от земли, будет себя финансировать. Но в этом случае возникает вопрос: почему церкви возвращают ее былую собственность, а людям, которые являются потомками дворянского, купеческого и казачьего сословий, нет. Тем более что церковь претендует на колоссальное количество объектов, которые до революции ей на самом деле не принадлежали. Они принадлежали церковно-приходским общинам или помещикам, или еще каким-то структурам.

Кроме того, существует огромное количество объектов собственности, которые церкви не нужны. Недавно, в Новгородской области я наткнулся на заброшенный монастырский комплекс во вполне приличном состоянии. Теоретически, епархия могла бы его потребовать, но что она с ним будет делать? Его надо восстановить, туда надо проложить дорогу, поселить монахов. А средств и монахов нет. Во Владимирской области, из 900 имеющихся храмов церкви передано около 400. А если ей передать еще пятьсот зданий (хотя она их, насколько известно, и не просит), где епархия возьмет средства, чтобы их восстановить? И так уже священники жалуются, что их все компании с порога отсылают: «Мы уже давали и на этот храм и на этот». А главное — кто туда будет ходить? Патриарх, на последнем Епархиальном собрании сказал, что количество прихожан уменьшается. И это не связано с открытием новых храмов.

А как развивается околоцерковное производство? Есть ли предприятия, составляющие хоть какую-то конкуренцию знаменитому «Софрино»?

Околоцерковное производство развивается и имеет разные формы: от некоторых успешных предприятий, которые имеют миллионные (в долларах) обороты, до бабушек и тетушек, которые шьют одно облачение в неделю. В принципе, это тоже околоцерковное производство. Или, к примеру, бригада столяров, которая ездит по епархии и делает иконостасы.

Есть множество крупных церковных компаний, которые по объемам производства сопоставимы с «Софрино», но они предпочитают себя не афишировать. Одна из самых известных в Москве находится в Новоспасском монастыре и специализируется на производстве маленьких деревянных иконок с наклеенными бумажными образами. Троице-Сергиева лавра считается крупнейшим производителем свечей и полиграфии. А «Софрино» — это просто брэнд, причем не самый популярный. Патриарх на каждом Архиерейским Соборе призывает епископов покупать софринскую продукцию, они, конечно, покупают понемногу, но реально предпочитают более дешевый товар.

— Говорят церковная продукция исключительно «экологически чистая».

— Всю свою продукцию РПЦ позиционирует как экологически чистую. В России это имеет перспективу. Брэнд «православное» вполне может стать синонимом «экологически чистого». Но на самом деле эту продукцию никто не проверял. Просто в России сейчас низкая конкуренция на рынке экологически чистых товаров. Как только она обострится, православных там «задавят» большие компании. Пример тому — история «Святого источника», которая начиналась, как чисто американская кампания. Производители просто платили определенную сумму местному епископу за помощь в уклонении от налогов, православную этикетку с его подписью и обещанием потратить часть денег на храмы. Год назад брэнд купила компании «Nestle». И теперь эта же вода рекламируется уже безо всяких кивков на РПЦ (тем более что епископ перестал выполнять свои обязательства), упор делается на известный брэнд. В каждом регионе есть бутылированая вода, которую выпускает какой-нибудь спиртзавод, просто наклеивая этикетку с изображением местного монастыря. Поэтому можно утверждать, что сейчас не меньше половины товаров, производимых как «православные», на деле к церкви никакого отношения не имеют.

-А как, по-вашему, выглядят перспективы развития экономики церкви?

— Здесь сложно делать какие-либо прогнозы. Пока ситуация относительно стабильная. Но с одной стороны, растет число людей, связывающих свою жизнь исключительно с церковью, с другой стороны, сокращается число непостоянных посетителей церкви, т.е. потребителей продукции околоцерковного производства.

-Какие факторы могут повлиять на улучшение финансового состояния церкви?

— Церковь должна налаживать свой внутренний менеджмент. Чтобы разные, как в самой церкви говорят, «жучки», то есть священники или околоцерковные деятели, получающие хорошие доходы, в большей степени тратили их на церковь. Но это станет возможным только с появлением механизмов, обеспечивающих прозрачность, разделение функций духовенства, поддержание корпоративного духа. Чтобы вороватый священник не платил «откат» секретарю епархиального управления, а изгонялся самими священниками. Это должно быть внутрицерковное понимание и решение, что дальше так жить нельзя. И хотя уже сейчас есть критика епископата, исходящая как из фундаменталистских, так и из либеральных кругов, но пока большинство эта ситуация устраивает. Так что в ближайшие годы какие-то изменения вряд ли возможны.

Людмила Мехонцева

Кипрская церковь заявила, что готова продать свои активы и помочь островному государству выйти из финансового кризиса. сайт изучил опубликованные данные об активах российской патриархии и подсчитал, куда можно было бы вложить вырученные с их продажи деньги.

Свое заявление предстоятель Кипрской православной церкви архиепископ Хризостом II сделал после встречи с президентом Кипра Никосом Анастасиадисом в среду, 20 марта. Архиепископ отметил, что церковь могла бы заложить принадлежащие ей активы, чтобы инвестировать полученные средства в гособлигации. Предстоятель не пояснил, о каких активах идет речь. Но по данным Associated Press, Церкви Кипра принадлежит существенное состояние.

Бизнес РПЦ

Русская православная церковь на протяжении многих лет занимается предпринимательством. При этом, официально доходы РПЦ остаются тайной за семью печатями.
Юридическое лицо, от имени которого РПЦ занимается бизнесом, называется "Московская Патриархия Русской Православной Церкви". Одним их важных источников дохода Церкви является фонд ХХС, оборот которого составляет около 40 млн рублей в год.

Одним из крупнейших активов патриархии является «ХПП Софрино РПЦ», который вполне официально поставляет церковную утварь, в частности, иконы, свечи и одежду. Впрочем, последний раз данные о ее доходе публиковались больше 15 лет назад и составляли 120 млн рублей, за это время приход церкви вырос на две трети. Кроме того, РПЦ принадлежит несколько крупных компаний по оказанию ритуальных услуг.

Тем не менее, по данным журнала "РБК", область бизнес-интересов РПЦ касается не только свечей и икон, но и гостиниц с заводами. В период с 2003 по 2010 годы подконтрольное РПЦ ЗАО "АО Витал" владело четвертью "БМВ Русланд", впоследствии эту компанию ликвидировали, ООО "БМВ Русланд Трейдинг".

Кроме импорта машин, клирики ведут бизнес в строительстве, ресторанном и гостиничном бизнесе, торговле, сельском хозяйстве и производстве продуктов питания. Например, РПЦ принадлежат около 40% акций банка "Пересвет", который по состоянию на 2012 год занимает 84-е место в рейтинге российских банков.

Кроме того, РПЦ принадлежит гостиница "Даниловская" в Москве. По некоторым данным, вместе с "Софрино" гостиница приносит до половины общего дохода церкви, данные о котором не оглашались с 1997 года. По информации РБК, все подконтрольные РПЦ коммерческие предприятия по самым скромным оценкам приносят до 600 млн руб. в год.

На что хватит активов РПЦ

По данным издания, стоимость активов РПЦ приближается к 2,3 млрд рублей. Если Церковь последует примеру кипрских клириков и решит продать их, чтобы помочь государству, то полученной суммы хватило бы, скажем, на утилизацию бесхозного химзавода в Бийске (Минпромторг РФ намерен выделить 2,3 млрд руб. на утилизацию бывшего оборонного предприятия «Полиэкс» в Бийске) или восстановление "Ленфильма " (совет директоров киностудии оценил ее возрождение в 1,5-2 млрд рублей). Можно было бы обогреть большую часть жителей Заполярья, проложив там теплотрассу (Евразийский банк развития выдал ОАО "Апатит" кредит на 2,7 млрд рублей для строительства тепломагистрали Кировск-Апатиты).

Впрочем, 2 млрд рублей – слишком маленькая сумма для преобразований в рамках целого государства, РПЦ она принесет больше пользы, уверяют аналитики. "Прибыль, получаемая РПЦ в результате коммерческой деятельности, используется для финансирования текущей деятельности церкви (содержание аппарата и инфраструктуры, организацию религиозных мероприятий и т.д.). В общем-то, изымать прибыль церкви государство не имеет никаких юридических оснований. Это же относится и к активам РПЦ, распоряжаться которыми по своему усмотрению государство не вправе. Собственно, на данном этапе в этом и нет никакой необходимости, т.к. размер активов церкви и её доходов в масштабах федерального бюджета крайне незначителен, а репутационный ущерб, который понесёт государство в результате обозначенных вами действий, крайне велик, – сказал аналитик "ФИНАМ" Анатолий Вакуленко. - Что касается поддержки тех или иных направлений жизни общества, то осуществляемая бюджетная поддержка существенно более эффективна, чем потенциально вырученные средства от продажи активов РПЦ, как, впрочем, и остальных религиозных конфессий".