Что такое быть рожденым свыше? Что такое рождение свыше? Библия о рождении свыше

  • Дата: 06.02.2024

Что такое рождение свыше?

В наше время существует много людей, которые заявляют о том, что они верят в Христа, но не проявляют любви ни к Богу, ни к Его Книге, ни к Его Слову, ни к Его народу, ни к Его путям.
Зачастую они думают, что их умственное согласие с тем фактом, что Христос умер за их грехи, является их билетом в Небеса. Они согласны с тем, что Небеса это хорошее место, чтобы пойти туда после смерти, и они говорят, что верят в Иисуса, что Он умер за их грехи, и поэтому однажды они смогут попасть туда (на Небеса). Сверх этого у них небольшой интерес или нет вообще интереса к духовным вещам.
Однажды Иисус сказал Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божья» (Иоанн. 3:3).
Что же это за рождение, благодаря которому мы получаем доступ в Царство Божье?
Давайте прежде посмотрим чем оно не является: конфирмация (один из ритуалов римско-католической церкви); членство в церкви; водное крещение; соблюдение религиозных обрядов; умственный подход к христианству; посещение церкви; молитвы; чтение Библии; порядочность; хорошее воспитание и манеры; хорошие поступки; старание изо всех сил и ещё многое другое, что, как верят некоторые люди, может спасти их.
У Никодима, с которым Иисус разговаривал о рождении свыше, были почти все перечисленные нами характеристики (он был фарисеем Иоан 3:1), но Иисус сказал ему: «Должно вам родиться свыше» (Иоан. 3:7).
Без рождения свыше мы не можем войти в семью Бога и иметь Его усыновление.
Только силой Святого Духа грешник может обрести рождение свыше. Рождение свыше - это дверь в спасение и, впоследствии, на небеса.
Благодаря рождению свыше, мы устанавливаем правильные отношения с Богом. Рождение свыше обязательно прежде, чем ты сможешь претендовать на любое из благословений Библии.
Что же такое рождение свыше?
И что значит быть рожденным свыше христианином? Никодим так же недоумевал, о каком таком рождении говорит Иисус: «…как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» (Иоан.3:4)
Иисус отвечал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». (Иоан.3:5-7)
Все дело в том, что человек существо не только физическое. Фактически, человек - это дух, у которого есть душа, и который живёт в теле. (1Фес. 5:23)
Мы родились в этот мир в наших телах, благодаря нашим родителям. Но! Рождение свыше это работа Бога. Это новое рождение человеческого духа от Духа Божьего.
Человек не может ни осуществить рождение свыше, ни заработать его. Он не может даже что-то совершить, чтобы удержать его. Бог дает рождение свыше, как дар благодати.
Но Он дает его только тем, кто покаялся и возложил полное упование на Господа Иисуса Христа. Как и первое рождение, это рождение является событием, а не процессом.
Хотя с момента первого осознания греха до момента духовного рождения может пройти много дней или даже лет, действительное рождение происходит за секунду, как переход от тьмы к свету, из ночи в день, из смерти в жизнь.
Человек буквально получает второй день рождения и становится новым творением во Христе Иисусе: «Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое». (2Кор.5:17)
Бог не требует от человека очищающих его дел или того, чтобы человек начал жизнь с нового, чистого листа. Бог дает нам новую жизнь!
Рождение свыше - это не вопрос мнения или выбора, Писание учит, что это обязательно. Язык Спасителя очень конкретен и повелителен: «...истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3), «...должно вам родиться свыше» (Ин. 3:7).

С момента 1 и 2 глав книги Бытия все в мире появлялось на свет, приносящим «по роду своему плод», и грешники рождали грешников. Это означает, что каждый человек был духовно мертв – то есть, отделен от Бога из-за греха.
Это безнадежное занятие - стремление улучшить плотскую природу человека. Можно потратить много сил и лет жизни, а сердце будет оставаться безутешным, и совесть будет мучиться от того, что грех вновь и вновь совершается, и душа будет чахнуть в бесплодных мечтах о недосягаемой святости.
Есть только один способ разбить этот порочный круг, есть только один выход, как наполнить сердце радостью и любовью, избавить совесть от бесконечных мук и угрызений, и дать душе долгожданный мир.
Для этого бесконечно важно постичь истинную сущность рождения свыше. После долгих лет борьбы со своей плотской природой, в стремлении ее изменить, человека может ожидать одно безрадостное открытие: плоть есть только плоть и всегда будет оставаться плотью.
И поэтому, это всего лишь путь бессмысленных страданий, горечи поражений и разочарований. Но великая радость заключается в том, что Бог не ждет никаких улучшений нашей плотской природы. Он видит ее как мертвую, а нас - живыми во Христе Иисусе.
Поэтому вы не можете изменить старую природу, реформировать ее, оживить, воскресить, образовать и реконструировать своими силами. Вам необходимо рождение свыше, предание вам иного качества: Божественной природы: «И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил...» (Еф. 2:5).
Рождение свыше - это переход от смерти к жизни.
Во всей Библии нет истины с такими далеко идущими последствиями, как тот благословенный факт, что мы рождены свыше, чтобы быть членами семьи Божией.
Бог теперь является нашим Отцом. Он заботится о нас! Он заинтересован в нас, в каждом из нас отдельно, а не только как принадлежащих к определённой группе людей, к поместной церкви. Он заинтересован в каждом Своём ребёнке и любит нас всех одинаково.
Каковы доказательства возрождения? Спасение – это чудодейственная перемена. Нет, конечно, вы не увидите сразу внешних перемен, но вот ваша внутренняя сущность, ваш внутренний человек изменится мгновенно.
Первым признаком нового рождения является наша любовь к Богу, желание познавать Его, Его волю для нас.
Сердце и жизнь возрожденного человека изменены, грех ненавидим, а Христос любим. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор. 5:17).
Это не значит, что человек, рожденный свыше, больше никогда не согрешает и не ошибается, но теперь это не является его сутью, его естественной жизнью, но, наоборот, это, то с чем он борется и побеждает силою Божьей, живущей теперь в его внутреннем человеке.
«Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир...» (1Ин. 5:4). «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Иоан.3:9).
Рождение свыше - это суверенное деяние Святого Духа, тайное, внутреннее действие (Ин. 3:8), которое становится очевидным из того факта, что человек не только «переворачивает новый лист», но начинает жить новой жизнью.
Более того, возрождение проявляется в желании изучать слово Божие и любить его. Человек, который был возрожден Святым Духом, любит слово Божие. Христос сказал: «Кто от Бога, тот слушает слова Божии» (Ин. 8:47); «кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое» (Ин. 14: 23).
Возрождение проявляется прежде всего в любви к Богу, затем в любви к слову Божьему, а потом в любви к Божьим людям.
«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (1Иоан.3:1-3).

Диалог о рождении свыше между Иисусом и Никодимом, произошел так:

Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.


Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

Рожденное от плоти есть плоть , а рожденное от Духа есть дух.

Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

Поделюсь, как меня Господь Иисус учил в этом вопросе.

Рожденное от плоти есть плоть. Ответьте на такие вопросы:

1) Может ли еще нерожденная плоть - САМА решить родиться от плоти?

2) Может ли эта, нерожденная ещё плоть, САМА решать когда и где, и каким методом ей рождаться?

Рожденное от Духа есть дух. Ответьте так же на вопросы:

1) Может ли дух человека - САМ родиться от Духа?...

2) Может ли этот нерожденный еще дух, САМ решать когда и где, и как ему рождаться?

Многие не понимают, что такое рождение свыше. Я так же не была исключением. И какое-то время никак этого не могла понять. Но зато точно знала, КТО меня может родить. А уже как и когда - это не рождаемого дело, а Рождающего. Нам нужно только ПРИНЯТЬ Его - через Его Слово и Его Дух. Мы должны позволить Господу познать нас (соединиться в один Дух с Господом), как написано: "Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих "; и : "да отступит от неправды всякий , исповедующий имя Господа " (2Тим.2:19).

Как ветер никто не видит и не видит, откуда он приходит - так и Дух никто не видит, откуда Он приходит. Как ветер дышит, где он хочет - так и Дух. Иисус конкретно и ясно сказал, что ни при покаянии, ни при крещении, ни при особенной молитве с исповеданием Иисуса Господом, ни при каких-то других усилиях человека - он не рождается САМ да ещё и СВЫШЕ. Иисус провел аналогию с рождением по плоти. И было бы безумием утверждать, что человек САМ рождается свыше при покаянии или других действиях.

Понимаете, друзья? Не обманывайтесь (не обманывайте себя) баснями, лжеучениями невежд, о, якобы рождении свыше, при выполнении вами какого-либо обряда или действия. Кроме разговора с Никодимом, Иисус говорил много раз и конкретно - о рождении свыше. Когда вы принимаете решение креститься - вы делаете выбор: умереть со Христом. Не просто окунаетесь в воде, а принимаете решение себя упразднить, чтобы дать место Жизни Христа в себе. Это - Божье действие в вас - по вашему решению. Есть один пример в Деяниях, когда сердце человека не приняло Бога (волхв Симон - Деяния 8 глава) И волхв не родился Свыше - слушал проповедь апостолов, принял водное крещение, но намерения имел другие - корыстливые.

Приведу еще одно место (а вы - сами поищите и найдите многие другие, спрашивая Господа и прося о наставлении). Приведу пример о посеянном семени на разной почве сердца (ума)... Затем - о поливании этого Слова, об ожидании, чтобы оно дало всход и плод. НО, если почва сердца не подготовлена или заботы века или другое что - воспрепятствуют Слову укорениться и принести в вас Плод (у кого-сколько) - то не обманывайте себя и да не обманывают вас другие. Иначе - будучи умственно начитаны и осведомлены - будете идти в погибель и даже не догадываться об этом.

Человек рожден свыше только в том случае, когда в нём живет и действует Христос в Силе Духа, а не в пустословиях и цитировании Писаний по примеру дьявола (искажая смысл написанного). И те, кто претендует на то, что Сила Духа в нем действует - отображает ли Христа, Его Образ, Его святость, характер, отрешенность от мира, и т.п. ..?

А вот о сердце (разуме нашем, сердцевине духовной жизни духовного человека) - это уже НАМ надо позаботиться: ПОДГОТОВИТЬ сердце к принятию Божьих Слова и Духа. И для этого нужно единство со Христом - Словом Божьим, принятии Его в наше сердце и отдаче всех приоритетов - Ему Одному. Как Он соединился с нами в смерти вместо нас - так и мы с Ним во всём и навсегда. Только Он - Слово Божье, Господь Иисус Христос - очистит наше сердце = ум, с которого - помыслы и всё, что человека наполняет.. Если нет этого единства со Христом в полной отдаче Его руководству - то и нет Вечной Жизни в человеке. И он не рожден свыше.

Бог не нуждается в нашей помощи, чтобы нас родить.Чтобы вам родиться свыше - нужно отвергнуть себя и полностью доверить себя Богу. И ПОКОРИТЬСЯ Евангелию - Учению Христа о спасении. А тогда - Бог родит вас. САМ.

Моего мужа в свое время в Германии крестили водным крещением баптисты. Потом возложили на него руки и помолились. И сказали, что таким образом, Дух Святой на него сошёл и что он, таким образом, родился свыше.

Но, примерно год до этого, еще в России, когда мой муж покаялся, он читал Библию. Знал о рождении свыше. Понимал, что надо делать всё, что делал и чему учил Иисус (Он - пример, на Него смотреть). У мужа хватило ума тогда обратиться к Господу дома в простоте. И сказать, Господи, я не знаю, родился я или не родился. Но я хочу родиться свыше. Дай мне это подтверждение, чтоб я это знал. И Бог дал ему это подтверждение. Ещё в России.

И вот когда мой муж увидел в действиях баптистов мертвый обряд, и они не имели откровения Духа, что он УЖЕ рожден свыше и что БОГ САМ дал ему это подтверждение, то это привело его в недоумение. Ведь какого "духа" они ему могли дать, при такой слепоте духовной?... И он начал задумываться и слепо уже не доверял всему, чему там учили и что делали. И в конце-концов понял, что надо оттуда выйти. Сейчас он идет за Господом, а не за людьми.

Что значит быть рожденным свыше христианином?

Что же значит – родиться свыше? Библейский текст, записанный в Евангелии от Иоанна 3:1-21, дает ответ на этот вопрос. Господь Иисус Христос разговаривает с Никодимом, известным фарисеем и членом Синедриона (иудейского правительства). Никодим пришел к Иисусу ночью, чтобы задать волнующие его вопросы.

Беседуя с Никодимом, Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Никодим спросил: «Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» А Иисус отвечал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Иоанн 3:3-7).

Никодим имел реальную нужду. Ему было необходимо изменение сердца, то есть духовное преобразование. Новая жизнь, или рождение свыше, происходит тогда, когда человек поверил в Бога и получил вечную жизнь (2 Коринфянам 5:17; Титу 3:5; 1 Петра 1:3; 1 Иоанна 2:29; 3:9; 4:7; 5:1-4,18). В Иоанна 1:12,13 отмечается, что «рождение свыше» также подразумевает, что через веру в Иисуса Христа мы обретаем статус Божьих детей.

Из этого возникает логический вопрос: «Зачем же нам нужно рождение свыше?» Апостол Павел в Послании к ефесянам 2:1 говорит: «…вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим…» В послании Римлянам 3:23 он написал: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией». В связи с этим мы и нуждаемся в рождении свыше, чтобы получить прощение грехов и восстановить отношения с Богом.

Как же это происходит? Текст Ефесянам 2:8,9 утверждает: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». Когда человек «спасен», то только благодаря тому, что он получил рождение свыше, духовное обновление, и теперь через новое рождение является дитем Божьим. Мы получаем «духовное рождение», когда верим в Иисуса Христа и в то, что Он заплатил за наш грех Своей смертью на кресте. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь…» (2 Коринфянам 5:17, первая часть).

Если Святой дух побуждает вас принять Иисуса Христа как своего Спасителя, тогда вам необходимо родиться свыше. Желаете ли вы помолиться молитвой покаяния и стать новым творением во Христе уже сегодня? «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Иоанн 1:12-13).

Если это так, то вот простая молитва для вас. Само произнесение этой или любой другой молитвы не приводит к спасению, а только вера в Иисуса Христа. Эта молитва – просто способ, которым мы выражаем Богу, что верим в Него и благодарим Его за спасение. «Боже! Я знаю, что согрешил перед Тобой и заслуживаю наказание. Но Иисус Христос понес наказание, предназначенное мне, чтобы через веру в Него я мог быть прощен. Я отдаю мой грех Тебе и верю, что Ты – мое спасение. Спасибо Тебе за милость ко мне и прощение! Аминь!»

Материал из Энциклопедия евангельских христиан-баптистов

Рождение свыше (возрождение) - особое Божье действие, посредством которого Он "обновляет человеческое сердце - мертвое по причине грехопадения - к жизни" . Рождение свыше происходит одновремнно с покаянием и обращением к Богу и характеризуется коренной переменой "во внутреннем содержании жизни ", в сердце (чувствах), "в нравственных стремлениях души" .

Понятие рождения свыше тесно связано и нередко прямо отождествляется с понятием "Крещения Святым Духом (духовного крещения)" . Так, согласно Вероучению евангельских христиан , составленном в 1910 году И. С. Прохановым , духовное крещение "есть тот переворот в душе человека, когда он, уподобляясь Христу, умирает для греха и восстает для праведности (ветхий человек умирает, новый нарождается, т.е. происходит рождение свыше)" .

Рождение свыше является необходимым условием Божьего усыновления и вхождения в Царство Божие: благодаря ему человек становится дитем Божиим, причастником Божественного естества и храмом Духа Святого.

Происхождение

Понятие "рождение свыше" происходит от слов Иисуса Христа в разговоре с иудейским раввином Никодимом.

"Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" . (Ин.3:3-5)

Конфессиональная разница

В разных христианских конфессиях слова "родится свыше" понимаются неодинаково. В православии, католицизме и некоторых протестантских конфессиях традиционно считается, что "рождение свыше", «рождение от воды и Духа» происходит при совершении таинства крещения .

"Вода, видимо принимаемая, действует к очищению тела, а Дух, невидимо соединяющийся, - к возрождению невидимой души. Если ты спрашиваешь, как вода может родить, то и Я спрошу, как семя, которое само водообразно, может образоваться в человека? Посему как над семенем телесным все совершает благодать Божия, так и при крещении предлежит вода, но все совершает Дух и молитвенное призывание, а особенно присутствие Бога." - так толковал этот отрывок византийский богослов Феофилакт Болгарский, в православии отнесенный к "Отцам Церкви".

В евангельско-баптистском богословии водное крещение и рождение свыше - события совершенно разные. Например, по мнению известного баптистского богослова Платона Харчлаа, «такой взгляд противоречит другим местам Писания, в которых сказано, что спасение дается только по вере».

У баптистов распространено мнение, что Христос в разговоре с Никодимом не говорит о водном крещении в современном христианском понимании. Напомним, что ко времени разговора Иисуса с Никодимом существовало лишь крещение Иоанна Крестителя, которое представляло собой иудейский обряд ритуального очищения "твила" , знаменующий веру в грядущего Мессию и покаяние во грехах.

"Иоанн Креститель пробудил своим призывом к покаянию израильский народ. И слово «вода» в устах Иисуса могло напоминать Никодиму о ритуале водного крещения , которое Иоанн совершал над каявшимися. Христос давал таким образом понять Никодиму, что желающему войти в Царство Божие нужно покаяться и обратиться к Нему с тем, чтобы получить возрождение от Святого Духа" , - отметил Платон Харчлаа.

Поэтому в евангельско-баптистском богословии принято считать, что рождение свыше происходит при покаянии и уверовании во Христа под воздействием Духа, но не при водном крещении .

Детский вопрос

Разное понимание этого отрывка обуславливает конфессиональную разницу, например, в вопросах о крещении детей или крещении взрослых без серьезной катехизации. В православии это допустимо, поскольку «крещение возрождает», в баптизме - нет, потому что «ни младенец ни взрослый, не знающий азов веры, не сможет покаяться и возродиться».

В то же время в евангельско-баптистском богословии это не означает, что Царство Небесное закрыто для детй. Так, в "Изложении евангельской веры или Вероучении евангельских христиан" (составленном И.С. Прохановым в 1910 году) говорится:

"Детям, которые не могут проявить сознательной воли, Бог не вменяет их греховности, и им принадлежит Царство Божие, без необходимости для них проходить общий путь спасения или исполнять постановления Божий для Церкви, требующие сознательной воли. На основании того, что верующие, увидев на небесах Иисуса, будут подобны Ему только потому, что увидят Его, можно полагать, что возрождение с детьми происходит, когда они увидят Иисуса при переходе в славную вечность" .

Признаки рождения свыше

Согласно "Веручению ЕХБ 1985-го года", истинными признаками возрождения является полная перемена жизни, ненависть ко греху, любовь к Господу и к Церкви, и жажда общения с Ним, стремление к уподоблению Христу и исполнению воли Божией.

"Родиться свыше, значит измениться так основательно, что это равнозначно новому рождению; это значит, что с душой произошло нечто такое, что можно охарактеризовать как полное перерождение..." , - считает известный богослов, автор популярных комментариев к Новому Завету Уильям Баркли

При этом люди, пережившие рождение свыше, имеют об этом внутреннее свидетельство от Духа Святого. Они знают, являются детьми Божьими и наследниками вечной жизни.

«Если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия». ИОАН. 3:3

Поскольку рождение свыше является одной из фундаментальных истин, на которых основано живое евангельское христианство, то имеет смысл рассмотреть его подробно во свете Библии, рассмотреть процесс этого рождения, его предпосылки, условия и последствия, то есть признаки, или проявления, духовно возрожденной души. Это будет полезно каждому христианину, чтобы еще раз проверить свое духовное состояние. Это будет полезно и служителям поместных церквей, так как одной из целей их служения является – приводить души ко спасению через покаяние и рождение свыше.

Общеизвестно, что главной темой проповедей Иисуса Христа было учение о Царстве Божьем или о Царстве Небесном. В это Царство, по словам Христа, никто не может войти, если не родится свыше от воды (Слова Божия) и Духа Святого (Иоан. 3:3-5; Иак. 1:18). Это явление и составляет суть рождения от Бога, и люди, пережившие это духовное рождение, становятся детьми Божьими. Евангелист Иоанн свидетельствует, что Иисус Христос «пришел к своим (то есть к Евреям) и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть детьми Божьими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Иоан. 1:11-13). Отсюда следует, что для рождения свыше необходимо уверовать в Иисуса Христа, покаяться (Мр. 1:15) и принять Его как своего личного Спасителя.

Сеяние семени Слова Божия

В известной притче о сеятеле (Мф. 13 гл.) Иисус Христос показывает нам, что Царство Небесное, то есть истинное живое христианство, начинается с сеяния святого семени Слова Божия, то есть с проповеди Евангелия. Почвой для этого семени является сердце человека. Под воздействием благодати Божьей это семя начинает прорастать. Суть этого явления прорастания состоит в том, что когда человек слышит слово Божие (свидетельство о Христе, проповедь в церкви, по радио или читает Библию), то под воздействием Святого Духа он начинает размышлять об услышанном. В процессе этого размышления в человеке рождается вера, ибо «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17).

Что же означает собой эта вера? Бытовой смысл человеческой веры можно описать как его способность соглашаться с тем, что человек слышит, читает или узнает, это способность человека воспринимать получаемую информацию, как достоверную. Но в нашем случае речь идет не о человеческой вере, а Божьей, о которой Христос сказал: «Имейте веру Божию» (Мр. 11:23). Такая Божья вера проявляется в человеке, как озарение, как просветление. Человеку вдруг предстает перед тремя истинами: первая – что есть Бог (Евр. 11:6), вторая – что человек является грешником, причем погибшим грешником (Рим. 3:23), и третья – что Иисус Христос является единственным Спасителем (Иоан. 4:42; 1Иоан. 4:14; Деян. 4:12), что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16).

Дальше Дух Святой побуждает такого уверовавшего человека покаяться. Если в человеке, который слушает слово Божие, родилась Божья вера, то эта вера обязательно будет живой верой, то есть проявляющейся в делах веры, ибо «вера без дел мертва» (Иак. 2:20), а первым делом веры является покаяние. Иисус Христос в самом начале своего земного служения призывал людей к вере и покаянию, говоря, что «исполнилось время и приблизилось Царство Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мар. 1:15). Это покаяние Писание называет еще обращением. Господь, посылая апостола Павла проповедовать язычникам Евангелие, сказал: «Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26:17-18). Когда человек по побуждению Духа Святого совершает молитву покаяния и верою принимает в свое сердце Иисуса Христа как своего личного Спасителя и Господа, то Дух Святой производит в нем духовное рождение, или рождение свыше, в результате которого человек становится дитем Божьим.

Все вышесказанное раскрывает уверование и рождение свыше человека, приходящего к Богу из мира, который до этого никогда не слышал о Боге. Несколько по-другому происходит уверование и рождение свыше человека, с детства знающего о Боге, например, детей верующих родителей. Как правило, что истинно верующие родители с раннего возраста стараются сеять в сердцах своих детей семена истины, учат их молиться и прославлять Господа. С раннего возраста дети присутствуют на богослужениях, возможно, посещают воскресную школу. Со временем в сердце ребенка (отрока или юноши) рождается вера, сначала детская простая, а затем и зрелая Божия.

Эта вера тоже открывает человеку его греховность и порочность его характера и так же должна проявиться в деле веры, то есть в сознательном личном покаянии, ибо «вера без дел мертва» (Иак. 2:20). Это покаяние не обязательно должно сопровождаться сокрушением и плачем, как это чаще всего бывает у неверующих людей, приходящих из мира, ибо вера не есть проявление наших чувств, но дар Божий. Кроме того, на процесс уверования и покаяния оказывает определенное влияние тип темперамента человека (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик).

Когда ребенок воспитывается в верующей семье, то здесь действует духовный закон «соединяющихся сосудов». Согласно этому закону вера переходит от родителей к детям. Таким примером перехода веры от родителей к детям может служить Тимофей, в котором проявилась «нелицемерная вера, которая прежде обитала в его бабке Лоиде и матери Евнике» (2Тим. 1:5). Это, конечно, не значит, что все дети верующих родителей автоматически и обязательно идут по стопам веры своих родителей. Бывает, что у искренне верующих родителей, и даже у благословенных служителей, дети остаются неверующими. Принцип различной почвы сердца при сеянии семени Слова Божьего (Мф. 13:1-8) применим не только к неверующим людям, но также и к детям верующих родителей.