Что символизирует яйцо. Яйцо энциклопедия знаки и символы. «Часы» нашего организма

  • Дата: 10.10.2023

По нашим данным неожиданно выяснилось, что яйцо тоже относится к Символике Тёмных. Подробно мы рассмотрим причины этого при разборе смысла символики Румпеля и Регины.

Яйцо - один из первых религиозных символов, в зародыше которого заключено все, что когда-либо будет создано.

Вместилище всего сущего, яйцо содержит в себе зародыши жизни и движения, хотя и не обладает ни тем, ни другим; оно символизирует хаос, заключающий в себе семена всех вещей, которые остаются бесплодными до тех пор, пока Создатель не оплодотворит их своим дыханием, освободив тем самым от пут инертной материи. Рождает четыре основные стихии (земля, вода, воздух, огонь), достраивая их до пятой - эфира. Яйцо покрыто оболочками, которые становятся семью низшими мирами и семью верхними.

В Вавилоне из первояйца вышла богиня Иштар, когда оно упало в Евфрат. У древних египтян яйцо посвящалось Исиде, поэтому жрецы никогда не употребляли их в пишу. Нун, олицетворение хаоса в Древнем Египте, своим ртом снес яйцо, из которого уже родился Бог, сотворивший звезды. Египетское яйцо стоит вертикально, поддерживаемое священным Тау. Яйцо, парящее над мумией, символизирует надежду и обещание. Наверное, из комбинации этих двух символов и появился тип креста, который называется анх. Издавна идет спор: «что первичнее - яйцо или курица». Отсюда, видимо, и выражение «яйца курицу не учат». По одной из версий греческого мифа Зевс в образе Лебедя соединился с Ледой, после чего она родила яйцо, из которого появилась Елена. Скорлупу от этого яйца показывали в одном из Храмов Спарты. В греческом мире бог Кронос оплодотворяет одним семенем два яйца и прячет их под землю. Из них рождается Тифон - гений зла.

Яйцо - не только символ происхождения, но и знак промежуточности. Олицетворяет мировое яйцо, образ которого выражает промежуточное состояние между хаосом и миропорядком.

Похоже, что древнеиндийские мотивы имеют ту же тематику, когда яйцо возникает из семени Демиурга. Яйцо, если не относится к еде, является стереотипным знаком оболочки, за покровом которой скрывается чуждое и инородное. Яйцо упоминается в мифах о Тесее. Орфей открыл элементы овомантии (гадание по яйцу).

Яйца - один из главных символов пасхального праздника. В православной традиции окрашиваются в различные цвета. В русском фольклоре в яйце спрятана Кощеева смерть. Символика яйца связывается с плодородием (это «аналог» зерна в животном мире) и бессмертием. В пасхальной обрядности у славян яйцо является главным символом, воплощающим идею бессмертия (ср. в фольклоре образ помещенной в яйцо смерти Кощея).

Кроме того, яйцо предстает как космогонический символ: образ мирового (космического) яйца можно обнаружить в большинстве мифологических традиций. Зародыш всех явлений, а значит, и Вселенной, заключен в пещере; скорлупа яйца есть пространственные границы мира, а находящийся внутри зародыш (Золотой Эмбрион в Ведах) — символ неиссякаемого динамизма жизни в природе.

У орфиков мировое яйцо, породившее на свет все существующее, соотносилось с хаосом как творческим первоначалом, В японском мифе, повествующем о сотворении мира, существовавший первобытный хаос сравнивается с яйцом, в котором содержатся семена творения.

В индуистской традиции сотворение мира имело в своей основе (по одному из вариантов) раскалывание небесного яйца. В других источниках сама вселенная уподобляется яйцу. В индуистской традиции яйцо соотносится с годом, как временным образом макрокосма.

В буддизме яйцо — это образ сансары; разбивание яичной скорлупы символизирует нирвану, выход за пределы бесконечного цикла перерождений. Китайский первопредок Паньгу, зародившийся в космическом яйце, рассек его на две части: Землю и Небо.

Иногда солнце описывается как произошедшее из яйца; золотое яйцо является солярным символом. Яйцо выступает в качестве образа целостности, которая вмещает в себя все возможности развития универсума; оно сравнивается с утробой, в которой содержатся семена созидания, из которой появились все существа. Яйцо — это начало жизни, однако, помимо этого, оно символизирует потомство, повторное рождение и новую жизнь. В Египте иероглиф, обозначающий яйцо, является знаком-детерминативом со значением «потенциальная возможность», «семя».

Основные значения:
Происхождение, бытие, совершенный микрокосм, универсальный символ тайны сотворения мира, возникновения жизни в первоначальной пустоте,
потенциальная жизнь,
начало сознательной жизни, становление
плодородие и вечность
первозданный Хаос, некий зародыш Вселенной, саму Вселенную, Солнце; Землю (эллипс с представляемым внутри крестом); жизненную силу, плодовитость; воскресение из мертвых, возрождение, бессмертие; Троицу (желток, белок, скорлупа), Солнце в эфире под сводами неба; спасение; возвращение весны, Рождество…
соединяет в себе символику безопасности, начинания, дома, гнезда, раковины, с воображаемым птенцом, которому еще предстоит стучать клювиком в скорлупу изнутри, чтобы выйти наружу, в Жизнь.
начало.
воскресение из мертвых.
символизирует жизненное начало; недифференцированную целостность, потенциальность; зародыш всех творений; первоначальный материнский мир хаоса; Великий Круг, содержащий вселенную; скрытый исток и тайну существования; космическое время и пространство; начало; материнскую утробу; прародителей; совершенное состояние единства противоположностей; органическую материю в ее инертном состоянии; воскресение; надежду.

Алхимия

В образном мире алхимиков «философское яйцо» — это становящееся философским камнем правещество, несущее в себе все предпосылки чудесной производительной энергии, в особенности вожделенного золота, на что указывает желток.
Алхимики перенесли идею о космическом яйце на форму своих реторт, символизирующих преображение обычных веществ в золото и серебро (желток и белок).

В алхими из яйца вырастает белый цветок (серебро), красный цветок (золото), и синий цветок (цветок мудрецов). Яйцо является также запечатанным герметическим сосудом, где совершается «Великий Опыт». Философское яйцо символизирует творение.

Яйцо в философии алхимиков, в которой главное место занимает изменение металлов, их трансформация, называется «Армянским камнем», а также «мозговым», «эфирным», «египетским» образом Света, символом первичной материи, в которой соединены материя и мысль.

Подобно Космическому Яйцу, Философское Яйцо — это первичная материя, заключенная в печи алхимика, из которой вылупляется философский камень (его называли цыпленком), что символизирует акт творения и плодородие.

Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных праздников христиан - дня поминовения “чудесного Воскресения” распятого на кресте Иисуса Христа. По древнему церковному преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре по вознесении Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: “Христос Воскресе!”. Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Предание способствовало тому, что обычай этот прижился. Крашеные пасхальные яйца у носителей веры во Христа всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни. Красная окраска пасхальных яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения. И если человек живет по христианским заповедям, он приобщается к искупительным заслугам Спасителя и к новой жизни. Считалось, что освященное пасхальное яйцо может потушить пожар, с его помощью искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову, яйцом проводили по хребту скотины, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкой. С пасхального яйца умывались, им гладили по лицу, чтобы быть красивым и румяным. Скорлупу и крошки от разговения смешивали с зернами для посева, ими же посыпали могилы усопших родственников.

Даря друг другу пасхальные яйца, христиане исповедуют веру в свое Воскресение. Если бы не произошло Воскресения Христа, то, как учит апостол Павел, новая вера не имела бы основания и цены, она была бы напрасной - “не спасительной и не спасающей нас”. Но Христос воскрес, воскрес первым из рожденных на земле и этим явил свою силу и Божественную благодать. Так свидетельствует библейская легенда.

Но почему именно яйцо стало одним из доказательств Воскресения Сына Божьего? В древности яйцу придавалось магическое значение. В могилах, курганах, древних захоронениях, относящихся к дохристианской эпохе, находят яйца как натуральные, так и выполненные из различных материалов (мрамор, глина и др.). При раскопках в этрусских гробницах обнаружены резные и натуральные страусовые, куриные яйца, иногда даже раскрашенные. Все мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом как символом жизни, обновления, как источником происхождения всего, что существует в этом мире.

Например, еще древние египтяне каждую весну, вместе с разливом Нила, обменивались раскрашенными яйцами, подвешивали их в своих святилищах и храмах. В египетской мифологии яйцо представляет потенциальную возможность жизни и бессмертия - семя бытия и его тайну. Яйцо - общечеловеческий символ сотворения мира и созидания - упоминается и в индийских “Ведах” (золотое яйцо, из которого вылупился Брама). В Индии все птицы, несущие яйца, именуются “дважды рожденными”, так как вылупливание из яйца означает второе рождение.

На Востоке считалось, что было время, когда везде царил хаос, а находился этот хаос в огромном яйце, в котором были скрыты все формы жизни. Скорлупу согревал огонь, давая яйцу тепло творения. Благодаря этому божественному огню и появилось из яйца мифическое существо - Пану. Все невесомое стало Небом, а все плотное - землей. Пану соединил Небо с Землей, создал ветер, пространство, облака, гром, молнию. Чтобы нагреть появившуюся землю, Пану дал ей Солнце, а чтобы напомнить о холоде - Луну. Благодаря Пану Солнце согрело землю, засветила Луна, родились планеты и звезды.


С древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, - иными словами, перехода из небытия в бытие. Когда-то было принято подносить яйцо как простой малый дар языческим богам, дарить пасхальные яйца друзьям и благодетелям в первый день Нового года и в день рождения. Богатые, состоятельные люди вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные пасхальные яйца, символизировавшие солнце. У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печеное яйцо - это символически связывалось с успешным зачином нового дела. Интересно, что яйцом всмятку начинали день и русские помещики XVIII века - считалось, что жидкий желток на завтрак способствует хорошему усваиванию остальной пищи в течение дня, “смазывает” желудок.

Для наших предков яйцо служило символом жизни. В нем хранится зародыш солнечной птицы - Петуха, будившего утро.

Пьеро делла Франческа в алтаре Монте Фельтро (Милан, Брера, XV век) над Мадонной с младенцем изобразил яйцо страуса. Здесь оно служит дополнительным атрибутом легенды о чудесном рождении Богочеловека Иисуса и указывает на мир, который покоится на христианской вере. Византийский богослов и философ Иоанн Дамаскин подчеркивал, что небо и земля во всем подобны яйцу: скорлупа - небо, плева - облака, белок - вода, а желток - земля. Из мертвой материи яйца возникает жизнь, в нем заключаются возможность, идея, движение и развитие. По преданиям, даже мертвым яйцо дает силу жизни, с помощью яйца они чувствуют дух жизни и обретают утраченные силы. Бытует первозданное поверье, что благодаря чудодейственной силе яйца можно вступать в контакт с умершими, и они как бы оживают на время. Если положить на могилу крашеное пасхальное яйцо - первое из полученных на Пасху, - покойник услышит все, что ему говорят, то есть, как бы возвратится к жизни и к тому, что радует или печалит живущего.


Православная символика пасхального яйца своими корнями уходит в тысячелетние традиции религий многих народов мира. В то же время в православии она получает существенное смысловое дополнение: яйцо в нем, прежде всего - это символ телесного воссоздания во Христе, символ ликующей радости Воскресения из мертвых, победы Жизни над смертью. Русские народные предания повествуют о том, что в момент Воскресения Христова камни на Голгофе превратились в красные яйца. Православная символика яйца имеет свои корни и в дохристианских верованиях славян, которым издревле свойственен культ предков, почитание бессмертных душ умерших, которые считались личностями священными.

Первое письменное свидетельство о крашеных яйцах на Святую Пасху мы встречаем в рукописи, выполненной на пергаменте и относящейся к Х веку, из библиотеки монастыря Св. Анастасии, что недалеко от Фессалоник в Греции. В конце церковного устава, приведенного в рукописи, после молитв на Пасху надлежало читать также молитву на благословение яиц, сыра, и игумен, целуя братию, должен был раздавать им пасхальные яйца со словами: “Христос Воскресе!”. По рукописи “Номоканон Фотия” (XIII век), игумен может подвергнуть наказанию того монаха, который в день Пасхи не ест красного яйца, ибо таковой противится апостольским преданиям. Таким образом, обычай дарения яиц на Пасху ведет свое начало еще от апостольских времен, когда Мария Магдалина первая подала верующим пример этого радостного дароприношения.

Празднование Пасхи на Руси было введено в конце Х века. Православная Пасха отмечается у нас в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием.

Пасха на Руси сопровождалась и обрядами, пришедшими из языческих времен, но теперь освященными Светом Христовым. Это - освящение куличей, изготовление сырной массы, крашение пасхальных яиц… На Пасху в кадку с зерном пшеницы помещали пасхальное яйцо и берегли эти семена для посева.

Пасха совпадает со временем, когда весна вступает в свои права. К этому же дню в знак цветения издревле красили вареные яйца в разные цвета. Это были как бы цветы Ярилы-Бога, их раскладывали на зеленой траве. Зелень эту выращивали так: брали конопляную кудель, фибру, заматывали в них зерна, поливали на тарелке каждый день, и к Пасхе они прорастали травой. На нее клали яйца, приготовляли всякие яства, смысл которых - Весна, Тепло, Огонь, Жизнь, Любовь.

На Руси, по словам исследователя и собирателя русских народных традиций Ю. П. Миролюбова, Пасха всегда имела универсальный, всеобъемлющий характер. В этот день радовались всему: теплу, свету, небу, земле, родным, чужим… Праздник Воскресения Христа - это и воскресение природы, обновление жизни. Русская весна отличается необыкновенной нежностью, теплом и постоянством, а Пасха - сама Благодать жизни. Ибо смерти нет! Ее попрал тот, кто воскрес из гроба на Третий День.

У каждого народа существуют свои праздники, но среди них есть праздник праздников, самый главный. Таким событием на Руси на протяжении многих столетий была Святая Пасха. Церковное торжество имеет поистине грандиозный характер. Церковь постепенно готовится к радости Воскресения Христова. Предпасхальная неделя расписывается по дням с нарастающим напряжением религиозной жизни.


Только успеет выглянуть весеннее солнышко, природа оживет, как все, “и млад и стар”, готовятся с радостию встретить “праздников праздник и торжество из торжеств” - Пасху Христову, которая празднуется не ранее 22 марта и не позднее 25 апреля (по старому календарю), в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием. Во многих местностях России день Воскресения Христова называется великим днем, так как существует поверье, доказывающее величие и святость этого праздника, что после Воскресения Христова солнце не заходит в продолжение всей святой недели, и день великого праздника, поэтому равняется семи обыкновенным дням. Ночь великой субботы представляет чудное, величественное зрелище, как в столицах, так и всюду на Руси, где только есть православные храмы. Сюда спешат через поля, через луга, через леса, по тропинкам, по дорогам православные, и опоздалые попасть в переполненный уже народом храм располагаются вокруг церквей в ожидании крестного хода. В Малороссии вокруг церквей разводятся костры, в столицах все иллюминовано, а на вышке колоколен церквей блестят зажженные факелы. Но вот раздался первый благовест большого колокола, вся толпа всколыхнулась, зажглись в руках православных свечи, и показалось духовенство в светлых ризах с крестами, с хоругвями, с иконами, и голос церковного хора возвещает радость великую: “Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесах”. В Новгороде, после того, как, войдя крестным ходом в северные двери и пройдя против солнечного течения, архиерей знаменовал корсунские врата кадилом и отвержал их крестом, певчие пели: “Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи и гробным живот дарова”, сохраняемое и доселе в церковном обиходе старообрядцев. Точно так же, по старому уставу, по 3 песни канона протопоп читал толковое Евангелие, сам святитель в алтаре во время христосования подходил к каждому священнику; прикладывался к иконам, которые они держали, лобызал их и давал по два яйца. По выходе из алтаря сам, в свою очередь, получал от боярина, властей и народа по яйцу.

В Москве торжественное Богослужение в пасхальную ночь совершалось в Успенском соборе, в присутствии царя, придававшего своим величием внушительность и торжественность церковным обрядам, в общем сходным с настоящими. У дверей собора приставлены были стрелецкие подполковники, которые обязаны были следить за тем, чтобы в собор проникали только те, кто был одет в золотные кафтаны. После хвалитных стихир государь прикладывался к образам, подносимым ему духовенством, и творил целование в уста со старшими, а младших жаловал к руке и оделял красными или золочеными яичками, либо куриными и гусиными, либо деревянными, точеными, расписанными по золоту яркими красками с изображением цветов, птиц и зверей. Затем к целованию царской руки подходили бояре по чинам, сначала старшие. После утрени Государь шел в Архангельский собор “христосоваться с родителями”, т.е. поклониться их праху. В придворном Благовещенском соборе он христосовался “в уста” со своим духовником и также жаловал его и прочих яйцами. Равным образом делал он то же и у себя наверху, т.е. во дворце, христосовался с боярами, оставшимися “для бережения” царской семьи во время государева выхода в соборы. В золотой палате славили Христа духовные власти особо, после чего царь шествовал поздравлять царицу с детьми. С ними обычно он слушал обедню в одной из дворцовых церквей, а к поздней обедне выходил в Успенский собор во всех регалиях. После этой обедни всех придворных, не исключая всякого рода мастеров, осчастливливал царь своим высоким вниманием, допуская их к руке.

В первый же день св. Пасхи царь отправлялся по тюрьмам и, показывая собою лучший пример христианского смирения и милосердия, сказывал заключенным: “Христос воскрес и для вас” и одарял каждого либо новой шубкой, либо рубашкой и т.п. и присылал яства для разговения: “лучшим по части жаркой, да им же и достальным всем по части вареной, по части баранье, по части ветчины; а каша из круп грешневых и пироги с яйцами или мясом, что пристойнее. Да на человека же купить по хлебу да по калачу двуденежному”. Более смирным и менее виновным преступникам давали по три чарки, а остальным по две, да по две и по одной кружке меду. А в золотой палате Царицыной в это время кормили нищую братию.


От новгородской и московской старины обратимся к настоящему времени и бросим беглый взгляд на празднование “велика дня” на Матушке-Руси. При пении тропаря просветимся торжеством, и друг друга обнимем, начинается троекратное лобызанье и приветствие друг друга словами “Христос Воскресе” и ответным “Воистину Воскресе”, причем отдаривают друг друга яйцами, называемые в зависимости от способа окраски: расписные - “писанками”, крашеные - “крашенками”. Отличие их в том, что для крашенки использовали вареные яйца, которые потом съедались, а для писанок - сырые и обязательно оплодотворенные. Позднее появились яйца из дерева (их называли “яйчатами”), фарфора, серебра, с украшениями из эмали, бисера, драгоценных камней. Способов окраски пасхальных яиц множество, в них традиции переплетаются с фантазией, выдумкой исполнителей. Особенным уважением пользуется в народе пасхальное яйцо, полученное первым: оно обладает способностью открывать нечистую силу, оно никогда не испортится до следующего года. Разумеется, речь идет о тех пасхальных яйцах, что изготавливаются из дерева и камня, стекла, хрусталя и фарфора и предназначены для хранения в “красном углу” - перед иконами и лампадами.

Традиция обмена крашеными яйцами на Пасху имеет в России давние корни. Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху было приготовлено до 37 тысяч пасхальных яиц. Наряду с натуральными (куриными, лебедиными, гусиными, голубиными, утиными) крашеными яйцами были деревянные и костяные, резные и расписные. Естественно, своеобразным эталоном для размера яиц из дерева, кости, фарфора, стекла, камня был размер яиц натуральных.

Начиная с глубокой древности яйцу придавали особое Магическое значение. Все мифологии мира хранят древние легенды, связанные с яйцом, как символом жизни, обновления и начала нового дня или года, источником всего существующего в этом мире.
В античных усыпальницах, могилах, в древних курганах, захоронениях дохристианской эпохи, археологи находят натуральные яйца, раскрашенные , или яйца, выполненные из мрамора, глины, металла, камня.

Древние египтяне каждую весну, во время разлива Нила, обменивались раскрашенными яйцами, и украшали ими свои храмы и святилища. В египетской мифологии яйцо представляет собой потенциальную возможности пробуждения жизни и является символом бессмертия . В яйце заключена великая тайна сотворения мира, и сохранения вечной жизни.

В индийских «Ведах» рассказывается о золотом яйце, из которого вылупился Брама. В Индии все птицы, несущие яйца, именуются «дважды рожденными», так как рождённый в яйце плод формируется и, проклёвывается, рождаясь во второй раз.

В легендах и мифах многих стран древнего востока рассказывается, что было время, когда во Вселенной везде царил хаос, а находился этот хаос в огромное яйце, в котором были скрыты все формы жизни. Скорлупу яйца согрел божественный огонь, и из яйца родился мифический творец Пану. Творец соединил невесомое Небо с твёрдой Землей, создал пространство, ветер, Солнце, Луну, облака, гром, молния. Благодаря Пану Солнце днём согревало землю, ночью светила Луна, родились все планеты и звезды.

Этрусское яйцо из Vulci - VII век до н.э.

У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печёное или варёное яйцо. Этот обычай символически связывался римлянами с успешным началом нового дня и предвещал успех в новых делах.

Известно, что не только весь пантеон этрусских богов, но и многие обычаи, традиции, верования и суеверия.

В этрусских курганных усыпальницах в Тарквинии, Корнето, Кьюзи, Черветри, Вульчи и Орвието найдено большое количество фресок со сценами этрусской повседневной жизни, охоты, пиршеств, похоронных обрядов, спортивных состязаний.

Яйцо в этрусском погребальном обряде символизировало смерть и воскрешение умершего из загробного мира. Во время археологических раскопок этрусских гробницах-курганах, археологи часто находили натуральные куриные яйца, раскрашенные охрой - красной краской, или яйца страуса, украшенные магическими ритуальными рисунками и знаками.

На стенах многих этрусских гробниц изображены сцены погребального или поминального пиршества, посвящённого умершему. Во многих сценах пиршества можно увидеть, как один из пирующих передаёт другому яйцо — символ вечной жизни, и вечной надежды на воскрешение из мёртвых.

На фрагменте росписи стены из «Гробницы Львиц», мы видит сцену последнего пира и этруска, держащего в вытянутой руке яйцо - символ вечности, смерти и возрождения из мёртвых. Слева на фреске последнего пира есть ещё один символ жизни и смерти - это висящий на крюках пояс, аккуратно завязанный незамысловатым узлом.

На другой фреске из этрусской гробницы изображена пара молодых людей увлеченных беседой и угощениями, по лицу улыбающейся женщины видно, как ей нравится общение и любовная игра. Молодой этруск высоко поднял правую руку с яйцом, объявляя о главенстве смерти на своём последнем пиру.


На центральной стене «Гробницы Авгуров» в Тарквиниях, относящейся к 530 году до н.э., по обе стороны запертой двери, изображены два авгура - ритуальных плакальщика, в позе скорби, с поднятой над головой рукой. Над головой одного из авгуров едва различима надпись «APA-STANA-SAR» - «Бог-Отец-стань-(моим)царём».

Обычай расписывания яиц очень древний. Известно, что в этрусских захоронениях-курганах археологи находили ритуально раскрашенные яца - символы воскрешения из мёртвых.

Этрусское яйцо из Vulci - VII века до н.э.

Исследователь этрусской культуры Лиза Параб написала отдельную работу об использовании яиц страуса в ритуале погребального обряда этрусков.

В Этрурии обнаружены несколько различных методов окрашивания яиц, относящиеся к 7 веку до н.э.

Жареные на углях яйца , возможно, использовали для гадания, рассматривая образовавшиеся пятна и фигуры, гаруспики (жрецы) толковали и предсказывали. Раскрашенные вручную яйца клали в катафалк, рядом с умершим.

На некоторых яйцах, найденных в этрусских курганах, до сих пор хорошо виден простой рисунок росписи.

Рассмотрим , найденное в кургане Вулчи. Яйцо расписано вверху птицами небесными, парящими над земными травами, далее идёт ряд из ромбов , символов уже возделанного, но ещё не засеянного зерном поля - эти поля ждут своего Сеятеля, подателя жизни, Отца Небесного, Спасителя. Ниже мы видим изображения взявшихся за руки танцовщиц, исполняющих ритуальный этрусский танец -хоровод.

Подобный ритуальный хоровод мы видим на печати из , отображающей момент рождения Бога. Назывался этот танец - «куравай», символ индуистского понимания времени, как циклу времени, от рождения, жизни, и смерти. «Куравай» исполняли 7 танцовщиц, вращающихся по кругу, символизирующему круг времени, от рождения до смерти и снова возрождения. Помните детскую песенку «Коровай, коровай, кого хочешь выбирай…»

В нижней части этрусского яйца VII века до н.э. нарисованы символы Великой богини Матери - птица и рыбы .

Те же символы птицы и рыбы изображены на печати из над головой священной козы-кормилицы - антропоморфного воплощенияВеликой богини Матери.

Изображение рыбы в Махенджо-Даро и в Хараппе (Северная Индии) считалось символом Свастические символы пришли на остров Крит в Минойскую цивилизацию вместе с индоевропейским народом, сохранившим религиозные традиции и обычаи древности.

В древней мифологии многих народов яйцо служило символом возрождения, появления весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, то есть служило символом таинственного перехода из небытия в бытие.

В Великой Руси имя и культ Ярила — представителя весеннего солнца, устраивали и простонародное гулянье, носящее, название «на Ярилову» с хороводами происходили, не в начале, а в конце весны, при проводах уходящей, умирающей весны . Само Ярилино игрище в старину повсеместно, заканчивалось обрядом погребения отживающего свой век, вместе с весною, бога Ярилы и подношением языческому истукану яйца, как символа воскрешения. В Ярилиных игрищах заложена идея кончины представителя весеннего плодородия, пробудившего всю природу к новой жизни после зимнего сна, а затем, с наступлением высшего солнцестояния, удаляющегося, умирающего.

В древних русских сказках о Кощее Бессмертном яйцо представляет собой тайное хранилище жизни и смерти и хранится под семью замками и печатями. Возможно, идея русской матрёшки, хранящей в себе великую тайну продолжения рода и появления новой жизни, родилась из округлого куриного яйца - символа новой жизни.

Для наших предков яйцо служило символом жизни, символом пробуждения жизни, начала нового дня, о приходе которого возвещает петух – символ пробуждающегося солнца. Петух часто украшал крышу деревянного дома, наряду с коньком тоже солнечным знаком, на коне солнце выплывает на небосвод, считали древние славяне.

Греческая монета Селевка-III, с Аполлоном сидящим на священном камне «омфалос» в Дельфах.

Ныне в Дельфах сохранились руины последнего из храмов Аполлона, построенного в 366 - 339 г.г. до н.э.

Первым жрецом в храме Аполлона в Дельфах был гипербореец со славянорусским именем Олен[ь]. На ведическом санскрите - олень. Имя известно и в славянской мифологии - Лель.

Олен[ь] стал родоначальником всех древнегреческих племён Эллады. От славяно-русского имени Олен[ь] происходит имя народа - эллины (олень или лань) и название страны - Эллада.

Гипербореец, потомок титанов, Аполлон перенёс в Дельфы и священный центр обитаемого мира, его символизировал мраморный валун в форме яйца Омфал, символически представляющий собой центр Мира — священную гору Меру .

По древнему приданию, гора Меру была мировой осью, центром всего Космоса, вокруг неё вращались созвездие Большой и Малой Медведицы, Солнце, Луна, планеты и звезды.

Название камня Омфал в переводе с древнегреческого означает «Пуп Земли».

В археологическом музее в Дельфах хранится этот мраморный валун Омфал. Весь валун покрыт выпуклым древним орнаментом, напоминающим изображение двойной Ваджры ведийского бога Индры.

П о преданию священная гора Меру была обителью всех ведических богов Риг-веды. Управляя своей колесницей, летящей по небу сражался с помощью Ваджры - божественного оружия, врагами ариев, со злыми демонами,

Яйца – золотой продукт всех времен. Именно в этом маленьком комочке содержатся многие необходимые организму человека вещества. Яйца употребляли еще первобытные люди в сыром виде, в средние века приносили в дар богам. С древних времен яйцо – это символ солнца, зарождения новой жизни. И не случайно.

Яйца содержат уникальный набор компонентов, необходимых для развития организма и его полноценного функционирования. В одном курином яйце – 12,7 г белков, 0,7 г углеводов, 11,5 г жиров. При этом термически обработанный белок яйца усваивается организмом человека на 98 %. Белок яйца включает в себя также холестерин, но вещество лицетин одновременно препятствует его усвоению. Желток в яйце содержит важные витамины и минералы, а именно: цинк, железо, лютеин, витамины А, D, E, PP и группы B, каротиноиды, аминокислоты, ферменты и ненасыщенные жирные кислоты. Фолиевая кислота в яйце очень нужна для развивающегося организма ребенка, в том числе и для беременных женщин. Энергетическая ценность куриного яйца составляет 157 ккал.

Для маленьких детей очень полезны перепелиные яйца. Как правило, дети даже больше их любят, чем куриные. Они содержат больше полезных веществ. Их энергетическая ценность – 167 ккал. Перепелиные яйца особенно ценят японцы. Они считают, что этот продукт повышает память, зрение, выводит радионуклиды, укрепляет нервную систему и способствует лучшему развитию и укреплению иммунитета человека.

Как правильно употреблять яйца? Проваривая и прожаривая куриные яйца, все полезное в них сохраняется и даже способствует лучшему усвоению. Благоприятнее всего усваиваются яйца всмятку. Со стороны медицинской точки зрения, яйца желательно подвергать тепловой обработке, так как они могут быть заражены сальмонеллой. Желательно давать яйца на завтрак. Перед тем, как вводить яйца в питание детей, выслушайте рекомендации вашего лечащего врача.

Яйца очень полезны для растущего организма и рекомендуется врачами вводить их в питание детей с 6-7 месяцев. Следует давать крошечную порцию сваренного вкрутую яйца – начиная с 1/5 частички желтка и постепенно доведя до половины желтка, растирая в ложечке с молоком или водой. Наблюдайте за реакцией малыша, если обнаруживаете появление аллергии, немедленно обращайтесь к врачу. Белок в этом возрасте давать нельзя.

Годовалого ребенка можно кормить половиной целого яйца, тоесть вводя уже в употребление белок. Но при этом ограничить частоту приема до 2 раз в неделю. С 3-х лет уже можете давать ребенку целое яйцо.

Если у вашего ребенка диатез или он отказывается от куриных яиц, попробуйте перепелиные. Как правило, они больше привлекают детей и что самое главное практически не вызывают аллергической реакции. Считается, что яйца перепелов полезнее употреблять в сыром виде натощак перед едой, так как при термической обработке их полезные свойства теряются. Также существует мнение, что перепелиные яйца устойчивы к инфекционным заболеваниям, но это довольно спорный вопрос. По поводу способа употребления перепелиных яиц проконсультируйтесь с врачом.

Если ребенок ни в какую не хочет есть яйцо, не заставляйте. Можно схитрить и добавлять их в молоко, картошку и т.д. А лучше всего попробовать их украсить, может в таком виде ребенку они придутся больше ко вкусу

У большинства народов мира можно встретить яйцо, который является символом зарождения жизни. В те далёкие времена яйцо считали олицетворением солнца и весны, которое приносит тепло и свет после продолжительного и непростого холодного сезона. Кроме этого яйцо являлось обозначением перехода из небытия в бытие - появление жизни в первозданном вакууме через бесконечный этап возрождения природных сил путём оплодотворения энергии в великие мощи.

Скорлупа яйца обозначает пространственные границы мироздания, желток, как солнечный диск перемещается в небесных чертогах, а зародыш внутри него - символ неисчерпаемого источника жизни в природе.

Одна из популярных восточных легенд повествует, что было время, когда вместо всего сущего было только одно мистическое яйцо, внутри которого была сокрыта наша вселенная, солнечная система и все животные, насекомые и люди, но вокруг него существовал один только хаос.Однажды возникло пламя творения, которое стало согревать скорлупу, через некоторое время, внутри яйца появилась плотная земля и голубое небо. Одновременно с этими стихиями было рождено мистическое существо, которое звали Пану , оно объединило молнию и гром, ветер и облака, пространство и время.

Кроме того, упоминание мифического яйца можно встретить в древнейших египетских манускриптах. В них описывается, как первое яйцо появилось в болотистых зарослях, как через некоторое время из него вылупился первый БОГ. В египетской легенде о бессмертном Фениксе отчётливо просматривается яйцо, в качестве символа возрождения . Мистическая птица каждый год вспыхивала жарким пламенем под яркими солнечными лучами в месте, которое называется "Город Солнца ", после её смерти всегда оставалось яйцо из которого скоро появлялся здоровый, бодрый, сияющий и молодой Феникс.

Также мистические предания появления всего сущего из космического яйца можно обнаружить в большинстве религиях древнего мира - от Галии до Китая, от Корфагена до Финляндии. Яйцо и ныне является характерным признаком праздника весеннего равноденствия


У большинства народов яйцо олицетворяет движение и развитие возможностей и потенциала . Яйцо, в качестве символа воскресения обозначает собой окончательную победу молодой Весны, над старушкой Зимой. Символ яйца ассоциируется с весенними ритуалами обновления и воссоздания. В празднике Пасхи оно олицетворяет необычное воскресение Иисуса из мёртвых - ведь внешне яйцо выглядит совсем не живым, но через некоторое время из него появляется новое существо.

В народном фольклоре яйцо считается символом богатства, удачи и здоровья . Яйца из золота и серебра применялись в качестве мистических амулетов, которые защищают от сглаза и приносят счастье.

Яйцо разбили под водой видео