Что означает азазель. Азазель - кто это? Легенды и религийные предания. Азазель в искусстве

  • Дата: 14.12.2023

Азазель – один из самых известных демонов, чей образ популярен не только в «темном» оккультизме, но и во многих фильмах и книгах, например, в широко известном мистическом романе Михаила Булгакова «мастер и Маргарита». Так что же он – демон Азазель?

Кто такой демон Азазель

Демон Азазель – это падший ангел, чье имя дословно переводится как «Бог укрепляет».

Согласно легендам был одним из первых ангелов, спустившихся на землю ради разврата и греха. А в «Книге Еноха» он упоминается как один из предводителей восстания ангелов против Бога. В этом контексте он иногда предстает как Главный Знаменосец адского войска

Азазель также считается демоном лжи, зла, гнева, испытаний и одним из владык ада

Следует отметить, что некоторые исследователи связывают происхождение Азазеля с демонизированным семитским богом скота. Именно ему предназначался козел отпущения, которого для искупления отпускали в пустыню.

Как выглядит демон Азазель

Традиционно демона Азазель изображается в виде дракона, имеющего кроме пары человеческих рук и ног, еще и двенадцать крыльев. А также характерной особенностью образа демона Азазеля является пронзенный нос, который согласно легендам стал таким в наказание, после того, как он стал падшим ангелом.

Демон Азазель и Адам

К одному из прегрешений Азазеля и началом его «падения» является неповиновение Богу. Потребовавшему от Азазеля поклониться первому человеку – Адаму. Азазель отказался, так как считал Адама низшим существом по сравнению с ангелами, приближенными к творцу. За это, разгневанный Бог низверг его с небес.

Демона Азазель в Библии

Упоминания о демоне Азазеле можно встретить в Библии в контексте описания «дня искупления» и соответствующего ему ритуала, заключающегося в том, что необходимо было в этот день принести две жертвы: одну - Яхве, другую - Азазелю. С этой целью выбирали двух козлов, на которых народ как бы перелагал свои грехи. Животное, которое предназначалось в жертву демону, отводили в пустыню, где, по преданию, обитал Азазель. Именно поэтому его иногда также называют и Повелителем Пустыни.

Демона Азазель в «Книге Еноха»

Некоторые сведений о демоне Азазеле мы встречаем в «Книге Еноха» - одной из древних мистических книг. В ней Азазель предстает в образе демона-искусителя, который в отместку за то, что был Богом низвергнут с небес обучил мужчин изготавливать оружие и воевать, а женщин - наносить краску на лицо и делать аборт, то есть «подпортил» божье творение.

Демон Азазель в оккультизме

Чаще всего демона Азазель призывается магами для того, чтобы пробудить в каком-либо мужчине агрессивность, а в представительницах прекрасного пола – тщеславие. И то и другое делает людей слепыми и податливыми к чужим манипуляциям.

Еще одной «темной» магической сферой демона Азазеля является внесение раздора в семейные отношения, причем тут он даже может выступать в роли инкуба, то есть сверхсущества, вступающего в сексуальные отношения с женщинами.

Также в магии демона Азазеля призывают для познания секретов обработки металлов (как, например, это делали средневековые алхимики), изготовления мечей и щитов.

© Алексей Корнеев

Азазель первоначально был ангелом. Но потом отвернулся от Бога и, не испугавшись его гнева, восстал против него. Он примкнул к числу других падших ангелов и стал вести борьбу против Бога. Архангелам было приказано уничтожить его, но Азазель был очень сильным. Архангелы не смогли справиться с ним.

Ангел, который лишился крыльев

Бог, видя, что этого падшего ангела уничтожить нельзя, приказал одному из своих излюбленных героев - Архангелу Рафаилу обрубить ему крылья, а потом сбросить клятвопреступника в Ад. Азазель оказался в Аду, но и там продолжал бороться против «тирании Бога».

Об этом говорится в Библии, причем в ней описаны сцены жизни и падения этого ангела. Рассказывается там и об охоте на него, причем, более подробно. Конечно, не факт, что данное историческое лицо действительно существовало на нашей планете, но этот миф откуда-то стал известен многим древним жителям Земли.

Кроме Библии, имя Азазель упоминается и в других источниках. В некоторых текстах его называют Нахаша или змей-искуситель. В древнегреческой мифологии он является Прометеем, который даровал людям огонь. У других народов он именуется как Муту – бог, который олицетворяет подземный мир.

Еще известно имя Сетха, его тоже приписывают этому падшему ангелу. Переводится имя с арабского и арамейского как «козел отпущения грехов» или демон пустыни. Азазель способен совратить человека, повести его за собой, но этот путь ложный и, как правило, греховный.

Козел отпущения

Иудея – страна, которая действительно существовала в древности, и там был принят обряд, связанный с именем Азазеля. Назывался он днем «козлоотпущения». Но обычно приносили в жертву тельца и двух козлов. Одного козла убивали, как жертву за грехи, а второго отправляли «в пустыню к Азазелю».

То животное, которое отправлялось к падшему ангелу, могло даже выжить, ведь где находился Ад, никто из людей не знал. Козла выводили в пустыню и бросали там. Животное могло вернуться к своим бывшим хозяевам и те об этом, как правило, молчали.

Тех животных, которых убивали для отпущения грехов, сжигали. Но не только козлов приносили в жертву, но еще и могли убить во имя Азазеля овна, козу, голубя или горлицу. Сжигали также небольшую часть муки и зерна. Этот обряд, кстати, переняли и жители Древнего Египта, а также жители Древней Азии. Обряд был не очень эстетичен и от него отказались уже во времена средневековья.

В некоторых источниках говорится, что Азазель – это тот, кто «должен быть отослан». В других рукописях сказано, что так называлась скала, откуда скидывали в пропасть жертвенного козла. В книгах Торы сообщается, что этим словом называют и «подварианты» духовных сил. Эти силы используются Богом для наказания людей за их преступления.

Безусловно, образ Азазеля был использован и в литературе. Вспомним, например, Азазелло у Михаила Булгакова в романе «Мастер и Маргарита», роман «Азазель» Бориса Акунина. Также Азазель встречается в американской субкультуре, а именно в комиксах, в фильмах о «Людях Икс». Встречается этот персонаж у японцев, у англичан и у других народов.

Азазель, Азазел - негативный персонаж иудейской мифологии, демоническое существо.

Упоминания об Азазеле можно встретить в Библии, в главе, описывающей ритуал "дня искупления". Считалось, что в этот день необходимо в знак искупления принести две жертвы: одну - Яхве, другую - Азазелю. С этой целью выбирали двух козлов, на которых народ как бы перелагал свои грехи. То животное, которое предназначалось в жертву демону, отводили в пустыню, где, по преданию, обитал Азазель.В "Книге Еноха" Азазель изображен в облике демона-искусителя. Согласно тексту книги, ангел предал своего бога и был изгнан с небес. Спустившись на землю, он научил мужчин изготавливать оружие и воевать, а женщин - наносить краску на лицо и вытравлять плод.

Своими деяниями Азазель разгневал Бога, который приказал архангелу Рафаилу сковать демона цепями. В день Страшного суда Азазель будет брошен в огонь. Иногда этого демона отождествляют с Азаэлем и Узой, которые считались падшими ангелами, имевшими связи с земными женщинами. В некоторых легендах именем Азазеля называют Сатану. Азазель - традиционное имя беса, которое можно встретить на страницах литературных произведений.

Предание об Азазеле как об одном из падших ангелов возникло довольно поздно (не ранее III века до н. э.) в еврейском фольклоре и зафиксировано, в частности, в известной апокрифической Книге Еноха. В Книге Еноха Азазель - предводитель допотопных гигантов, восставших против Бога. Он изобрёл оружие и косметику, научил мужчин воевать, а женщин - искусству обмана, совратил людей в безбожие и научил их разврату.

Азазель -Демон второго порядка, Главный Знаменосец адского войска. Повелитель пустыни, родственный ханаанскому богу палящего солнца Асизу и египетскому Сету. Азазель - падший Херувим, один из вождей ангелов-Наблюдателей, вступавших в браки с земными женщинами (Книга Еноха, ок. 2 в. до н. э.). Он научил мужчин оружейному искусству, а женщин - использованию драгоценных камней, украшений и искусству раскрашивания лица (косметике). Потомство от ангелов и смертных женщин - расу исполинов - Азазель вдохновил в мятеже против Бога. За это, по приказу Всевышнего, он прикован архангелом Рафаилом к острым скалам в пустыне Дудаил и покрыт тьмой до Судного дня, когда он будет брошен в вечный огонь. Древние евреи раз в году (в праздник искупления Йом-киппур) отправляли в пустыню в жертву Азазелю черного козла, на которого в этот день перелагались все грехи еврейского народа - этот обряд описан в Библии (Левит 16, 10; в синодальном переводе слово "Азазель" передано как "отпущение"). Азазель фигурирует в апокрифическом "Завете Авраама" (1 в.), где он изображен как "нечистая птица", садящаяся на жертву, приготовленную Авраамом (13, 4-9); (грешники горят во чреве "злобного червя Азазеля" 14, 5-6; 31, 5) идентифицируется со Змием, соблазнившим Еву ("дракон с человеческими руками и ногами, имеющий на плечах шесть крыльев справа и шесть слева", 23, 7). Ориген (3 в.) отождествлял его с Сатаной. Раввин 13 в. Моисей бен Намен пишет: "Господь приказал нам посылать козла в день Йом-киппур господину, владения которого лежат в пустынных местах. Эманация его власти несет разрушение и гибель… Он связан с планетой Марс… и доля его среди животных - козел. Демоны входят в его владения и называются в Писании сейрим". Сейрим - козлообразные демоны пустыни, неоднократно упоминаемые в Библии (Левит, 17, 7; 2 Паралип. 11, 15; Исайя 34, 14) издавна считались подчиненными Азазеля.

По свидетельству магов, Азазель является как бородатый человек с рогами, ведущий черного козла в короне. Он может уносить любые вещи прочь и делать так, чтобы никто никогда не нашел их. Имеет большую мощь в делах разрушения и порчи. Его нужно заклинать не менее 6 раз (что свидетельствует о его могуществе), но утверждают, что маги, имевшие встречи с ним, бесследно исчезали.

С Азазелем можно отождествить Азаэля (Asael, Azael, Azzael) – также одного из падших ангелов, сожительствовавших с земными женщинами, который упоминается в 6-й главе Книги Еноха, каббалистической книге «Зоар» и талмудических текстах. Утверждают, что он научил людей колдовству, позволяющему солнцу, луне и звездам "спускаться с неба", чтобы сделать их более близкими объектами поклонения вместо Бога.
Известен также в мусульманских преданиях, где Азазель - имя Иблиса (дьявола), отказавшегося поклониться Адаму, в свою бытность ангелом.

По преданию Аза и Азаэль (Азазель) связаны железной цепью где-то в горах Востока, у них обучались все великие волшебники и маги восточных цивилизаций. К Азу и Азаэлю в Арарей Кедем ходил учиться Билам (Валаам), человек с открытым оком, правнук Лавана, духовный антипод Моисея. Ангел Азазель научил людей делать мечи и разные виды оружия, и добывать металлы, и пользоваться драгоценными камнями ...

Азазель упоминается в ТОРЕ: «И извлечет Арон жребий за двух козлов: один жребий Господу, а другой жребий – Азазелю» (Ваикра, 16:8)

Судьба Азазеэля удивительно схожа с судьбой одного из персонажей греческого эпоса – титана Прометея. Прометей в переводе с греческого – провидец. Прометей был прикован к скале, в горах на краю земли в стране скифов, за то, что он научил жестоких, допотопных людей медного века (противостоящих воле Зевса) ремеслам и искусствам. Он дал им знания, похитил для них у Гефеста огонь, смирил быка и коня для повозок и колесниц человека, открыл людям силу лекарств, построил первый корабль.

Строго говоря, этого падшего ангела нельзя причислить к демонам, ибо изначально он был создан для блага людей. Но так уж получилось, что АЗАЗЕЛЬ выполнил демоническую функцию.

.
.
Азазель - AZAZEL - Демон второго порядка, Главный Знаменосец адского войска (И.Виер). Повелитель пустыни, родственный ханаанскому богу палящего солнца Асизу и египетскому Сету . Азазель - падший Херувим , один из вождей ангелов -Наблюдателей, вступавших в браки с земными женщинами (Книга Еноха, ок. 2 в. до н. э.). Он научил мужчин оружейному искусству, а женщин - использованию драгоценных камней, украшений и искусству раскрашивания лица (косметике). Потомство от ангелов и смертных женщин - расу исполинов - Азазель вдохновил в мятеже против Бога. За это, по приказу Всевышнего, он прикован архангелом Рафаилом к острым скалам в пустыне Дудаил и покрыт тьмой до Судного дня, когда он будет брошен в вечный огонь. Древние евреи раз в году (в праздник искупления Йом-киппур) отправляли в пустыню в жертву Азазелю черного козла , на которого в этот день перелагались все грехи еврейского народа - этот обряд описан в Библии (Левит 16, 10; в синодальном переводе слово "Азазель" передано как "отпущение"). Азазель фигурирует в апокрифическом "Завете Авраама" (1 в.), где он изображен как "нечистая птица", садящаяся на жертву, приготовленную Авраамом (13, 4-9); идентифицируется с Адом (грешники горят во чреве "злобного червя Азазеля" 14, 5-6; 31, 5) и со Змием, соблазнившим Еву ("дракон с человеческими руками и ногами, имеющий на плечах шесть крыльев справа и шесть слева", 23, 7). Ориген (3 в.) отождествлял его с Сатаной . Раввин 13 в. Моисей бен Намен пишет: "Господь приказал нам посылать козла в день Йом-киппур господину, владения которого лежат в пустынных местах. Эманация его власти несет разрушение и гибель… Он связан с планетой Марс … и доля его среди животных - козел. Демоны входят в его владения и называются в Писании сейрим". Сейрим - козлообразные демоны пустыни, неоднократно упоминаемые в Библии (Левит, 17, 7; 2 Паралип. 11, 15; Исайя 34, 14) издавна считались подчиненными Азазеля; возможно, и его культ (жертвоприношение козла) сложился у евреев под влиянием древнесемитского поклонения сейрим. По свидетельству магов , Азазель является как бородатый человек с рогами, ведущий черного козла в короне. Он может уносить любые вещи прочь и делать так, чтобы никто никогда не нашел их. Имеет большую мощь в делах разрушения и порчи. Его нужно заклинать не менее 6 раз (что свидетельствует о его могуществе), но утверждают, что маги, имевшие встречи с ним, бесследно исчезали. С Азазелем можно отождествить Азаэля (Asael, Azael, Azzael) – также одного из падших ангелов, сожительствовавших с земными женщинами, который упоминается в 6-й главе Книги Еноха, каббалистической книге «Зохар» и талмудических текстах. Утверждают, что он научил людей колдовству, позволяющему солнцу, луне и звездам "спускаться с неба", чтобы сделать их более близкими объектами поклонения вместо Бога.
Известен также в мусульманских преданиях, где Азазель - имя Иблиса (дьявола), отказавшегося поклониться Адаму , в свою бытность ангелом.

Упоминания в литературе:

* Дж.Мильтон "Потерянный рай" (1658-1667): Азазиил - один из ангелов, павших вместе с Сатаной, знаменосец Ада ("…Он [Сатана] повелел поднять свою могучую хоругвь. Азазиил - гигантский Херувим - отстаивает право развернуть ее…").

* М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита" (1929-1940): Азазелло (итальянизированная форма еврейского имени) - один из демонов в свите Воланда ("Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца")

Одним из известных жителей Ада является демон Азазель, о котором знали еще в древние времена. Прототипы этого существа встречаются в разных культурах. Существует даже специальный магический ритуал, который используется черными магами для его призыва.

Кто такой Азазель?

Негативный персонаж семитской и иудейской мифологии – демоническое существо Азазель. В древности, чтобы искупить свои грехи люди в дар этому демону отводили в пустыню козла. Азазель – это демон-искуситель, который представлен в «Книге Еноха». В ней рассказывается о том, что ангел предал Бога, и его изгнали с небес. Что касается причин того, почему Азазель попал в немилость Всевышнего, то они связаны с неповиновением. Господь потребовал, чтобы тот поклонился первому мужчине на земле, но он отказался, поскольку считал Адама низшим существом в сравнении с ангелами.

Попав на землю, он научил мужчин делать оружие и воевать, а женщин – краситься и рожать детей. Этими действиями Азазель вызвал гнев Бога, который приказал Рафаилу сковать его цепями, а в день Страшного суда его бросят в огонь. В некоторых источниках Азазель и – это одно лицо. Описывая внешность Азазеля, его представляют драконом, который имеет человеческие руки и ноги, а еще 12 крыльев. К особенностям образа этого демона можно отнести пронзенный нос, который согласно существующим преданиям он получил в наказание, после того, как был изгнан с неба и стал падшим ангелом.

Символ Азазеля

Для вызова демона необходимо обязательно наносить на земле или полу специальный рисунок, который называется символом Азазеля, но также его еще считают сигилем Сатурна. Он выражает собой то, что все поступки человека отражаются на его духовной натуре. Ценность всех вещей на земле определяется Душой, которая должна распознать то, что важно, а от чего лучше отказаться. Хоть Азазель – ангел разрушения, его символ помогает раскрыть внутренний потенциал, и при его использовании человек может рассматривать собственные дела, как отражение собственного внутреннего существования.


Кто такой Азазель в Библии?

Упоминание об этом страшном демоне можно найти и в самой важной книге для христиан в контексте описания «дня искупления». Для него характерен соответствующий ритуал, который указывает на то, что в этот день необходимо принести две жертвы: одна предназначалась для Яхве, а другая для Азазеля. Для этого люди выбирали двух козлов, на которых люди перекладывали свои грехи. Поскольку падший ангел Азазель, согласно преданиям, проживал в пустыне, жертву для него отводили туда. Отсюда появилось еще одно название – Повелитель пустыни.

Азазель в исламе

В этой религии ангелом смерти является Азраил или Азазель, который по приказу Аллаха должен перед смертью забирать души людей. В исламе этому персонажу уделяли большое внимание, поскольку он является одним из четырех ангелов, которые являются приближенными к Аллаху. Стоит указать, что в Коране демон Азазель не упоминается по имени, но о нем говорят все современные последователи ислама. Под его руководством находится огромное количество верных слуг, которые занимаются проведением в другой мир праведников и грешников.

Интересно, что Азраил по внешним описаниям схож с ангелами-херувимами, у которых есть четыре крыла. В описании указано, то перед этим великим событием протрубит в рог Исрафаил, в результате чего умрут практически все творения Аллаха, а когда прозвучит второй звук рога, то исчезнут и ангелы, а Азраил погибнет самым последним. У мусульман есть предположение, что Азазель в исламе имеет множество глаз.


Азазель в мифологии

Исследователи обнаружили большое количество упоминаний об этом демоне в мифах разных народов.

  1. Часто его представляют покровителем лжи, зла и гнева.
  2. Разбираясь, кто такой Азазель в мифологии, стоит упомянуть, что в некоторых мифах его называют главным знаменосцем адского войска и одним из владык Ада.
  3. Некоторые исследователи связывают его происхождение с демонизированным семитским богом скота.
  4. В оккультизме Азазель призывается для того, чтобы вызвать в мужчине агрессию, а в женщинах – тщеславие. Еще демон способствует внесению раздора в семейные отношения и его даже считают инкубом.