Что характерно для диалектического отрицания. Диалектическое отрицание как момент развития. Энгельс об отрицании

  • Дата: 21.11.2023

Законы диалектики функционируют не изолированно, а в единстве друг с другом. Реализуясь в борьбе противоположностей и переходе количественных изменений в различия качественные, развитие тем самым содержит в себе как свой существенный и необходимый момент отрицание старого и возникновение нового. Ведущая тенденция в осуществляющихся качественных преобразованиях и связь между различными ступенями развития определяется законом отрицания отрицания.

Исходным в анализе его содержания является, конечно, категория отрицания. С проблемой отрицания философская мысль сталкивается, собственно говоря,при самом ее зарождении. Это обнаруживается в интересе древних ученых к вопросу о соотношении бытия и небытия, существования и уничтожения. Уже в древне-индийской философии, например, такие вопросы обсуждались весьма оживленно. По учению материалистов-вайшешиков, с бытием соотносятся различные виды небытия или отрицания: предшествующее небытие, небытие вещи в результате ее разрушения, несуществование одной вещи как другой и т.д.

С различных философских позиций трактовалась проблема бытия и небытия античными мыслителями (Гераклитом, Демокритом, Платоном, Аристотелем и др.). И в более поздние времена вопрос о сущности отрицания и его роли в бытии и изменении вещей ставился многими философами (Б. Спинозой, И. Кантом, Гегелем и др.). С тем или иным толкованием отрицания связывалось в конечном счете представление о характере происходящих в Действительности изменений, о развитии мира. Очень точно диалектическое измерение отрицания выразил Н.Г. Чернышевский: "Только сила отрицания от всего прошедшего есть сила, создающая нечто новое и лучшее" (62. Т.1. С.413).

Далеко не все философы были согласны с подобной трактовкой отрицания. Многие из них отождествляли его с простого разрушения вещей. Отсюда делались выводы в природе и обществе нет, по существу, никакого развития к новому. Весьма распространенным в древности был взгляд, что "золотой век" человека - в прошлом, а последующая история - это постоянное движение общества по нисходящей линии, по пути регресса. Так, древнегреческий поэт Гесиод учил: век человеческого счастья, золотой век, остался позади. Зло в жизни неотвратимо, его "избегнуть никак невозможно".

Наряду с подобными сугубо пессимистическими представлениями о движении общества вспять существовали в прошлом концепции вечного круговорота явлений в мире. Таково учение древнеиндийского идеализма о перевоплощении душ, об обреченности человека на вечное пребывание в круговороте эмпирического существования и постоянное возрождение в нем в соответствии с характером деяний в предыдущих рождениях. В Новое время идею исторического движения как вечного круговорота выдвинул итальянский ученый Дж. Вико. В его представлении общество совершает будто бы непрерывно повторяющиеся круговороты: период детства, когда господствует религиозное мировоззрение и деспотия; затем наступает период юности с господством аристократии и рыцарства; период зрелости, когда процветают наука и демократия и когда общество вместе с тем идет вспять, к упадку. Период упадка сменяется вновь периодом детства, последний - периодом юности и т.д.

Трактовка действительности в концепциях регресса: и круговорота носит односторонний характер. В них игнорируется сложность процесса отрицания и многообразие его форм. Не менее ошибочно, однако, принижать "силу отрицания", не видеть его функции разрушения старого. Подобные метафизические установки свойственны различным теориям прямолинейного прогресса. По учению французского социолога М. Кондорсе, история - путь прямого подъема на основе безграничного совершенствования знания и способностей людей. Буржуазный строй здесь провозглашался как вершина "разумности" "естественности". К тому же капитализму приписывалась способность к безграничному прогрессу.

В современной философии и социологии обнаруживаются различные трактовки развития. Многие их представители придерживаются, по сути дела, концепция прямолинейного прогресса. Она образует философскую базу учений о "постиндустриальном", "технотронном", "компьютерном", "информационном" и т.п. обществе. В них исключается проблема социального отрицания, поскольку все обусловленные современным научно-техническим прогрессом изменения происходят, по утверждению западных теоретиков, в рамках существующих капиталистических отношений.

Вместе с тем ныне в общественном сознании пропагандируются и иные идеи: о крахе цивилизации, кризисе культуры, о наступлении времени нигилизма, о прекращении всякого прогресса. Усиливают подобные настроения социального пессимизма (пророками которого выступали, в частности, немецкие мыслители Ф. Ницше и О. Шпенглер) зловещая тень возможной ядерной катастрофы, нарастание экологических и других глобальных проблем. В социальном мышлении все больше преобладает соотнесение слова "отрицание" с разрушением

(общественного порядка, морали, религии, семьи и т.д.). Отрицание - это терроризм, аморализм, авангардизм, насилие и пр. Идеологи кризисного сознания возводят отрицание в определяющую черту современного человека. К известным определениям человека как "разумного", умелого", "надеющегося", "прекрасного" ныне добавлено: гомо неганс - человек отрицающий. Отрицание часто к тому же трактуется исключительно в духе упомянутой ранее "негативной диалектики" с ее "великим Отказом",безграничным разрушением.

Между тем и огульное отрицание, и фактический отказ от него в концепциях круговорота и прямолинейного прогресса - равно метафизически-односторонни. Ими абсолютизируется какая-то грань, черта, момент сложнейшего действительного процесса развития. Развитие надо понимать во всей его противоречивости. Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, - писал В. И. Ленин, раскрывая одну из существенных черт диалектико-материалистического мировоззрения, - по повторяющее их иначе, на более высокой базе отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии. .."(25. Т.26. С. 55). Ключ к пониманию данной закономерности развития содержится в правильном истолковании существа категории отрицания.

Что же фиксируется ею? Для многих философов отрицание - чисто логическая процедура. В материалистической диалектике оно - один из важнейших ее элементов. В самом деле, в ходе развертывания противоречий объективной действительности имеет место их разрешение, происходит качественное изменение явлений, а значит, уничтожение одних и возникновение других материальных структур. Материя не уничтожима, но преходяще любое ее состояние. Тем самым все существующее содев жит в себе и бытие, и небытие; есть единство бытия и небытия. Небытие - всегда небытие нечто, небытие чего-то конкретного. Другими словами, небытие данной вещи суть ее "инобытие", а не пустое ничто. В философии категория отрицания означает действие, в результате которого осуществляется процесс превращения вещи в нечто существенное иное вследствие свойственных ей внутренних и (или) внешних противоречий. Здесь наблюдается взаимопереход бытия и небытия. Роль отрицания в диалектике состоит в том, что оно завершает изменение в пределах старого качества и означает становление новой вещи. Без отрицания (и предполагаемого им скачка) материя вечно пребывала бы в одних и тех же формах, без отрицания не было бы развития, не было бы перехода от низшего к высшему. Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования.

Поскольку противоречия имеют объективный и всеобщий характер, постольку отрицание следует рассматривать необходимым и универсальным моментом развития. В неорганической природе, например, отрицание обнаруживается в космогонической активности ядер галактик; взрывах, распаде и образовании звезд и звездных ассоциаций; во взаимопревращениях и аннигиляции элементарных частиц; в разрушении горных пород под воздействием различного рода внешних факторов (воды, ветра, температуры и т.д.); в разложении и соединении молекул при химических реакциях и т.д. Отрицание является необходимым моментом и в сфере живой природы. В процессе эволюции исчезали многие органические формы, уступая место новым, более приспособленным к изменившимся условиям жизни. И в развитии отдельных организмов жизнь невозможна без своей противоположности, без своего отрицания - смерти.

Отрицание осуществляется на основе развертывающихся противоречий. Поэтому оно суть самоотрицание веши, особая стадия ее собственного развития. Последовательная смена поколений ЭВМ составляет содержание прогресса компьютерной техники. Часто спрашивают: "А если вещь просто уничтожить - зерно размолоть, насекомое раздавить и т.п., то здесь нет "самоотрицания" и, получается, нет никакой диалектики?" Однако так называв - мое "внешнее" отрицание, процесс "размалывания" или "растаптывания", если его брать не как отдельный изолированный акт, а в системе объективных взаимосвязей вещей, не находится за пределами диалектики. Так, гибель живого организма означает прекращение его индивидуального развития, но отдельные особи существуют только; как элементы видовой или родовой целостности. Сложные внутривидовые и межвидовые связи приводят к тому, что отношения разных жизненных форм, особенно пищи и ее потребителей, сопровождаются развитием взаимных приспособлений. В этих случаях, даже при сохранении агрессивности отношений, враг-истребитель может становиться необходимым условием существования преследуемого вида. Существование степных дерновинных злаков
невозможно без подстригания их животными, по преимуществу копытными. С жизнью грызунов связано существование многих видов степного и лугового разнотравья. То же самое можно сказать и о взаимоотношениях хищников и их жертв. Хищники выполняют так называемую санитарную роль, выборочно истребляя слабых и больных особей, что способствует оздоровлению вида жертвы и уменьшает опасность распространения губительных инфекций. Во всех случаях результатом борьбы за существование, как отмечал академик И.И. Шмальгаузен, явится избирательный характер смертности, т.е. преобладающая гибель особей, менее защищенных, менее вооруженных в этой борьбе, а тем самым переживание и оставление потомства более "приспособленными" особями Данного вида организмов.

Значит, "самоотрицание" и "внешнее отрицание" различаются вовсе не тем, что одно из них является диалектическим, а второе - "недиалектическим". Просто надо признать, что в объективном мире и в живой природе, в частности, проявления отрицания разнообразны. Их можно свести к трем видам.

Те отрицания, о которых только что шла речь, логично называть деструкцией. При деструкции происходят явления, которые в языке обыденной речи фиксируется терминами: разрушение, распад, гибель, исчезновение, отмирание и т.п. Конкретно деструктивное отрицание может выражаться в смене более высокого типа целостности низшим, в ликвидации всякой целостности, в разрушении структуры системных объектов, в их дезинтеграции. Деструкция биосистем, например, характеризуется такими чертами, как разрыв связей внутри структуры, обособление и дифференциация действий ее компонентов, рассеивание энергии и вещества, ограничение возможностей накопления и реализации информации и др.

Наряду с деструкцией в объективной диалектике природы и общества существенное значение имеют процессы так называемого снятия. Снятие - особый вид отрицания. Это такое действие, когда при упразднении вещи в целом сохраняются отдельные ее элементы и звенья структуры. Старое состояние преодолевается, таким образом, с "удержанием положительного". Отрицание здесь непосредственно выступает как момент связи и развития от низшего к высшему. Возникшая в результате такого "удержания положительного" из отрицаемого новая форма (система, явление и т.д.) необходимо предстает как более высокая и богатая ступень поступательного движения. Так, последовательно обнаруживается снятие в соотношении социальной, биологической, химической и физической форм движения материи. На уровне же отдельных сфер объективной действительности снятие, например, предстает как сохранение ранее образовавшихся электронных слоев при дальнейшем усложнении внутриатомной структуры в ряду химических элементов Развитие общества обеспечивается выступающей в виде снятия преемственностью поколений людей, производительных сил, социальным наследованием.

Третьим видом отрицания можно считать такие качественные изменения, при которых имеет место переход от одной стадии эволюции какой-либо системы к другой при сохранении самой ее основы. Из зерна овса всегда вырастает овес, а не ячмень. Но в пределах одной и той же "основы" (генотип овса) вычленяются отрицающие друг друга ступени развития растительного организма: зерно, прорастание, колошение. Такое отрицание называется трансформацией. Ребенок, подросток, юноша, молодой человек, зрелый и пожилой возраст, старость - таковы ступени трансформации человека как личности. Каждая последующая из этих стадий индивидуальной жизни есть отрицание предыдущей.

Особенности диалектического отрицания. Воспроизведение в познании сущности исследуемого объекта предполагает выявление основы - основного, определяющего звена (свойства, отношения), изменение и развитие которого обусловливало формирование целого, становление и развитие его сущности. Взяв за исходное это звено, субъект познания выводит (объясняет) из нее возникшие или изменившиеся под его воздействием свойства и связи, составляющие сущность исследуемого целого. Чтобы вывести те или иные свойства или связи сущности из основы, субъект должен ее представить в движении, изменении, развитии. Но это делает необходимым раскрытие в ней противоречий, противоположных сторон, тенденций. Раскрывая противоречия, познающий субъект прослеживает их развитие и обусловливаемое последним изменение объекта и выявляет, что развитие осуществляется через отрицание одних качественных состояний другими. Специфика такого отрицания, его универсальные формы и связанные с последними диалектические закономерности отражаются в категориях «диалектическое отрицание», «отрицание отрицания».

В процессе развития утверждение нового всегда связано с отрицанием старого. В этом проявляется глубокая диалектика: утверждение производится через отрицание.

Отрицание трактовалось по-разному. Так, в античном обществе в определенные периоды высказывались взгляды, что все новое - хуже старого, что общество, нравы и язык деградируют, портятся. Под отрицанием здесь понимается возврат к прошлому. Иной тип отрицания предлагают откровенные нигилисты, которые стремятся отбросить, уничтожить, полностью преодолеть старое явление. Такое понимание отрицания как уничтожения весьма характерно для метафизической философии. Наконец, отрицание можно понимать как переход к чему-то принципиально новому, в частности, как переход в противоположность, где, однако, связь с прошлым не порывается: все лучшее из старого сохраняется в новом. Это - диалектическое отрицание.

Примером отрицания первого типа являются различного рода призывы вернуться к «доброму старому времени». Однако, как

известно, никакого золотого века человечества в начале истории не было. Трактовка отрицания как распада общества, его культуры и ценностей содержится в работах многих современных буржуазных философов. Общество без будущего, распад и регресс - такова мрачная картина, возникающая при такого рода трактовке отрицания.

Не лучше получается картина мира и при отрицании нигилистического типа, предполагающего полный разрыв с прошлым, отказ от всех его достижений. Так, идеологи Пролеткульта предлагали после победы социалистической революции создать новую, пролетарскую культуру, не имеющую ничего общего с предшествующей культурой. В связи с тем что выдающиеся поэты, писатели, художники, музыканты, ученые, мыслители прошлого жили в условиях эксплуататорского общества и, как правило, не были выходцами из угнетенных классов, их произведения следовало предать забвению. Рафаэль, Бетховен, Бах, Пушкин и Толстой, по мнению пролеткультовцев, должны быть сброшены с «корабля современности».


Решительно критиковал нигилистическое отношение к культуре прошлого В. И. Ленин. Выступая на III съезде комсомола, он подчеркивал: «Пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре. Это все сплошной вздор. Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистическогообщества, помещичьего общества, чиновничьего общества» ".

Отрицание как уничтожение не всего старого, а лишь отжившего, мешающего дальнейшему развитию характерно для отрицания третьего типа, представляющего собой диалектическое отрицание. Характеризуя особенности диалектического отрицания, В. И. Ленин писал: «Не голое отрицание, не зряшное отрицание, не скептическое отрицание, колебание, сомнение характерно и существенно в диалектике, - которая, несомненно, содержит в себе элемент отрицания и притом как важнейший свой элемент, - нет, а отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного.,.» 2

Рассмотрим проявление диалектического отрицания на примере из истории науки. Так, в XVIII веке в химии господствовала флогистонная теория окисления (горения), согласно которой при прокаливании металл выделял так называемый флогистон. Эту ошибочную теорию сменила кислородная теория Лавуазье, по которой при прокаливании металл соединяется с кислородом. Кис-

Ленин В И. Поли. собр. соч., т. 41, с. 304 - 305. 2 Там же, т. 29, с. 207.

лородная теория не просто отрицала теорию флогистона, но и сохранила идею последней об изменении химического состояния металла. Здесь ярко проявляется диалектический характер отрицания как перехода к новому с удержанием положительного из старого.

Итак, диалектическим отрицанием называется естественный процесс перехода от старого к новому с уничтожением всего отжившего, реакционного и сохранением всего положительного, прогрессивного.

Закон отрицания отрицания. В процессе развития результат отрицания сам может быть подвергнут новому отрицанию. В этом случае говорят об отрицании отрицания.

Ясно, что отрицание как возврат к прошлому при новом отрицании возвращает к еще более далекому прошлому. Отрицание отрицания такого типа не выступает моментом развития. Если же отрицание имеет характер уничтожения, то второе отрицание приводит к восстановлению утраченного. Здесь тоже нет развития, хотя имеет место круговорот. Это - метафизическое понимание отрицания. С точки же зрения диалектики «для каждого вида предметов,- писал Ф. Энгельс,- как и для каждого вида представлений и понятий, существует... свой особый вид отрицания, такого именно отрицания, что при этом получается развитие» 1 . Такое отрицание приводит не к простому восстановлению исходного старого, а к появлению нового. Это новое может внешне напомнить старое, но по существу будет отличаться от него.

Ф. Энгельс приводит множество интересных примеров. Так, ячменное зерно в процессе роста и развития становится взрослым растением; а взрослое растение есть отрицание зерна. Но появление новых зерен приводит к постепенному отмиранию стебля и корней - новые зерна отрицают взрослое растение, причем это уже второе отрицание. Правда, внешне новое зерно почти ничем не отличается от исходного (Энгельс указывает на то, что хлебные злаки изменяются крайне медленно). Но на примере орхидеи или далии при искусственном отборе можно заметить совершенствование формы цветов с каждым новым поколением. В геологии процесс отрицания отрицания иллюстрируется постепенным развитием горных пород: вулканические породы под действием выветривания превращаются в осадочные породы (первое отрицание), затем в результате поднятия они вновь выходят на поверхность и вновь подвергаются выветриванию (второе отрицание). Так образуются разрыхленные породы, богатые различными химическими элементами, что способствует формированию почв. В области общественных отношений общинная собственность на землю при родовом строе была отвергнута частной собственностью. При коммунизме проис-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 146.

ходит полное отрицание частной собственности и установление общественной собственности на качественно более высоком уровне развития производства.

Все эти примеры показывают, что повторение старого на новом, более высоком уровне носит характер не круговорота, а развития. Уровень развития тем выше, чем больше отличается результат отрицания отрицания от исходного состояния.

Так, несовпадение зерен нового урожая с родительскими зернами может быть установлено только после тщательнейших анализов, развитие здесь незначительно. Напротив, возврат к общественной собственности при коммунизме означает гигантское развитие общества, его производительных сил, что позволяет говорить об огромном качественном отличии коммунизма от родового строя.

Тем самым закон отрицания отрицания говорит о единстве преемственности (поступательности, традиционности) и повторяемости (цикличности, как бы возврате к прошлому) в развитии. В результате развитие осуществляется не «по прямой линии», а «по спирали». Этот момент специально подчеркивает В. И. Ленин: «Развитие, - писал он, - как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии...» 1

Говоря о том, что развитие идет «по спирали», мы должны отметить, что образ спирали весьма относительно отражает направление развития. Реальный процесс протекает гораздо сложнее, с теми или иными отступлениями, искажающими и вместе с тем обогащающими спиралеобразный путь поступательного движения.

Итак, закон отрицания отрицания представляет собой «весьма общий и именно потому весьма широко действующий и важный закон развития природы, истории и мышления...» 2 . Этот закон показывает, как совершается развитие с точки зрения соотношения изменчивости и устойчивости.

Разрабатывая идеалистическую диалектику Гегель назвал смену одной формы бытия другой формой «отрицанием». Применение этого термина было связано с тем, что Гегель понимал бытие как мысль («идею»), которая развивается таким образом, что каждая отдельная категория обнаруживает свою неистинность и «отрицается» другой, противоположной категорией.

Маркс и Энгельс, отбросив учение Гегеля о логической природе развития, сохранили термин «отрицание», истолковав его материалистически. В марксистской диалектике под отрицанием понимается происходящая в процессе развития закономерная смена старого качества новым, возникшим из старого. Зачастую эта смена старого качества новым в процессе развития носит характер перехода вещи в свою противоположность.

Маркс писал, что «ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования» 13 . Отрицание старого качества новым в процессе развития представляет собой естественный результат действия закона единства и борьбы противоположностей. Ведь в каждом предмете, явлении, процессе происходит борьба взаимоисключающих сторон и тенденций, и эта борьба приводит в итоге к «отрицанию» старого и возникновению нового. Но развитие не останавливается на том, что одно явление «отрицается» другим, идущим ему на смену. Появившееся на свет новое явление содержит в себе новые противоречия. Первоначально они могут быть еще незаметными, но с течением времени обязательно выявляются. «Борьба противоположностей» завязывается теперь на новой основе и в конце концов неизбежно приводит к новому «отрицанию». Объективный мир в целом вечен и бесконечен, но все образующие его вещи ограничены в пространстве и во времени, они преходящи, подвержены «отрицанию». Никакое «отрицание» не является последним. Развитие продолжается, и каждое последующее «отрицание» само в свою очередь «отрицается».

В материалистической диалектике речь идет не о всяком, а о диалектическом «отрицании», т. е. таком, при котором происходит дальнейшее развитие предмета, вещи, явления.

Такого рода «отрицание» надо отличать от механического «отрицания», когда в результате вмешательства извне происходит уничтожение того, что «отрицается». Если мы раздавим насекомое или размелем пшеничное зерно, то это и будет механическое «отрицание». Само по себе оно может быть не бесцельным (в данном примере - уничтожение вредных насекомых и превращение зерна в муку), но оно прекращает развитие предмета.

Диалектическое развитие от низшего к высшему

Материальный мир существует вечно. Но эта вечная жизнь материи слагается из постоянной смены ее отдельных форм. Они возникают, существуют и исчезают, сменяются другими формами.

Образуются и погибают звезды в беспредельных просторах вселенной, сменяют друг друга геологические эпохи в истории Земли, в бесчисленной смене нарождающихся и отмирающих поколений возникают и исчезают виды растений и животных. Не вечны и формы общественной жизни. Они возникают, развиваются, крепнут, а затем стареют, сменяются другими общественными формами. Так, на наших глазах происходит смена капитализма социалистическим общественным строем.

Постоянное рождение все новых форм, непрестанная смена устаревших форм новыми - в этом проявляется вечное движение и развитие материи.

Разрабатывая идеалистическую диалектику Гегель назвал смену одной формы бытия другой формой «отрицанием». Применение этого термина было связано с тем, что Гегель понимал бытие как мысль («идею»), которая развивается таким образом, что каждая отдельная категория обнаруживает свою неистинность и «отрицается» другой, противоположной категорией.

Маркс и Энгельс, отбросив учение Гегеля о логической природе развития, сохранили термин «отрицание», истолковав его материалистически. В марксистской диалектике под отрицанием понимается происходящая в процессе развития закономерная смена старого качества новым, возникшим из старого. Зачастую эта смена старого качества новым в процессе развития носит характер перехода вещи в свою противоположность.

Маркс писал, что «ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования» 13 . Отрицание старого качества новым в процессе развития представляет собой естественный результат действия закона единства и борьбы противоположностей. Ведь в каждом предмете, явлении, процессе происходит борьба взаимоисключающих сторон и тенденций, и эта борьба приводит в итоге к «отрицанию» старого и возникновению нового. Но развитие не останавливается на том, что одно явление «отрицается» другим, идущим ему на смену. Появившееся на свет новое явление содержит в себе новые противоречия. Первоначально они могут быть еще незаметными, но с течением времени обязательно выявляются. «Борьба противоположностей» завязывается теперь на новой основе и в конце концов неизбежно приводит к новому «отрицанию». Объективный мир в целом вечен и бесконечен, но все образующие его вещи ограничены в пространстве и во времени, они преходящи, подвержены «отрицанию». Никакое «отрицание» не является последним. Развитие продолжается, и каждое последующее «отрицание» само в свою очередь «отрицается».



В материалистической диалектике речь идет не о всяком, а о диалектическом «отрицании», т. е. таком, при котором происходит дальнейшее развитие предмета, вещи, явления.

Такого рода «отрицание» надо отличать от механического «отрицания», когда в результате вмешательства извне происходит уничтожение того, что «отрицается». Если мы раздавим насекомое или размелем пшеничное зерно, то это и будет механическое «отрицание». Само по себе оно может быть не бесцельным (в данном примере - уничтожение вредных насекомых и превращение зерна в муку), но оно прекращает развитие предмета.

«В диалектике, - говорит Энгельс, - отрицать не значит просто сказать «нет», или объявить вещь несуществующей, или уничтожить ее любым способом» 14 .

Страница 1

Данные естественных и общественных наук свидетельствуют о том, что на любом этапе развития происходит про­цесс отрицания. Взаимопревращение элементарных частиц, смена, биологических видов, форм общественной жизни, видов оружия и способов вооруженной борьбы и т. д. - все это есть не что иное, как отрицание одних вещей, явлений, процессов, состояний другими.

Итак, отрицание - это такое отношение между двумя сту­пенями развития вещи, которое ведет к уничтожению ее ста­рого и возникновению нового качественного состояния.

Отрицание бывает механическим и диалектическим. Меха­ническое отрицание связано с уничтожением старого, без сох­ранения момента развития. Диалектическое отрицание есть самоотрицание, ибо каждое явление содержит в себе собственное отрицание одной из сторон присущего ему внут­реннего противоречия.

Исходным для понимания закона отрицания отрицания является положение о том, что всякий процесс развития складывается из последо­вательности циклов. Цикличность составляет внутреннюю основу всякого изменения и развития. Каждый цикл состоит из нескольких стадий: исходный момент развития; превраще­ние предметов и явлений в свою противоположность, тем самым от­рицание - превращение новой противоположности в свою про­тивоположность, т. е. отрицание отрицания. Закон отрицания отрицания показывает особенности цикличного развития.

Сущность закона отрицания отрицания состоит в том, что в процессе развития каждая более высокая ступень отрицает, упраздняет предыдущую и вместе с тем поднимает ее на новую ступень, сохраняя все положительное в ее содержании.

Каковы же основные черты, раскрывающие сущность и ме­ханизм действия этого закона?

Прежде всего, закон отрицания отрицания раскрывает на­правленность развития. Материалистическая диалектика, не отрицая возможности кругового движения и регресса, не абсолютизирует их. Важнейшей формой развития она утверж­дает поступательность.

Одной из черт закона отрицания отрицания является по­вторение на высших ступенях развития некоторых черт низ­ших, по на новой, более высокой основе, т. е. преемственность развития. Повторяемость выступает как частичное воспроиз­ведение того, что уже однажды имело место. Второе отрица­ние как бы повторяет исходный пункт в «снятом», перерабо­танном виде, выражает его некоторые общие черты. Если бы новое качество отрицало все старое, то не было бы никакого развития природы и общества.

Преемственность наблюдается и в развитии военного дела. Например, новые способы вооруженной борьбы возникают в рамках старых способов с усвоением всего лучшего из них. Однако эта повторяемость, преемственность в развитии внут­ренне противоречивы. Она заключает в себе возврат якобы к старому, как бы повторение пройденных уже ступеней, но на более высокой основе. Поэтому поступательность развития приобретает спиралевидную форму, при которой развитие со­вершается в виде постепенно поднимающихся, расширяю­щихся кругов, возвращающихся к исходной точке, но в более высокой плоскости. В этом поступательно-спиралевидном развитии утверждается неодолимость нового, прогрессивного.

Смотрите также

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват...