Человеческое сознание как объект философского анализа. Сознание как объект философского анализа. Происхождение сознания, его сущность и структура

  • Дата: 19.12.2023

Лекция 6. Познание

4.1. Сознание как предмет философии

Сознание изучают всевозможные науки и междисциплинарные направления: история, психология, логика, семиотика, социология, этология, психосемантика, психолингвистика, палеопсихология, когнитивная психология, информатика, кибернетика, синергетика, медицина... Оно может трактоваться по-разному:

Ступень в закономерной эволюции материального мира;

Свойство сотворенной богом души (либо чудо, необъяснимое с точки зрения естественных наук, либо продукт эволюции природы, в конечном счете, являющейся божественным творением);

Высший уровень психического, развивающегося на биологическом субстрате и свойственного не только человеку, но и высшим животным;

Способ переработки информации, специфический информационно-отражательный процесс, сущность которого не зависит от того, на какой именно субстратной основе он реализуется;

Отражение бытия, нематериальный образ материального мира;

Внутренний мир, который дан субъекту непосредственно и недоступен внешнему наблюдателю;

Поток смыслов (или так называемых феноменов сознания), то есть, прежде всего, не информация (“знание”), а понимание (ведь можно эффективно перерабатывать информацию, не понимая ее!).

Хотя перечисленные выше представления о сознании акцентируют разные его стороны, было бы неправильным считать их взаимоисключающими.

Существует несколько взаимодополняющих подходов к изучению сознания:

Интроспекция (самонаблюдение), триумф которой связывается с именами Августина, Декарта, Хайдеггера;

Анализ любых зримых форм обнаружения сознания (язык, орудия труда, сама человеческая деятельность, поступки, история общества, научно-техническое или художественное творчество, включая, как сам творческий процесс, так и его материализованные результаты, отходы производства и т.д.), плодотворность которого стала очевидна в свете научно-философских теорий Сен-Симона, Маркса и Энгельса, Вундта, Скиннера;

Исследование физиологических, физико-кибернетических, психологических, социо-культурных и других предпосылок сознания, получавшее мощные стимулы после революционных работ Сеченова, Павлова, Фрейда, Леви-Стросса, Винера (очевидно, к этому же подходу следует отнести и моделирование, работу над созданием искусственного интеллекта).

Предметом философии выступает сознание как целое. Ее интересуют, прежде всего, наиболее общие вопросы, касающиеся сущности сознания и выпадающие из компетенции любой конкретной науки. Причем, практически все эти вопросы правомерно рассматривать как аспекты проблемы отношения сознания к бытию (основной вопрос философии).

1) Отношение сознания к бытию в онтологическом плане, то есть вопросы о том, является ли сознание вообще частью единого мира, подчиняется ли его законам, возникло ли закономерно (или случайно), выполняет ли в природе (например, в процессах эволюции биогеосферы или даже всей нашей Галактики) определенную функцию, подлежит ли научному изучению (подобно остальной природе)...

2) Отношение сознания к бытию в гносеологическом плане, то есть вопрос о том, способно или неспособно человеческое сознание адекватно (правильно) отражать, а точнее, воспроизводить внешний мир.

3) Способность (или неспособность) сознания постичь собственную сущность. Обширная группа логико-методологических проблем: поиск подходов к определению категории сознания и к уяснению ее соотношения с некоторыми другими понятиями; обоснование методов изучения сознания; разрешение трудностей, связанных с междисциплинарным характером исследований...

4) Место, которое следует отвести сознанию при установлении сущности человека. Обширная группа собственно философско-антропологических, философско-биологических, этико-психологических, биоэтических проблем.

5) Место, которое следует отвести сознанию при объяснении социальных процессов. Роль сознания в развитии общества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра экономической теории

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по Философии на тему:

Сознание как предмет философского анализа

Работа выполнена Будиной Ольгой Владимировной

факультет менеджмента и маркетинга

специальность ГиМУ

номер личного дела 07МГД14471

Киров -- 2008

Введение

1. Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития

2. Структура сознания. Сознание и язык

3. Что такое бессознательное как феномен психики? Объясните соотношение понятий: психика - сознание - бессознательное

Заключение

Список литературы

Введение

Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблема сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов при выработке ими исходных мировоззренческих и методологических установок.

Цель данной работы: Рассмотреть сознание как предмет философского анализа.

1. Рассмотреть материальное и идеальное. Основные характеристики и

качества сознания и предпосылки его возникновения и развития

2. Раскрыть структуру сознания. Сознание и язык

3. Выяснить Что такое бессознательное как феномен психики?

4.Объяснить соотношение понятий: психика - сознание - бессознательное.

Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития

Начнем рассмотрение данного вопроса с введения основных понятий, таких как материальное и идеальное, а так же объективная и субъективная реальность. Материальное -- всё, что принадлежит действительности (объективной реальности) и отображается ощущениями субъекта, существуя независимо от них. Обобщением понятия материального является материя. Материя (лат. materia - вещество) - понятие, которое первоначально означало тождественность пространственной телесности без противопоставления ее идеальному, духовному, и только в результате ряда исторических превращений развившееся в понятие мертвого, инертного вещества, противостоящего как основополагающее, первичное, сознанию человека. Оно является основой одного из двух главных философских направлений, материализма Начали употреблять в 17 веке главным образом в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем, философском смысле (Г. В. Лейбниц). Точное определение впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс, «философы разделились на два больших лагеря», сообразно тому, как отвечали они на вопрос об отношении мышления к бытию. «Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 21, с. 283). Такого понимания Материализма придерживался и В. И. Ленин (см. Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 98). . Соответственно трём главным ступеням развития познания выделяются основные виды Материализма:

· Наивный (или стихийный). Материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии и подчинены ей.

· Метафизический (или механический). 17--18 века. Наука быстро дифференцируется, расчленяясь на обособленные отрасли, которые выходят из-под опеки философии. Происходит разрыв между материализмом и диалектикой; в первом встречаются лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир.

· Диалектический, в котором материализм и диалектика органически воссоединяются, так что устанавливается полное единство диалектики (учения о развитии), логики (учения о мышлении), теории познания. В науку проникает великая идея всеобщей связи и развития природы. Разобщённые до тех пор отдельные науки приводятся во взаимную связь не только между собой, но и с философией. Дальнейшая дифференциация наук совершается в единстве с их интеграцией.

Наряду с основными видами материализма существовали промежуточные - переходные от одного основного вида к другому. В развитии материализма внезапные перевороты всегда подготавливались постепенно. В качестве переходных выделялись следующие виды:

· Материализм Древнего Востока, предшествовавший античному. По большей части это был предматериализм, поскольку первые элементы материализма в философских учениях Древнего Востока ещё не вполне отделились от мифологических представлений, не обособились от антропоморфизма и гилозоизма.

· Материализм эпохи Возрождения соединял в себе черты наивного материализма и наивной диалектики с первыми элементами метафизического взгляда на мир. Таким образом, он был, строго говоря, переходным между античным, наивным материализмами и ещё не сформировавшимся метафизическим. В известном смысле такой характер носили некоторые ранние системы материализма в 17 веке (например, Ф. Бэкон).

Материализм, непосредственно предшествовавший диалектическому материализму и частично развивавшийся параллельно ему. Он уже выходил за границы метафизического, содержал элементы диалектики, но ещё не поднимался до диалектического и не распространял материализм на общественные явления. Этот вид материализма зарождается в 18 веке (например, Дж. Толанд) и начале 19 века (например, А. Сен-Симон и в особенности русские революционные демократы). Особое место среди промежуточных видов материализма занимают те его виды, которые зарождались в рамках господствующей религиозно-идеалистической идеологии, а потому не могли носить открыто материалистического характера. Сюда относятся материалистические тенденции в философии средневековья. Соответственно этому их можно было бы назвать переходной ступенью от схоластики и теологии к материализму. Исторически эта форма предшествовала материализму эпохи Возрождения и подготовляла его формирование.

Идеальное - субъективный образ объективной реальности, т.е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли. Идеальное есть не индивидуально-психологический, тем более не физиологический факт, а факт общественно-исторический, продукт и форма духовного производства. Идеальное осуществляется в многообразных формах общественного сознания и воли человека как субъекта общественного производства материальной и духовной жизни. По характеристике Маркса, «...идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» Маркс К. Капитал, т. 1, 1955, с. 19. . Идеальное лежит в основе второй основной философской теории - Идеализма, согласно которой Вселенная представляет собой выражение или воплощение Духа (разума). В истории мысли эта теория принимала две главные формы соответственно двум совершенно разным подходам. Эпистемологический идеализм развивался в Англии Беркли, Юмом и Дж.С.Миллем, которые опирались на идейный фундамент, заложенный Локком. Исследуя восприятие, Локк заключил, что мы никогда не воспринимаем физический объект непосредственно; качества, которые мы воспринимаем, суть эффекты, производимые в нашем сознании воздействующими на него вещами. Подвергнув анализу ощущаемые качества, такие, как цвет и звук, запах и вкус, Локк не нашел основания верить, что в физическом объекте имеется что-либо, напоминающее эти качества. В то же время он полагал, что наши восприятия (перцепты) размера, формы и движения позволяют нам (пользуясь предположением о сходстве причины и следствия) делать выводы о том, какого рода вещи и события их вызывают. Последнее отрицал Беркли. Вера в существование физической природы, полагал он, порождена тем, что объективное существование приписывалось качествам, которые при анализе целиком сводятся к ощущениям и потому принадлежат только сознанию. Esse est percipi, существовать - значит быть воспринятым. Можно было бы даже вывести отсюда, что существуют только ощущения и образы (позиция солипсизма). Однако Беркли был далек от такого заключения. Наши ощущения должны иметь независимо существующую причину. Но поскольку доказано, что понятие о материальных вещах иллюзорно, единственной разумной альтернативой является разум, более или менее напоминающий наш собственный, но при этом отличающийся большим постоянством и широтой, - божественный дух, в котором природный порядок сведен к неизменному порядку идей.

Юм соглашался с Беркли, что все знание имеет своим источником чувственный опыт, но заключал, что не только физические вещи, но и человеческую самость, а также Божественное Я следует считать не более чем совокупностью ощущений.

Метафизический идеализм. Главной идеей этой формы идеализма является тезис Гегеля: «Действительно то, что разумно». Мышление есть попытка понять, а понять что-либо - значит увидеть его место в системе; например, чтобы понять геометрическую теорему, нужно установить, что она необходимо связана с другими положениями геометрии. То, что не укладывается в требования разума, например в силу самопротиворечивости, является нереальным. Но можем ли мы сказать, что все реальное полностью разумно и умопостижимо? Лишь немногие идеалисты верили в доказуемость такого тезиса, однако считали его неявной предпосылкой философствования. Постоянные попытки ответить на вопросы типа «Почему?..» исходят из допущения, что ответ существует, - такой ответ, который разум может счесть удовлетворительным. Философия есть попытка нашего конечного разума проникнуть во всеобъемлющую систему разума, в которой и заключен смысл Вселенной. Этой системой является «Абсолют».

Такого рода рассуждения намечены уже у Платона, хотя в его философии Вселенная в конечном итоге предстает не как логическая система, а как система восхождения к высшему благу. Наиболее полно метафизический идеализм изложен Гегелем. Среди других мыслителей Нового времени, придерживавшихся сходных взглядов, - Фихте и Шеллинг, Т.Грин, Ф.Брэдли и Б.Бозанкет, а также Дж.Ройс.

Из приведенного выше можем сделать заключение что объективная реальность - действительность то есть вообще всё то, что существует, а всё то что существует может существовать только в объективной реальности. И является одной из категорий субъективной реальности. Субъективная реальность - проявления реальности, непосредственно воспринимаемые тем или иным существом чувственным образом, сознательно или неосознанно систематизированные и оформленные в некую условную модель, в рамках которой существом сознательно или неосознанно устанавливаются критерии оптимального взаимодействия с реальностью, соответствовать которым неосознанное существо стремится в течение максимально долгого времени.

Сознание -- это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Сознание, как и материя, это реальность. Но если материя это объективная реальность, характеризующаяся самодостаточностью и самообоснованностью, то сознание - это реальность субъективная, это субъективный образ объективного мира. Оно не существует само по себе, а имеет основание в ином, в материи. Стержнем сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является весь мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира. Человек, в отличие от животных сам себя познает и сознает, он способен совершенствоваться. Его сознанию присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. Их формирование происходит, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание -- самое важное отличие психики человека от психики самых развитых животных. Сознание не просто психическое состояние, а высшая человеческая форма отражения действительности. Сознание человека структурно организовано и является целостной системой, состоящей из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. Развитие сознания возможно только при пополнении его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания.

Структура сознания. Сознание и язык.

Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание. Следующий важный элемент сознания - внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Далее следует назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства - радости, удовольствия, горя, а также настроения и аффекты или страсти - гнев, ярость, ужас, отчаянье и т.д. К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие. Наконец, важнейшей составляющей сознания, является самосознание. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня. Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культу- ре и социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания "Я" как такого образования, которая хотя и похоже на "Я" других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их самооценки. Таким образом, самосознание характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с некоторым идеалом "Я", а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком своего "Я" опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими людьми. Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания, формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое "Я", анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.

Язык формировался и развивался в тесной связи с развитием труда и общества. При этом одной из предпосылок его возникновения на биологическом уровне явились существующие уже у высших животных системы звуковой сигнализации. В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и сознание представляют собой органическое единство, не исключающее однако, и противоречий между ними. Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего язык выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и значения, понятия. Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства общения. Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому выразить и усвоить мысль значит облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языковые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово - это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака - представителя целого класса сходных предметов, т.е. в роли знака понятия. Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей. Через речь осуществляется мощное воздействие одних людей на других. Эта роль языка видна в процессе обучения в том значении, которое в наши дни приобрели средства массовой информации. Вместе с тем успехи в познании мира, накопление знаний ведут к обогащению языка, его словарного запаса, грамматических форм. С возникновением письменности знания и опыт закрепляются в рукописях, книгах и т.д., становятся общественным достоянием, обеспечивается преемственность поколений и исторических эпох, преемственность в развитии культуры. Итак, сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство языка и мышления не означает их тождества. Действительно мысль, понятие как значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак - средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу - национален. Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание. Эти особенности в соотношении языка и мышления необходимо учитывать и в живой речи, и в речи письменной. Естественные языки - главное и решающее средство общения между людьми, средство организации нашего мышления. Вместе с тем по мере развития познания и общественной практики, наряду с языками, начинают все шире использоваться и неязыковые знаки и знаковые системы. В конечном счете все они так или иначе связаны с естественным языком, дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К числу таких неязыковых знаковых систем можно отнести системы знаков, используемых в математике, химии, физике, нотную грамоту, знаки дорожного движения и т.д. Больше того, формируются искусственные языки - язык математики, других наук, а в последнее время и формализованные языки программирования (Паскаль, Бейсик, Алгол, Фортран и т.д.). Потребности, вызвавшие их к жизни, многообразны. Немаловажно уже то, что в этих языках преодолена многозначность терминов, свойственная естественным языкам и недопустимая в науке. Искусственные языки позволяют в предельно сжатой форме выражать определенные понятия, выполняют функции своеобразной научной стенографии, экономного изложения и выражения объемного мыслительного материала. Наконец, искусственные языки - одно из средств интернационализации науки, поскольку искусственные языки едины, интернациональны.

Что такое бессознательное как феномен психики? Объясните соотношение понятий: психика-сознание-бессознательное.

Заключая предыдущие разделы следует отметить, что сознание - важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная, поскольку последняя включает в себя и бессознательное. Особое внимание вопросу о природе бессознательного уделял в свое время австрийский врач-психиатр и философ З.Фрейд. Он высказал ряд важных положений о сфере бессознательного. Вместе с тем З.Фрейд отдал бессознательному первенствующую роль, утверждая, что оно определяет и сознание, и все поведение человека, причем особое значение он придавал врожденным инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт. Само бессознательное имеет три основных уровня. К первому относится неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей. Второй, более высокий уровень бессознательного - это процессы и состояния, которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т.д. Наконец, третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества. Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума человека. О возможностях и резервах сферы бессознательного можно судить по тому, что в общем балансе информационных процессов на сознательном уровне перерабатывается в секунду 10520 бит информации, тогда как на бессознательном - 10590 бит. Для самосознания личности эта информация оказывается "закрытой", но она существует, поступает в мозг, перерабатывается, и на ее основе осуществляются многие действия. Неосознанное отражение, играя вспомогательную роль, освобождает сознание для реализации наиболее важных, творческих функций. Так, многие привычные действия мы выполняем без контроля сознания, бессознательно, а сознание, освобожденное от решения этих задач, может быть направлено на иные предметы.

Таким образом, делаем вывод, что психика человека чрезвычайно сложна и включает в себя не только сознание, но и процессы, которые не контролируются субъектом, так называемые бессознательные. Бессознательное - это нечто таящееся в скрытых глубинах психики, нечто противостоящее сознанию и живущее по своим особым, своеобразным, не характерным для сознания законам.

Заключение

В данной работе мы рассмотрели сознание как предмет философского анализа. Выполнили поставленные задачи по рассмотрению материального и идеального, а также основных характеристик и качеств сознания и предпосылок его возникновения и развития; по раскрытию структуры сознания и его взаимосвязи с языком. Выяснили, что такое бессознательное и объяснили соотношение понятий: психика - сознание - бессознательное.

И в заключение сделаем несколько выводов по изложенному выше материалу.

Сознание - это высший уровень развития психического отражения, связанный с использованием речи, присуще только человеку. В психике человека не только сознательные процессы, но и процессы которые не контролируются субъектом, так называемые бессознательные. Они противостоят сознанию, но в то же время находятся в неотрывной связи с ним. Сущность сознания, как высшей формы развития психики, психического отражения принято видеть в способности человека к абстрактному вербальному мышлению, орудием и средством которого является возникший в человеческом обществе язык, к познанию на этой основе законов природы и общества. Сознание находится в неотрывной связи с бессознательным.

Список литературы

1. «Философия» под. ред. В.Н. Лавриненко и В.П. Ратникова - 1998г.

2. Статьи свободной энциклопедии «Википедии»

3. Статья «Сознание. Сущность, феномен и развитие сознания» - материал сайта www.effecton.ru

4. В.С. Егоров. Философия открытого мира «Материальное и идеальное сущностное содержание мира. Проблема времени и пространства»

5. Введение в философию. Учебное пособие Научный редактор акад. Ф.С.Файзуллин

6. Маркс К. Капитал, т. 1, 1955

7. Б. М. Кедров. http://www.booksite.ru

8. Энциклопедия «Кругосвет»

9. Статья «Реальность» http://www.thetext.info

Подобные документы

    Сознание - исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека. Материальное и идеальное. Характеристики и качества сознания, предпосылки его возникновения и развития. Бессознательное как феномен психики.

    контрольная работа , добавлен 11.03.2008

    Сознание как высшая форма психического отражения действительности человеком. Системно-структурный метод анализа сознания (ощущение, восприятие, память, представление, мышление, эмоции). Сверхсознание (самосознание) и бессознательное (инстинкты).

    контрольная работа , добавлен 12.08.2009

    Проблема происхождения и сущности сознания. Уровни и формы сознания. Сознание и бессознательное. Сознание и язык. Проблема идеального. Самосознание. Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга.

    контрольная работа , добавлен 27.12.2006

    Сознание и психика. Сознание в истории философии и его уровни. Сознание как проблема в современной философии. Сознание и самосознание. Феномен Я и субъект в философии Декарта. Экзистенциально-персоналистическое и объективистски-социальное направления.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2008

    Понятие сознания, его основные характеристики, структура (осознание вещей, переживание) и формы (самосознание, рассудок, разум, дух). Философские теории сознания. Бессознательное как приобретенный опыт и продукт веры. Действие эмоциональных якорей.

    презентация , добавлен 18.09.2013

    Сознание как свойство высокоорганизованной материи. Основные формы отражения. Отражение как всеобщее свойство материи. Роль труда, языка и общения в формировании сознания. Материальное и идеальное. Общественное сознание и его преобразовательная сила.

    реферат , добавлен 22.12.2009

    Проблема сознания в истории философии. Сознание и отражение. Индивидуальное и общественное сознание. Сознание и язык. Способы духовного освоения природной и социальной действительности. Господство общественного сознания.

    реферат , добавлен 02.05.2007

    Актуальность проблемы сознания человека. Научное понятие сознания и его классификация. Определение и структура сознания. Формы неистинного сознания: эгоизм и альтруизм. Истинно нравственная сфера сознания.

    контрольная работа , добавлен 14.08.2007

    Историческое развитие понятия сознание. Структура сознания. Общественное сознание. Индивидуальное сознание. Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознание трансформируется в индивидуальное мировоззрение.

    реферат , добавлен 28.11.2004

    Определение, диалектика и структура сознания человека. Сознание, самосознание и рефлексия. Сознание и сфера бессознательного. Диалектика сознания и языка. Язык как средство общения и взаимного понимания людей. Единство языка и сознания, знаковые системы.

Сознание является предметом исследования философии, социологии и психологии. Материя и сознание – есть самые предельно широкие философские понятия. Других более предельных понятий нет. Посредством категорий «материя» и «сознание» субъект познания «сжимает» природу, общество и действительность вцелом до двух понятий материя и сознание . Затем возникает философское понимание: материя или сознание? В зависимости от того, кем является философ (материалист или идеалист) дается ответ: первична материя или первично сознание.

Материализм подчеркивает:

Сознание – есть свойство, продукт высокоорганизованной материи;

Сознание – объективный образ объективного мира (Ленин);

Сознание в гносеологическом, теоретико-познавательном плане идеально отражает материю. При этом сознание органически взаимодействует с материей.

Идеализм подчеркивает, что сознание само по себе по своим внутренним законам развивается и порождает материю.

Впервые в плоскость четкого деления, что первично, а что вторично, материя или сознание вопрос поставил Платон.

Платон (427-347 гг.): «Мир идей – есть подлинная реальность, а мир вещей – есть только тень мира идей».

Таким образом в философском плане сознание понимается как самая предельно широкая философская категория, которая рассматривается в сопоставлением категории «материя».

Сознание как предмет социологии означает рассмотрение сознания как отражение интересов и представлений тех или иных классов. Это позиция материалистов. Маркса.

Маркс: «Сознание – есть особое бытие». «Экономически господствующий класс господствует в обществе и духовно». Например данное положение применительно к дореволюционному российскому обществу можно понимать следующим образом: все общество разделено на 2 полярные части:

Прозападная знать, прозападное дворянство и либеральное прозападная интеллигенция;

Народ с почвенной культурой (от купца до крестьянина).

Также согласно определенным положениям, нормам Российской империи политические революционеры могли ехать в ссылку за свой счет (прозападный образ). Ленин так и сделал (в вагоне 1-го класса). Следовательно, знать отражает свое бытие в нормах и определенных положениях. В народе ведущими установками, ценностями был кулак; в городе – купец и лавочник, у которых были антизападные ценности и следовательно, их представления о жизни были полярны по отношению к знати.

Таким образом, социологическое понимание сознания трактуется во взаимосвязи с общественным бытием, социальным положением классов и слоев.

В психологии сознание определяет уровень организации внутреннего мира человека. Здесь сознание трактуется с точек зрения различных естественных дисциплин. Сознание в нейрофизиологии (установки доминантны) (Узнадзе) понимается как то, что удерживается вниманием личности; если что-то не удерживается, то это все уходит в подсознание, затем в бессознательное. Таким образом сознание в психологии понимается, как очень небольшая часть психики.

Сознание в психологическом плане в СССР изучали П.К. Анохин, который рассматривал сознание как функциональную систему.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Специфика мыслительной деятельности человека
Сущность мыслительной деятельности человека, мышление характеризуется формулой: субъект познания постигает объект познания по средствам категории. Мышление функционально аналогично

Сознание как система
Следует иметь в виду, что сознание представляет собой определенную систему. Выделяют следующие составляющие: 1) чувственность – ощущения, восприятие и представление; 2) акт вниман

Рассудок и разум как понятия. Антиномии Канта
В немецкой классической философии впервые были выделены уровни мыслительной деятельности – это рассудок и разум. Кант рассматривал рассудок, исходя из следующих положений: - рассу

Зигмунд Фрейд о психике. Метод свободных ассоциаций как психоаналитическая процедура
Зигмунд Фрейд – ученый врач, который создал психоанализ. Фрейд как ученый открыл, прежде всего, бессознательное, показал, что оно воздействует на сознание личности.

Экзистенциализм
1. Сёрен Кьеркегор – предшественник экзистенциализма. Историческими условиями возникновения Э. были: 1. Первая Мировая Война 1914-1918 гг., где же

Карл Ясперс как личность
Закончил в университет (юридический, медицинский факультеты). Работал психологом и ввел в употребление понятие «коммуникация». Ясперс считал, что в 20 в. нельзя создать такие философские системы, к

Философия истории Карла Ясперса
Карл Ясперс создал оригинальное учение о философии истории. Он ввел понятия «осевое время» (800-200 до н.э.) и «осевые народы» (китайцы, индийцы, евреи, греки, персы). Ясперс- решительный противник

Философское и религиозное, социологическое и психологическое понимание личности
Следует различать понятия «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» в общефилософском родовом смысле. Категория человек обозначает класс вещей. Человек родовое с

Неофрейдизм о личности
В 50-60 годах на западе возник неофрейдизм (Эрих Фромм и Карен Хорни). Неофрейдизм, упрощая, есть синтез Маркса и Фрейда, или сочетание бессознательного и классового. Неофрейдизм

Эмиль Дюркгейм об аномии
Дюркгейм – французский социолог и психолог. Фр.философия имеет свою специфику, уделяется большое влияние анализу ценностей общества. Согласно ему, устойчивость общества зависит от ценностей системы

Мировоззрение, как иерархическая система
Мировоззрение, как понятие, обозначающие определенное представление, понимание мироощущение общества, слоев и личностей о Мире и место роли человека в этом мире. Мировоззрение представляет иерархич

Специфика рациональной экономической структуры буржуазного крупного промышленного предприятия
Запад с 1500 года до сих пор является авангардом мира1500г. Запад стал опережать Китай. Запад обладал двумя преимуществами; 1. рациональная экономическая структура крупного

Специфика философского творчества Ницше
Ницше вместе с Шопенгауэром являются основоположниками неклассической философии. Специфика философского творчества Ницше; 1) Все философские тексты Ницше сознательно антисистемны, своего р

Ницше как философ
Ницше сам себя определял, как революционер духа, а свою философию, как истинную. По словам Ницше он произвел переоценку ценностей от Сократа до Гегеля и Шопенгауэра. Метод - философствовать молотом

Определение категорий
Категории есть философские понятия, а также основные родовые, ведущие понятия тех или иных дисциплин, к примеру математическое понятие ""множество"". Категории определяются двумя способами: 1) бин

Определение понятия жизнь
Жизнь – это предельно широкое понятие. В наше время понимание данного понятия определяется тем, что личности начинают искать смысл жизни. Следует иметь ввиду, что жизнь- родовое понятие. Его очень

Позитивизм как философия науки. Огюст Конт о трех стадиях интеллектуального развития человечества и личности
Позитивизм в переводе с французского означает «положительно». На философском языке позитивизм есть философия науки, согласно позитивизму только лишь конкретные науки могут дать достоверные знания о

Исторические формы позитивизма
Выделяют следующие формы позитивизма: 1)Позитивизм Канта, Дж.Стьюорта Милля (британская философия и логика) и Г. Спенсера. 2)позитивизм Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса.

Специфика неопозитивизма. К.Поппер о познании и фальсификации научной теории
Неопозитивизм – есть философия науки. Неопозитивизм: 1) все повествовательные предложения, все суждения и понятия делятся на 2 типа: а)философские предложения и понятия. М. Хайдеггер «Ничт

Гносеология как философская дисциплина
В философии выделяют специальный раздел, специальную дисциплину, по имение гносеология. Гносеология от греч (гнозис – знания, логос- учение) учение о знании. Строго говоря, гносеоло

Эпистемология как дисциплина
Впервые вся проблематика научного познания в британской философии стала обозначаться греческим словом «эпистемология». Эпистемология исследует понятия, как эмпирический и теоретичес

Русская философия
1. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Митрополит Илларион, возглавлявший с 1051 по 1054 гг. митрополичью кафедру в Киеве, был Митрополитом Киевским и Всея

Ересь стригольников и жидовствующих
«Ересь» - отклонение от основных догматов христианства. В 325 г. в г. Никея, недалеко от Константинополя состоялся 1-й Вселенский собор, где был принят основной догмат христианства – вера в Иисуса

Философия славянофилов и западников
В 40-х годах 19 в. среди аристократии в Москве и профессуры Московского университета возникли различные кружки, литературные вечера и сформировалось 2 направления философии: западники и славянофилы

Становление философии
1. Специфика мифа как ранней формы мысли. Структуралистская теория мифа Клода Леви-Строса. Его работа «Структурная антропология». Миф - есть нерасчлененный, т.е. синкретич

Еврейско-ветхозаветный путь преодоления мифологии и становление религиозной философии
Специалисты (запад, Россия - Л.П.Васильев) выделяют 4 пути преодоления мифа и становления философии. Общее для этих путей заключается в том, что вместо мифа выделяется первоначало и первопричина де

Индоарийский путь преодоления мифологии и становление религиозной философии. Специфика буддизма
Индия до сих пор несет кастовую систему. Выделяют следующие касты: 1) каста брахманов (жрецов) 2) каста воинов (правителей) 3) каста торговцев, ремесленников. 4)

Китайский путь преодоления мифологии и становление религиозной философии
Специфика китайского этноса. Он не распался на сложных путях истории. Специфика китайской цивилизации: в основных структурных чертах китайская цивилизация до сих пор сохран

Цивилизация
1. Н.Я. Данилевский о цивилизации. «Россия и Европа». Впервые понятие цивилизация определил Н.Я.Данилевский в работе «Россия и Европа». По Данилевскому, цивилизаци

Тойнби о России как цивилизации. Тойнби о Петре Великом как личности и государственном деятеле
Тойнби уделил большое внимание России как цивилизации. Согласно Тойнби, Россия относится к православно-христианской цивилизации. Она имеет определенные достижения, своеобразия, явля

Греко-античный путь преодоления мифологии и становление философии
Выделяют Греко-античный путь преодоления мифологии и становления философии. Он сильно отличается от Китайского Индийского и Еврейского путей. В Греции было все по-другому. Там сформировала

Карл поппер (1902-1994 гг.)
Карл Поппер не разделяет точки зрения неопозитивизма, которая гласит, что роль философии есть логический анализ научных текстов. Неопозитивизм отрицает философию как мировоззрение и методологию. По


Понятие сознания. Сознание – предельно широкая и глубокая по объему категория философии, обозначающая субъективную реальность, идеальное отражение человеком, его мозгом и психикой внешнего мира; духовный мир человека, его осознанное переживание собственного бытия в мире, отношение к внешнему миру.
Человек – существо разумное, мыслящее, наделенное сознанием. При помощи сознания человек активно ориентируется во внешнем мире, познает его, вступает с ним в субъектно-объектные отношения. Благодаря сознанию существуют духовный мир личности, ее эмоции, переживания, тревоги и мечты, надежды, фантазии. Именно благодаря сознанию человек существует как Homo sapiens, существо разумное, мыслящее.
Сознание человека, внутренний мир его души является объектом изучения философии и многих специальных наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, психиатрии, физиологии высшей нервной деятельности. Науки рассматривают сознание, как фактор человеческой деятельности, как способ регулирования отношений природы и общества, как продукт социального общения. При этом сознание предстает в единстве познавательных (гносеологических), ценностных (аксиологических), волевых и коммуникативных (социальных) параметров.
Научный анализ человеческого сознания еще далек от своего конечного результата. Сам объект изучения – сознание человека, его внутренний мир, душа – столь сложен, что, несмотря на огромные успехи науки, здесь еще очень много белых пятен, много непознанного, неясного, скрытого от пытливого взгляда ученых.
Сознание является результатом, историческим продуктом социальной, общественной формы бытия. Ключ к пониманию сознания – в истории человека, человеческого социума, ведь сознание обуславливает активный, творческий характер социальной формы бытия, придает человеческой истории черты самодвижения. Сознание – высшая форма отражения окружающего мира, форма ориентации человека в окружающей среде и в самом себе, результат социального развития. Сознание отдельного индивида неотделимо, немыслимо без развития общественного сознания.
Проблема сознания – это, в конечном счете, вопрос о соотношении психического, физиологического и социального: если человек разумный – венец эволюции материи, то мысль – высшее свойство мыслящего материала головного мозга человека, коры его больших полушарий. Становление человеческого сознания связано с развитием речи, языка, этого практического сознания, носителя социального опыта человечества.
Проблема сознания в философии. Вопрос о сознании, его происхождении, сущности и развитии, трактовка этого вопроса в различных философских школах и направлениях различна. При анализе феномена сознания еще в античные времена философы разделились на два лагеря: материалистов и идеалистов. В связи с этим существуют различные подходы к философскому анализу феномена сознания, такие как материализм, идеализм, дуализм, гилозоизм, пантеизм.
Большинство представителей материалистических философских систем рассматривают сознание как особую форму отражения. Если отражение – один из атрибутов движущейся, развивающейся, изменяющейся материи, то сознание, с материалистических позиций, – это высшая форма отражения в мозгу человека внешнего мира, итог эволюции живой природы, это способность самого сложного из известных сегодня материальных образований – человеческого мозга – отражать окружающий мир в форме идеальных образов.
Если материалисты рассматривают сознание в плане эволюции материи и усложнения форм отражения, то философы-идеалисты подходят к анализу сознания с диаметрально противоположной стороны, считая, что сознание – творец, демиург, что не природа в ходе своего развития порождает мысль, а наоборот, мысль порождает природу, что природа – система застывших, окаменевших мыслей или совокупность, комплекс ощущений мыслящего человека, субъекта.
Идеалистическая философия осмысливает сознание, духовное, идеальное как фактор, независящий от материального, предшествующий и даже порождающий его. Идеальное, говорят представители объективного идеализма, – это подлинное, вечное совершенное бытие, в отличие от бытия материального, которое, по их мнению, конечно несовершенно, иллюзорно. Дух, разум, идеальное предшествует материи или сосуществует с ней. Таков «мир идей» Платона, «абсолютная идея» Гегеля. В идеализме «мир идей», «абсолютная идея» активны; материя, природа – пассивны. Аристотель утверждал, что активный дух оформляет, одухотворяет, придает надлежащий вид инертной, аморфной, равнодушной к собственному существованию материи, наделяя ее внутренней формой, а значит сущностью и смыслом.
Несколько иначе решают проблему сознания сторонники другого философского направления – субъективного идеализма, считающие неправомерным тезис о существовании объективной реальности, независимой от воли, сознания разума субъекта: мир, в котором живет человек – суть комплекс, совокупность ощущений, представлений, переживаний, настроений, впечатлений мыслящего субъекта. Наиболее крупные представители субъективного идеализма – Д. Беркли, И. Г. Фихте, Д. Юм. Позиции, близкие этому течению, в наше время занимают некоторые сторонники неопозитивизма, критического рационализма, экзистенциализма.
Своеобразную позицию по вопросу сознания занимает такое философское направление, как дуализм, крупнейшим представителем которого в философии Нового времени был Декарт. Дуалисты утверждают, что в основе бытия существует два независимых, равнозначных, равноправных начала – материальное и духовное. Так, Декарт, в своей философской системе исходит из того, что причина движения – бог, творец всей природы и самого человека – в основе бытия которого два начала – бездушный и безжизненный телесный механизм с волевой, мыслящей и сознающей душой.
Своеобразную трактовку феномена сознания дает гилозоизм – философское учение, отрицающее грань между живой и неживой природой, полагающие всю материю в той или иной степени живой, одушевленной наделенной чувствами, психикой, душой.
Близкую к гилозоизму позицию занимают представители философии пантеизма, максимально сближающей друг с другом понятия «бог», «природа», «душа». Идеи пантеизма близки раннему суфизму, ярким представителем которого был выдающийся мыслитель средневекового Востока аль-Газали. В европейской философской традиции Нового времени идеи пантеизма развивали Джордано Бруно и Бенедикт Спиноза.
Пристальное внимание анализу сознания уделяют многочисленные течения современной, постклассической философии. Например, философия психоанализа, связанная с именами 3. Фрейда, К. Юнга. Э. Фромма, большое внимание уделила изучению бессознательного, его роли в духовном бытии субъекта, влиянию бессознательного на сознание, поведение личности.
Неотомизм – философия современного католицизма – исходя из теологической концепции божественного сотворения всего сущего, рассматривает душу, сознание человека как основу личности, формообразующую по отношению к телу индивида, смыслом и целью существования которого является созерцание большого блага, откровения божьего
Интересную трактовку сознанию дает современная философия существования – экзистенциализм. Так, немецкий философ-экзистенциалист К. Ясперс утверждает, что в центре философии лежит некое проявление сознания, как человеческая фантазия, отражающая поиск мыслью человека, его разумом смысла бытия. Французский экзистенциалист Ж. П. Сартр, полемизируя с концепцией бессознательного у 3. Фрейда, считал, что сознание – суть мера бытия психического, это осознание личностью собственного существования, свидетель своего бытия.

Тема 8. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

План

1. Сознание как предмет философского анализа.

2. Научная картина эволюции сознания.

3. Структура и функции сознания.

Основные понятия: сознание, отражение, опережающее отражение, раздражимость, возбудимость, чувствительность, психика, инстинкт, мышление, понятие, суждение, умозаключение, язык, знак .

Сознание как предмет философского анализа

Сознание, как важнейшее свойство человека, является специфической формой регуляции взаимодействия субъекта с окружающей действительностью. Посредством сознания человек выделяет себя из окружающего мира, регулирует свои связи с миром и управляет собой и миром.

Сознание изучают многие науки: логика, психология, социология, физиология высшей нервной деятельности, антропология, эргономика, педагогика, семиотика, кибернетика. Каждая из них формулирует свой предмет анализа. Современная наука в целом успешно отвечает на многие вопросы, связанные с сознанием человека. Вместе с тем конкретные науки мало интересуются ценностными аспектами сознательной деятельности людей, истинностью сознательных состояний и актов. Философию же интересует именно этот аспект, а конкретно-научные вопросы, например специфика мозговых нейродинамических процессов, являются для нее второстепенными.

Свои варианты ответов на вопросы о сознании дает и религия. Но в религии сознание мистифицируется, выводы о нем делаются на уровне эмоционально-чувственного переживания. В отличие от религии, философия стремится рационально-логически обосновать свои представления о сознании, подкрепить их научными доказательствами.

Исследуя сознание, философия сочетает рационально-логический и аксиологический, ценностный подходы. Она анализирует сознание в единстве того, что человек осознает и как он это делает. Этим философия сознания отличается от конкретных научных выводов и религиозно-художественных интерпретаций сознания.

В целом можно сделать вывод, что философия, конкретные науки и религия учитывают достижения друг друга в решении проблемы сознания, но имеют свои цели и основания.

Основные проблемы философии сознания:

– проблема природы сознания (материальная или идеальная), его источника и носителя;

– проблема времени, условий и факторов возникновения сознания;

– проблема структуры сознания, его элементов, уровней и форм;

– проблема функций сознания, его роли в жизни отдельного человека, общества, культуры, Вселенной.

Традиционно философия изучает сознание в контексте проблемы взаимодействия идеального и материального начал бытия.

Представления об идеальной природе сознания возникли раньше, чем были обоснованы материальные, физические предпосылки его возникновения. Это не случайно. Древние греки, а именно они начали анализировать проблему сознания, отводили интеллектуальной деятельности гораздо более высокую роль, чем физической. Самые ранние представления о сознании выразились в понятиях «дух», «душа», «логос». Гераклит основой сознания считал логос. Пифагорейцы полагали, что душа – это бессмертный демон, странствующий по телам. Демокрит понимал душу как совокупность шарообразных атомов огня. Платон разработал учение о мировой душе как первоначале мира. Душа отдельного человека состоит из трех частей:

– рациональная, ее добродетель – мудрость, она преобладает у философов;

– эмоциональная, ее добродетель – достоинство и воля, она преобладает у воинов;

– чувственная (похотливая), ее добродетель – воздержанность и благоразумие, она преобладает у ремесленников и земледельцев.

В философии Платона был очерчен определенный круг явлений, имеющих противоречивые свойства. С одной стороны, эти феномены, очевидно, являлись результатом мышления, воли, фантазии человека, а с другой – они совершенно не зависели от мышления, воли, психического состояния каждого конкретного индивида и даже руководили его поступками. Например, законы государства, культурные и языковые нормы, логические категории и математические истины. Человек усваивает такие явления в процессе воспитания и обучения, а затем руководствуется ими в повседневной жизни. В некоторых ситуациях человек отдает им предпочтение по сравнению со своими материальными, физическими потребностями. Эти всеобщие нормы культуры Платон и назвал идеями, а философия обозначила проблему исследования сознания как проблему идеального вообще.

Аристотель спорил с Платоном, утверждая, что душа присуща не всему Космосу, а только живым телам: душа – спутница жизни. Поэтому он выделял три вида души: растительную, животную и человеческую (разумную). Первые два вида связаны с телом, а ум, мышление от тела не зависят. Ум вечен, его задача – постигать сущность вещей, скрытых за внешней видимостью явлений.

Дальнейшее исследование сознания связано с творчеством Плотина, Августина Блаженного, Р. Декарта, И. Канта, К. Маркса, З. Фрейда, Э. Гуссерля.

Делая вывод о том, что сознание имеет идеальную природу, т.е. является выражением способности человека отражать мир в образах, философия должна была ответить на следующий вопрос: как существует идеальное? Существуют ли те образы, которые творит человек, в природе самой по себе или в биологической природе человека? Очевидно, что нет. Так, например, форма кувшина, который делает гончар, не заключалась заранее ни в куске глины, ни в анатомической организации тела самого гончара.

Наибольший вклад в разработку этой проблемы внесли представители марксизма и психоанализа, которые создали психосоциальную, материалистическую по своей основе концепцию сознания. Опираясь на данные естествознания, они сделали вывод о том, что идеальное – это форма жизнедеятельности человека. Результатом совокупной деятельности многих поколений людей, воплощением их сознания, творчества, духовных дерзаний и душевных переживаний становится культура. Культура – это особый мир, отличный от мира первой природы тем, что его создает человек, способный творить образы. Поэтому мы можем утверждать, что идеальное обладает реальным бытием.

Таким образом, в онтологическом плане сознание – это свойство материи, а в гносеологическом – чувственный образ внешнего мира. Именно на этих методологических основаниях осуществляется исследование конкретных проблем философии сознания.