Царскосельская икона божией матери "знамение". «знамение Икона знамение царскосельская история

  • Дата: 13.03.2024

За свою многовековую историю царскосельская икона Божией Матери «Знамение» претерпела многое. Она была преподнесена в дар царю Алексею Михайловичу самим святителем Афанасием Константинопольским во время его посещения Руси. О времени и месте ее написания ничего точно не известно, но иконописный стиль свидетельствует о ее древ­не­ви­зан­тий­ском происхождении.

Сразу же икона Пресвятой Богородицы «Знамение» царскосельская стала считаться не только одной из московских святынь, но и семейной святыней царского дома Романовых. Когда столицу перенесли из Москвы в Петербург, по повелению Петра I ее тоже перевезли в новую столицу, а в 1747 году даже построили для нее особую церковь – Знаменскую в Царском Селе, по имени которого икона получила дополнительное название.

Особо благоволила к иконе императрица Елизавета Петровна – именно перед ней она истово молилась в ночь перед дворцовым переворотом, который возвел ее на царский престол.

Икона «Знамение» пребывала в церкви своего названия все время царствования династии Романовых, но после революции, уже в середине 1930-х годов, ее изъяли и передали в Госфонд. Далее ее следы теряются. Вместо подлинника церкви был передан один из списков иконы, относящийся к началу 19 века. Во время Великой Отечественной войны немцы вывезли его, и обрели икону только после их изгнания, случайно обнаружив в брошенном в Риге обозе. В 1946 году царскосельская икона была передана в Санкт-Петербургскую Духовную академию, в церкви которой она находится и по сей день.

Чудеса, явленные царскосельской иконой

Эта икона недаром почиталась как чудотворная. Известно множество случаев, когда она отвращала несчастья. Так произошло во время пожара 1812 года, случившегося в Екатерининском дворце, рядом с которым располагалась Знаменская церковь. Опасаясь, что и церковь охватит огонь, икону стали выносить, и тогда император Александр I обратился к ней с молением: «Матерь Божия, спаси мой дом!». В то же мгновение ветер задул в другую сторону, и пожар был быстро потушен.

Еще одно чудо, связанное с прекращением пожара, произошло в 1863 году, когда Царскосель­ский дворе­ц и его хра­м охватил стремительно распространявшийся огонь. Императорская чета поспешила самостоятельно вынести чудотворную икону. После того как они приложились к ней, ее стали обносить вокруг охваченного пламенем дворца, и пламя тут же унялось.

Перед царскосельской иконой Божией Матери «Знамение» совершались молебны, когда Россию охватывали народные бедствия, в том числе эпидемии. Так, Царское Село оказалось практически не затронутым чумой 1771 года. Когда в 1831 году столицу и почти всю страну поразила эпидемия холеры, в Царском Селе был отслужен торжественный молебен перед иконой Богоматери «Знамение», за ним последовал крестный ход, описавший полный круг вокруг Царского Села, и холера миновала его.

Описание иконы

На иконе изображена Матерь Божия с главой, осененной херувимами, и руками, поднятыми в защищающем жесте. В центре образа Богоматери – Иисус-мальчик; в левой руке Он держит свиток, а правой благословляет.

В последующее время на списках иконы стали появляться также изображения апостола Петра, святого Захария, Алексия, человека Божиего, святой праведной Елисаветы.

В лике Богородицы удивительным образом сочетаются строгость с милосердием, величие со смирением. Было замечено, что и молящиеся воспринимают Его по-разному: им кажется, что выражение лика Божией Матери меняется от светлого, умиленного к более строгому и наоборот. Возможно, это связано с содержанием их молитвы – Богоматерь выказывает Свое милосердие всем, но каждый сам понимает всю тяжесть своих прегрешений и видит их отражение на Божественном лике.

Чудотворная царскосельская икона «Знамение» всегда была богато украшена

Императрица Елизавета положила на нее оклад из золота, а риза, которой ее покрыли в 1849 году, была несравненной по красоте и драгоценному убранству. История этой ризы – также одно из чудес, явленных иконой. Марии Давыдовой, бедной, но благочестивой девице, эта риза была явлена во сне самой Богородицей, причем сон повторился дважды. Девушка рассказала о нем, и постепенно слух дошел до императрицы, которая одобрила рисунок ризы, явленный во сне. У Марии совершенно не было средств для достойного украшения ризы, но ей тут же стали поступать от многочисленных жертвователей золото и драгоценные камни, в чем ясно проявилось Божье попечение. Невероятной красоты риза украсила икону, и в 1853 го­ду бы­ло из­да­но ее хро­мо­ли­то­гра­фи­че­ское изо­бра­же­ние, чтобы явить ее всему народу.

О чем молятся перед царскосельской иконой Божией Матери «Знамение»

Икона «Знамение» являла и являет немало чудес не только при пожарах и эпидемиях, но и при кораблекрушениях, а также в исцелении тяжких недугов, в том числе бесплодия; в устройстве житейских дел и в защите от неправедного суда.

Молитва перед иконой Богородицы «Царскосельская» (Знамение)

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, небе-се и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приимй благодарение и славу от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да явит нам знамение милосердия Своего и пробавит благодать Свою чтущим Всечестное Имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помилованы быти, аще не Ты умйлостивиши его о нас, Владычице: Тебе же вся от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей. Услыши нас молящихся Тебе, осенй нас Вседержавным Покровом Твоим, и испроси от Господа Вседержителя Православной Державе Российской мир, здравие, спасение и во всем благое поспешение: пастырем же нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся благословение, болящим здравие, напаствуемым заступление, нам же всем дух веры и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. ей, Царице Преблагая! Умилосердися на немощные люди Твоя: разсеянныя по распутием мира собери, заблуждшыя на путь правый настави, старость укрепи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением Матерняго Твоего милосердия: воздвйгни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения. Милостива нам буди зде и тамо, во стране земнаго пришельствия и на Страшнем Суде Сына Твоего: преставлыиыеся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо ecu, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга, и всю жизнь нашу по Христе Бозе предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Среди множества святых чудотворных икон, прославленных в православной России. Царскосельская икона Знамения Божией Матери приобрела в последнее пятидесятилетие большую известность. Икона сия, находящаяся в Царском Селе, в малой придворной церкви, замечательна во многих отношениях - как памятник древнего иконописного искусства и как источник многих благодатных чудес и исцелений.

Святая икона написана на деревянной доске и представляет поясное изображение Пресвятой Девы - Богоматери с распростертыми к небу руками и с Предвечным Младенцем Иисусом, сидящим на груди ее без всякой поддержки. Правою рукою Он благословляет мир как вечный Архиерей и Пастыреначальник, а в левой держит свиток, как знак благодатного закона и спасительного учения, которым он просвещает род человеческий. Сама же Матерь Божия как бы приносит и посвящает Господу Вседержителю благословенный плод пренепорочного чрева Своего и с воздетыми руками молит Создателя, да приимет Он плод сей как жертву за спасение всего мира. В древние времена, особенно на Востоке, в таком виде изображаемо было рождество Христово; название же Знамения подобные изображения получили у нас в России, и в первый раз оно дано Новгородской св. иконе по случаю чуда, или знамения, бывшего от нее в Новгороде в 1170 году.

Весьма замечательно, что на этой иконе лики Богородицы и Спасителя, несмотря на свою древность, отличаются необыкновенностью ясностью очертаний, живостью цветов и теней, нежностью кисти и полною гармониею как в частностях, так и в целом. Царскосельская икона Знамения Божией Матери принадлежит к самым высоким образцам искусства древневизантийских произведений. Замечательно еще и то, что выражение лика Богоматери производит на молящихся разные впечатления почти в одно и то же время и на том же месте: то оно кажется светлым и умильным, то вдруг темнеет и принимает строгий вид.

Первоначально на св. иконе были изображены только лики Богоматери и Предвечного Младенца с двумя огнеобразными херувимами по обеим сторонам главы Пречистой Девы. Впоследствии, по повелению императрицы Елизаветы Петровны, по краям св. иконы изображены в самых малых размерах с правой стороны вверху - св. апостол Петр, в середине - праведный Захария, внизу -святитель Николай; с левой стороны вверху - св. Алексий, человек Божий, в середине - праведная Елизавета. В 1859 году с разрешения императрицы Марии Александровны, по краям св. иконы изображены с правой стороны внизу - святитель Николай, а с левой стороны внизу - св. мученица царица Александра. Царскосельская чудотворная икона замечательна и своими размерами, которыми превосходитпочти все святые известные в России иконы Богоматери; в длину она имеет почти два аршина, а в ширину полтора аршина.

Происхождение Царскосельской иконы Знамения, должно быть, весьма древнее. При всей красоте своей и ясности лики Богородицы и Предвечного Младенца носят на себе и ощутительные следы древности; тонкие и довольно значительные трещины красок образуют на ликах и на руках как бы тонкую сеть. Подобные следы древности еще очевиднее на остальных частях иконы, покрытых золотым окладом и шитою ризою; во многих местах краски и даже грунт совсем уничтожались.529

Цар-ско-сель-ская ико-на «Зна-ме-ние» Бо-го-ма-те-ри сто-ит в пра-вой ча-сти неболь-шой при-двор-ной Цар-ско-сель-ской Зна-мен-ской церк-ви. Неко-то-ры-ми по-дроб-но-стя-ми пись-ма она от-ли-ча-ет-ся от дру-гих из-вест-ных икон «Зна-ме-ния». Несмот-ря на древ-ность ико-ны, в ней по-ра-жа-ет необык-но-вен-ная яс-ность очер-та-ний, жи-вость цве-тов и те-ней. Свя-той лик от-ра-жа-ет и глу-бо-кое сми-ре-ние Пре-не-по-роч-ной Де-вы, и ве-ли-чие Ца-ри-цы Небес-ной, и ми-ло-сер-дие, и стро-гость. За-ме-ча-ют, что ли-цо Бо-го-ро-ди-цы по-чти в од-но и то же вре-мя про-из-во-дит на мо-ля-щих-ся раз-ные впе-чат-ле-ния: то оно ка-жет-ся свет-лым и уми-лен-ным, то вдруг тем-не-ет и при-ни-ма-ет стро-гий вид, хо-тя бы вы сто-я-ли на том же ме-сте. Ико-на при-над-ле-жит к вы-со-ким об-раз-цам ико-но-пис-но-го ис-кус-ства и по ха-рак-те-ру жи-во-пи-си долж-на быть от-не-се-на к древ-не-ви-зан-тий-ским про-из-ве-де-ни-ям. Она окру-же-на зо-ло-тым окла-дом, по-ло-жен-ным на нее им-пе-ра-три-цей Ели-за-ве-той Пет-ров-ной, а в 1849 го-ду по-кры-та дра-го-цен-ной ри-зой со мно-же-ством кам-ней из брил-ли-ан-тов, жем-чу-га, би-рю-зы, аме-ти-стов, сап-фи-ров, изу-мру-дов и опа-лов. Из кам-ней, не уме-стив-ших-ся на ри-зе, со-ста-ви-лась дра-го-цен-ная ко-ро-на в вен-це. Го-рят ка-ме-нья и на окла-де, на ниж-ней ча-сти ко-то-ро-го вы-де-ля-ет-ся круп-ный серд-це-об-раз-ный то-паз. На реб-рах его вы-ре-за-ны над-пи-си го-дов 1831 и 1848: это го-ды из-бав-ле-ния Цар-ско-го Се-ла от хо-ле-ры. Вни-зу ико-ны на серд-це-вид-ной зо-ло-той до-щеч-ке вы-ре-за-ны сле-ду-ю-щие сло-ва: «За спа-се-ние от эпи-де-мии при-и-ми, ми-ло-сер-дая Вла-ды-чи-це, По-кро-ви-тель-ни-це гра-да Цар-ско-го Се-ла, сии пер-лы, яко сле-зы бла-го-дар-но-сти, оро-ша-ю-щие Твою пре-чи-стую ри-зу, от усерд-ных ра-бов Тво-их и впредь по-ми-луй нас».

Пер-во-на-чаль-ная ис-то-рия ико-ны неиз-вест-на. При све-же-сти ли-ка Бо-го-ма-те-ри и Мла-ден-ца — в чем нель-зя не ви-деть осо-бо-го про-мыш-ле-ния Бо-жия — ча-сти ико-ны, по-кры-тые окла-дом и ши-той ри-зой, вы-цве-ли до то-го, что нель-зя разо-брать кра-сок, а в неко-то-рых ме-стах кра-сок уж и во-все нет. По су-ще-ству-ю-ще-му меж-ду цар-ско-сель-ски-ми жи-те-ля-ми пре-да-нию, Цар-ско-сель-ская ико-на пре-бы-ва-ла рань-ше в Москве.

В Моск-ву же она бы-ла при-ве-зе-на од-ним из пра-во-слав-ных во-сточ-ных пат-ри-ар-хов, преж-де неред-ко по-се-щав-ших сто-ли-цу цар-ства Рос-сий-ско-го.

По всей ве-ро-ят-но-сти, это был св. Афа-на-сий, пат-ри-арх Кон-стан-ти-но-поль-ский, до-лее дру-гих на-хо-див-ший-ся то-гда в Москве и поль-зо-вав-ший-ся осо-бен-ным вни-ма-ни-ем при цар-ском дво-ре.

На об-рат-ном пу-ти в Луб-нах он скон-чал-ся и по-чи-ва-ет там нетлен-но, по обы-чаю во-сточ-ных церк-вей, в си-дя-чем по-ло-же-нии.

За-тем при пе-ре-не-се-нии сто-ли-цы из Моск-вы в Пе-тер-бург вме-сте с про-чи-ми свя-ты-ня-ми Зна-мен-ская ико-на бы-ла при-ве-зе-на в но-вую сто-ли-цу, счи-та-ясь се-мей-ной свя-ты-ней Ро-ма-но-вых. Ца-рев-на Ели-за-ве-та Пет-ров-на име-ла осо-бое бла-го-го-ве-ние к этой иконе и в ночь пе-ред пе-ре-во-ро-том, воз-вед-шим ее на пре-стол, усерд-но пе-ред ней мо-ли-лась.

Же-лая вы-ра-зить свое по-чте-ние к свя-тыне, свя-зан-ной с та-ким гро-мад-ным для нее со-бы-ти-ем, им-пе-ра-три-ца, за-кон-чив по-строй-ку в лю-би-мом ею Цар-ском Се-ле неболь-шой церк-ви око-ло двор-ца, за-ло-жен-ной еще рань-ше для пре-бы-ва-ния ико-ны «Зна-ме-ние», с ве-ли-ким тор-же-ством пе-ре-нес-ла в нее об-раз Бо-го-ма-те-ри. В крест-ном хо-де участ-во-вал Свя-тей-ший Си-нод и весь двор. Им-пе-ра-три-ца все вре-мя шла пеш-ком и да-же по-мо-га-ла нести ико-ну. Ико-на бы-ла по-став-ле-на в ико-но-ста-се, по-верх изо-бра-же-ния Тай-ной Ве-че-ри, над цар-ски-ми две-ря-ми. Им-пе-ра-три-ца Ели-за-ве-та Пет-ров-на так же, как и пле-мян-ни-ца ее Ека-те-ри-на II, ча-сто мо-ли-лась в Зна-мен-ской церк-ви.

С 1747 до 1831 го-да ико-на «Зна-ме-ние» сто-я-ла над цар-ски-ми вра-та-ми. Толь-ко од-на-жды она бы-ла сня-та и вы-не-се-на от-ту-да, имен-но 12 мая 1812 го-да. В этот день в Зна-мен-ском двор-це был по-жар, угро-жав-ший со-сед-ним зда-ни-ям и Зна-мен-ской церк-ви. Рас-ска-зы-ва-ют, что ко-гда ико-ну вы-нес-ли из хра-ма и об-ра-ти-ли ли-ком к ме-сту по-жа-ра, им-пе-ра-тор вос-клик-нул вслух:

— Ма-терь Бо-жия, спа-си мой дом!

Мгно-вен-но то-гда ве-тер, на-прав-ляв-ший пла-мя на цер-ковь и на со-сед-ние зда-ния, как бы по-ви-ну-ясь неви-ди-мой си-ле, пе-ре-ме-нил свое на-прав-ле-ние и по-жар быст-ро пре-кра-тил-ся.

В 1831 го-ду по-чти по всей Рос-сии рас-про-стра-ни-лась хо-ле-ра, сви-реп-ство-вав-шая и в Пе-тер-бур-ге. Жи-те-ли Цар-ско-го Се-ла со-бра-лись к иконе «Зна-ме-ние», вы-нес-ли ее на се-ре-ди-ну хра-ма, и слу-жи-ли пе-ред ней тор-же-ствен-ный мо-ле-бен. За-тем ико-ну об-нес-ли во-круг все-го го-ро-да с пе-ни-ем и мо-лит-ва-ми, при-чем весь го-род с двор-ца-ми остал-ся внут-ри коль-ца, опи-сан-но-го этим крест-ным хо-дом. Хо-ле-ра со-вер-шен-но ми-но-ва-ла Цар-ское Се-ло. В па-мять это-го бла-го-де-я-ния Бо-го-ма-те-ри жи-те-ли ис-про-си-ли Вы-со-чай-шее со-из-во-ле-ние на пе-ре-не-се-ние ико-ны из ико-но-ста-са во внутрь церк-ви, как она те-перь сто-ит, и на учре-жде-ние еже-год-но-го крест-но-го хо-да в том са-мом по-ряд-ке, в ко-то-ром он со-вер-шал-ся в пер-вый раз.

В 1848 го-ду опять по всей Рос-сии про-шла хо-ле-ра, и в этот са-мый год Ца-ри-ца Небес-ная необык-но-вен-ным об-ра-зом укра-си-ла свою ико-ну див-ной ри-зой.

В Цар-ском Се-ле жи-ла бла-го-че-сти-вая де-ви-ца Ма-рия Да-вы-до-ва, не раз ис-пы-тав-шая на се-бе по-мощь от чу-до-твор-ной ико-ны «Зна-ме-ние». В ночь на 28 фев-ра-ля Да-вы-до-ва ви-дит во сне, буд-то пе-ред ней сто-ит на воз-ду-хе чу-до-твор-ная ико-на «Зна-ме-ние», и она вы-ши-ва-ет на этот об-раз ве-ли-ко-леп-ную ри-зу и уже за-кан-чи-ва-ет ее. Да-вы-до-ва ре-ши-лась рас-ска-зать о сво-ем сне род-ным и зна-ко-мым, ко-то-рые все со-ве-то-ва-ли ей при-ве-сти в ис-пол-не-ние свой сон. Слух о сно-ви-де-нии до-шел до Вы-со-чай-ше-го дво-ра, и им-пе-ра-три-ца Алек-сандра Фе-о-до-ров-на при-ня-ла его за вну-ше-ние свы-ше. При-быв в Цар-ское се-ло, она по-се-ти-ла Зна-мен-скую цер-ковь для по-кло-не-ния иконе, ко-то-рую по-дроб-но осмат-ри-ва-ла. Най-дя крас-ки на по-лях вы-цвет-ши-ми и удив-ля-ясь со-хран-но-сти и све-же-сти ли-ков Ма-те-ри Бо-жи-ей и Пред-веч-но-го Мла-ден-ца, она так-же по-же-ла-ла узнать, мо-жет ли де-ви-ца Да-вы-до-ва вы-шить ри-зу и со-ста-вить для нее ри-су-нок.

Да-вы-до-ва бы-ла по-чти незна-ко-ма с ри-со-ва-ни-ем; кро-ме то-го, бу-дучи де-вуш-кой бед-ной, недо-уме-ва-ла, от-ку-да ей взять сред-ства для ис-пол-не-ния свя-щен-но-го де-ла, и пла-мен-но мо-ли-ла Бо-го-ма-терь на-ста-вить ее. В ночь на 27 июня сре-ди сна Да-вы-до-ва вне-зап-но уви-де-ла пе-ред со-бой Ма-терь Бо-жию с та-ким ли-ком и в та-ком ви-де, как она изо-бра-же-на на иконе. На Бо-го-ма-те-ри бы-ла ри-за пре-крас-но-го узо-ра, на пле-чах омо-фор и на го-ло-ве убрус. Оч-нув-шись, Да-вы-до-ва тот-час за-хо-те-ла встать, чтобы за-чер-тить об-ра-зец ри-зы, но опять за-бы-лась и по-гру-зи-лась в сон. Ви-де-ние по-вто-ри-лось, толь-ко еще жи-вее и яс-нее, так что она как бы на-яву со-зер-ца-ла Бо-го-ма-терь. Про-бу-див-шись, она со сле-за-ми бла-го-да-ри-ла Вла-ды-чи-цу и на-чер-ти-ла узор для ри-зы, как ви-де-ла его в ви-де-нии и как ви-дим мы его те-перь. Ри-су-нок был пред-став-лен го-су-да-рыне и одоб-рен ею.

Го-ве-ни-ем Да-вы-до-ва при-го-то-ви-лась к сво-е-му тру-ду и при-сту-пи-ла к ра-бо-те. Ста-ли по-сту-пать во мно-же-стве при-но-ше-ния зо-ло-том и ка-ме-нья-ми, при-чем нель-зя бы-ло не ви-деть яс-но Бо-жи-ей ру-ки, ка-сав-шей-ся сер-дец жерт-во-ва-те-лей. При-то-ку при-но-ше-ний нема-ло спо-соб-ство-ва-ло то, что при силь-ном раз-ви-тии хо-ле-ры в Пе-тер-бур-ге она ми-но-ва-ла со-вер-шен-но Цар-ское Се-ло, несмот-ря на непре-рыв-ные сно-ше-ния его жи-те-лей с Пе-тер-бур-гом.

Ко-гда слу-ча-лось, что у Да-вы-до-вой не до-ста-ва-ло для ка-кой-ни-будь ча-сти ри-зы под-хо-дя-щих ка-ме-ньев, как раз яв-ля-лись от неожи-дан-ных жерт-во-ва-те-лей нуж-ные дра-го-цен-но-сти. В 1849 го-ду ве-ли-ко-леп-но ши-тая и сплошь уни-зан-ная ка-ме-нья-ми ри-за бы-ла окон-че-на, а в 1853 го-ду бы-ло из-да-но хро-мо-ли-то-гра-фи-че-ское изо-бра-же-ние ико-ны.

В 1863 го-ду в Цар-ско-сель-ском двор-це и в его хра-ме ра-но утром вспых-нул по-жар. Не смот-ря на все при-ня-тые ме-ры, по-ток пла-ме-ни быст-ро шел впе-ред, ис-треб-ляя на пу-ти все, что мог-ло слу-жить ему пи-щей. По-па-лив часть двор-ца, огонь по-чти мгно-вен-но охва-тил ку-по-ла и кре-сты двор-цо-во-го со-бо-ра и про-ник внутрь него. То-гда го-су-дарь и им-пе-ра-три-ца по-же-ла-ли вы-не-сти из Зна-мен-ской церк-ви чу-до-твор-ную ико-ну. Ед-ва вен-це-нос-ные хо-зя-е-ва вы-шли на-встре-чу иконе и при-ло-жи-лись к ней, а ико-ну ста-ли об-но-сить во-круг го-рев-ше-го двор-ца, как по-жар по-чти мгно-вен-но пре-кра-тил-ся.

Вот несколь-ко слу-ча-ев чу-дес-но ока-зан-ной лю-дям по-мо-щи через Цар-ско-сель-скую ико-ну «Зна-ме-ние» Бо-го-ма-те-ри.

М. Д. Во-е-вод-ский, слу-жив-ший при рус-ском по-соль-стве в Афи-нах, пе-ред отъ-ез-дом из Пе-тер-бур-га в 1849 го-ду слу-жил пе-ред Цар-ско-сель-ской ико-ной мо-леб-ствие о бла-го-по-луч-ном пу-те-ше-ствии. Од-на-жды ве-че-ром в Афи-нах в глу-хом ме-сте на-па-ли на него раз-бой-ни-ки, тре-буя ча-сы и день-ги и угро-жая смер-тью. Не зная, как се-бя за-щи-тить, Во-е-вод-ский неожи-дан-но для са-мо-го се-бя ска-зал:

— Я рус-ский.

Со-вер-шен-но так-же неожи-дан-но раз-бой-ни-ки мир-но от-ве-ти-ли ему:

— А, ты рус-ский! Ваш Ни-ко-лай (т. е. им-пе-ра-тор) доб-рый, иди с Бо-гом...

На воз-врат-ном пу-ти из Гре-ции ко-рабль, на ко-то-ром плыл Во-е-вод-ский, под-верг-ся в Чер-ном мо-ре страш-ной бу-ре; все бы-ли уве-ре-ны в его кру-ше-нии и неиз-беж-ной сво-ей ги-бе-ли. Меж-ду тем Во-е-вод-ский мыс-лен-но об-ра-тил-ся к Цар-ско-сель-ской иконе «Зна-ме-ние» Бо-жи-ей Ма-те-ри и с ве-рой при-звал на по-мощь Вла-ды-чи-цу Небес-ную. В это са-мое вре-мя во-да уда-ри-лась в ко-рабль с необык-но-вен-но страш-ной си-лой, и он со-вер-шен-но неожи-дан-но очу-тил-ся невре-ди-мым в ти-хой и спо-кой-ной бух-те.

Же-на ба-та-рей-но-го ко-ман-ди-ра Дид-рикс, по вы-хо-де в за-му-же-ство, в про-дол-же-ние 8 лет не име-ла де-тей. Су-пру-ги очень скор-бе-ли об этом и неред-ко вы-ра-жа-ли скорбь свою зна-ко-мым. Со-чув-ствуя та-кой го-ре-сти, од-на бли-жай-шая зна-ко-мая по-да-ла им доб-рый со-вет: при-об-ре-сти хро-мо-ли-то-гра-фи-че-ское изо-бра-же-ние Цар-ско-сель-ской ико-ны и, освя-тив его, мо-лить-ся пе-ред ним каж-дый день Ца-ри-це Небес-ной о раз-ре-ше-нии неплод-ства сво-е-го. Су-пру-ги по-спе-ши-ли вос-поль-зо-вать-ся та-ким со-ве-том, при-об-ре-ли св. ико-ну, по-ста-ви-ли пе-ред ней неуга-си-мую лам-па-ду и на-ча-ли с ве-рой мо-лить-ся ми-ло-серд-ной Вла-ды-чи-це об уто-ле-нии сво-ей пе-ча-ли. И что же?.. Ве-ра и мо-лит-ва их, сверх ожи-да-ния, ско-ро оправ-да-лись: через 10 ме-ся-цев Дид-рикс бла-го-по-луч-но раз-ре-ши-лась здо-ро-вым и кра-си-вым мла-ден-цем.

Бед-ная вдо-ва, по фа-ми-лии Ху-дя-ко-ва, за-ни-ма-ла где-то в Цар-ском се-ле долж-ность, до-став-ляв-шую ей с до-че-рью на-сущ-ное про-пи-та-ние; но вдруг ей от-ка-за-ли от этой долж-но-сти. По-ра-жен-ная та-ким вне-зап-ным и неза-слу-жен-ным ею от-ка-зом, не имея ни-ка-ко-го при-ста-ни-ща и ни-ка-ких средств к су-ще-ство-ва-нию, она по-сла-ла дочь свою по-мо-лить-ся Ца-ри-це Небес-ной пред св. ико-ной «Зна-ме-ние». По-мо-лив-шись За-ступ-ни-це, без-утеш-ная де-ви-ца со сле-за-ми на гла-зах спе-ши-ла через при-двор-ный сад к несчаст-ной сво-ей ма-те-ри. Но вот на пу-ти встре-ча-ет-ся ей неиз-вест-ный че-ло-век (это был во-ен-ный ми-нистр, князь Чер-ны-шев); горь-кие сле-зы бед-ной де-ви-цы тро-ну-ли его; он оста-но-вил несчаст-ную, рас-спро-сил ее о при-чине та-кой го-ре-сти и тот-час же уте-шил ее обе-ща-ни-ем, что мать ее оста-нет-ся непре-мен-но при сво-ей долж-но-сти, и это обе-ща-ние во-ен-но-го ми-ни-стра дей-стви-тель-но оправ-да-лось.

Про-жи-вав-шая в Пе-тер-бур-ге смо-лен-ская по-ме-щи-ца Е. И. Ду-дин-ская име-ла сы-на, флот-ско-го офи-це-ра, ко-то-ро-му по служ-бе сле-до-ва-ло от-пра-вить-ся в Чер-ное мо-ре на ко-раб-ле «Ин-гер-ман-ланд». Пе-ред от-прав-ле-ни-ем его она на-роч-но при-ез-жа-ла в Цар-ское Се-ло, чтобы от-слу-жить о его здра-вии и бла-го-по-лу-чии мо-ле-бен пе-ред ико-ной «Зна-ме-ние». По окон-ча-нии мо-леб-ствия Е. Ду-дин-ская, став пе-ред об-ра-зом на ко-ле-ни, вос-клик-ну-ла в сле-зах:

— Ца-ри-ца Небес-ная! Те-бе по-ру-чаю сы-на мо-е-го и на Те-бя вся моя на-деж-да; Ты воз-вра-тишь мне его и со дна мо-ря!..

Во вре-мя пла-ва-ния упо-мя-ну-тый ко-рабль, как из-вест-но, был за-стиг-нут страш-ной бу-рей и под-верг-ся кру-ше-нию, так что весь эки-паж его был по-гло-щен вол-на-ми. В чис-ле про-чих несчаст-ных и сын Е. Ду-дин-ской был вы-бро-шен вол-на-ми за борт. Пред-чув-ствуя неиз-беж-ную смерть, он вдруг вспом-нил о Цар-ско-сель-ской св. иконе и с ве-рой при-звал на по-мощь Ма-терь Бо-жию, мыс-лен-но взы-вая к Ней:

— Ца-ри-ца Небес-ная! Мать моя про-си-ла Те-бя обо мне; спа-си ме-ня для нее.

Вслед за тем вол-на мор-ская так силь-но уда-ри-ла его, что он ли-шил-ся чувств и па-мя-ти. Ко-гда же при-шел в со-зна-ние, то уви-дел се-бя на бе-ре-гу и ра-дост-но бла-го-да-рил ми-ло-серд-ную Вла-ды-чи-цу за свое спа-се-ние.

Как вид-но из при-ве-ден-ных слу-ча-ев, по-мощь от ико-ны «Зна-ме-ние» бы-ла чрез-вы-чай-но раз-но-об-раз-на: бы-ли и ис-це-ле-ния от бо-лез-ни, и раз-ре-ше-ние непло-дия, и устрой-ство дел жи-тей-ских, и спа-се-ние по-ги-бав-ших на су-ше и в вол-нах мор-ских. Вот по-че-му хо-ро-шо зна-ю-щие ис-то-рию этой ико-на име-ют к ней осо-бую ве-ру.

Еже-год-но 5 июля бы-ва-ет в Цар-ском Се-ле боль-шое тор-же-ство: ико-ну «Зна-ме-ние» по-сле обед-ни вы-но-сят на гро-мад-ный плац пе-ред двор-цом, где со-вер-ша-ет-ся ко-ле-но-пре-кло-нен-ное мо-леб-ствие, а за-тем ее об-но-сят во-круг все-го Цар-ско-го Се-ла.

Царскосельская икона Божией Матери "Знамение" помещалась в XVIII – середине XX веков в Санкт-Петербурге в правой части небольшой придворной Царскосельской Знаменской церкви.

Икона принадлежит к высоким образцам иконописного искусства и по характеру живописи должна быть отнесена к древне-византийским произведениям. Она окружена золотым окладом с драгоценными камнями На ребрах его вырезаны надписи годов 1831 и 1848: это годы избавления Царского Села от холеры. Внизу иконы на сердцевидной золотой дощечке вырезаны следующие слова: "3а спасение от эпидемии приими, милосердая Владычице, Покровительнице града Царского Села, сии перлы, яко слезы благодарности, орошающие Твою пречистую ризу, от усердных рабов Твоих и впредь помилуй нас".

Первоначальная история иконы не известна. По существующему между царскосельскими жителями преданию Царскосельская икона пребывала раньше в Москве. В Москву же она была привезена одним из православных восточных патриархов, прежде нередко посещавших столицу царства Российского.

По всей вероятности, это был св. Афанасий, патриарх Константинопольский долее других находившийся тогда в Москве и пользовавшийся особенным вниманием при царском дворе. Он почил на обратном пути в Лубнах и там нетленно почивает, по обычаю восточных церквей, в сидячем положении.

Затем при перенесении столицы из Москвы в Петербург вместе с прочими святынями Знаменская икона была привезена в новую столицу, считаясь семейной святыней Романовых. Царевна Елизавета Петровна имела к иконе этой особое благоговение и в ночь перед переворотом, возведшим ее на престол, усердно пред нею молилась.

В 1831 году почти по всей России распространилась холера, свирепствовавшая и в Петербурге. Жители Царского Села собрались к иконе "Знамение", вынесли ее на середину храма, и служили пред нею торжественный молебен. Затем икону обнесли вокруг всего города с пением и молитвами, причем весь город с дворцами остался внутри кольца, описанного этим крестным ходом. Холера, совершенно миновала Царское Село. В память этого благодеяния Божией Матери жители испросили Высочайшее соизволение на перенесение иконы из иконостаса во внутрь церкви, как стоит она теперь, и на учреждение ежегодного крестного хода в том самом порядке, в котором он совершался в первый раз.

В 1848 году опять по всей России прошла холера, и в этот самый год Царица Небесная необыкновенным образом украсила свою икону дивной ризой.

В Царском Селе жила благочестивая девица Мария Давыдова, не раз испытавшая на себе помощь от чудотворной иконы "Знамение". В ночь на 28-ое февраля Давыдова в тонком сне видит, будто пред нею стоит на воздухе чудотворная икона "Знамение", а она вышивает на этот образ великолепную ризу и уже заканчивает ее. Давыдова решилась рассказать о своем сне родным и знакомым, которые посоветовали ей привести в исполнение свой сон. Слух о сновидении дошел до Высочайшего двора, и Императрица Александра Феодоровна приняла его за внушение свыше. Прибыв в Царское Село, она посетила Знаменскую церковь для поклонения иконе, которую подробно осматривала. Найдя краски на полях выцветшими и удивляясь сохранности и свежести ликов Матери Божией и Предвечного Младенца, она пожелала узнать, может ли девица Давыдова составить рисунок для ризы и вышить ее.

Давыдова была почти незнакома с рисованием; кроме того, будучи девушкой бедной, недоумевала, откуда ей взять средства исполнения священного дела, и пламенно молила Божию Матерь наставить ее. В ночь на 27-ое июня во сне Давыдова внезапно увидела пред собою Матерь Божию с таким ликом и в таком виде, как она изображена на иконе. На Ней была риза прекрасного узора, на плечах омофор и на голове убрус. Очнувшись, Давыдова тотчас захотела встать, чтобы начертить образец ризы, но опять забылась и погрузилась в сон. Видение повторилось, только еще живее и яснее, так что она как бы наяву созерцала Богоматерь. Пробудившись, она со слезами благодарила Владычицу и начертила узор для ризы, как видела его в видении, и как видим мы его теперь. Рисунок был представлен Государыне и одобрен ею.

Говением Давыдова приготовилась к своему труду и приступила к работе. Стали поступать во множестве приношения золотом и каменьями, причем нельзя было не видеть ясно Божией руки, касавшейся сердец жертвователей. Притоку приношений немало способствовало то, что при сильном распространении холеры в Петербурге, она миновала Царское Село, несмотря на непрерывное общение его жителей с Петербургом.

Когда случалось, что у Давыдовой не доставало для какой-нибудь части ризы подходящих каменьев, как раз являлись от неожиданных жертвователей нужные драгоценности. В 1849 году великолепно шитая и сплошь унизанная каменьями риза была окончена, а в 1853 году было издано хромо-литографическое изображение иконы.

В 1863 году в Царскосельском дворце и его храме рано утром вспыхнул пожар. Попалив часть дворца, огонь почти мгновенно охватил купола и кресты дворцового собора и проник внутрь его. Тогда Государь и Императрица пожелали вынести из Знаменской церкви чудотворную икону. Едва венценосные хозяева вышли навстречу иконе и приложились к ней, а икону стали обносить вокруг горевшего дворца, как пожар почти мгновенно прекратился.

Помощь от иконы "Знамение" была чрезвычайно разнообразна: были и исцеления от болезни, и разрешения неплодия, и устройство дел житейских, и спасение погибавших на суше и в самых волнах морских. Вот почему хорошо знающие историю этой иконы имеют к ней особую веру.

Ежегодно 5/18 июля в Царском Селе было большое торжество: икону "Знамение" после литургии выносили на громадный плац пред дворцом, где совершалось коленопреклоненное молебствие, а затем ее обносили вокруг всего Царского Села.

В середине 1930-х гг. икона была изъята из Знаменской церкви в т. н. "ГОСФОНД" и бесследно исчезла. Вместо нее в церковь был передан один из списков этой иконы, выполненный в начале XIX века и находившийся в ризнице Екатерининского собора в Царском Селе. В 1943 году образ этот был перевезен в Гатчину (в связи с эвакуацией немцами Царского Села), позже оказался в Прибалтике. Найденный в Риге, он был возвращен в город на Неве. С 1946 г. именно эта икона и находится в церкви С.-Петербургской Духовной академии и семинарии.

В Церкви святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Санкт—Петербургской Духовной академии находится Царскосельская чудотворная икона, особо почитаемая в царском роде Романовых.

Празднование иконе «Знамение» установлено в Новгороде в 1170 году по случаю чудесного спасения города от разорения в период княжеских междоусобиц. Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, вынесенный, по внушению свыше, на городскую стену, явил чудо и остановил врага. Списки с чудотворной Новгородской иконы разошлись по всей России.

Среди наиболее почитаемых – чудотворная Царскосельская икона «Знамение» (1740 год). До революции образ находился в Знаменской церкви Царского Села. Икона была принесена в дар царю Алексею Михайловичу константинопольским патриархом Афанасием, и с того времени особенно почиталась в царском роде Романовых. Петр I благословил ею свою дочь Елизавету как наследницу престола после Екатерины I. Любили молиться «Знамению» Императрица Екатерина II и последняя русская Императрица Александра Федоровна. Перед этой иконой, принесенной в Александровский дворец, был отслужен молебен в канун отъезда из Царского Села в Тобольск Семьи Императора Николая II .

Икона была очень богато украшена, украшения ее ценились до 50 тысяч царских рублей. В революционное лихолетье драгоценности пропали, но сам образ сохранился. К Царскосельской иконе прибегают матери с молитвою за детей.

Начальная история

К югу от Санкт-Петербурга расположен небольшой город Пушкин, который до 1918 года назывался Царским Селом, и именно с этим названием связаны самые яркие страницы его истории. До ΧVI века эти земли принадлежали Великому Новгороду, потом ими стали владеть шведы. На месте будущих императорских резиденций находилась Сарская мыза, или по-фински Saari-mojs, что значит «возвышенная или верхняя мыза». Название вполне соответствует действительности: местность расположена намного выше Петербурга.

В 1710 году Петр I подарил мызу вместе с окружающими ее землями своей жене Екатерине Алексеевне. Для императрицы выстроили сначала деревянный двухэтажный дворец, в котором помещалась «походная, или крестовая», церковь, а в 1717 году начали строить каменный дворец. Еще раньше, в 1714 году, рядом с дворцом, «по северную сторону так называемых Больших берез, в нескольких саженях на восток от нынешней Знаменской церкви», как пишет М.И. Пыляев, для населения мызы была выстроена первая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Тот же Пыляев отмечает, что «…при Петре I водворено было в окрестностях села до 200 семейств русских крестьян, преимущественно разных мастеровых и ямщиков; но население собственно села состояло только из церковного причта, караульных солдат и придворных служителей».

С 1725 года село стало носить название Царское, хотя можно встретить документы, в которых его именуют также Благовещенским. Это второе название связано с постройкой нового храма.

Население села постепенно росло, и уже в 1717 году было дано высочайшее распоряжение перестроить тесную Успенскую церковь. В 1724 году была возведена новая церковь – Благовещения Пресвятой Богородицы. Она была деревянная на каменном фундаменте. В ее торжественном освящении 6 августа того же года участвовали два архимандрита и несколько священников, пели придворные певчие, торжество сопровождалось пушечной пальбой. Благовещенская церковь простояла недолго, она сгорела от удара молнии 24 июня 1728 года.

Знаменская церковь

Екатерина I завещала Царское Село своей дочери цесаревне Елизавете. Елизавета Петровна любила эту резиденцию. «В молодые свои годы, – пишет Пыляев, – цесаревна… ежедневно слушала заутреню, обедню и вечерню в церкви, дома занималась чтением духовных книг, иногда выезжала в поле забавляться соколиною охотой». Любовь ее к Царскому была огромной. Едва взойдя на престол, она поручла архитектору Михаилу Земцову составить проект увеличения и перестройки старого Екатерининского дворца. Для постройки новой церкви на месте старой, сгоревшей еще в бытность Елизаветы цесаревной, был приглашен архитектор И.Я. Бланк. Строительство храма велось с 1734 по 1747 год.

До наших дней церковь сохранила черты раннего, «петровского», барокко. Западный ее фасад украшен небольшим четырехколонным портиком с балконом. Невысокий купол и ажурная колокольня со шпилем придают церкви легкость и изящество.

Освящение храма проходило очень торжественно. Из Петербурга крестным ходом, в котором участвовали Святейший Синод, весь двор и сама императрица, была доставлена древняя родовая икона дома Романовых. Императрица всю дорогу шла пешком и даже помогала нести ее.

Чудотворная икона Божией матери «Знамение» Царскосельская

Об истории этого образа до XVII века известно мало. Он был подарен, скорее всего, Афанасием Пателарием, патриархом Константинопольским, царю Алексею Михайловичу. Петр I перенес образ в Петербург и дорожил им не меньше, чем Казанской иконой Божией Матери. По наследству образ «Знамения» перешел к императрице Елизавете Петровне, которая его особенно почитала. В ночь перед переворотом, возведшим ее на престол, царевна усердно молилась перед ним.

Указ о восшествии на престол Елизаветы Петровны был обнародован 27 ноября 1741 года – в день празднования иконы «Знамение».

Елизавета Петровна имела особое благоговение к святыне и, желая выразить ей свое почтение, закончив постройку церкви в Царском Селе, велела именовать ее Знаменской.

Икона была поставлена в иконостасе поверх изображения Тайной вечери, над царскими вратами. Елизавета украсила ее золотой ризой и каменьями, велела приписать на полях иконы святых праведных Захарию и Елисавету, святого Алексия, человека Божия, и апостола Петра. Позже, в 1859 году, на полях дописали лики святителя Николая и мученицы Александры – в память Николая I и Александры Федоровны.

В 1745 году в церковь был доставлен иконостас из Троицкого собора Петроградской стороны.

С годами скромная мыза превратилась в блестящую загородную резиденцию русских самодержцев, один из красивейших дворцово-парковых ансамблей Европы. Драгоценным украшением этого места была Знаменская церковь. И императрица Елизавета Петровна, и супруга ее племянника, будущая императрица Екатерина II, часто молились в ней и много жертвовали на нее.

Почти весь 1761 год, последний год своего царствования, Елизавета Петровна провела в Царском Селе. Каждый день пешком она ходила из дворца в приходскую Знаменскую церковь. 8 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, во время службы она почувствовала себя дурно, вышла на улицу и упала без чувств на траву. Ее привели в сознание и отнесли во дворец. У императрицы отнялся язык, несколько дней она не могла говорить. В декабре Елизавета Петровна скончалась.

Правнук ее, император Александр I, отдал ближайший к церкви флигель дворца новому высшему учебному заведению ─ Царскосельскому лицею, в котором должны были воспитываться отпрыски лучших русских дворянских фамилий. В лицей было зачислено 30 учеников, его открытие состоялось в 1811 году.

Известно, что лицеисты ходили по праздникам и в воскресные дни в Знаменскую церковь (по будням они посещали дворцовую Воскресенскую церковь).

Некоторые пушкинисты считают, что именно о Царскосельской иконе «Знамение» говорится в стихотворении А.С. Пушкина 1830 года «В начале жизни школу помню я…» – самом глубоком из всех его поэтических воспоминаний о лицее.

Настоятель придворной церкви в Царском Селе магистр Иоанн Цвиев так писал об иконе в 1865 году: «Многие утверждают, и мы сами замечали, что лицо Богородицы в одно время производит на молящихся разные впечатления: то оно кажется светлым и умильным, то вдруг “темнеет” и принимает строгий вид, хотя бы вы стояли в том же месте». Изображению свойственны «ангельская доброта во взорах и вместе как бы строгость, простота форм и в то же время красота их и изящество».

Икона «Знамение» находилась над царскими вратами до 1831 года. Только однажды она была снята и вынесена из церкви – именно 12 мая 1820 года. В тот день в Царскосельском дворце вспыхнул пожар, угрожавший соседним зданиям и церкви. Рассказывают, что когда икону вынесли из храма и обратили ликом к месту пожара, император Александр I воскликнул вслух:

Матерь Божия, спаси мой дом!

Мгновенно ветер, направлявший пламя на церковь и на соседние здания, как бы повинуясь невидимой силе, переменилcя, и пожар быстро угас.

В 1831 году почти по всей России свирепствовала холера, не обошедшая стороной и Петербург. Жители Царского Села собрались к иконе «Знамение», вынесли ее на середину храма и отслужили перед ней торжественный молебен. Затем икону обнесли вокруг всего города с пением и молитвами. Холера миновала Царское Село. В память этого благодеяния Богоматери жители испросили высочайшее соизволение на перенесение иконы из иконостаса во внутрь церкви – ее поместили в правом пределе. Был учрежден и ежегодный крестный ход – 5 июля.

В 1848 году еще одна эпидемия холеры прокатилась по России, но Царское Село вновь избежало этого бедствия. В благодарность в 1849 году икону покрыли драгоценной шитой ризой с множеством бриллиантов, жемчуга, бирюзы, аметистов, сапфиров, изумрудов и опалов. Из камней, не уместившихся на ризе, составили драгоценный венец. Ризу вышила благочестивая девица, жительница Царского Села Мария Давыдова, которой во сне явилась Богородица и указала, что именно и как ей делать. Случалось, что у Давыдовой не доставало подходящих каменьев, и тогда неожиданно появлялись жертвователи с нужными драгоценностями. Самым крупным камнем на окладе был большой сердцеобразный топаз, на ребрах которого вырезаны даты 1831 и 1848 – годы чудесного избавления Царского Села от холеры. Внизу иконы, на сердцевидной золотой дощечке, выгравировали слова: «За спасение от эпидемии приими, Милосердная Владычице, Покровительнице града Царского Села, сии перлы, яко слезы благодарности, орошающие Твою пречистую ризу, от усердных рабов Твоих и впредь помилуй нас».

Драгоценная риза была утрачена при национализации церковных ценностей в первые годы после революции.

Нельзя обойти молчанием и другое событие, в котором проявилась спасительная сила святой иконы и отразилась глубокая вера царствующего рода в чудотворность сей святыни. 16 июня 1863 года в 2 часа пополудни в Царскосельском дворце начался сильный пожар, который прежде всех заметил император Александр II. Несмотря на все принятые меры, пламя быстро распространялось, истребляя на пути все, что могло служить ему пищей. Спалив часть дворца, огонь почти мгновенно охватил купола и кресты дворцового собора и проник внутрь него. Тогда государь Александр II и императрица Мария Александровна пожелали вынести из Знаменской церкви чудотворную икону. Венценосные хозяева вышли навстречу иконе и приложились к ней, икону обнесли вокруг горевшего дворца, и пожар почти мгновенно прекратился.

Царский архитектор

Знаменскую церковь несколько раз реставрировали и перестраивали. При Екатерине с западной стороны был пристроен балкон и устроены четыре крыльца, в 1784 году церковь обнесли железными решетками с каменными столбами, были выстроены теплые деревянные приделы. Перед революцией храм отреставрировал архитектор Сильвио Данини.

Род Данини происходит из Мантуи, что в Северной Италии. Сильвио, сын великого певца и виртуоза, поэта и литератора Амброджо Данини, родился в Харькове в 1867 году. В 1892 году он закончил Академию художеств со званием «классный художник 1-й степени». Вскоре его пригласили помощником к известному архитектору Александру Красовскому, которому было поручено перестроить северо-западное крыло Зимнего дворца для будущего императора Николая II. Этот первый заказ и успешное его выполнение открыли Данини путь к блестящей карьере. Он поступил в личное распоряжение императора Николая II. Ему и поручили перестроить Знаменскую церковь, находящуюся неподалеку от Екатерининского дворца.

В Царском Селе Данини построил еще немало: дворцы, школы, особняки, церкви, электростанции, больницы, приюты… Для его построек характерно соединение неоромантизма и модерна с мотивами средневековой архитектуры.

Умер Сильвио Данини в Ленинграде 11 января 1942 года, во время блокады. Его потомки служат сейчас в одном из храмов Санкт-Петербурга.

История храма в XX веке

Перед началом Великой Отечественной войны Знаменская церковь оставалась единственной действующей в г. Пушкине, даже во время оккупации в ней происходили богослужения. Перед отступлением фашисты похитили из храма большую часть икон и церковной утвари, но церковь, к счастью, в целом не пострадала, внутри даже сохранился иконостас, правда, без икон.

В августе 1942 года церковь перестала быть действующей. Опустевшая, разграбленная, использовалась она то как склад, то как реставрационные мастерские.

Фашисты вывезли Знаменскую икону вместе с другими музейными ценностями Екатерининского дворца. Но чудотворный образ вернулся в Россию и с 1946 года находится в церкви святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургских духовных школ. В Знаменском храме г. Пушкина сейчас находится список с чудотворной иконы.

В 1960–1962 годах церковь была отреставрирована. При восстановлении использовались архивные материалы, планы и сохранившиеся чертежи архитектора В.И. Неелова. Был воссоздан первоначальный архитектурный облик храма, удалены все позднейшие пристройки, шпилю колокольни и куполу приданы прежние очертания. Вплоть до 1990-х годов в церкви размещалась контора мастерской объединения «Реставратор», находившаяся в ведении Екатерининского дворца-музея.

В 1991 году здание храма было возвращено верующим, и 10 декабря 1991 года, в день иконы Божией Матери «Знамение», церковь была открыта для богослужений. Церковь приписана к Софийскому собору г. Пушкина.

Инженерное обследование 1992 года показало, что здание находится в аварийном состоянии. В стенах были страшные трещины шириной до 20 см. Церковь стояла буквально на земле, и надо было укреплять фундамент, спасая здание от губительной сырости. Пострадала внутренняя отделка, был поврежден купол, утрачены печи, паркетные полы, иконостас.

Сегодня восстановление старинной царскосельской церкви завершено. Реставрация проводилась на государственные средства. Здание находится на балансе КГИОП, который следил за точным восстановлением всех деталей убранства и декора. Были отремонтированы кровля, снова позолочен шпиль и флюгер на шпиле. К 300-летнему юбилею Петербурга был воссоздан фарфоровый иконостас. Сейчас в храме множество новых икон. С недавних пор здесь очень почитается икона царственных мучеников. В 2003 году обновленный храм вновь засиял, как во времена Пушкина и Карамзина, и сегодня колокольный звон Знаменской церкви ежечасно возвещает о возрожденной царскосельской святыне.