Бог солнца в древнем египте. Ра — Бог Солнца Летний повелитель солнца

  • Дата: 23.11.2023

Древние египтяне почитали Ра, как бога, который создал все. Также известный как Бог Солнца, Ра был могущественным божеством и центральным богом египетского пантеона.

Древние египтяне поклонялись Ра больше, чем любому другому богу, и фараоны часто связывали себя с Ра в их попытках увидеть земное воплощение Бога Солнца.

Кто такой Ра?

Ра (произносится как Рэй) представляет собой солнечный свет, теплоту и рост. Естественно, что древние египтяне считали его создателем мира, а также считали, что есть часть его, представленная во всех других богах.

Древние египтяне считали, что каждый бог должен проиллюстрировать некоторые аспекты Ра, в то время, как сам Ра должен также представлять каждого бога.

Внешность Ра

Ра обычно изображался в виде человека. У него была голова сокола, увенчанная солнечным диском.

Этот солнечный диск был окружен священной коброй по имени Урай. Ра также изображался как человек с головой жука, а также как человек с головой барана.

Древние люди также изображали Ра в виде различных животных, таких как змей, цапля, бык, лев, кошка, овен, ястреб, жук, феникс и другие.

Его главным символом, однако, является солнечный диск.

Ра. Мифология

Древние египтяне считали, что как бог солнца, роль Ра должна была состоять в том, что он должен был плыть по небесам в течение дня в своей лодке, называемой «Барк миллионов лет».

Утром, когда Ра появился с востока, его лодка была названа «Madjet», что означало «стать сильным». К концу дня лодка называлась «Semektet», что означало «стать слабым». В конце дня считалось, что Ра умер и отправился в подземный мир, оставив луну на своем месте, чтобы осветить мир.

На следующий день Ра возрождался на рассвете. Во время своего путешествия по небу в течение дня он сражался со своим главным врагом, злым змеем по имени Апеп, а также Властелином Хаоса.

В некоторых рассказах Ра, в виде кошки по имени Мау, побеждает злого змея, Апеп. Это и является одной из причин, почему кошки так высоко ценятся в Египте.

Ра создал себя из изначального хаоса. Он также известен как Ре и Атум. Его дети — Шу, Бог сухого воздуха и Отец Неба. Его сестра-близнец Тефнут, Богиня Влажности и Сухости. Как богиня, возглавляемая львами, Тефнут отвечала за росу и свежесть. Люди были созданы из слез Ра.

Хотя Ра был очень почитаем и преданно поклонялся древними египтянами, есть история, которая предполагает, что он в конце концов стал слабым. В «Легенде о Ра», «Исис» и « О змее», когда Ра состарился, у него текли слюни.

Исис знала, что сила Ра была скрыта в его секретном имени. Исис собрала слюну Ра и создала из нее змею. Она отпустила змею к Ра, и она его укусила. Исис хотела, чтобы власть Ра всегда доставляла ей удовольствие, но она знала, что должна заставить его рассказать ей свое секретное имя.

В конце концов, из-за боли, которую он терпел, Ра позволил Исис «обыскать себя». И при этом она исцелила его, и сила Ра была передана ей.

Древо Жизни является важным религиозным символом для египтян. Древо Жизни находилось в храме Солнца Ра в Гелиополисе и считалось священным. Плод, который возник из этого дерева, был недоступен для людей, но только он мог использоваться в ритуалах старения, предназначенных для фараонов.

Древо Жизни также упоминается как мифическое, священное Исидское дерево. Вечная жизнь пришла к тем, кто съел плод из Древа Жизни.

Другим важным древним египетским символом, связанным с Ра, является «Бенну». Бенну — это имя птицы, которая представляла душу Ра. Эта птица — феникс, и она сидела у Древа Жизни в Храме Солнца Ра в Гелиополисе.

Внутри храма, на вершине обелиска, находился Бенбенский камень. Этот пирамидальный камень служил маяком для Бенну, а также являлся важным древним египетским религиозным символом.

Поклонение Богу Солнцу

Солнечные храмы были построены для Ра, но в них не было статуй бога. Вместо этого они были созданы, чтобы быть открытыми для солнечного света, который представлял Ра.

Самый ранний известный храм, построенный в честь Ра, существует в Гелиополисе (что сейчас является пригородом Каира). Этот солнечный храм известен как «Бену-Феникс» и, как полагают, был установлен в том месте, где появился Ра.

Хотя Ра восходит ко второй династии, он не самый старый из египетских богов. Только до пятой династии Ра стал тесно связан с фараоном.

Будучи царем и лидером Египта, фараон рассматривался как человеческое проявление Хоруса, поэтому оба бога стали одним целым. Этот новый сплав божества затем назывался «Ра-Горахты», означающий, что «Ра» является Богом Горизонта.

Отношения Ра с другими богами не останавливались на достигнутом. Будучи могущественным создателем человечества и бога солнца, он также стал ассоциироваться с Атумом, в результате чего появился «Атум-Ра».

Пятая династия и последующие фараоны были все известны как «Сыны Ра», и Ра стал включаться в каждое имя фараона с того времени.

Во время Среднего Царства образовалось новое божество Амун-Ра. Амун был одним из богов, которые образовали Огдод (собрание восьми богов, представлявших восемь элементов творения).

Новое Царство принесло новые высоты поклонения Ра. Многие гробницы в Долине царей изображают Ра и его путешествие по подземному миру. За это время было построено много солнечных храмов.

Глаз Ра

Глаз Ра присутствует в древней египетской мифологии и изображается как солнечный диск с двумя кобрами Ураус, свернутыми вокруг него, рядом с белыми и красными коронами Верхнего и Нижнего Египта.

Первоначально связанный с Хорусом, Глаз Ра менял позиции в мифах, способствуя одновременно расширению власти Ра и его отдельной сущности.

Факты о Боге Ра

Древние египтяне поклонялись Ра до такой степени, больше чем другим богам, что некоторые историки утверждали, что древне-египетская религия была действительно монотеистической с Ра, как с единственным богом.

Историки полагают, что пирамиды могут представлять собой лучи солнечного света, а также связывать фараонов с Ра, богом солнца.

Во время путешествия Ра в небесах его сопровождали несколько других богов, включая Тота, Хоруса, Хатора, Маата, Абту и Анет.

Нут, богиня неба и облаков, иногда упоминается как мать Ра, потому что он появляется из нее и возрождается каждое утро.

Утреннее проявление Ра известно как «Хепри — скарабейский бог».

Вечернее проявление Ра известно как бог-грабитель, Хнум.

Священная кобра, которая окружала корону Ра, символизировала королевскую власть, суверенитет и божественную власть.

Правый глаз Ра представлял Солнце, в то время как левый глаз Ра представлял Луну. Ра также тесно связан с мифом Древа Жизни, Бен-Бен-Стоном и мифами Бенну-Берд.

Слава подошла к концу в то время, когда римляне завоевали Египет.

Ра - бог солнца. Изображался в образе человека с головой сокола или в виде огромного кота. Первоначально был одной из ипостасей триединого бога Хепри-Атума-Ра. позже превратился в самостоятельное божество. Во многих мифах выступает как верховный бог, создатель мира, покровитель людей. Каждый день Ра плывет по небу в золотой лодке, на носу которой стоит его дочь, богиня справедливости Маат. Со своей лодки Ра видит все. что происходит на земле, разбирает жалобы, отдает распоряжения через своего секретаря - мудрого бога Тота. Вечером Ра пересаживается в другую лодку и ночью плывет по мрачной подземной реке, сражаясь с обитающими там силами зла и тьмы, чтобы утром на небе вновь показалось солнце.

Во многих мифах Ра выступает как творец мира и создатель людей. По одной версии, люди возникли из слез Ра (объясняется это сходным звучанием египетских слов «слезы» и «люди»). Египтяне верили, что человечество - это «паства бога» и что бог создал мир для людей: «Он создал для них небо и землю. Он уничтожил всепоглощающую тьму воды и создал воздух, чтобы они могли дышать. Он сияет в небе ради них. Он создал для них растения, скот, птиц и рыб. дабы их питать».

Очи бога Ра были одним из влиятельнейших символов в искусстве древнего Египта. Их изображали на саркофагах, бортах лодок, стелах, одеждах и амулетах. Очи Ра жили какой-то странной, независимой от основного организма жизнью.

Считалось, например, что Урей (божественный змей), украшающий переносицу фараона в качестве "Правого горящего Ока Ра", способен рассеять противников. Левое же Око, которое поздние египетские традиции приписывали Гору, богу-соколу, сыну Исиды, получившему его в наследство, называлось Оком Исцеления и связывалось с искусством врачевания. Истоки подобных верований сокрыты в умопомрачительных глубинных тысячелетий.

На доступной нам поверхности - разнообразные переводы древнеегипетских текстов, мифов и легенд, в которых Око, одно из главных действующих лиц, то в качестве передаваемого предмета, то в качестве самостоятельного героя "вытворяет" совершенно немыслимые для глаза вещи, творя при этом настоящие чудеса.

Взять хотя бы миф о наказании. Согласно ему, Ра сначала создал "первую вселенную", отличную от нашего мира, и, заселив ее богами и людьми, мирно ею правил. Но время старит не только людей. Почувствовав, что силы оставляют их бога, люди этой вселенной замыслили против него заговор. Однако Ра, обладавший божественной проницательностью, раскрыл его и вознамерился наказать бунтовщиков.

Он собрал всех богов и сказал им: "Слушайте, боги! Знаете ли вы, что люди, созданы из глаза моего, замыслили против меня злые дела?" После обсуждения с другими богами Ра "швырнул свое божественное Око в виде дочери богини Хатор-Сехмет" в смутьянов.

Как яростная Сехмет расправилась с ними - тема уже другой легенды. Мы же отметим и запомним это странное действие Ра - "швырнул Око в виде дочери..." и зададимся законным вопросом, что это за люди, созданные из глаза Ра?

В другой раз Ра собственноручно отдал свое Правое Око в форме Урея богине радости и веселья Басти, чтобы та защитила его от злого змея Апопа, главного врага Ра.

А однажды любимое Око Ра, с которым в очередном мифе отождествлялась богиня Тефнут (имевшая еще два имени в зависимости от ипостасии своего проявления - Хатор и Сехмет), обиделось на бога - Тефнут покинула отца и ушла в пустыню, где в образе львицы долго бродила в одиночестве. Ра очень тосковал по ней ведь он нуждался в ней как в защите от своих многочисленных врагов, говорит миф. Но и это еще не все.

Лишиться Очей значило стать уязвимым, беззащитным и слабым. именно по этому в мифе об Осирисе (боге производительных сил природы, царе загробного мира) злодей Сет (бог пустыни, олицетворение зла) не убивает спящего племянника своего Гора, сына Осириса, а вырывает у него глаза. Именно по этому хитроумная богиня Исида, жена Осириса, выведывает тайное имя Ра, шепчет Гору: "Сейчас отдаст он мне очи свои".

Не чудно ли? То Ра создает из Ока людей, то Око обидевшись уходит от него, то Ра швыряет его в нарушителей божественных уложений, да еще в виде собственной дочери-богини, то отдает как орудие (или инструмент) защиты. А Божественное Око временами ведет себя как самостоятельная личность, не только выполняющая поручение хозяина, но и имеющая собственное мнение.

Все эти манипуляции с Оком никак не укладываются в наше представления о глазах, пусть даже и принадлежащих богу. Традиционная интерпретация Правого Ока как Солнца, а Левого Ока как Луны касается только одного мифологического среза. Смысл же отождествления Ока Ра защищающей его дочерью-богиней Хатор-Сехмет (в другом мифе - Тефнут) или представление его инструментом защиты остается неясным.

Для поисков разгадки обратимся к небу, откуда и явились боги. И здесь наш взгляд невольно обращается к Сириусу. В свое время египтологов озадачил вопрос: почему научные методы древних египтян, их приемы искусства, ведения сельского хозяйства, как и иероглифическая система письма практически лишены каких-либо признаков развития и постепенного совершенствования? И более того - чем династия древнее, тем выше ее достижения! Последующие же поколения египтян понемногу утрачивали знания, постепенно приравнивались к уровню обычных людских племен и народов, пока наконец Египет не пал под ударами войск Александра Македонского, превратившись затем в римскую провинцию и главную житницу Рима... Сам собой напрашивается вывод, что египетская цивилизация возникла не вследствии развития, а являлась наследием, полученным из других рук.

Каждый аспект египетской культуры, насквозь пронизанный необычным интересом к Сириусу и созвездию Ориона, является вполне завершенным уже в момент своего возникновения.

С двойной звездой Сириус (альфа Большого Пса), игравшей в дофараонском Египте роль центрального солнца по отношению к нашей солнечной системе, соотносилась вся жизнь, и земная, и загробная.

Ежегодный разлив Нила связывался с гелиактическим восхождением Сириуса (в лучах утренней зари, незадолго до восхода Солнца). "Подъем Великого Бога" Осириса - созвездие Осириса (Ориона) над горизонтом и появление неотступно следовавшим за ним жены его богини Исиды-Сотис (Сириуса), происходившее по юлианскому календрю в середине июля, знаменовало начало нового года и служило основой сложных календарных вычислений.

Центральная идеей египетской теологии было представление о том, что живой фараон является воплощением Гора, первого божественного предшественника царской власти Египта, сына Осириса (Ориона) и Исиды (Сириуса).

После смерти фараона его душа, становясь звездной, присоединялась к Осирису (Ориону), господину небесного Дуата (Мира мертвых).

Появление над горизонтом Ориона и гелиактическое восхождение Сириуса служило знаком к началу трансформации души умершего фараона. Причем ритуал перерождения умершего фараона (погребальная церемония) происходил параллельно с ритуалом коронации его наследника, нового астрального сына Гора.

Аналог небесному Дуату, включающему в себя созвездие Ориона, Большого Пса и Гиады, древние египтяне создали на Земле - проекциями звезд этих созвездий стали пирамиды. Входом в земной Дуат считается область в Гизе.

Причем расположение и ориентация пирамид Гизы относительно Нила с поразительной точностью соответствует положению звезд Ориона, центра небесного Дуата, на западном "берегу" Млечного Пути (небесного Нила). И это уже не безумная гипотеза, а факт, подтвержденный кропотливыми исследованиями ученых.

Что касается людей, созданных Ра "из собственного глаза", то до сих пор главной загадкой человечества, его основным отличием от животного царства не столько способность создавать орудия труда, но способность мыслить и анализировать. Если наш мир мистики иногда называют "сном Бога", то почему бы населяющих его людей не называть его мыслеформами. Возможно, это не так уж несправедливо, во всяком случае, сам Ра на это намекает.

Боги-атланты не могли быть прямыми предшественниками человеческой расы, поскольку относились (как на то прозрачно намекает Платон в "Тимее" и "Критии") к классу земноводных существ ("дети Посейдона"). Одако наделить стадо первобытных прагорилл способностью мыслить и осознавать окружающий их мир было вполне подсилу и богу, и его симбиотическому органу - Оку.

Если принять эту концепцию, то находится объяснение и существованию райского сада - Эдема (где еще могли проводиться первые опыты над носителями будущей цивилизации?), и теории единого межчеловеческого праязыка, разделенного после дерзкой человеческой аферы с Вавилонской башней, и практически одновременному наступлению на всей планете бронзового века...

Человек стал наследнеком некой погибшей працивилизации, он принял это наследство (в виде древних знаний) с согласия и по прямому волеизъявлению предыдущих хозяев Земли, но, увы, не сумел удержать в себе эти знания.

Бог Ра (Ре) - верховный бог, стоящий у истоков всего сущего. Владыка бесконечности, создатель неба и земли, он предшествовал миру и создал себя сам.

Какой бы он ни принимал облик и каким бы именем ни назывался, Ра (в иной транскрипции - Ре) является одним из главных богов египетского пантеона. Он родился по собственной воле из первичного океана, взошел на первичный холм в Гелиополе и осветил камень бенбен, ставший прообразом будущих обелисков. Ра ассоциируется с созиданием, идет ли речь о сотворении мира либо о еже-годном весеннем возрождении природы. Его почитают как творца и покровителя. Он - владыка сезонов, а также судья божественного и земного мира.

Изображения Ра

Ра - многоликий бог. Его изображения различны в зависимости от города, эпохи и даже от времени суток!

Днем Ра изображается в виде человека, увенчанного солнечным диском. Он может также принимать облик льва, шакала или сокола. Когда Ра воплощает восходящее солнце, он становится ребенком или белым теленком, чья шкура украшена черными пятнами.

Ночью Ра принимает облик овна или человека с головой барана. Он также может изображаться котом, убивающим змей. Каждому изображению Ра на протяжении дня соответствуют различные имена: Хепри - восходящее солнце, Ра - полуденное солнце, Атум - предзакатное солнце.

Ра принимает множество разных обличий подобно солнцу. Ведь солнце в течение одного дня непрерывно движется по небосводу и преображается, значит, и богу, воплощающему светило, это должно быть свойственно.

Как и солнце, проливающее свои благодатные лучи на землю, Ра позволяет миру существовать и развиваться. Без Ра, как и без солнца, нет жизни: он считается отцом всех богов и творцом всех людей. С него начинается весь мир.

Мифы о боге Ра

В египетской мифологии боги часто связываются с природой. И Ра - не исключение. В солнце, путешествующем по небосводу, в благодатных разливах Нила и даже в скарабее, скатывающем шарик из навоза, каждый египтянин видит Ра. Природа немало поспособствовала созданию образа этого демиурга-бога, родившегося из пустоты и ставшего владыкой всего сущего.

Путь солнца по небосводу - это путь Ра, который он совершает каждый день с момента сотворения мира. И подобно солнцу, которое называют восходящим или заходящим, бог принимает в течение дня более точные имена. Этот путь Ра - тот же путь, который совершает человек за свою жизнь, от рождения до неизбежной смерти.

Бог, вдохновленный солнцем

Каждое утро Ра поднимается на Востоке, сопровождаемый звуками пения и танцами. Он открывает свое сияющее око и садится в Дневную Ладью Манджет, которая будет плыть по небу до самого вечера. И вот Ра прибывает на Запад. Он пересаживается в Ночную Ладью (Месектет), которая провезет его через нижний мир: полное опасностей царство ночи, где обитает смерть. Ра принимает облик овна или человека с головой овна. Во время этого ночного плавания Ра оживляет Осириса. Благодаря погребальным ритуалам, во время которых тело бальзамировалось, каждый умерший становился потенциальным «Осирисом». И каждый египтянин мечтал об одном: быть воскрешенным для новой жизни благим богом Ра, как это произошло с богом Осирисом.

Девять божеств

Ра положил начало всему Мирозданию. Он породил Шу (Воздух) и Тефнут (Богиню Влаги). От них произошла новая пара: Геб (Земля) и Нут (Небо). От этой пары родились еще четверо богов, вошедших в историю: Осирис и Исида (благое начало), Сет и Нефтида (злое начало). Вместе боги образуют так называемую эннеаду, «девятку» (древнеегип. песеджет). 

Создатель мира и богов

В каждом крупном городе Египта сложились свои представления о сотворении мира. В Гелиополе творцом считался Ра. Мифология Гелиополя распространилась и в большинстве других городов.

Пробудившись, Ра взошел на первичный холм и встал на камень бенбен (или бетил). Египтяне верили, что это произошло именно в Гелиополе, городе в дельте Нила. Этот камень стал прообразом буду-щих обелисков, на вершины которых каждый день как бы поднимается солнце.

Гнев Ра

Нут носила в своем чреве пятерых младенцев, когда Шу разлучил ее с Гебом. Ра, разъяренный препятствием на его пути по небосклону, жестоко отомстил супругам. Он сказал, что дети не смогут родиться ни в один из двенадцати месяцев года! Нут была обречена на верную смерть. Но, к счастью, в дело вмешался Тот, бог мудрости и науки. Он сыграл с Луной в кости и выиграл пять дополнительных дней (греч. эпагомены, т.е. «сверхгодичные»). Он добавил их к календарю, и Нут разрешилась от бремени. Так разум восторжествовал над отмщением, а любовь - над гневом. С той поры лунный календарь (бога Тота) сосуществует с солнечным (бога Ра). Ра был очень недоволен, что ему не удалось взять верх, но был вынужден смириться! Прошло долгое время. Стареющий Ра столкнулся с неповиновением людей. Поговорив с семьей (эннеадой), он обратил свое око на людей. Это божественное око превратилось в львицу, которая истребила мятежников, скрывшихся в пустыне. Львица обычно ассоциируется с богиней Сехмет или же с богиней Хатор. Она была ненасытна. Чтобы остановить бойню, Ра разлил вокруг львицы пьянящий напиток, который заставил ее забыть о преследовании. Из-за огненного дыхания эту богиню отождествляют с уреем, венчающим Ра.

Из нун или из пустоты

Ра - демиург. Это означает, что он сотворил себя сам. Он возник из огромного и бездвижного первозданного океана - Нун. Од нако египтяне почитали Нун и вскоре начали изображать его антропоморфным богом. Так Нун стал считаться отцом Ра. Получается, что Ра родился не из пустоты!

Культ бога Ра

Нет бога без культа. Ра поклоняются каждый день, не только в святилищах, но и в деревнях. Ведь солнце - это верный спутник каждого египтянина. Но Ра не единственный бог. Он должен считаться с другими божествами, другими святилищами... Политеизму свойственна борьба за власть.

Ра (или Ре по другой транскрипции) - это Солнце. Этот бог, культ которого очень рано распространился по всему Египту, был помещен решением фараонов V династии во главу официального пантеона. Для Ра строили святилища, у него были свои жрецы и обширные земли, чтобы его «насытить».

Непростые времена для культа

Но Ра столкнулся с противниками его культа, которые заставляли народ принять других богов. Когда город Фивы стал столицей Среднего Царства, значение бога Амона возросло. Так, при фараонах Рамсесах земли святилищ Ра составляли всего лишь шестую часть земель Амона! Но культ Ра не исчез, хотя и стал менее явно выраженным. Любой бог, стремившийся добиться признания (вернее, которого хотели навязать фараоны и жрецы), в какой-то момент неизбежно начинал ассоциироваться с солнечным обликом Ра. Так боги Амон, Хну и Монту стали его ипостасями (Амон-Ра, Хну-Ра и Монту-Ра).

В эпоху XVIII династии (1550-1295 годы до н.э.) фараон Аменхотеп III воспротивился могуществу Амона и назвал свой дворец «Домом Неб-Маат-Ре и сияющего диска». Это имя свидетельствует о том, что фараон предпочитал Ра. В период правления Аменхотепа IV (Эхнатона) солнце Ра вновь появилось на сцене. Изменилось лишь имя и обличье бога. Он стал Атоном и сохранил только воплощение в виде солнечного диска. Стоит отметить, что культ Атона-солнца унаследовал многие черты от прежней религии, почитавшей Ра. Аменхотеп IV даже взял имя Эхнатон («угодный Атону»). Но возвращение к культу Ра продлилось недолго. Преемник Эхнатона, Тутанхатон («Живое подобие Атона») вернул себе имя Амона и стал Тутанхамоном, сделав официальным культом культ Амона. Но Ра, даже отойдя на задний план, оставался почитаемым богом и продолжал сиять на небосводе Египта.

Ра охраняет фараона в загробной жизни. Но Осирис и его культ вторглись на место Ра. Однако поклоняться Ра не перестали... Осирис правит в мире мертвых, но он должен разделять эту власть с Ра, потому что оба бога - два лика одной великой «божественной души».

Имена властителей

Имя фараона не сводится к двум элементам - личному имени и порядковому числу. Оно состоит из пяти неизменных частей. Например, полное имя фараона, правившего Египтом с 1479 по 1425 год до н.э., - не Тутмос III, а «Гор, могущественный Бык, возникающий в Фивах - от обеих Владычиц, наделенный царством, как Ра в небесах - Золотой Гор, сильнейший из сильных, - Бог Верхнего и Нижнего Египта, неизменный, как Ра - Сын Солнца, Тутмос (древнее- гип. «Тот родил его») несокрушимый.» Упоминания Ра говорят о том, что фараон находится под его защитой.

Места культа Ра

Абу-Гураб, к югу от Каира, был одним из крупнейших мест культа Ра. Дошедшие до наших дней руины не позволяют представить размеры пяти храмовых комплексов, которые фараоны V династии (от Усеркафа до Ниу-серры, с 2500 по 2420 год н.э.) возвели в честь бога Солнца. Крупнейший из них был построен по велению Ниусерры. Ориентированный с востока на запад комплекс включает нижний храм, расположенный на уровне канала, соединяющегося с Нилом. Оттуда крутая дорога поднимается к верхнему святилищу. Оно представляет собой большой двор, в дальнем конце которого возвышается каменный обелиск (не монолитный, а состоящий из нескольких блоков), символ Солнечного бога.

Перед ним стоит ритуальный алтарь. Это святилище богато украшено расписными барельефами. На них изображены окрестные места в сезон хеш (разливов) и шему (жатвы). Это очевидный намек на живительную силу солнца. К югу от святилища фараон Ниусерра приказал построить огромную каменную лодку длиной около 30 метров, которая символизирует путешествие Ра по небосклону.

Первый храм солнца, посвященный Ра, находится в Абусире. Он был возведен при фараоне Усеркафе, основателе V династии (приблизительно 2500 год до н.э.).

Гелиополь, солнечный город

Гелиополь - древнегреческое название (от «гелиос» - «солнце») столицы культа Ра. В эпоху царствования фараонов этот город носил имя Иуну. В период Нового царства (расцвет Египта) в Иуну насчитывалось не меньше десяти святилищ и множество обелисков, посвященных Ра. Духовенство Гелиополя было «очень сведущим в сфере божественного» и этим снискало уважение египтян.

В Абу-Симбеле в склоне горы был высечен храм Рамесису Мериамон - Рамсеса II (1290-1123). Вход внутрь ориентирован таким образом, что два раза в год лучи рассветного солнца, преодолев четыре зала, освещают четыре огромные статуи: Птаха, Амона-Ра, фараона и Ра-Харахте.

Богу Ра воздавали почести и в других святилищах, например в Хмуне (греч. Гермополис), Нехене (греч. Иераконполис), Дендере, Эдфу и Карнаке. А фараон Хефрен (правив-ший в конце ХХVII-начале XXVI века до н. э.) закрепил традицию, согласно которой все фараоны считались сыновьями Солнца, то есть бога Ра.

Изображения Ра

Жизненный путь Ра начинается, когда он утром восходит над горизонтом. Это Хепри-Ра, «становящийся», или «тот, кто возник из самого себя».

С него все начинается и возрождается. Поднимаясь к зениту, он становится Ра-Хорахти. Хотя он и напоминает Гора (с головой сокола), это, тем не менее, одна из форм Ра. Он - властитель неба, которое пересекает. Ра-Хорахти хранит души Востока, те, что должны пробудиться для новой жизни. Достигнув вечера, стареющий Атум-Ра принимает иногда облик человека с головой овна. Он держит скипетр уас и крест анкх. Он может быть изображен и в виде кота. Хепри, Хорахти и Атум могут почитаться больше или меньше, в зависимости от сложившихся традиций. Но, поклоняясь одному из этих образов, египтяне всегда поклоняются именно Ра!

Скарабей: земной образ Ра

На древнеегипетском языке скарабей - хепрер. Изображение этого насекомого стало иероглифом для записи глагола хепер, который означает «создаваться, образовываться». Из-за созвучия этих слов скарабей стал ассоциироваться с понятием стихийного творения, которое Ра воплощает в облике Хепри, рассветного бога. Солнце, как и скарабеи, появляется из земли. Именно поэтому восходящее солнце называют «хепри-хепер-эмта» («Хепри, возникший из земли»). Скарабеи символизируют цикличность жизни; в виде них часто изготавливаются амулеты. Фараон Аменхотеп III (XVIII династия), глубоко почитавший Ра, приказал установить огромного каменного скарабея у священного озера Карнак.

Око бога Ра

Божественное око, которое Ра порой обращает на землю, может принимать разные обличья: оно бывает львицей, а также уреем, коброй с огненным дыханием, которая венчает голову бога. Еще более древние верования говорили, что бог неба имел облик сокола по имени Гор; очами его были солнце и луна. Ра, которого гелиопольское духовенство отождествило с этим божеством, сохранил солнечное око, а Гор остался с лунным.

Феникс и мангуст

Феникс, почитаемый в Гелиополе как символ солнца, был уподоблен бенну (древнеегип. «тот, кто поднимается») - цапле. Именно полет сближает цаплю с Ра. В Гелиополе этой птице поклонялись, как душе бога. Поэтому Ра иногда принимает облик человека с головой цапли. Ихневмон (мангуст) - маленький зверек, охотящийся на рептилий.

Особая страсть ихневмона к охоте на змей сделала его в глазах египтян врагом Апопа, огромного змея, символа тьмы, напавшего на Ра во время его ночного путешествия. 

Древние жили в тесной связи с природой. Неудивительно, что Солнце, дающее жизнь было центральным объектом их поклонения. В культах разных частей мира солнечных богов глубоко почитали и возвеличивали. Их задабривали подношениями, устраивали в их честь праздники и просили у них покровительства.

Бог Ра – защитник от сил тьмы

В египетских мифах бог солнца Ра – отец и правитель мира. Днем, проплывая по небесному Нилу, Ра заботливо посылает на землю свое тепло. А с приходом ночи он отправляется в загробное царство, где борется с наступающим мраком, освещая подземный мир. Всю ночь Ра сражается с силами тьмы. В подземном царстве он встречает главного своего врага – змея Апофиса, пытающегося проглотить Солнце, дабы мир погрузился в вечный мрак. К утру Ра убивает Апофиса, и вместе с этим наступает рассвет.

Бог Ра плывет на своей ладье по наднебесному Океану богини Нут

Сотворение мира

Согласно мифам, бог Амон-Ра, как его еще называли в период Нового Царства, существовал всегда. Еще задолго до сотворения мира он жил в пространстве океана Нун, который древние египтяне уподобляли яйцу. Свой выход за пределы Нуна бог Солнца ознаменовал актом творения.

Согласно мифу, бог Амон-Ра вышел из пучины Нуна и создал свет одним только своим волеизъявлением. Потом он сотворил из себя ветер и влагу, а от них произошли земля и небо. Так появились четыре стихии в образах двух божественных пар: Шу и Тефнут, Геба и Нут. Считалось, что бог Амон-Ра и его потомки были первыми фараонами Египта.

Бог Земли Геб (внизу) и богиня неба Нут (вверху). Папирус.

Символический образ Ра

Изображался бог Солнца Ра с соколиной головой, увенчанной красным диском. В одной руке он держит анкх – египетский крест, символизирующий вечную жизнь и возрождение; в другой – скипетр – символ божественной власти. Также в мифологии Египта Ра иногда принимает облик феникса, восстающего из пепла. Подобно огненной птице, вечером Ра угасает на западе, что бы утром заново родиться на востоке.

Солнечный диск над головой бога Ра – его огненное Око возмездия. Око Ра защищает его от многочисленных врагов и подчиняет своей воле непокорных. Глаз Ра – также олицетворение разрушительной стороны огня и напоминание о двойственной природе вещей. Творящая сила света может обернуться обжигающими лучами зноя. И то, что ранее было источником жизни, станет причиной смерти.

Однажды, когда бог Ра был уже очень стар, люди перестали повиноваться ему. И разозлившись на людей, он обратил свой солнечный Глаз в свирепую львицу Сехмет. Во имя возмездия, Сехмет стала в ярости крушить все на своем пути, избивая и убивая людей. Увидев это, Ра пришел в ужас, и решил остановить Сехмет обманом, опоив ее пивом, окрашенным в цвет крови.

Барельеф с изображением Изиды (справа) и Сехмет (слева)

Бог Солнца Ра появляется в древних мифах в виде различных своих ипостасей. Сам Ра — есть дневное Солнце. Вечернее Солнце называли Атум, что так же соответствует имени более архаичного бога Атума, имевшего популярность в более ранние времена Египта. Утреннее Солнце называлось Хепри, что значит «скарабей» — древний символ перерождения. А в схватке со змеем Апофисом бог Ра сражается в образе огненно-рыжего кота.

Бог Ра в образе кота побеждает змея Апопа (справа). Папирус Ани

Уход бога Ра из мира людей

Согласно мифам древнего Египта, расстроенный неповиновением людей, бог Солнца Ра решил покинуть земной мир. Узнав об этом, люди раскаялись и пришли проводить Ра. Они дали ему слово бороться с его врагами и почитать память о нем. После этого Ра поднялся на спину Небесной Коровы, чтобы продолжил править миром оттуда. А земная власть перешла в руки его детей.

В древнем мире люди поклонялись солнцу, как божеству, ведь именно оно приносило свет и тепло, отгоняя мрак ночи и холод. Не удивительно, что бог солнца Ра был самым почитаемым в пантеоне египетских богов.

Становление культа египетского бога Ра

Имя Ра писалось в Египте без гласной буквы, поэтому бога солнца зовут еще Ре (или Рэ). Это имя было таинственным, а также магическим. С помощью своего имени Ра держал в подчинении весь мир. Ра переводится как солнце. Бога солнца изображали в виде сокола, реже в виде гигантского кота, иногда человека с соколиной головой и солнечным диском (как бога Гора).

Древний город Египта Гелиополь называли городом солнца, ведь именно здесь зародился и был центр культа бога Ра. Сейчас остатки этого города располагаются вблизи пригорода Каира. Когда Древний Египет объединил свои территории, и образовалось Древнее царство, то фараон стал главой всех культов богов , то есть обожествлен. Династия из Гелиополя (V династия Древнего царства) возвысилась в 26-25 вв до н.э. Соответственно, и бог этого города возвысился. Фараоны называли себя в титулатуре сынами Ра – «са Ра».

В других городах Ра отождествляли с местными богами солнца. К примеру, в городе Фивы Ра объединяли с Амоном и называли Амон-Ра, в Элефантине с Хнумом – Хнума-Ра, но самое большее распространение получил Ра-Хорахти – объединение Гора и Ра.

Первоначально Ра выступал в роли бога умершего царя, но в более позднее время бог Осирис стал «главным» в загробном мире. Все равно бог солнца занимал не последнюю роль, так как предоставлял тепло и свет покойникам, участвовал в суде над людьми.

Параллельно с культом Ра существовало поклонение богине Солнца Мафдет, которая изображалась самкой гепарда. В ту эпоху, когда Древний Египет еще не объединился в могучее Древнее царство (то есть до правления династий фараонов), египтяне почитали двух других богов солнца – Хора и Вера. Хор (гор) был непосредственно богом солнца, а Вер – бог Света и Неба, но так как изображение этих двоих богов было одинаково (сокол), то их образы постепенно слились в один – Харвер.

Примерно в этот же период времени с богом Ра стал отождествляться бог Хепри (утреннее солнце), который стал одной из ипостасей бога солнца. С ростом значения и укрепления солнечного культа, становлением Ра главным богом всего Египта почитались все его ипостаси. Их было четыре: сам Ра, «молодой Ра» в виде Хепри, а также две стороны Хора (Гора) – Хармахис и Хорахте.

Поклонение Ра вытеснило культ богини Мафдет на третий план, но образ ее в виде гепарда оказал влияние на изображение Ра. На некоторых исторических памятниках он представлен в виде гигантского кота. Ипостасей бога солнца, которого изображали в виде человека с головой сокола, насчитывается более 20.

В конце правления XI и начале XII Династии город Фивы стал новой столицей. А в этом городе был главным бог солнца Амон. Он должен был стать главным в пантеоне египетских богов, но поклонение богу Ра имело уже глубокие корни, поэтому постепенно, со временем, произошло слияние и появление абсолютно нового бога – Амон-Ра. В свою очередь Ра и Амон все равно существовали отдельно друг от друга.

В эпоху Нового царства жрецы попытались систематизировать многочисленный пантеон египетских богов, но бог Амон-Ра оставался главным.

Аналогом египетскому богу солнца в мифах Древней Греции был Гелиос.

Символ власти Ра

Бога Ра изображали с необычным предметом в руках. Он называется Анх (Анкх). Этот символ был чуть ли не самым значимым иероглифом у древних египтян. Его называли ключом жизни или ключом Нила, а также бантом жизни, узлом жизни, египетским крестом и крестом с петлей. Множество названий вызвано тем, что на изображениях бог Ра держит в руке крест, который венчает кольцо.

Значение анха до сих пор вызывает споры среди египтологов, а также других исследователей и ученых. На сегодняшний день есть много разных трактовок этого символа. Так как анх похож на христианский крест, он и вошел в коптскую символику, как символ власти и вечной жизни. Анх также считался знаком защиты, символом мудрости, вечности и бессмертия. Его можно найти на изображениях, нанесенных на всевозможные предметы, на стены храмов, на амулеты и т.д. Этот древний символ активно применялся древними египтянами.

Мифы о египетском боге солнца Ра

Бога Ра считали творцом всего мира. Люди появились из слез бога. Луну (бог Тот) бог солнца создал для того, чтобы самому отдыхать. Когда бог земли Геб поссорился с богиней неба Нут, Ра повелевал разделить их. Благодаря этому и появились земля и небо.

Мать бога солнца Нут каждый день вечером проглатывает своего сына, а на следующее утро Ра рождается, появляясь на цветке лотоса на вершине холма из Нуна – первобытного хаоса. По другой легенде огненный остров, из которого и возник бог солнца, дал ему власть уничтожить мрак и хаос, водворить в мир порядок. В этом ему помогла дочь – богиня истины и справедливости Маат. Согласно мифам, она всегда стоит на носу его лодки.

Днем Ра перемещается по небесной реке (Нилу) в лодке Манджет и освещает все вокруг. Ближе к вечеру его ждет другая лодка – Месектет, в которой он спускается в подземный мир (преисподнюю). Там он сражается с силами мрака и зла в виде змея Апопа. Одержав победу, на утро предстает во всем величии на горизонте.

Бог Ра правит всеми богами и миром подобно фараону. Со своей лодки ему видно все, что происходит на земле. Посредством бога Ху (бог божественного слова), а также богини мудрости Сиа, Ра разбирает жалобы и отдает указания. Бог луны Тот – верховный сановник, он запечатывает письма и пишет приказы.

Солнечный диск, изображаемый над головой бога солнца, считался видимой частью хозяина неба (животом), иногда толковались как его Око.

Глаза бога солнца Ра

В культуре и искусстве Египта были определенные символы, которые украшали амулеты, одежду, посуду, стелы, лодки и даже саркофаги фараонов. Самыми влиятельными из всех были очи бога Ра. Вообще они жили какой-то своей жизнью, иногда не зависимо от самого Ра.

Изучая различные переводы текстов Древнего Египта, а также мифы и легенды, ученые пришли к выводу, что Очи Ра – главное действующее лицо. Иногда, их передают друг другу, или они сами становятся отдельными героями и творят чудеса.

Если лишиться глаз, то станешь слабым и беззащитным. Об этом говорит миф об Осирисе. Его злой брат – Сет не убивает своего племянника Гора (Хора), а вырывает у него глаз. Исида (жена Осириса) просит помощи у бога Ра и получает ее. Гор побеждает Сета и с помощью волшебного Ока возвращает к жизни своего отца.

Правое око – божественный змей Урей, украшал переносицу любого фараона в виде «Правого (горящего) Ока Ра», его способностью было рассеивание врагов и противников.

Более поздние египетские мифы приписывали левое око богу Гору, сыну богини Исиды. Гор получил Око в наследство, и оно было связано с искусством врачевания. С помощью этого глаза Гор исцелил своего отца Осириса, дав последнему его проглотить. Во многих тысячелетиях сокрыты истоки этого мифа.

В мифе о наказании око жило своей жизнью. Исходя из этой легенды, бог солнца Ра создал вселенную, считавшуюся первой и отличной от нашего мира. Он мирно правил первыми людьми, созданными из его же Ока, а также богами. Прошло много времени и бог начал стариться.

Люди почувствовали, что Ра стал слабеть и начали планировать заговор с целью свержения его. Но бог обладал сверхъестественной проницательностью и смог разглядеть злые умыслы. Ра решил наказать заговорщиков. Собрав совет богов и обсудив сложившуюся ситуацию, бог солнца кинул свое Око в смутьянов и оно стало яростной его дочерью Сехмет (по другим источникам Хатор).

По другому мифу Ра сам отдал свое правое Око (Урея) богине Басти (богиня радости и веселья). Он это сделал для того чтобы она смогла защитить его от главного врага – змея Апопа.

Богиня Тефнут отождествлялась с Оком Ра. Однажды Тефнут рассердилась на бога и покинула отца. Уйдя в пустыню, богиня бродила в одиночестве в образе львицы. Бог солнца тосковал по дочери, так как нуждался в ней, ведь она защищала его от врагов.

В эпоху правления пятой династии, богу Ра был возведен четырехгранный обелиск Бен-Бен, который был его фетишем. Солнечный диск вызывал у всех народов живой интерес и фанатичное поклонение, древние египтяне не были исключением, наоборот, именно в этой бог солнца был самым почитаемым.

Основные функции и свойства солнечных божеств в мировой мифологии:

  • управление солнечным колесом, солнечным диском – цикличностью восход/заход, движением «солнечной колесницы»;
  • освещение всего мира, способность к абсолютному вниманию и провидению, их видение распространяется на землю и на подземный мир;
  • борьба Света с тьмой;
  • независимая позиция в пантеоне, соперничество с богами-громовержцами (соперничества Солнца и Юпитера за влияние на общество).

Зооморфные образы солнечных богов – лев, конь, лебедь, иногда волк, пчелы.

Растения – дуб, лавр.

Продукт – мед.

Покровительствуют героям, провидцам и оракулам, врачевателям и целителям.

Солнечные образы богов в мировой мифологии

Боги Солнца в Древнем Египте

Хепри-Атум-Ра – образы этих божеств символизируют три стадии движения солнечного диска по небу. Утреннее солнце, «возникающее» – бог Хепри, дневное Солнце в своей максимальной силе – великий Ра, и вечернее солнышко – Атум.

Ра, Атум, Хепри

Хепри – символ солнечного постоянства, его зооморфным образом был жук-скарабей с навозным шариком, который он катит перед собой, без устали. Хепри – неутомимый деятель, созидающий собственный мир.

Атум – бог-демиург, имевший некую двойственность в своем образе, изображался в виде человека, носящего двойную корону, что означало его влияние на верхний и нижний Египет, объединение этих территорий под его началом. Иногда представал в образе змея, замещал бога Нуна в божественном суде над людьми, – в этом образе считался способным погрузить в первозданный хаос человеческую цивилизацию.

Египетский бог Солнца Ра – гармонично совмещал в себе все три ипостаси, ежедневно его барка проплывала над всей землей. А ночью проходила по территориям подземного царства, где светила умершим. В то время как сам божественный Ра сражался со змеем Апопом – египетским символом тьмы.

Иногда указывали, что на носу солнечной барки находилась Маат – богиня справедливости и порядка, способствовавшая обустройству мирового и подземного бытия.

Фараоны Египта величали себя и считались сыновьями солнца Ра, после своей смерти они оправлялись к отцу и сопровождали его в путешествии по небосводу. Таким образом, фараон – наместник Солнца на земле занимает более высокое место по значимости, чем жрецы – служители бога-Громовержца (юпитерианская функция).

Амон – бог солнца всего Египта, более поздний, его образ слился с богом Ра.

Атон – «видимое солнце» – отдельное египетское божество солнечного диска, считался носителем энергии всех трех богов – Хепри-Атум-Ра, их физическим телом. Возможно, это самый древний солнечный бог Египта. Изображался в виде солнечного диска с лучами на концах которых были руки, держащие ключи жизни. Податель благ, простирающий их к любящим его людям.

Барельеф. Эхнатон поклоняется богу Атону

Это само видимое и зримое солнечное колесо. Наиболее силен культу Атона-Ра был при фараоне Эхнатоне («угодный Атону»), при нем была сделала попытка внедрить единобожие. И бог Атон – считался, хоть и недолго, единственным и вездесущим царем Вселенной, с приходом которого все остальные божества упразднялись.

Сехмет – олицетворяла око светила Атума-Ра, богиня изображавшаяся в образе . Могла насылаться как наказание на людей в виде палящего зноя и засухи, в которых сгорали людские грехи.

Боги Солнца у греков

Гелиос – имя бога Солнца, что означает «светящий» и ослепительный. Его рождение связано с первозданным океаном. Проделывает дневной путь, проплывая по небу с востока на запад в золотой колеснице, которая приводится в действие четырьмя конями имеющими огненную природу. Ночью же пересаживается в золотую чашу и переплывает ночное море с другой стороны земли.

Его личный дворец построен из драгоценных камней, полон золота и драгоценностей.

Облачен в золотой шлем, имеет устрашающий облик и отличается весьма яростным характером, но греки считают его безгрешным. Он с небес видит все преступления людей и может покарать их – наслать слепоту.

Апполон – бог солнца античного времени, греческий солнечный бог с 9-ю музами, олицетворяющий хоровод космоса: Солнце и 9 планет.

Этот более современный образ Солнца представляет собой сочетание ясности небесного светила, связанную с силами стихий земли. Может быть на небе и на земле, и даже спускаться в подземный мир, может давать силы и забирать их, исцелять человека и напускать на него болезни и мор.

Апполон обладает талантом предвидения и прорицания, он единственный из олимпийских богов, который «знает будущее». Покровительствует людям, которые способны понимать и ценить все творчество природы и уважать созданное человеком, творческим людям, имеющим собственную индивидуальность.

Квадрига Апполона

Иногда изображается с четырьмя руками. Его зооморфные образы – волк, лебедь. Мог быть «яростный как волк» и утонченным как лебедь. Связан с такими растениями, как дуб и лавр.

Может выступать судьей, поражать людей своими лучами, как стрелами. Также покровительствует героям, врачам и целителям. Его сыном является целитель Асклепий, способный воскресить человека. При всей своей силе и утонченности, охваченный чувствами, над которыми не властен, иногда бывал отвергнут как богинями, так и смертными женщинами.

Имеет проблемы в отношениях с Зевсом, который убил молнией его сына Асклепия за то, что тот осмелился воскрешать людей. Вынужден подчиняться зевсовым приказам, но старается всегда проявлять независимость.

Фаэтон – «сияющий», сын Гелиоса, увел отцовских коней, но не смог ими управлять.

Кадр из диафильма “Фаэтон – сын Солнца”

Когда кони понесли колесницу мимо звездной дороги, был убит за дерзкий поступок Зевсом-громовержцем. Имя Фаэтона стало нарицательным для качеств дерзости и безрассудства.

Диоскуры – «сыновья неба», а конкретно дети Зевса, однояйцевые небесные близнецы, смертный и бессмертный, которые по очереди всходят на небе, превращаясь в утреннюю и вечернюю зарю. Бессмертный брат разделил свое бессмертие со смертным братом, поэтому они являют собой гармонию противоположностей, сменяющих друг друга: в небе и под землей. Диоскуры в древней Греции считались покровителями коней.

Геракл – герой греческих мифов, отождествляется с годовым циклом – его 12 подвигов соответствуют прохождению Солнца по 12-ти Знакам Зодиака.

Пегас – крылатый конь, способствующий развитию солнечных принципов в человеке – вдохновения, творчества и развития культуры. Часто используется в современном мире как образ и .

Беллерофонт – греческий солнечный герой, именно он владел Пегасом, победил огнедышащую химеру. Хотел на Пегасе достигнуть вершины Олимпа, но боги сбросили его на землю, наказав за гордость.

Скифы и славяне

Хорс – бог Солнца у славян, дающий жизненную силу и тепло миру всех живых существ, что является устойчивым благом. Создан богом Родом, жена Хорса – Заря-Заряница. Их дети – сын Денница (легенда о нем аналогичная легенде о Фаэтоне – сыне Солнца, который взялся управлять солнечной колесницей отца и разбился) и дочка Радуница. С именем Хорса связан славянский хоровод.

В отличии от других народов, в славянской мифологии громовержец Перун и Хорс не являются врагами или соперниками. Наоборот, Хорс помогает найти, освободить и оживить живой водой бога Перуна, похищенного Скипер-Зверем.

Хорс в славянской мифологии помогает и покровительствует лишь работящим и ответственным людям-труженикам, живущим по благим традициям. Его праздник – 18 августа, называется Хорояр, в этот день чевствуют Хорса и Ярило.

Колоксай – скифский солнечный бог («круг-царь», властелин круга солнечного, зодиака), царь-солнце, который читается прародителем народа скифов, сколотов. По легенде был младшим из трех братьев, который узнал о своей силе и способности быть носителем золотого небесного огня, когда с неба упали священные предметы: плуг (дар Рода), секира (дар Перуна) и чаша (дар Денницы). Только он, Колоксай, единственный из семи братьев смог прикоснуться к этим святыням.

Дажьбог – «податель благ», древний бог Солнца у славян, традиционно изображался в виде солнечного всадника на солнечном коне.

Даждьбог родился не от плотского соития – небесная молния ударила в камень – и проступил на нем образ. Даждьбог преобразился. Он был распят. Он умер и сошел в пекельное царство. Но Даждьбог победил Смерть (Морену) и воскрес. И Даждьбог взошел к своему Отцу на небо.

Последующая легенда о воскрешении Христа, который также является солнечным образом, ассоциируется с историей Даждьбога.

Этому богу присуща доброта и щедрость, от дарит людям свою любовь и тепло – от избытка. Является божеством золота и серебра.

Гайтосир – по мнению Геродота, это скифский бог, аналог греческого Апполона.

Гайтосир

Однако, судя по изображению и присутствию лука и стрел, это больше юпитерианский, а не солнечный образ.

Семиты и Библия

Ярихбол – гонец Солнца. В Сирии, в Пальмире Ярихбол принадлежит к «святой троице» богов, состоящей из Бела – верховного божества, бога солнца Ярихбола, и лунного Аглибога.

Шамшу/Шапаш – богиня Сонца семитов – покровительница предсказателей и оракулов. Её силы всевидения распространяются как на видимый и зримый мир, так и на подземный мир мертвых, где она способна помогать героям и богам.

Баал-Хаммон – семитский «господин жара», покровитель плодородия земли. Во времена правления Птолемеев, культ этого бога слился с культом солнечного Гелиоса, – в результате Баальбек, центральный город культа Баала был переименован в Гелиополис. Баал-Хаммон почитался в Пальмире и в Карфагене как 100% солнечное божество.

В дальнейшем, образ менялся, Баал превратился в нечто большее, получил способности бога-творца, верховного бога, громовержца.

Самсон – ветхозаветный герой, богатырь, обладатель необыкновенной силы, прославившийся своими подвигами. Имел длинные волосы, в которых была заключена его богатырская мощь. Погиб геройски, обвалив огромное здание, придавившее его самого и большое количество врагов.

Двуречье и Малая Азия

Уту – шумерский бог Солнца, заступник и судья, представляется благожелательным существом, любящим людей.

Шамиге (Шамаш) – «светлый», солнечный бог, олицетворяющий аспект безошибочного судьи, связан с колесом времени, так как является законом самому себе и определителем судеб всех живущих. В этой связи Шамаш является исполнителем космического закона, его слугой. Всевидящий и всезнающий, покровительствует предсказателям и оракулам.

Истанус/Эстан – хеттский бог, его имя означает «лучезарный», управляет упряжкой коней, на которой двигается по небу.

Ашшур (Ассир) – «царь», аккадское божество, чьей эмблемой был солнечный крылатый диск. Стал центральной фигурой пантеона богов Ассирии, был основным покровителем одноименного города Ашшур/Ассир. Считался символом царской власти, который своим подданным может обеспечить неиссякаемый поток энергии жизни.

Индия и Иран

Сурья – «солнце», индийский бог, его лучи изображались в виде семи кобылиц, которые везли колесницу Сурьи. Именно поэтому, в списке божественных солнечных существ Индии так много лошадиных образов. Сурью и его лучи сравнивали также с ежом, который колет человеку глаза.

Считается, что изначально Сурья был сокрыт в океане, в первозданных водах космоса, откуда он получил собственную божественную энергию, которая считается неисчерпаемой. И только после этого боги поместили его на небо.

Называется оком богов Митры и Варуны, его взгляд такой быстрый, что способен мгновенно обозревать весь мир и исправлять злые дела людей.

Является покровителем целителей, сам способен врачевать, его лекарство – это мед – солнечный продукт.

Участвует в божественной конфронтации, где вынужден уступить громовержцу – богу Индре, что символически означает способность грозовых туч заслонять свет Солнца. По легендам Индра разбил солнечную колесницу Сурьи своими молниями и одержал над ним победу.

Хварн – иранский солнечный диск, дарует блага, здоровье и свет, в общем, всё хорошее. Хварн – это величественное сияние, слава, счастье и достоинство, которыми он может наделить и человека, как в течении жизни, так и дом и род человека после его смерти.

Савитар – «порождающий», «широкорукий» и золоторукий бог индусов, ездит по небу на колеснице. Утром он приводит всех живых существ в действие (три неба и три земли), наполняя их жизненной силой, забирая их грехи и уничтожая болезни. А ночью успокаивает весь мир, угомоняет людей, ненадолго лишая их своего внимания.

Вивасват (Фарн) – «сияющий», индийцы считали, что это божество изначально родилось безруким и безногим. Вторая версия ещё более жесткая – что якобы старшие братья Вивасвата – Митра и Варуна, отсекли ему ручки и ножки, и тому ничего не оставалось, как стать «колобком»-Солнцем и катиться по небу.

Его зооморфный аспект – небесный солнечный конь. Что не мешает ему считаться мировым творцом, снабжающим цивилизации потоками божественной энергии.

Ашвины – кони-близнецы, «рожденные от коня» дети Вивасвата и его жены Санджали, которая в образе кобылицы убегала от него (как тень от Солнца). Олицетворяют утреннюю и вечернюю зарю, а также Ашвины выполняют функцию то коней, то колесничих бога Сурьи. Они за день, объехав весь мир, обязательно умудряются спасти кого-то и принести многим людям дары, в том числе в виде долгожительства.

Эти кони-близнецы в Индии участвуют в свадебных ритуалах, где ценится их способность объединять разные проявления и разных людей. Также считаются покровителями целителей.

Аруна – «красноватый», еще один индийский солнечный колесничий (видимо, они посменно там работают, чтут трудовой кодекс). Ему приписывалась некоторая ущербность, якобы он родился из яйца недоразвившимся. Аруна – символ утреннего рассветного Солнца.

Таркшья – еще один солнечный конь, упоминается в «Ригведе» сверкающий золотом и приносящий победу в любой скачке. В более поздних текстах Таркшья ассоциируется уже не с конем, а орлом Гарудой, носящим на себе бога Вишну.

Дадхикра – и ещё один солнечный жеребец, что символизирует дневной ход Солнца. Дадхитру сравнивают также с водоплавающими птицами: гусем, лебедем, что символизирует годовой круговорот светила.

С ним индийцы связывают все функции дневного светила: он обладает природной красотой, что особенно явно на заре; он сплачивает все племена, так как принадлежит всем и обо всех сразу заботится; приносит свет и пищу.

Эташа – вы удивитесь, но и это солнечный конь, принадлежащий Сурье, его имя обозначает «пестрый», связан с образом зари.

Уччайхшварас – последний в списке индийских солнечных коней, этот еще называется белым. Сначала он считался конем Индры, но в более поздних священных текстах, Уччайхшварас значится уже как конь Солнца-Сурьи.

Германцы и Кельты

Соль – женский образ солнечного божества скандинавской мифологии, у германцев аналогичный образ имеет имя Сунна. В её распоряжении два солнечных коня, везущих колесницу. Солнечные искры, которыми Соль освещает мир, черпаются ей из огненной страны Муспельхейм.

Отправлена на небо за гордыню, как и её брат – лунный бог, месяц Муни. В легендах предсказано, что в конце времен (Рагнарёк) Соль будет проглочена волком-великаном.

Хорс и Хенгерст – два коня германской мифологии, символизируют две зари – утреннюю и вечернюю.

Тальезин – кельтский солнечный бог с большим потенциалом энергии, несравненными талантами. Покровитель честолюбия, стратегических действий и красноречия. Ассоциируется со способностью приносить себя в жертву. Управляет 2-й декадой знака Березы кельтского гороскопа (10 – 20 градусы Козерога).

Артур – наиболее знаменитый из кельтских героев. Символическая модель его истории «Король Артур и 12 рыцарей Круглого Стола» описывает солнечный цикл движения по 12 знакам зодиака.

Прибалты

Сауле – богиня Солнца, покровительница тепла, жизненной энергии, здоровья и плодородия. Сестра Месяца, в других источниках – жена Месяца, с которым они развелись из-за любви мужа к Утренней Звезде (Венере). Сауле помогает праведным, заботиться о том, чтобы у всех, особенно у сирот, было своё «место под солнцем». Воздает кару людям грешным.

Изредка Сауле в ступает в трехдневный бой с главным богом неба Диевсом.

Усиньш – бог лошадей, сын бога неба Диевса, он олицетворял и солнце и его утреннюю и вечернюю зарю. Двигается по небу на 9 конях. Иногда зори выделяют в отдельные образы, которые называют уже сыновьями Усиньша. Прибалтийские народы приносят им парные жертвы и танцуют традиционный танец, символически изображающий солнечный бег по небу, его уход и возрождение.

Солнце связано с медом, а Усиньш считался «пчелиным богом».

Китай и Япония

Янь-ди – китайский «бог пламени», Солнца, юга и лета. В определенный момент слился в мифологии с Шэнь-нуном, китайским богом земледелия. Поэтому неудивительно, что ипостась Янь-ди – «красная птица», то есть заря принесла людям девять колосьев, которые он сам посадил в землю. Про китайским легендам эти злаковые растения могли сделать людей бессмертными, настолько целительной была солнечная энергия божества.

В битве Янь-ди уступает Хуан-ди своему единоутробному брату, который рожден от луча молнии. Разумеется в китайском пантеоне – этот Хуан-ди – глава богов, имеющий центральное место, громовержец, образ Юпитера.

Си-Хэ – божество китайской мифологии, считается матерью десяти солнц, которых она вывозит на небо в порядке очереди (поэтому каждый год солнце имеет уже другой характер), управляет колесницей коней.

Аматэрасу – «светящая в небе», солнечная богиня Солнца, именно от неё якобы вели род японские императоры. Богиня поддерживала сельское хозяйство и сама ухаживала за множеством полей риса.

Индейцы

Уицилопочтли – «колибри», верховное божество ацтеков, олицетворяет Солнце, побеждающее ежедневно ночные силы. Якобы обещал племени ацтеков, что приведет их в такое место, где они смогут стать благословенным, избранным народом.

Покровительствовал сначала воинам и охотникам, позже – знатным членам племени. Символом его был хлеб с медом, которые члены племени съедали на праздниках, передавая по кругу.

Этому богу приносились человеческие жертвы, для него в Теночтитлане построен храм.

В более поздних легендах, образ Уицилопочтли слился с Тонатиу.

Тонатиу – «Солнце», выглядит как юноша с красным цветом лица и огненными волосами, для того чтобы справляться с ночным периодом, ему якобы необходимы кровавые жертвоприношения от людей. Символом Тонатиу стал орел, который обычно означает не солнечное, а уже юпитерианское влияние.

Суэ (Бочика) – частично солярный, частично юпитерианский бог индейских племен чибча-муисков. Учил племена добрым нравам, разного рода ремеслам, справедливому строению общества. По одной из легенд в момент наводнения, Сэу появился на радуге и спас людей от смерти, прекратив наплыв воды.

Вариации образа Бочики – имена Сугумонша («солнце, которое становится невидимым») и Сугунсуа («палящее солнце), Суатива («солнце – военный вождь»). Всем этим богам приносились жертвы в виде животных и людей, в том числе младенцев – для того, чтобы бог мог пополнить свои силы и энергию.

Инти – могущественный солнечный бог инков, принадлежит к триаде главных богов (вместе с богом грома и богом-творцом мира).

Курикавери – «большой огонь», считался самым щедрым и могущественным богом. Индейцы-тараски представляли Солнце в виде орла Курикавери, парящего в небе, солнечные лучи ассоциировались с перьями. За то, что он давал человеку все необходимое для жизни, ему в ответ приносилось золото, цветы и плоды.

Таким образом, все образы солнечных богов идентичны, что указывает на одни и те же ассоциативные ряды, создаваемые человеческой фантазией в разных странах мира и этносах.

Поэтому стоит сделать вывод о единой смысловой архитектуре нашего разума которая нам подарена (или навязана) Матрицей.