Бог молнии у древних славян. Перун - бог грозы, грома и молнии. Внешность и атрибуты

  • Дата: 07.03.2024

Перун - славянский Бог Грозы, Бог грома и молнии. Его представляли себе немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой. Сразу отметим, что рыжая борода - непременная черта Бога Грозы у самых разных народов. В частности, рыжебородым считали своего Громовержца (Тооа) скандинавы, соседи и родственники славян по индоевропейской семье народов. Надо ли говорить, что огненно-золотой цвет бороды Бога Грозы отнюдь не случаен!

Волосы же Бога Грозы уподоблялись грозовой туче. Скандинавские сказания отмечают, что разгневанный Тор «потрясал волосами». Какого цвета были волосы у Тора, определённо не сказано, а вот у славянского Перуна они действительно как грозовая туча - чёрно-серебряные. Недаром изваяние Перуна, стоявшее некогда в Киеве, описано в летописи так: «Голова серебряна, ус злат».

Славяне видели своего Бога мчащимся среди туч верхом на коне либо в колеснице запряжённой крылатыми жеребцами, белыми и вороными. Между прочим, сорока была одной из птиц, посвящённых Перуну, именно из-за своей чёрно-белой окраски.

Имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает «Тот, кто сильно бьет», «Разящий». Некоторые учёные усматривают связь имени Бога Грозы с такими словами, как «первый» и «правый». Что касается «первого», то Перун действительно был главнейшим Богом в языческом пантеоне Киевской Руси и, вероятно, старшим сыном Сварога. Не лишено смысла и сближение его имени с «правым». Перуна считали наши предки учредителем нравственного закона и самым первым защитником Правды

Отчаянно гремит по неровностям туч несущаяся Перунова колесница - вот откуда гром, вот почему он «прокатывается» по небесам. Впрочем, на сей счёт бытовали разные мнения. Еще говорили, что гром и молния - эхо и отблеск ударов, которыми Перун награждает небесного Змея, стремящегося снова ограбить Богов и людей - похитить Солнце, скот, земные и небесные воды. А в отдалённой древности полагали, что на самом деле гром - это «клич любви» на празднике свадьбы Неба с Землёй: известно же, как хорошо все растёт после грозы…

Согласно некоторым источникам, молнии у Перуна были двоякого рода: лилово-синие, «мертвые», разящие насмерть, и золотые, «живые», созидающие, пробуждающие земное плодородие и новую жизнь.

Давно замечено, как чист воздух и как легко дышится, когда отгремела гроза. Славяне-язычники и этому нашли объяснение. Всё дело в том, говорили они, что нечистая сила в страхе разбегается перед гневом Перуна, прячется в норы и долго ещё не смеет высунуться наружу!

Перун, в большой степени «ответственный» за плодородие, имеет особое отношение к хлебу. Сохранилась легенда о том, как некая неразумная женщина отправилась в поле работать в праздник Перуна (20 июля), чеиз по обычаю девать было нельзя. Рассердившийся Перун сдержал поначалу свой гнев. Но когда ребёнок, оставленный на меже, обмарал пелёнки и мать вытерла его пучком хлебных колосьев (по другой версии, осквернению подвергся кусок печёного хлеба) - беда разразилась: поднялся вихрь и унёс в тучу весь урожай. Часть его всё-таки удалось отмолить обратно, но «стоколосым» (по сотне колосьев на каждом стебле) хлеб никогда уже больше не родился…

С громом небесным связана и легенда о происхождении жемчуга. Славяне считали, что он зарождается из отражения молнии, запечатлённой в глазах моллюска-жемчужницы в момент, когда тот испуганно захлопывает створки раковины при виде грозы…

Оружием Перуна первоначально были камни, в дальнейшем - каменные топоры и наконец - золотая секира: Боги «прогрессировали» вместе с людьми. Топору - оружию Громовержца - с глубокой древности приписывалась чудесная сила. Топором ударяли по лавке, на которой кто-нибудь умер: полагали, что тем самым будет «подсечена» и изгнана смерть. Топор крест-накрест перебрасывали через скотину, чтобы она не болела и хорошо плодилась. Топором чертили над больным Солнечный Крест, призывая на помощь сразу двоих братьев-Богов. А на лезвиях топоров часто выбивали символические изображения Солнца и Грома. Подобный топор, всаженный в дверной косяк, был неодолимым препятствием для злой

нечисти, стремящейся проникнуть в человеческое жильё. Поистине не перечесть обычаев и поверий, связанных с топором. Даже всем известный «куриный бог», камешек с отверстием посередине, который заботливые хозяева посейчас стараются повесить в курятнике, - не что иное, как воспоминание о древнем каменном топоре, одном из символов языческого Бога Грозы…

Другой символ Перуна - так называемый громовый знак, похожий на колесо с шестью спицами. Учёные полагают, что древние люди использовали здесь форму снежинки, ведь святилища Перуна устраивались как можно ближе к тучам и Небу - на вершинах гор (во всяком случае, на самых возвышенных местах), где раньше всего появляется снег. Этот знак до сих пор можно видеть на избах старой постройки — его резали и для красоты, и из чисто «практических» соображений - в качестве громоотвода…

Когда у славян появились князья и боевые дружины, Перуна стали считать покровителем воинов. Поэтому некоторые исследователи теперь пишут, будто Перун - исключительно «дружинно-княжеский» Бог, вовсе не популярный среди простого народа. Вряд ли это было действительно так! Ведь гроза - не только небесная битва, она необходима и пахарю, ждущему урожая. А главный подвиг Перуна как раз и состоял в том, что он вернул Земле плодородие, вернул Солнце и дождь.

Перуну было посвящено животное — дикий тур, огромный, могучий лесной бык. Есть у Перуна свое дерево - дуб, есть и любимый цветок, который в Болгарии до сих пор зовут «перуникой». У него шесть лилово-голубых лепестков (громовый знак!), поросших золотистыми волосками (молния!). Он расцветает весной, когда гремят первые грозы. Цветок этот очень красив, и называется ирисом- по-гречески «радужным», потому что различные сорта ирисов бывают самого разного цвета. Научное, латинское название перуники - Iris Germanica.

Святилища Перуна устраивались под открытым небом. Они имели форму цветка, в тех святилищах, что раскопаны археологами, «лепестков» обычно восемь, но в древнейшие времена, по мнению учёных, их было шесть. «Лепестки» представляли собой ямы, в которых горели неугасимые священные костры. Посередине ставилось скульптурное изображение Бога. Теперь слово «идол» имеет в нашей речи несколько презрительный оттенок (вспомнить хотя бы «идолище поганое»), приходится иногда даже слышать, будто древние славяне «верили в идолов». Но это всё равно что утверждать, будто христиане «верят в иконы».

Перед изображением Бога помещался алтарь, обычно в виде каменного кольца Туда складывали приношения, проливали жертвенную кровь: чаще всего - животную, а если народу грозило серьёзное несчастье - то и человеческую. Жизнь во все времена считалась священным даром Богов человеческое жертвоприношение было чрезвычайным, исключительным актом. И надо ещё учитывать, что, по утверждению учёных, человек, назначенный в жертву, вовсе не обязательно заливался горькими слезами и пробовал убежать. Жертвы бывали и добровольными: человек уходил к Богам, чтобы поведать им о нуждах своего народа, попросить помощи, отвести беду.

Православная церковь запретила молиться прежним Богам, и святилища были разрушены с той же ненужной жестокостью, с какой спустя почти тысячу лет воинствующими атеистами были разрушены церкви. И мы знаем мифы древней Греции намного лучше чем свои…

Перун – бог грома и молний, сын . Он занимал лидирующее положение в славянском пантеоне второго круга. Со временем Перун стал покровителем князя и его дружины. Внешне Перун похож на немолодого мужчину крепкого телосложения с седыми волосами и темно-золотыми усами и бородой. Одет Перун в доспехи золотистого цвета, а вооружен он палицей и топором, но атаковать врагов божество предпочитает не в ближнем бою, а стреляя в них своими молниями. Перуна часто представляли верхом на огненном коне или в колеснице, так же запряженной огненными лошадьми.

Капище Перуна

Капища в честь Перуна всегда устраивались на возвышенностях, причем выбиралось самое высокое место в округе. Идолы изготавливались преимущественно из дуба — это могучее дерево было символом Перуна . Иногда встречались места поклонения Перуну , устроенные вокруг растущего на холме дуба, считалось, что так Перун сам обозначает наилучшее место. В подобных местах не ставилось дополнительных идолов, а дуб, расположенный на возвышенности, почитался как идол. В качестве жертвы богу грома приносили быков, причем их убивали непосредственно на капище, перерезая горло, и когда кровь переставала течь, тушу закапывали тут же в землю.

Способности

Перун – бог-громовержец, он способен вызывать сильнейшие грозы и метать молнии. Обладает Перун и огромной физической силой, которой выделяется не только среди людей, но и среди остальных богов. Как и его братья, Перун — превосходный маг: он способен менять свой облик по собственному желанию, умеет летать и создавать призрачных , которые исчезают, когда перестает действовать магия.

Сфера влияния

В первую очередь Перун покровительствует воинам, его почитали после больших побед, а так же просили помощи перед крупными сражениями. Но сфера влияния божества военными делами не ограничивалась: Перун защищал Явь от из Нави, изгоняя их молниями и огнем обратно в другой мир.

Враги

Всегда открыто противопоставлялся Перуну , и в истории сохранилось немало мифов и легенд об их взаимной неприязни. Однако это нельзя назвать враждой в прямом смысле этого слова, они скорее как два брата, которые учиняют друг другу мелкие пакости, чтобы привлечь к себе внимание.

бог грома и молнии у древних славян. по истории вопросы и получил лучший ответ

Ответ от Ёветлана Забелевская[гуру]

У Перуна мысли быстры,
Что захочет - так сейчас.
Сыплет искры, мечет искры
Из зрачков сверкнувших глаз.
(К. Бальмонт)
ПЕРУН - Бог грома и молний, как небесного огня, упомянут в летописях в договорах русов и славян с ромеями (кн. Олег - 907 г, кн. Игорь - 945 г. , кн. Святослав - 971 г.). Сварожич (Перун - в русских летописях, Перунова, Перун, то есть Юпитер - в "Mater Verborum", Пероун - в "Слове и откровении святых апостолов" из поучений против язычества 14 века). Как елинский бог (намек на Зевса) поминается в "Слове о мздоимании" (список XVI века) и в "Слове о покаянии" (список XVI века). Верховный бог пантеона кн. Владимира - бог правящей военной элиты, князя и дружины. Бог карающий за несоблюдение законов Яви и Прави.
Великий князь Владимир Святославич поставил его во главе остальных богов и установил монумент рядом с княжеским дворцом в Киеве. После крещения Руси сам же велел его свергнуть и утопить в водах Днепра. Люди бежали следом и кричали: «Выдыбай, Боже!» («Выплывай, Боже!»). Место, где волны выбросили на берег деревянную статую Громовержца, и по сей день называется Выдубичами. На Подоле была построена одна из древнейших в Киеве церквей Ильи Пророка (христианская замена Перуну). Перед входом в церковь изображен седовласый мужчина, возносящийся на небо на колеснице, запряженной огненными лошадьми.
Родителями Перуна были Сварог и Лада (от ее второго имени, Слава, произошло название славян). Появление на свет Перуна ознаменовалось мощным землетрясением.




4. Защитник Яви.
5. Податель мужской силы.
ссылка
ссылка

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: бог грома и молнии у древних славян. по истории вопросы

Ответ от Акжан Закариянов [активный]
Перун, в славянской мифологии самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии.
У Перуна мысли быстры,
Что захочет - так сейчас.
Сыплет искры, мечет искры
Из зрачков сверкнувших глаз.
(К. Бальмонт)
ПЕРУН - Бог грома и молний, как небесного огня, упомянут в летописях в договорах русов и славян с ромеями (кн. Олег - 907 г, кн. Игорь - 945 г. , кн. Святослав - 971 г.) . Сварожич (Перун - в русских летописях, Перунова, Перун, то есть Юпитер - в "Mater Verborum", Пероун - в "Слове и откровении святых апостолов" из поучений против язычества 14 века) . Как елинский бог (намек на Зевса) поминается в "Слове о мздоимании" (список XVI века) и в "Слове о покаянии" (список XVI века) . Верховный бог пантеона кн. Владимира - бог правящей военной элиты, князя и дружины. Бог карающий за несоблюдение законов Яви и Прави.
Великий князь Владимир Святославич поставил его во главе остальных богов и установил монумент рядом с княжеским дворцом в Киеве. После крещения Руси сам же велел его свергнуть и утопить в водах Днепра. Люди бежали следом и кричали: «Выдыбай, Боже!» («Выплывай, Боже!») . Место, где волны выбросили на берег деревянную статую Громовержца, и по сей день называется Выдубичами. На Подоле была построена одна из древнейших в Киеве церквей Ильи Пророка (христианская замена Перуну) . Перед входом в церковь изображен седовласый мужчина, возносящийся на небо на колеснице, запряженной огненными лошадьми.
Родителями Перуна были Сварог и Лада (от ее второго имени, Слава, произошло название славян) . Появление на свет Перуна ознаменовалось мощным землетрясением.
Итак, Перун, сын Сварога старший:
1. Бог грома и молний, как небесного огня
2. Покровитель воинов и княжеской дружины.
3. Бог-управитель, бог карающий за неисполнение законов.
4. Защитник Яви.
5. Податель мужской силы.
ПЕРУН

Бог грома, бог молнии и бог погоды является часто высшим небесным богом, как, например, Зевс. Кронид или Кронион в Древней Греции или Перун у славянских народов, символом которого является булава.

Как «громовая стрела» или «алмазный скипетр » рассматривается в Индии и Тибете ритуальный предмет, используемый в тантрийском буддизме для того, чтобы «расколоть невежество и освободить познание» . В японской иконографии бог грома изображался в виде раскрашенной красным цветом фигуры бога Райина с венцом из восьми барабанов в виде бубнов. В общем и целом гром считается впечатляющим и реально осязаемым воплощением власти небесной сферы, которая, с одной стороны, угрожает человеку, а с другой — охраняет его от враждебных ему существ.

Перун — бог грома и молнии, покровитель воинов

Перун — бог грома и молнии, покровитель воинов. По воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческою силою пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал Мир. Отсюда Перун производитель, творец. В то же время Перун — божество грозное и карающее; его явление возбуждает страх и трепет. Перуну приносились в жертву животные, дети, пленные; ему был посвящен дуб, из которого, по преданию, добывался живой огонь; его именем произносились торжественные клятвы, например при заключении договоров. Древнее поклонение Перуну перенесено в христианскую эпоху на Илью пророка. Перуна представляли в виде немолодого мужа: по древнерусскому летописному описанию голова его деревянного идола была серебряной, а усы — золотыми. Главным оружием Перуна были камни, стрелы, а также топоры, являвшиеся предметами языческого культа.

Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли. Земля здесь давала богатые урожаи, могла прокормить много народу. Выращивались лен, конопля. Прошли века бурных исторических событий. Славяне, что расселились на полях по среднему течению Днепра, назывались полянами. Предки наши, славяне, в незапамятную еще старину пришли из Азии в Европу.

Раскаты грома, сильный дождь, молнии во все небо Даже современному человеку эти природные явления внушают некоторый страх. Представьте же, каково было людям, жившим на десять-пятнадцать веков ранее!

Тогда человек еще только начал овладевать природными тайнами, многое было ему непонятно. И все то, что нельзя было объяснить с точки зрения логики либо науки, он объяснял существованием сверхъестественных сил и богов. Бог грома и молнии являлся в те времена самым главным среди прочих божеств. Именно ему поклонялись более всего, его боялись и почитали.

Перун - бог грома, молнии и войны у славянских народов. Считалось, что он поражает тех, кто провинился или как-то прогневил его. Для того чтобы задобрить Перуна, в жертву ему приносили животных, а также вырезали на каждом доме символ в виде молнии. Имя его встречается во многих исторических источниках. К примеру, в Повести временных лет, написанной Нестором, Нептун упомянут более десяти раз. Бог грома и молнии у славян вызывал трепет и страх; говорили даже: Схвати тебя Перуном!, что означало пожелание бед и несчастий.

Люди верили, что Перун карает за несоблюдение особых законов. Считалось, что на тех, кто ему не угодил, Перун ниспошлет камни, топоры, стрелы и, конечно, гром и молнию. Если какую-то семью или даже целую деревню одолевали неурожаи и, как следствие, голод и болезни, это означало вмешательство Перуна и служило напоминанием о том, что люди ведут разгульный образ жизни и недостаточно трудятся.

Бог грома и молнии был одним из первых объяснений неизведанных явлений природы. Культ Перуна зародился еще больше трех тысячелетий назад. Однако его не только боялись, но и просили о благополучии. Люди верили, что в случае регулярных жертвоприношений и безоговорочного почитания Перун ниспошлет им процветание, избавит от болезней, сделает так, чтобы урожаи были богатыми.

Перун считался прародителем всех славян. Помимо вырезанных из дерева идолов, у людей присутствовали и изображения бога: это был могущественный воин с иссиня-черными волосами с сединой и длинной огненной бородой.

В Киевской Руси бог грома и молнии стал предметом поклонения еще в VI веке. Позже развитию этого культа, как выяснилось по результатам многочисленных исследований язычества, способствовал сам князь Владимир. Даже после того как по его приказанию на Руси было принято христианство, деревянного идола, символизирующего Перуна, не сожгли, как многие другие фигуры богов, а пустили по Днепру. Владимир и не мог этого сделать, так как остатки прежней веры в языческие божества все еще крепко сидели в головах людей. Ему было страшно полностью уничтожать символ благополучной жизни и удачного ведения военных дел.

Времена, когда люди массово верили в языческих богов, прошли. Однако и сейчас есть те, что называются староверами: они, продолжая традиции своих предков, поклоняются древнейшим богам, среди которых, конечно, есть и Перун.

Перун - языческий бог грома и молнии в мифологии восточных славян и принадлежит к их пантеону богов. Покровитель монархов, символизировал их власть. Покровительствовал всему, что касалось военному делу: покровитель воинов, дружинников. В славяно-греческих договорах говорится, что обещание заклиналось именем Перуна. В тех же договорах на втором плане находился славянский бог - Велес. Культ этого бога грома и молнии оформился со временем появления вождей, переходом к военной демократии, причем оформившееся воительное сословие обладала большей властью, нежели служители культа.

Согласно мифологии у Перуна в правой руке находился лук, а в левой колчан со стрелами. Пущенная им стрела производила пожары. Царский скипетр, судейские жезлы произошли от молота - символа власти Перуна.

Перун, как громовержец, отождествляется с военными функциями, что отождествляет его с такими характеристиками, как сила, нерушимость договорных обязательств и клятв. Те, кто поклонялся этому идолу, обладал сознанием бойца, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поклоняющиеся Перуну считали, что все должно решаться с помощью силы и оружия, никаких договоров и отступничества.

Перун был языческий бог, и некоторые сведения о нем содержатся в «Густынской летописи». Также Перун упоминается в повествовании о «Мамевом побоище», великого князя Дмитрия Ивановича Донского, где Перун вместе с Мокошем упоминаются как языческие боги татар, которые в их представлении были нечестивцами.

Перуна можно соотнести с Зевсом - богом грома и молнии в греческой мифологии и Юпитером - римская мифология.

Зевс также был богом неба. согласно мифологии был тем, кто владеет всем миром. Как было сказано выше, Зевс отождествляется с Юпитером - римским богом. который происходит от греческого. Символами Зевса выступал орел, двойной топор и щит. Его местом считается Олимп. В его функции, кроме вышеперечисленных, входит распределение добра и зла во вселенной. Кроме того, может выступать как пророк, предвестник, предвидец будущего.

Капища в честь Перуна всегда устраивались на возвышенностях, причем выбиралось самое высокое место в округе. Идолы изготавливались преимущественно из дуба это могучее дерево было символом Перуна. Иногда встречались места поклонения Перуну. устроенные вокруг растущего на холме дуба, считалось, что так Перун сам обозначает наилучшее место. Вподобных местах не ставилось дополнительных идолов, а дуб, расположенный на возвышенности, почитался как идол. Вкачестве жертвы богу грома приносили быков, причем их убивали непосредственно на капище, перерезая горло, и когда кровь переставала течь, тушу закапывали тут же в землю.

Перун -бог-громовержец, он способен вызывать сильнейшие грозы и метать молнии. Обладает Перун и огромной физической силой, которой выделяется не только среди людей, но и среди остальных богов. Как и его братья, Перун превосходный маг: он способен менять свой облик по собственному желанию, умеет летать и создавать призрачных существ. которые исчезают, когда перестает действовать магия.

В первую очередь Перун покровительствует воинам, его почитали после больших побед, а так же просили помощи перед крупными сражениями. Но сфера влияния божества военными делами не ограничивалась: Перун защищал Явь от существ из Нави, изгоняя их молниями и огнем обратно в другой мир.

Велес всегда открыто противопоставлялся Перуну. и в истории сохранилось немало мифов и легенд об их взаимной неприязни. Однако это нельзя назвать враждой в прямом смысле этого слова, они скорее как два брата, которые учиняют друг другу мелкие пакости, чтобы привлечь к себе внимание.

Источники: www.symbolsbook.ru, 900igr.net, fb.ru, ezoterical.ru, bestiaria.ru

В 988 году. Однако процесс этот был длительным и болезненным, так как всех волхвов и тех, кто не желал отказаться от веры отцов и дедов, казнили. Огнем и мечом, как говорил летописец, в государстве насаждалась новая религия, предавалась забытью старая. Свирепый бог грома и молнии, главный персонаж в языческом пантеоне славян, ничего не мог сделать…

Религия славян до крещения Руси

Как известно, религия славянских племен до крещения Руси в 988 году была сложной. В пантеоне присутствовали боги главных природных явлений и сил, а также многие божки, духи. Они не только обеспечивали существование мира, но также вершили его судьбу, решали удел всех людей. Поэтому их пытались задобрить, принося жертвы, а от злых духов славяне себя оберегали с помощью разных обрядов, знаков, талисманов. Главным в пантеоне изначально был Род - божество, которое создало все, помогали править ему его дети. Следует отметить, что каждое племя имело своих богов, которых почитало больше, чем остальных. Постепенно главным стал Перун - бог грома и молнии.

Сущность бога

Бог грома и молнии у славян, как и у эллинов, считался главным. Когда наступала весна, Перун, по преданиям, сверкая молниями, оплодотворял землю щедрыми дождями. А после этого выводил из-за черных туч ласковое солнце. Пробуждая после зимнего сна природу, бог будто в очередной раз создавал мир, поэтому его часто именовали творцом.

Бог грома и молнии возбуждал страх и трепет, поскольку он был карающей силой. Наказывал смертных стрелой огненной, вызывающей пожары, а также посылал ливни, бури и град, голод, болезни, неурожай. Но были в его арсенале и громовые стрелы, которые падали с туч и глубоко входили в землю. Через определенное время (три-семь лет) они снова возвращались на земную поверхность в виде камней продолговатой формы темно-серого или черного колера. Это белемниты - сосульки, которые образовываются в песке от удара молнии. Их люди носили как талисман, который способен уберечь от пожара и грозы.

Внешность и атрибуты

Перун - славянский бог грома и молнии. У римлян он именовался Юпитером, у древних греков - Зевсом. Они и внешне похожи, и функции выполняли практически одинаковы. Но у наших предков он все же был ближе к людям, чем в Средиземноморье.

Бог грома и молнии у славян выглядел как статный и зрелый мужчина высокого роста. У него была длинная борода золотого оттенка и черные прямые волосы. Восседал он на пламенной колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, грохот которой арийцы считали громом, либо на лошади верхом. Всегда при нем был лук и колчан, наполненный стрелами. Также он мог иметь большую палицу, камни, топор. Священными животными Перуна являлись конь, тур (его облик бог часто принимал, когда путешествовал по земле), ворона и сорока.

Летописец Нестор утверждал, что идол бога Перуна, который Владимир воздвиг в Киеве во время своей первой религиозной реформы, был из дерева. Но голова его отлита из серебра и украшена золотыми усами.

Бог покровительствовал воинам, правителям, но также его представляли как пахаря и кузнеца. Атрибутами Перуна был сошник и камень, символом - раскаленное железо и кипучая вода. Деревом главного бога считался дуб, из которого можно было добыть живой огонь, а цветком - голубой ирис. Именем Громовержца клялись, и нарушить эту торжественную присягу было никак нельзя, ведь это могло повлечь за собой гнев бога. Чтобы задобрить Перуна, ему приносили жертвы - домашнюю птицу (петуха), скот, а в более ранние времена и людей - пленных или детей.

Святые места бога

Бог грома и молнии был главным для всех славян, поэтому ему часто ставили капища. Имя его можно перевести как «разящий» или «тот, кто сильнее бьет». Устраивали святилища Перуна под открытым небом, имели они форму цветка. Более ранние капища состояли из шести «лепестков», а потом добавилось еще два. Это были ямы определённой формы, в которых постоянно горел священный огонь. В центре ставили идола, а перед ним сооружался алтарь, окруженный каменным кольцом. Обычно сюда ставили приношения и проливали кровь жертвенного животного.

Есть достоверные сведения о том, что святилища Перуна были в Киеве и Новгороде. К слову, в последнем обнаружены его остатки. После христианизации Руси на местах многих капищ строили храмы, монастыри, поскольку эти места все же оставались святыми для паломников.

Подведем итог

То, что бог грома и молнии у восточных славян был один, может доказать топонимика. Названия, восходящие к имени Перуна, часто встречаются на территории современных Польши, Болгарии, Сербии и других странах. Так, например, на Балканском полуострове есть растение перуника, в Польше перуновым камнем называют белемнит, в Новгороде есть холм Перинь. А прибалтийские славяне, проживающие вдоль реки Лаба (древнее имя Эльбы), называли четверг перуновым днем и имели бога-громовника по имени Перконс или Перкунас.

Но культ Перуна не был утрачен или забыт, он трансформировался и тесно переплелся с христианством. С богом-громовержцем отождествляют пророка Илью, который был повелителем стихий. День памяти святого церковь отмечает 2 августа.