Блаженный макарий. Преподобный Макарий Великий, Египетский (†391). Молитва преподобному Макарию Великому, Египетскому

  • Дата: 27.11.2023

Макарий Великий родился около 300 года в Нижнем Египте в селении Птинапор. В раннем возрасте по желанию родителей вступил в брак, но рано овдовел. После смерти жены Макарий углубился в изучение Священного Писания. Похоронив родителей Макарий удалился в ближайшую к селению пустыню и стал послушником при проживавшем там старце-отшельнике. Проезжавший через Птинапор местный епископ рукоположил Макария в одного из младших клириков местной церкви, однако Макарий, тяготившийся полученным саном, оставил селение и удалился в полном одиночестве в пустыню.

Прожив несколько лет в одиночестве в Фаранской пустыне Макарий пошёл к Антонию Великому и стал его учеником, прожив долгое время в основанном им монастыре в Фивадской пустыне. По совету Антония Макарий удалился в Скитскую пустыню.

В 40 лет Макарий был посвящён в сан священника и поставлен настоятелем иноков, живших в Скитской пустыне. В этом же возрасте, согласно церковному преданию, он получил дар чудотворения и прославился многими чудесами, включая воскрешение умерших. Так, по преданию, святой воскресил мёртвого, чтобы убедить еретика, отрицающего возможность воскрешения. Из более поздних свидетельств о жизни Макария известно, что он мог так взывать к умершим, что те могли говорить вслух. Известен случай, когда мёртвый свидетельствовал для оправдания невиновного, другой умерший рассказал, где спрятаны вещи, что избавило его семью от рабства.

Около 360 года Макарий основал в Нитрийской пустыне монастырь, получивший впоследствии название - монастырь Макария Великого .

Коптский монастырь св.Макария Великого

Макарий Великий вместе с Макарием Александрийским пострадал в период правления императора-арианина Валента. Их сослали на пустынный остров, населённый язычниками, но, согласно преданию, через исцеление дочери жреца, Макарий обратил жителей острова в христианство. После того как об этом стало известно арианскому епископу, отправившему Макария в ссылку, он разрешил обоим старцам вернуться в свои пустыни.

Преподобный дожил до 97 лет, незадолго до кончины ему явились преподобные Антоний и Пахомий, сообщившие радостную весть о близком переходе его в блаженные Небесные обители. Дав наставления своим ученикам и благословив их, преподобный Макарий простился со всеми и почил со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой «. Скончался Макарий в 391 году , в основанном им монастыре.


Монастырь св.Макария Великого

Мощи трех Макариев в египетском монастыре Макария Великого: Макария Великого, Макария Александрийского и Макария епископа

Мощи Макария Великого находятся в Италии, в городе Амальфи и в Египте в монастыре Макария Великого.

Литературное наследие

Богословское наследие Макария Великого составляют пятьдесят слов (бесед), семь наставлений и два послания. Основной темой сочинений является духовная жизнь христианина в форме аскетического уединения. В ряде своих сочинений Макарий аллегорически толкует Библию (например, Беседа о видении Иезекииля).

Мысль о том, что высшее благо и цель человека — единение души с Богом, — основная в творениях преподобного Макария. Рассказывая о способах, как достичь священного единения, преподобный основывался на опыте великих учителей египетского монашества и на своем собственном. Путь к Богу и опыт Богообщения святых подвижников открыт каждому верующему сердцу. Потому Святая Церковь и включила в общеупотребительные вечерние и утренние молитвы подвижнические молитвы преподобного Макария Великого.

Земная жизнь, по учению преподобного Макария, со всеми ее трудами, имеет лишь относительное значение: приготовить душу, сделать ее способной к восприятию Царства Небесного, воспитать в душе сродство с Небесным отечеством. «Душе, истинно верующей во Христа, должно переложиться и перемениться из нынешнего порочного состояния в другое состояние, доброе, и из нынешней уничиженной природы в другую, Божественную природу, и переделаться в новую — при посредстве силы Святого Духа «. Достичь этого можно, если «мы истинно веруем и любим Бога и во всех Его святых заповедях вращаемся». Если же душа, обрученная Христу в святом Крещении, не будет сама содействовать дарованной ей благодати Духа Святого, то подвержется «отлучению от жизни», как оказавшаяся неблагопотребной и неспособной к общению со Христом. В учении преподобного Макария опытно разрешается вопрос о единстве Любви Божией и Правды Божией. Внутренний подвиг христианина определяет меру восприятия им этого единства. Каждый из нас приобретает спасение по благодати и Божественному дару Духа Святого, но достичь совершенной меры добродетели, необходимой для усвоения душой этого Божественного дара, можно лишь «верою и любовью при усилии свободного произволения». Тогда «сколько по благодати, столько и по правде» христианин наследует жизнь вечную. Спасение есть дело Богочеловеческое: полного духовного преуспеяния мы достигаем «не одною Божественною силою и благодатию, но и принесением собственных трудов», с другой стороны, в «меру свободы и чистоты» приходим не одной собственной рачительностью, но не без «содействия свыше Божией руки». Участь человека определяется действительным состоянием его души, самоопределением его к доброму или злому. «Если душа в сем еще мире не приимет в себя святыни Духа за многую веру и за молитвы, и не сделается причастною Божественного естества, то она непригодна для Небесного Царства «.

Тропарь преподобному Макарию Великому, глас 1
Пустынный житель, и во плоти Ангел, / и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Макарие, / постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, / исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. / Слава Давшему тебе крепость, / слава Венчавшему тя, // слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобному Макарию Великому, глас 1
Блаженную жизнь скончав в житии с мученическими лики, / в земли кротких достойно водворяешися, богоносне Макарие, / и пустыню, якоже град, населив, благодать приял еси от Бога чудес, // темже тя почитаем.

Блаженная старица Макария (Феодосия Артемьева (1926-1993 гг.)).

11 июня 1926 года в деревне Карпово Вяземского уезда Смоленской губернии у Михаила и Феодосии Артемьевых родились близнецы: мальчик и девочка. Детей было решено крестить на следующий же день, так как сын родился очень слабым.

Настоятель церкви великомученика Георгия — иеромонах Василий, имевший дар прозорливости поторапливал пономаря:

— Сначала окрестим мальчика… Давай скорее, мальчик может умереть.

Как только младенца Ивана окрестили, он умер.Девочку иеромонах Василий назвал Феодосией (Феодосия — «Богом данная»).Вынимая Феодосию из купели и подавая крестной матери, он сказал: «Девочка хорошая, жить будет, а ходить не будет».

С полутора лет у девочки заболели ноги, а с трех — она только ползала. Феодосия была в семье поздним ребёнком, старшие сыновья и одна из шести дочерей уже имели свои собственные семьи, и воспитывали детей.

Больная девочка стала обузой для большой семьи (двадцать человек ютились в одном доме). Феодосию часто забывали кормить, голодная девочка ползала под столом и рада была найденной там корочке хлеба, оброненной кем-то. Спала девочка прямо на полу под кроватью.

Утешение Феодосия находила только в молитве. Однажды бездетная невестка София, больше всех любившая несчастную девочку, принесла трёхлетнюю Феодосию в церковь. После окончания литургии София долго не могла найти Феодосию, пришлось обратиться за помощью к священнику. Он и нашёл спящую девочку в алтаре под святым престолом.

В восьмилетнем возрасте Феодосия заснула летаргическим сном (проснулась лишь через 14 дней). Очнувшись, Феодосия рассказывала, что в то время, когда её безжизненное тело лежало в «мертвецкой» в больнице, душа, сопровождаемая Ангелом-хранителем, путешествовала в райских обителях. Феодосия поведала, как плакала и просила Царицу Небесную исцелить больные ножки или оставить ее в раю, как Владычица Небесная отвечала ей, что она пригодится на земле.

Чуть позже Феодосия в чудесном видении получила благословение Царицы Небесной на исцеление людей. Сама же Царица Небесная стала являться больным из окрестных деревень и сел и направлять их к Феодосии.

Когда началась Великая Отечественная война, отца и братьев забрали на фронт, невестки с детьми разъехались, мать уехала к брату в Калугу, а больную девочку оставила умирать в опустевшем доме, вскоре ее выгнали и из дома.

Старица вспоминала: «Я была тогда маленькая, под сарай залезу или в сено закопаюсь. Мучилась, ползала на морозе одинокая, никого рядом не было. Сидела и в воде, и в холоде. В снегу выкопаю ямку, комочком лягу, под лицо руку положу, так и спала. На мне все сотлело, тело было заскорузлое. Грязную воду пила, снежок кушала: чистенького снежка цапну в ручку и в рот. А кто хлеба даст, то он замерзнет, не укусишь. А летом траву, цветочки ела»…

В 1943 году в деревне Ларинки Феодосию взяла к себе в дом пожилая благочестивая женщина. Однажды в гостях у этой женщины была 72-летняя монахиня Наталия, увидев Феодосию, она решила взять больную к себе.

Наталия была насельницей Вяземского Аркадьевского женского монастыря. Потом его закрыли и монахинь поместили в тюрьму. В камере монахине Наталье было открыто, что все монахини кроме неё будут замучены, а ей Господь сохранит жизнь, так как в скором времени ей придётся «ухаживать за больной в своем доме». Увидев Феодосию, монахиня поняла, что ей необходимо ухаживать за больной Феодосией.

В маленький домик в селе Тёмкино стали приходить больные люди, по молитвам праведницы страждущие получали исцеление. Помогала Феодосия, чем могла и по хозяйству: на коленях мыла пол, ухаживала за скотиной, кормила кур…

Когда девушке исполнилось 20 лет, крестивший ее иеромонах Василий, отслужив соборно литургию с двумя священниками, исповедав и причастив ее, постриг девушку в послушницы с именем Тихона, в честь преподобного Тихона Медынского, Калужского, небесного покровителя их края.

Монахиня Наталия умерла в возрасте 97 лет. Послушнице Тихоне по совету председатель сельсовета пришлось купить стоявший в конце села недостроенный дом, две женщины из соседней деревни согласились жить у нее попеременно и вести хозяйство.

1 февраля 1978 года игумен Донат постриг монахиню Тихону в схиму, дав ей новое имя – Макария, в честь Макария Великого (Египетского).

Из воспоминаний Г.П. Дурасова, духовного сына старицы Макарии:

— Одни ехали к ней на машинах, другие добирались на поездах и автобусах. Приезжали русские, украинцы и белорусы, татары, евреи и цыгане, православные и те, кто не исповедовал никакой религии. Все они ехали с одной лишь целью – получить исцеление от физической или духовной болезни… Село Тёмкино… В конце села можно увидеть небольшой, словно игрушечный, утопающий в цветах дом… На стук открывается дверь, и пришедшего провожают в дом.

В переднем углу – стол с иконами и теплящимися перед ними лампадами. В ближнем к двери углу, также увешанном иконами – старенькая кровать…

На кровати сидит, чуть привалившись на подушку, маленькая, ссутулившаяся старица, в черном поношенном подряснике и апостольнике, покрывающем не только ее голову, но и плечи. Худенькая, тихая Матушка беззвучно молится, перебирая четки, и приход очередного посетителя не сразу нарушает ее по-детски чистую молитву. Округлое бледное лицо с большими небесно-голубыми глазами и алыми губами очень выразительно и благородно. И в лице ее, и во всей фигуре — выражение внутреннего покоя…

Матушка спросит: «Кто пришел, по какому делу?»

Молодой человек рассказывает, что уже три года врачи не могут вылечить язву на ноге.

— Не гляди, что три года ножка болит. Матушка помолится, и поправишься… Когда водичка кончится, сразу приезжай…

Парень уходит, а Матушка говорит: «Он ведь молодой, пускай на ножках бегает. Господь поможет».

В комнату вводят и сажают на стул еле переступающую ногами женщину…

— Как тебя зовут?

— Анастасия.

Матушка на какое-то мгновение словно уходит в себя.

— А почему ты плохо Богу молишься? Надо Богу молиться, причащаться надо. Пей водичку

утром в семь, вечером в девять, растирайся маслицем в субботу и понедельник.

Ей наливают в трёхлитровую банку святую воду, а в пузырёк – освящённое масло…

Люди шли один за другим, а она на минуту забывалась, бессильно роняла голову на подушку.

Всю ночь провела схимонахиня в молитве, а с утра один за другим идут посетители…

Каждый из таких приёмов страждущего люда требовал от Матушки огромного напряжения душевных и физических сил. Я не раз замечал, подойдя после приёма к ней, и прикоснувшись к её лбу своей щекой, как пылала жаром её голова. А к схимонахине Макарии всё ехали и ехали отчаявшиеся, не нашедшие часто помощи у врачей-профессионалов люди, по много лет отягощённые недугами. И она помогала им, ставя непременным условием исцеления – веру в Бога. Больной должен был присоединить свою скромную молитву к горячему Матушкиному молению об его исцелении. От больного лишь требовалось читать молитвы «Отче наш» и «Богородицу»…

Уходит последний посетитель, и Матушке можно покушать и немного отдохнуть…

В двадцать три часа тридцать минут уже прочитаны общие для всех, бывших в доме молитвы на сон грядущий и вместе с Матушкой пропеты «Заступнице Усердная» и

«Воскресение Христово видевши…». Многочисленные лампадки были погашены, и лишь теплится огонёк около иконы, что висела в головах у кровати. Перед Матушкой ставили для освящения два эмалированных бака с водой и большой керамический чайник с маслом…

О молитвах во время освящения схимонахиня никому не рассказывала…

После ей только известных молитв прочитывалось четырежды «Да воскреснет Бог»…

Лишь несказанная Божия благодать, которую стяжала схимонахиня Макария своей молитвой и многолетними подвигами, давала ей на всё это силы.

Замечал я, что после освящения воды и масла Матушка Макария на какое-то время словно слабела, но потом творила молитвы и восстанавливала свои силы…

О себе и о своём деле смиренно говорила:

— Да какие труды мои, сижу на кровати, слепая, ручки больные, ножки не ходят, я никудышная…

Дух премудрости позволял Матушке, сподобившейся от Господа дара прозорливости, получать Божественные откровения и давать исчерпывающие ответы на волнующие людей вопросы…Мне она советовала:

Что бы ни было, ты знай моли Господа: «Господи, будь со мной! Не покидай меня! И Матерь Божию моли.

И других она назидала:

— Надо молиться Богу, поститься… Можно и одну молитву знать и Богу угодить…

Вставая с постели, попроси: «Благослови, Господи, день прожить по святым Твоим заповедям Господним». Ложась спать, проси: «Господи, прошу греха моего покаяние, на сон благословение» или «Прими меня, Господи, и благослови на сон грядущий»…

Хочешь благодать получить, надо подготовить себя, чтобы имел искру Божию. Всякий человек может получить благодать, только молись Богу, проси Христа: «Господи, прости и помилуй меня». Он, когда будет надо, благодать и пошлет… Читай Евангелие, Псалтырь, Молитвослов…

Идёшь в храм, ставь свечи Спасителю, Матери Божией, архангелу Михаилу и всем святым. Поставишь в любой из дней Светлой седмицы, гореть будут целый год.

Благотворное влияние на души обращающихся к ней людей оказывали советы и наставления Матушки:

— После десяти вечера есть нельзя, потому что начинаются «Страховые часы», на небе идёт большое пение … Чтобы что-то вымолить у Господа, надо молиться 40 дней и ночей.

Удивительный дар прозорливости схимонахини Макарии проявился ещё в детские годы. Однако этот благодатный дар она старалась утаить от людей, прикрывая юродством… И только по великой любви к страждущему человеку и необходимости ради позволяла себе проявлять на людях свойственную ей прозорливость.

— Матушка, собрался поехать на Юг отдохнуть со своей семьёй, — говорит Борис и просит

благословения у старицы.

— Как я тебя люблю, — отвечает она ему и вдруг начинает плакать. – Я не хочу, чтобы ты ехал на Юг. Если ты меня не послушаешь, то Матушку больше не увидишь. И со всеми своими родными распрощаешься…

Позже стало известно, что в той местности, куда собирался ехать на отдых Борис, произошло сильное наводнение и сход селевых потоков с гор.

— Я Матушке Макарии жизнью обязан, — признавался потом своим знакомым Борис.

Спрашивал я схимонахиню Макарию, когда и о чём она молится

Я каждый день читаю молитвы Божией Матери Иверской.

— Почему Иверской? — спрашиваю её

— Она Москву защищает, — отвечает Матушка.

Сама она усердно молилась за всех людей, за Москву, за Россию. О Москве она говорила: «Москва — город святой, отсюда православным нельзя уезжать… Россия никогда не погибнет! Ее Господь просветит, и она опять будет Россия как Россия».

Неоднократно приезжала к схимонахине Макарии Анна Тимофеевна Гагарина, мать первого космонавта Юрия Гагарина. Однажды Анна Тимофеевна спросила старицу можно ли ей приехать с сыном.

Из воспоминаний старицы Макарии:

— Гагарин приезжал, да и не раз, он приезжал ко мне как к больному человеку…

В 1968 году приехало три машины: две с докторами и третья, на которой Гагарин.

Он обыкновенно пришёл и сказал: «Я посижу, пускай доктора с вами поговорят…»

Человек он простой, хороший, очень хороший. Простой, как ребёнок. Я ему тогда сказала: «Больше не летай, тебе нельзя летать!» Он не послушал меня, а тут его постигла в скорости смерть.

Узнав о гибели космонавта, старица попросила приехавшего к ней священника заочно отпеть погибшего Юрия Гагарина у неё дома.

Старица мужественно переносила многочисленные болезни. В Божественных видениях Царица Небесная не раз утешала и наставляла праведницу.

Иерей Николай свидетельствовал, что однажды ночью в доме старицы Макарии, он внезапно проснулся в три часа и увидел удивительный свет в той части комнаты, где молилась схимонахиня:

— Сначала свет был неяркий, но потом всё в доме залил яркий- яркий золотисто – огненный свет, слепящий глаза, даже смотреть невозможно яркий-яркий свет.

18 июня 1993 года, в половине двенадцатого ночи, схимонахиня Макария мирно отошла ко Господу. Последние слова схимонахини Макарии: «Поститесь, молитесь, в этом спасение…»

Старица Макария похоронена на сельском кладбище села Тёмкино Смоленской области. Могилу схимонахини посещают не только её духовные дети, но все, кто слышал о чудесах исцеления по молитвам старицы, те, кому посчастливилось прочесть книгу «Богом Данная». Автор книги Г.П. Дурасов получает многочисленные письма от читателей о молитвенной помощи схимонахини Макарии, вот некоторые из свидетельств:

Свидетельство А.Т. Зайниева (Холм-Жирковский район, Смоленская область):

— Я считаю своим христианским долгом засвидетельствовать факт моего исцеления во время поездки на могилу схимонахини Макарии, происшедшего в день ее памяти 18 июня 1999 года. После служения панихиды на могилке матушки Макарии, испив святой воды с ее могилки, при обращении к Господу с молитвой: «Господи, Иисусе Христе, по молитвам схимонахини Макарии, исцели тело мое, помилуй меня грешного». По возвращении из с. Темкино я ощутил в своем теле что-то непривычное… Понял, что у меня не болит рука, которую я не мог поднять в течение недели до груди. Рука же моя болела вследствие переломов шейных позвонков 4-5 отделов, перелома ключицы, кисти. Также ощутил резкое уменьшение боли в шпоре на ступне и размягчение сухих мозолей на ногах. Свидетельствую перед Богом и Церковью истинность моего исцеления, по моему глубокому убеждению, и вере в силу молитвы матушки Макарии пред Богом, и причащения святой воды с ее могилки.

Из свидетельства Г.В. Блиновой (г. Москва):

— Я ездила в 2000 году 8 ноября в Тёмкино. Освятила подсолнечное масло на кроватке, в ящике с четками и на могилке матушки Макарии. У моего сына младенца Сергея (ему было 3 года и 7 месяцев) была опухоль на крайней плоти с фасолину, он жаловался на боли. Сережа вдруг мне предложил, чтобы я ему помазала больное место маслом Макарьюшки. Тогда мы с ним с молитвой сделали три поклона и просили об исцелении, и я взяла масло и свечкой с могилки Макарии, трижды помазала крестом с молитвой. Прошло сколько-то дней. Меня Сережа опять попросил помазать, мы сделали также. После этого прошло еще сколько-то дней, я и забыла, а Сережа опять напомнил. «Мама, ну что же ты не мажешь меня маслицем?» Помолясь, я стала помазывать (вернее, хотела), но не нашла больше опухоли. Я не могла поверить и неделю все проверяла, но на том месте осталась пустота и тоненькая кожица. Мой сын теперь всегда и утром и на ночь молится Господу за Макарьюшку, Матушку нашу, а 18 июня в день ее преставления 2001 года я поехала отблагодарить Матушку.

Свидетельство иерея Владимира (г. Смоленск):

— Моя теща Грубицына Мария Федоровна, при жизни м. Макарии исцеленная ею от рака печени, побывала летом 2000 г. на могилке Матушки. До этого у нее были частые приступы бронхиальной астмы, и она в тяжелом состоянии попадала в больницу. Теперь милостию Божией, по молитвам м. Макарии, как она верит, ни одного приступа не случается.

Господи, упокой душу, схимонахини Макарии, со святыми упокой, и её молитвами спаси нас!

Сегодня отмечается день памяти святого Александрийской Православной Церкви – преподобного Макария Египетского. Преподобный Макарий Египетский родился около 301 года в Египте. Отец преподобного был пресвитером и звался Авраамом, мать же носила имя Сарра. Так как супружество родителей Макария было неплодным, то они договорились жить духовным сожитием, а не плотским, украшая свою жизнь многими добродетелями. В то время напали на Египет варвары, которые разграбили все имущество жителей Египта, в том числе и Авраама и Сарры. Однажды, когда отец Макария спал, явился ему во сне святой патриарх Авраам, который стал утешать в несчастии и при этом предсказал, что Бог скоро благословит его рождением сына. Именно тогда родители Макария переселились в селение Птинапор в Нижнем Египте. Через какое-то время пресвитер Авраам сильно заболел. Но во сне ему явился Ангел, который сказал: “Бог помиловал тебя, Авраам. Он исцеляет тебя от болезни и дарует тебе Свое благоволение, ибо жена твоя Сарра родит сына, соименного блаженству. Он будет обиталищем Святого Духа, живя на земле в ангельском образе, и многих приведет к Богу”. Вскоре после этого Сарра зачала в старости, и, по прошествии определенного времени, у нее родился сын, которого нарекли Макарием, что значит “блаженный”.

Когда отрок Макарий достиг совершенного возраста и научился разумению Священного Писания, то захотел проводить иноческую жизнь. Но родители, забыв о проречении, уговорили его вступить в супружество. Макарий повиновался, однако после свадьбы не прикоснулся к своей невесте. Спустя несколько дней случилось одному из родственников Макария идти на Нитрийскую гору. Отправился вместе с ним и Макарий. Пустыня Нитрийская граничила с Ливией и Эфиопией и получила название от соседней горы, где в озерах находилось множество нитра, или селитры. В Нитрии в сонном видении пред святым предстал дивный муж, блистающий светом, который сказал: “Макарий! Взгляни на эти пустынные места внимательно, ибо тебе предназначено поселиться здесь”. Пробудившись от сна, Макарий стал размышлять о сказанном ему в видении. В то время еще никто не селился в пустыне, кроме Антония Великого и никому неизвестного пустынника Павла Фивейского.

Сразу по возвращении блаженного его супруга скончалась, отойдя непорочной в вечную жизнь. Макарий возблагодарил Бога, размышляя при этом: “Внимай себе, Макарий, и имей попечение о своей душе, ибо и тебе вскоре предстоит оставить эту земную жизнь”. И с сего времени Макарий уже не стал заботиться ни о чем земном, непрестанно пребывая в храме Господнем и занимаясь чтением Священного Писания. Между тем Авраам, отец Макария, от старости и болезни лишился зрения. Блаженный Макарий с любовью и усердием ухаживал за своим отцом. Вскоре старец отошел к Господу, а спустя шесть месяцев скончалась и Сарра, мать Макария. Преподобный Макарий похоронил родителей, а потом раздал все свое имущество на помин души почивших.

Освободившись таким образом от всех житейских забот, Макарий пришел к опытному старцу, который с любовью принял смиренного юношу, показал ему начатки безмолвного иноческого жития и обучил обычному иноческому рукоделию – плетению корзин. Так же он устроил для Макария отдельную келью в недалеком расстоянии от своей. Спустя несколько времени в селение Птинапор пришел епископ той страны и, узнав от жителей селения о подвигах блаженного Макария, призвал его к себе, поставив клириком местной церкви, хотя Макарий был еще молод. Но святой Макарий, тяготясь должностью клирика, ушел и поселился в пустынном месте. Сюда к нему пришел один благоговейный человек, который стал служить Макарию.

Ненавистник же всякого добра диавол, видя, как он побеждается юным иноком, стал усиленно воевать с ним, строя многоразличные козни: иногда внушая ему греховные помыслы, иногда же нападая на него в образе разных страшилищ. Когда Макарий бодрствовал ночью, стоя на молитве, диавол до самого основания потрясал его келью, а иногда, превратившись в змея, ползал по земле и с яростью устремлялся на святого. Но блаженный Макарий, ограждая себя молитвою и крестным знамением, все эти козни считал ни за что. Тогда диавол научил одну женщину оговорить Макария в том, что он якобы ее обесчестил. Родственники, поверив ей, избили блаженного до полусмерти, а потом потребовали, чтобы он теперь содержал их дочь. Оправившись, блаженный стал делать корзины и деньги от их продажи отсылал на прокормление женщины. Когда же ей наступило время рождать, то ее постиг праведный суд Божий. Очень долго она не могла разрешиться от бремени, горько рыдая от сильной боли, пока не призналась в клевете. Услышав, что отшельник невиновен в ее позоре, жители с плачем пытались припасть к его ногам, прося прощения, дабы не постиг их гнев Божий, но Макарий не пожелал славы от людей и спешно удалился на Нитрийскую гору, где он некогда имел во сне видение.

Прожив там три года в одной пещере, он пошел к Антонию Великому, ибо уже давно желал его видеть. Принятый с любовью преподобным Антонием, Макарий соделался учеником его и прожил у него долгое время, получая наставления и стараясь во всем подражать отцу своему. Потом, по совету преподобного Антония, Макарий удалился для уединенной жизни в Скит. Скитская пустыня находилась в расстоянии дневного пути (25–30 верст) от Нитрийской горы, в северо-западной части Египта. Это была безводная каменистая пустыня, излюбленное место египетских пустынников. Здесь Макарий так просиял подвигами и столь преуспел в иноческой жизни, что превосходил многих из братии и получил от них название “юноша-старец”. Макарию приходилось бороться с бесами и день, и ночь. Иногда бесы явно, обратившись в различные страшилища, устремлялись на преподобного, иногда же воздвигали против святого невидимую брань, внушая ему различные страстные и нечистые помыслы. Однако они не могли преодолеть сего мужественного борца истины.

Случилось как-то, что Макарий набрал в пустыне много пальмовых ветвей для плетения корзин и нес их в свою келью. На пути его встретил диавол с серпом и хотел ударить святого, но не мог. Тогда он сказал Макарию: “Макарий! Из-за тебя я терплю великую скорбь, потому что не в состоянии победить тебя. Вот и я, все, что делаешь ты, делаю. Ты постишься, – ничего вовсе не ем и я; ты бодрствуешь, – и я никогда не сплю. Одно, впрочем, есть, в чем ты превосходишь меня. Это смирение. Вот почему я и не могу бороться с тобою”.

Когда преподобному Макарию исполнилось 40 лет, он получил от Бога дары чудотворений, пророчества и власть над нечистыми духами. В то же время он был посвящен в сан священника и сделан настоятелем (аввой) иноков, проживающих в Скиту. О подвигах святого Макария, этого небесного человека, которого все называли Великим, среди отцов ходили различные сказания. Передают, что преподобный непрестанно возносился умом в горняя и большую часть своего времени устремлял свой ум к Богу, нежели к предметам мира сего.

Часто Макарий посещал и учителя своего Антония Великого, ведя с ним духовные беседы. Вместе с двумя другими учениками преподобного Антония и Макарий сподобился присутствовать при блаженной кончине его, и, как некое богатейшее наследство, получил посох Антония. Вместе с сим посохом Антония преподобный Макарий принял сугубо и дух Антония Великого, как некогда воспринял таковой пророк Елисей после Ильи Пророка. Силою сего духа Макарий сотворил многие дивные чудотворения. Так, он разрушал козни чародеев, возвращая людям их первоначальный облик после сглаза и волшебных превращений, исцелял неизлечимые болезни молитвами и святым елеем, много раз изгонял бесов. Преподобный Макарий получил от Бога такую благодатную силу, что мог даже воскрешать мертвых. Этим даром он посрамлял еретиков, восстанавливал правду в запутанных случаях, связанных с убийствами и неоплаченными долгами.

В прологе о преподобном Макарий рассказывается еще следующее. Однажды он находился в пути и, когда его застигла ночь, вошел на языческое кладбище, чтобы там переночевать. Найдя там старую кость умершего язычника, преподобный положил ее себе в изголовье. Бесы, видя таковое дерзновение Макария, ополчились на него и, желая его устрашить, стали кричать, называя кость женским именем: “Ступай мыться в баню”. На этот призыв ответил демон, который находился в этой мертвой кости: “Странника я имею над собою”. Преподобный не устрашился бесовских козней, но с дерзновением стал бить взятую им кость, говоря: “Встань и иди, если можешь”. Бесы были посрамлены.

В другой раз преподобный Макарий шел по пустыне и нашел на земле высохший человеческий череп. Макарий спросил череп: “Кто ты такой?” – “Я был начальником языческих жрецов, обитавших на сем месте. Когда ты, авва Макарий, исполненный Духа Божия, умилосердившись над находящимися в муках в аду, молишься за нас, мы тогда получаем некоторое облегчение”. – “Какое же облегчение получаете вы и каковы ваши мучения?” – “Как далеко отстоит небо от земли, – отвечал со стоном череп, – так велик огонь, среди которого мы находимся, палимые отовсюду с ног до головы. При этом мы не можем видеть лица друг друга. Когда же ты молишься за нас, мы видим немного друг друга, и это служит нам некоторым утешением”. Услыхав такой ответ, преподобный прослезился и сказал: “Проклят тот день, когда человек преступил Божественные заповеди”. И снова он спросил: “Есть ли какие-либо другие мучения, лютейшие ваших?” – “Мы, не знавшие Бога, – ответил череп,– хотя и немного, но еще ощущаем милосердие Божие. Те же, которые познали имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали, мучаются ниже нас гораздо более тяжкими и лютейшими мучениями”. После сего преподобный Макарий взял тот череп, закопал его в землю и удалился.

К преподобному Макарию приходило много разных людей, даже из далеких стран. Одни просили его молитв, благословения и отеческого наставления, другие – исцелений от своих недугов. Из-за этого многолюдства Макарий теперь имел мало времени, чтобы в уединении предаваться богомыслию. Поэтому он выкопал под своей кельей глубокую пещеру, куда и скрывался для молитвы. Монастырь же его, как повествует Руфин, находился ниже, в другой пустыне; в нем было много братии.

Однажды Макарий сидел на дороге, ведущей в монастырь. Вдруг он видит диавола, идущего в человеческом образе, одетого в мохнатую одежду и всего обвешанного тыквами. Макарий спросил: “Куда идешь ты, дышащий злобою?”– “Иду искушать братию”. – “Для чего ты нацепил на себя тыквы?” – “Я несу кушанья братии”.– “Во всех ли тыквах находятся кушанья? – спросил преподобный. “Во всех. Если кому-нибудь не понравится одно, я предложу другое, третье и т. д., чтобы каждый попробовал хотя одного”. Сказав это, диавол удалился. Преподобный же остался на дороге. Увидев, что диавол возвращается, Макарий опять спросил: “Хорошо ли сходил в обитель?” – “Плохо, – ответил дьявол, – да и как я мог достигнуть успеха? Все иноки ополчились на меня, и никто меня не принял”. – “Неужели ты не имеешь ни одного инока, который бы слушался тебя?” – спросил снова Макарий. “Только одного и имею, – отвечал диавол. – Когда я прихожу к нему, он вертится около меня, как волчок”.– “Какое он носит имя?” – “Феопемпт!” Тогда авва Макарий пошел в дальнюю пустыню в названный монастырь. Братия, услышав, что к ним идет святой, с пальмовыми ветвями вышли ему навстречу, и каждый из них приготовил свою келью, думая, что у него преподобный захочет остановиться. Но Макарий Великий спросил иноков, кто здесь Феопемпт, и вошел к нему. Тот принял преподобного с великою радостью. Оставшись наедине с Феопемптом, святой Макарий с мудростью расспросил его и узнал, что тот обуян духом любодейства и другими грехами. Преподав иноку душеполезные наставления, блаженный возвратился в свою пустыню. Там, сидя при дороге, он снова увидал диавола, идущего в монастырь, и тот признался, что теперь ополчаются на него все иноки.

Однажды, когда преподобный Макарий молился, к нему был голос, который говорил: “Макарий! Ты не достиг еще такого совершенства в добродетельной жизни, как две женщины, проживающие вместе в ближайшем городе”. Получив такое откровение, преподобный взял свой посох и пошел в тот город. Найдя там дом, где жили означенные женщины, он призвав к себе обеих и сказал им: “Ради вас я принял на себя такой великий подвиг, придя сюда из дальней пустыни, ибо я желаю знать ваши добрые дела, о которых и прошу вас рассказать мне, ничего не скрывая”.– “Поверь нам, честный отче, – отвечали женщины, – что мы еще прошлую ночь разделяли ложе свое со своими мужьями. Какие же добродетели ты желаешь найти в нас?” Но преподобный настаивал, чтобы они рассказали ему образ своей жизни. Тогда, женщины сказали: “Мы не были родственницами между собою прежде, но потом мы вышли замуж за двух родных братьев, и вот уже 15 лет мы живем все в одном доме; во все время совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злобного или дурного слова и никогда не ссорились между собою. Недавно мы решили оставить своих плотских супругов и удалиться в сонм святых дев, служащих Богу. Однако мы никак не можем упросить наших мужей, чтобы они отпустили нас. Тогда мы заключили завет с Богом и между собою – не произносить ни одного мирского слова до самой смерти нашей”. Выслушав их рассказ, преподобный Макарий сказал: “Поистине Бог не ищет ни девы, ни замужней, ни инока, ни мирянина, но – свободного намерения, принимая его, как самое дело, и добровольному произволению всякого человека подает благодать Святого Духа, действующего в человеке и управляющего жизнью каждого, желающего спастись”.

При жизни Макария Великого, называемого еще Египетским, просиял святостью другой преподобный Макарий – Александрийский. Он был пресвитером в монастыре, носившем наименование Кельи. Местность эта находилась в пустыне между Нитрией и Скитом. В пустыню Келий удалялись подвижники горы Нитрийской после того, как уже утвердились в иноческой жизни. Здесь они упражнялись в безмолвии, и их кельи были значительно удалены друг от друга. Сей блаженный Макарий Александрийский часто приходил к преподобному Макарию Египетскому, и они многократно вместе ходили по пустыне. Когда воцарился арианствующий император Валент, то воздвиг весьма жестокое гонение на православных. В Александрию, по царскому распоряжению, прибыл Лукий, арианский епископ, который сверг с епископской кафедры святителя Петра, преемника святого Афанасия Великого. Он также послал воинов в пустыню, чтобы схватить и отправить в изгнание всех отцов пустынников. В числе первых были схвачены оба преподобных Макария и отвезены на отдаленный остров, жители которого поклонялись идолам. У одного из жрецов, бывших на том острове, была дочь, одержимая бесом, и преподобные, сотворив молитву, изгнали его и исцелили девицу. Отец ее тотчас уверовал во Христа и принял святое крещение. Также и все жители того острова обратились ко Христу. Узнав о случившемся, нечестивый епископ Лукий был сильно пристыжен, что он изгнал столь великих отцов. Посему он тайно послал, чтобы снова возвратили блаженных Макариев и всех, бывших с ними, святых отцов в места их прежнего обитания.

Между тем к преподобному Макарию Великому отовсюду приходило множество народа, поэтому явилась необходимость в построении гостиницы для странников и больных. Это и устроил святой. Каждый день он обычно исцелял одного болящего, помазуя его святым елеем и совершенно здоровым отпуская домой. Так поступал преподобный, чтобы другие болящие, не сразу им исцеленные, проживали у него некоторое время и тем получали врачевание не только тела, но и души, внимая в это время его боговдохновенным поучениям.

Однажды преподобный Макарий пошел из Скита к Нитрийской горе с одним из своих учеников. Когда они уже приближались к горе, преподобный сказал ученику: “Пойди впереди меня”. Ученик пошел и встретил языческого жреца, несшего большое бревно. Увидав его, инок закричал: “Слышь, ты, демон! Куда идешь?” Жрец так сильно побил инока, что тот едва остался жив. Схватив затем брошенное было бревно, жрец убежал. Вскоре ему встретился преподобный Макарий, который с любовью сказал: “Спасайся, трудолюбец, спасайся”. Жрец остановился и спросил: “Что хорошего ты усмотрел во мне, приветствуя меня такими словами?” – “Я вижу, что ты трудишься”, – отвечал преподобный. Тогда жрец сказал: “Умилился я, отче, от твоих слов. Вижу, что ты человек Божий. Вот пред тобою встретился со мной другой инок, который бранил меня, и я исколотил его до смерти”. И с этими словами жрец припал к ногам преподобного, обнимая их и говоря: “Не оставлю тебя, отче, до тех пор, пока не обратишь меня в христианство и не сделаешь иноком”. И он пошел вместе со святым Макарием. Пройдя немного, они подошли к тому месту, где лежал избитый жрецом инок и нашли его едва живым. Взяв его, они принесли его в церковь. Отцы, увидя вместе с преподобным Макарием языческого жреца, весьма изумились. Потом, окрестив его, они сделали его и иноком, и ради него множество язычников обратилось в христианство. Святой же Макарий дал по сему случаю такое наставление: “Злое слово и добрых делает злыми, доброе же слово и злых соделывает добрыми”.

Как-то раз преподобный Макарий пришел в обитель аввы Памво. Здесь старцы просили блаженного дать слово для назидания братии. Святой Макарий стал говорить: “Простите меня, ибо я плохой инок; но я видел иноков. Так однажды я сидел в Скиту в своей келье, и мне пришло помышление пойти во внутреннюю пустыню. Через пять лет я отправился туда и нашел громадное болото, посредине которого увидал остров. В это время пришли звери, чтобы напиться воды. Среди зверей я заметил двух нагих людей и подумал, что вижу бестелесных духов. Увидав, что я очень испугался, люди успокоили меня и сказали, что они из киновии, но вот уже тридцать лет, как ушли из обители. Один из них был египтянин, другой – ливиянин. Потом и они спросили меня, в каком положении находится теперь мир, наполняются ли еще реки своими ручьями, изобилует ли земля обычными своими плодами. Я отвечал им: “Да”. Затем спросил их, каким образом могу сделаться иноком. Они отвечали мне: “Если человек не откажется от всего, что находится в мире, он не может быть иноком”. На это я сказал: “Немощен я и потому не могу быть таким, как вы”. – “Если ты не можешь быть таким, как мы, – сказали они, – тогда сиди в своей келье, и сокрушайся о грехах своих”. И снова я спросил их, не страдают ли они зимой от стужи, а летом от палящей жары. Они на это ответили мне: “Господь Бог даровал нам такие тела, что мы ни зимой не страдаем от мороза, ни летом от зноя”. “Вот почему я сказал вам братия, – окончил преподобный Макарий свою речь, – что я еще не сделался иноком, но иноков видел”.

Однажды преподобного Макария спросили Скитские отцы, каким образом он достиг того, что тело его всегда остается худощавым? Преподобный Макарий дал такой ответ: “Как кочерга, которой переворачивают горящие дрова и хворост в печи, всегда опаляется огнем, так у человека, который устремляет ум свой всегда к Господу и всегда содержит в памяти страшные мучения в огне гееннском, этот страх не только снедает тело, но и иссушает кости”.

Затем братия спросили преподобного о молитве. Он дал им такое наставление: “Для молитвы не требуется многословия, но надобно воздевать свои руки, говоря: Господи! как Ты желаешь и как Ты Сам знаешь, помилуй меня. Если же враг воздвигнет в душе греховную брань, надлежит только произносить: Господи, помилуй. Господь знает, что для нас полезно, и сотворит нам милость”.

В другой раз авва Исайя попросил преподобного: “Скажи мне, отче, какое-нибудь наставление на пользу душевную”.– “Бегай от людей”, – отвечал ему преподобный Макарий.– То есть сиди в своей келье и сокрушайся о грехах своих”. Ученику же своему Пафнутию Великому сказал: “Никого не обижай, не клевещи ни на кого, – поступая так, спасешься”. Еще говорил святой: “Если желаешь спастись, будь как мертвец: не гневайся тогда, когда тебя бесчестят, не превозносись тогда, когда тебя восхваляют. Поступая так, спасешься”. Старцам, жившим на Нитрийской горе, преподобный говорил: “Братия! будем плакать, и пусть из наших глаз текут слезы, очищающие нас прежде, нежели мы не перейдем туда, где слезы сожгут в муках наши тела”.

Однажды преподобный Макарий застал в своей келье вора. Снаружи, около кельи, был привязан осел, на которого вор накладывал украденные вещи. Преподобный, увидя это, не дал понять вору, что он домохозяин, и даже сам стал ему помогать брать вещи и класть их на осла. Потом с миром отпустил его, размышляя так: “Мы ничего с собой не принесли в этот мир, ничего не можем и унести отсюда. Все нам дал Господь, и как Он желает, так все и происходит. Да будет благословен Бог во всем!”

О сем же преподобном Макарии отцы рассказывали, что он соделался как бы земным богом, ибо, подобно тому, как Бог, хотя и видит весь мир, но не карает грешников, так и преподобный Макарий покрывал немощи человеческие, какие он видел. Бывало, что находясь даже вдали от своих чад, он являлся им во время бесовских искушений и чудесным образом помогал избежать падений. Такую силу имела молитва Макария Великого у Бога. Однажды и сам преподобный, будучи сильно утомленным, горячо помолился и был чрез огромное расстояние перенесен туда, куда ему нужно было идти.

Благовременно теперь рассказать и о блаженной кончине Макария Египетского, о чем поведал нам Серапион, списатель жития его. Время кончины не осталось неизвестным преподобному. Незадолго до его преставления явились ему в видении преподобные Антоний Великий и Пахомий Великий. Явившиеся возвестили святому, что на девятый день он отойдет в блаженную вечную жизнь. Тогда божественный Макарий призвал своих учеников и сказал им: “Чада! вот наступило время моего отшествия отсюда, а вас я передаю благости Божией. Итак, сохраняйте отеческие уставы и предания постников”. Возложив затем руки на учеников своих, достаточно поучив их и помолившись за них, преподобный начал приготовляться к своей смерти. Когда наступил девятый день, святому Макарию явился Херувим со множеством Ангелов и с преподобными и забрал его бессмертную душу в райские обители.

Описатель жития святого Макария Серапион слышал от преподобного Пафнутия, одного из учеников святого, что, когда душа Макария возносилась на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и кричали: “О, какой славы сподобился ты, Макарий!” Святой отвечал: “ Я боюсь, ибо не ведаю ничего доброго, что я бы сделал”. Затем те из бесов, которые находились еще выше по пути следовавшей души Макария, завопили: “Действительно избежал ты наших рук, Макарий!” Но он сказал: “Нет, но надобно и еще избежать”. И когда преподобный был уже во вратах рая, бесы воскликнули: “Избежал нас, избежал”. Тогда Макарий громко ответил бесам: “Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней”. Такова жизнь, кончина и переход в жизнь вечную преподобного отца нашего Макария Египетского.

Святой Макарий Великий скончался около 391 года на 90-м году жизни. Место его подвигов доселе называется пустыней Макария. Мощи преподобного находятся в городе Амальфи в Италии. Драгоценным наследием опытной мудрости святого Макария, дошедшим до нас, служат 50 Слов, 7 Наставлений и 2 Послания, а также несколько возвышенных молитв. Предметы бесед и наставлений преподобного Макария – это благодать Божия и внутренняя духовная жизнь, как она совершается на пути созерцательного уединения. Несмотря на глубокий предмет, беседы и наставления духоносного учителя просты и вразумительны уму и близки благоговейному сердцу.

Преподобный Макарий Египетский родился около 301 года в Египте. Отец преподобного был пресвитером и звался Авраамом, мать же носила имя Сарра. Так как супружество родителей Макария было неплодным, то они договорились жить духовным сожитием, а не плотским, украшая свою жизнь многими добродетелями. В то время напали на Египет варвары, которые разграбили все имущество жителей Египта, в том числе и Авраама и Сарры. Однажды, когда отец Макария спал, явился ему во сне святой патриарх Авраам, который стал утешать в несчастии и при этом предсказал, что Бог скоро благословит его рождением сына. Именно тогда родители Макария переселились в селение Птинапор в Нижнем Египте. Через какое-то время пресвитер Авраам сильно заболел. Но во сне ему явился Ангел, который сказал: “Бог помиловал тебя, Авраам. Он исцеляет тебя от болезни и дарует тебе Свое благоволение, ибо жена твоя Сарра родит сына, соименного блаженству. Он будет обиталищем Святого Духа, живя на земле в ангельском образе, и многих приведет к Богу”. Вскоре после этого Сарра зачала в старости, и, по прошествии определенного времени, у нее родился сын, которого нарекли Макарием, что значит “блаженный”.

Когда отрок Макарий достиг совершенного возраста и научился разумению Священного Писания, то захотел проводить иноческую жизнь. Но родители, забыв о проречении, уговорили его вступить в супружество. Макарий повиновался, однако после свадьбы не прикоснулся к своей невесте. Спустя несколько дней случилось одному из родственников Макария идти на Нитрийскую гору. Отправился вместе с ним и Макарий. Пустыня Нитрийская граничила с Ливией и Эфиопией и получила название от соседней горы, где в озерах находилось множество нитра, или селитры. В Нитрии в сонном видении пред святым предстал дивный муж, блистающий светом, который сказал: “Макарий! Взгляни на эти пустынные места внимательно, ибо тебе предназначено поселиться здесь”. Пробудившись от сна, Макарий стал размышлять о сказанном ему в видении. В то время еще никто не селился в пустыне, кроме Антония Великого и никому неизвестного пустынника Павла Фивейского.

Сразу по возвращении блаженного его супруга скончалась, отойдя непорочной в вечную жизнь. Макарий возблагодарил Бога, размышляя при этом: “Внимай себе, Макарий, и имей попечение о своей душе, ибо и тебе вскоре предстоит оставить эту земную жизнь”. И с сего времени Макарий уже не стал заботиться ни о чем земном, непрестанно пребывая в храме Господнем и занимаясь чтением Священного Писания. Между тем Авраам, отец Макария, от старости и болезни лишился зрения. Блаженный Макарий с любовью и усердием ухаживал за своим отцом. Вскоре старец отошел к Господу, а спустя шесть месяцев скончалась и Сарра, мать Макария. Преподобный Макарий похоронил родителей, а потом раздал все свое имущество на помин души почивших.

Освободившись таким образом от всех житейских забот, Макарий пришел к опытному старцу, который с любовью принял смиренного юношу, показал ему начатки безмолвного иноческого жития и обучил обычному иноческому рукоделию - плетению корзин. Так же он устроил для Макария отдельную келью в недалеком расстоянии от своей. Спустя несколько времени в селение Птинапор пришел епископ той страны и, узнав от жителей селения о подвигах блаженного Макария, призвал его к себе, поставив клириком местной церкви, хотя Макарий был еще молод. Но святой Макарий, тяготясь должностью клирика, ушел и поселился в пустынном месте. Сюда к нему пришел один благоговейный человек, который стал служить Макарию.

Ненавистник же всякого добра диавол, видя, как он побеждается юным иноком, стал усиленно воевать с ним, строя многоразличные козни: иногда внушая ему греховные помыслы, иногда же нападая на него в образе разных страшилищ. Когда Макарий бодрствовал ночью, стоя на молитве, диавол до самого основания потрясал его келью, а иногда, превратившись в змея, ползал по земле и с яростью устремлялся на святого. Но блаженный Макарий, ограждая себя молитвою и крестным знамением, все эти козни считал ни за что. Тогда диавол научил одну женщину оговорить Макария в том, что он якобы ее обесчестил. Родственники, поверив ей, избили блаженного до полусмерти, а потом потребовали, чтобы он теперь содержал их дочь. Оправившись, блаженный стал делать корзины и деньги от их продажи отсылал на прокормление женщины. Когда же ей наступило время рождать, то ее постиг праведный суд Божий. Очень долго она не могла разрешиться от бремени, горько рыдая от сильной боли, пока не призналась в клевете. Услышав, что отшельник невиновен в ее позоре, жители с плачем пытались припасть к его ногам, прося прощения, дабы не постиг их гнев Божий, но Макарий не пожелал славы от людей и спешно удалился на Нитрийскую гору, где он некогда имел во сне видение.

Прожив там три года в одной пещере, он пошел к Антонию Великому, ибо уже давно желал его видеть. Принятый с любовью преподобным Антонием, Макарий соделался учеником его и прожил у него долгое время, получая наставления и стараясь во всем подражать отцу своему. Потом, по совету преподобного Антония, Макарий удалился для уединенной жизни в Скит. Скитская пустыня находилась в расстоянии дневного пути (25-30 верст) от Нитрийской горы, в северо-западной части Египта. Это была безводная каменистая пустыня, излюбленное место египетских пустынников. Здесь Макарий так просиял подвигами и столь преуспел в иноческой жизни, что превосходил многих из братии и получил от них название “юноша-старец”. Макарию приходилось бороться с бесами и день, и ночь. Иногда бесы явно, обратившись в различные страшилища, устремлялись на преподобного, иногда же воздвигали против святого невидимую брань, внушая ему различные страстные и нечистые помыслы. Однако они не могли преодолеть сего мужественного борца истины.

Случилось как-то, что Макарий набрал в пустыне много пальмовых ветвей для плетения корзин и нес их в свою келью. На пути его встретил диавол с серпом и хотел ударить святого, но не мог. Тогда он сказал Макарию: “Макарий! Из-за тебя я терплю великую скорбь, потому что не в состоянии победить тебя. Вот и я, все, что делаешь ты, делаю. Ты постишься, - ничего вовсе не ем и я; ты бодрствуешь, - и я никогда не сплю. Одно, впрочем, есть, в чем ты превосходишь меня. Это смирение. Вот почему я и не могу бороться с тобою”.

Когда преподобному Макарию исполнилось 40 лет, он получил от Бога дары чудотворений, пророчества и власть над нечистыми духами. В то же время он был посвящен в сан священника и сделан настоятелем (аввой) иноков, проживающих в Скиту. О подвигах святого Макария, этого небесного человека, которого все называли Великим, среди отцов ходили различные сказания. Передают, что преподобный непрестанно возносился умом в горняя и большую часть своего времени устремлял свой ум к Богу, нежели к предметам мира сего.

Часто Макарий посещал и учителя своего Антония Великого, ведя с ним духовные беседы. Вместе с двумя другими учениками преподобного Антония и Макарий сподобился присутствовать при блаженной кончине его, и, как некое богатейшее наследство, получил посох Антония. Вместе с сим посохом Антония преподобный Макарий принял сугубо и дух Антония Великого, как некогда воспринял таковой пророк Елисей после Ильи Пророка. Силою сего духа Макарий сотворил многие дивные чудотворения. Так, он разрушал козни чародеев, возвращая людям их первоначальный облик после сглаза и волшебных превращений, исцелял неизлечимые болезни молитвами и святым елеем, много раз изгонял бесов. Преподобный Макарий получил от Бога такую благодатную силу, что мог даже воскрешать мертвых. Этим даром он посрамлял еретиков, восстанавливал правду в запутанных случаях, связанных с убийствами и неоплаченными долгами.

В прологе о преподобном Макарий рассказывается еще следующее. Однажды он находился в пути и, когда его застигла ночь, вошел на языческое кладбище, чтобы там переночевать. Найдя там старую кость умершего язычника, преподобный положил ее себе в изголовье. Бесы, видя таковое дерзновение Макария, ополчились на него и, желая его устрашить, стали кричать, называя кость женским именем: “Ступай мыться в баню”. На этот призыв ответил демон, который находился в этой мертвой кости: “Странника я имею над собою”. Преподобный не устрашился бесовских козней, но с дерзновением стал бить взятую им кость, говоря: “Встань и иди, если можешь”. Бесы были посрамлены.

В другой раз преподобный Макарий шел по пустыне и нашел на земле высохший человеческий череп. Макарий спросил череп: “Кто ты такой?” - “Я был начальником языческих жрецов, обитавших на сем месте. Когда ты, авва Макарий, исполненный Духа Божия, умилосердившись над находящимися в муках в аду, молишься за нас, мы тогда получаем некоторое облегчение”. - “Какое же облегчение получаете вы и каковы ваши мучения?” - “Как далеко отстоит небо от земли, - отвечал со стоном череп, - так велик огонь, среди которого мы находимся, палимые отовсюду с ног до головы. При этом мы не можем видеть лица друг друга. Когда же ты молишься за нас, мы видим немного друг друга, и это служит нам некоторым утешением”. Услыхав такой ответ, преподобный прослезился и сказал: “Проклят тот день, когда человек преступил Божественные заповеди”. И снова он спросил: “Есть ли какие-либо другие мучения, лютейшие ваших?” - “Мы, не знавшие Бога, - ответил череп,- хотя и немного, но еще ощущаем милосердие Божие. Те же, которые познали имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали, мучаются ниже нас гораздо более тяжкими и лютейшими мучениями”. После сего преподобный Макарий взял тот череп, закопал его в землю и удалился.

К преподобному Макарию приходило много разных людей, даже из далеких стран. Одни просили его молитв, благословения и отеческого наставления, другие - исцелений от своих недугов. Из-за этого многолюдства Макарий теперь имел мало времени, чтобы в уединении предаваться богомыслию. Поэтому он выкопал под своей кельей глубокую пещеру, куда и скрывался для молитвы. Монастырь же его, как повествует Руфин, находился ниже, в другой пустыне; в нем было много братии.

Однажды Макарий сидел на дороге, ведущей в монастырь. Вдруг он видит диавола, идущего в человеческом образе, одетого в мохнатую одежду и всего обвешанного тыквами. Макарий спросил: “Куда идешь ты, дышащий злобою?”- “Иду искушать братию”. - “Для чего ты нацепил на себя тыквы?” - “Я несу кушанья братии”.- “Во всех ли тыквах находятся кушанья? - спросил преподобный. “Во всех. Если кому-нибудь не понравится одно, я предложу другое, третье и т. д., чтобы каждый попробовал хотя одного”. Сказав это, диавол удалился. Преподобный же остался на дороге. Увидев, что диавол возвращается, Макарий опять спросил: “Хорошо ли сходил в обитель?” - “Плохо, - ответил дьявол, - да и как я мог достигнуть успеха? Все иноки ополчились на меня, и никто меня не принял”. - “Неужели ты не имеешь ни одного инока, который бы слушался тебя?” - спросил снова Макарий. “Только одного и имею, - отвечал диавол. - Когда я прихожу к нему, он вертится около меня, как волчок”.- “Какое он носит имя?” - “Феопемпт!” Тогда авва Макарий пошел в дальнюю пустыню в названный монастырь. Братия, услышав, что к ним идет святой, с пальмовыми ветвями вышли ему навстречу, и каждый из них приготовил свою келью, думая, что у него преподобный захочет остановиться. Но Макарий Великий спросил иноков, кто здесь Феопемпт, и вошел к нему. Тот принял преподобного с великою радостью. Оставшись наедине с Феопемптом, святой Макарий с мудростью расспросил его и узнал, что тот обуян духом любодейства и другими грехами. Преподав иноку душеполезные наставления, блаженный возвратился в свою пустыню. Там, сидя при дороге, он снова увидал диавола, идущего в монастырь, и тот признался, что теперь ополчаются на него все иноки.

Однажды, когда преподобный Макарий молился, к нему был голос, который говорил: “Макарий! Ты не достиг еще такого совершенства в добродетельной жизни, как две женщины, проживающие вместе в ближайшем городе”. Получив такое откровение, преподобный взял свой посох и пошел в тот город. Найдя там дом, где жили означенные женщины, он призвав к себе обеих и сказал им: “Ради вас я принял на себя такой великий подвиг, придя сюда из дальней пустыни, ибо я желаю знать ваши добрые дела, о которых и прошу вас рассказать мне, ничего не скрывая”.- “Поверь нам, честный отче, - отвечали женщины, - что мы еще прошлую ночь разделяли ложе свое со своими мужьями. Какие же добродетели ты желаешь найти в нас?” Но преподобный настаивал, чтобы они рассказали ему образ своей жизни. Тогда, женщины сказали: “Мы не были родственницами между собою прежде, но потом мы вышли замуж за двух родных братьев, и вот уже 15 лет мы живем все в одном доме; во все время совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злобного или дурного слова и никогда не ссорились между собою. Недавно мы решили оставить своих плотских супругов и удалиться в сонм святых дев, служащих Богу. Однако мы никак не можем упросить наших мужей, чтобы они отпустили нас. Тогда мы заключили завет с Богом и между собою - не произносить ни одного мирского слова до самой смерти нашей”. Выслушав их рассказ, преподобный Макарий сказал: “Поистине Бог не ищет ни девы, ни замужней, ни инока, ни мирянина, но - свободного намерения, принимая его, как самое дело, и добровольному произволению всякого человека подает благодать Святого Духа, действующего в человеке и управляющего жизнью каждого, желающего спастись”.

При жизни Макария Великого, называемого еще Египетским, просиял святостью другой преподобный Макарий - Александрийский. Он был пресвитером в монастыре, носившем наименование Кельи. Местность эта находилась в пустыне между Нитрией и Скитом. В пустыню Келий удалялись подвижники горы Нитрийской после того, как уже утвердились в иноческой жизни. Здесь они упражнялись в безмолвии, и их кельи были значительно удалены друг от друга. Сей блаженный Макарий Александрийский часто приходил к преподобному Макарию Египетскому, и они многократно вместе ходили по пустыне. Когда воцарился арианствующий император Валент, то воздвиг весьма жестокое гонение на православных. В Александрию, по царскому распоряжению, прибыл Лукий, арианский епископ, который сверг с епископской кафедры святителя Петра, преемника святого Афанасия Великого. Он также послал воинов в пустыню, чтобы схватить и отправить в изгнание всех отцов пустынников. В числе первых были схвачены оба преподобных Макария и отвезены на отдаленный остров, жители которого поклонялись идолам. У одного из жрецов, бывших на том острове, была дочь, одержимая бесом, и преподобные, сотворив молитву, изгнали его и исцелили девицу. Отец ее тотчас уверовал во Христа и принял святое крещение. Также и все жители того острова обратились ко Христу. Узнав о случившемся, нечестивый епископ Лукий был сильно пристыжен, что он изгнал столь великих отцов. Посему он тайно послал, чтобы снова возвратили блаженных Макариев и всех, бывших с ними, святых отцов в места их прежнего обитания.

Между тем к преподобному Макарию Великому отовсюду приходило множество народа, поэтому явилась необходимость в построении гостиницы для странников и больных. Это и устроил святой. Каждый день он обычно исцелял одного болящего, помазуя его святым елеем и совершенно здоровым отпуская домой. Так поступал преподобный, чтобы другие болящие, не сразу им исцеленные, проживали у него некоторое время и тем получали врачевание не только тела, но и души, внимая в это время его боговдохновенным поучениям.

Однажды преподобный Макарий пошел из Скита к Нитрийской горе с одним из своих учеников. Когда они уже приближались к горе, преподобный сказал ученику: “Пойди впереди меня”. Ученик пошел и встретил языческого жреца, несшего большое бревно. Увидав его, инок закричал: “Слышь, ты, демон! Куда идешь?” Жрец так сильно побил инока, что тот едва остался жив. Схватив затем брошенное было бревно, жрец убежал. Вскоре ему встретился преподобный Макарий, который с любовью сказал: “Спасайся, трудолюбец, спасайся”. Жрец остановился и спросил: “Что хорошего ты усмотрел во мне, приветствуя меня такими словами?” - “Я вижу, что ты трудишься”, - отвечал преподобный. Тогда жрец сказал: “Умилился я, отче, от твоих слов. Вижу, что ты человек Божий. Вот пред тобою встретился со мной другой инок, который бранил меня, и я исколотил его до смерти”. И с этими словами жрец припал к ногам преподобного, обнимая их и говоря: “Не оставлю тебя, отче, до тех пор, пока не обратишь меня в христианство и не сделаешь иноком”. И он пошел вместе со святым Макарием. Пройдя немного, они подошли к тому месту, где лежал избитый жрецом инок и нашли его едва живым. Взяв его, они принесли его в церковь. Отцы, увидя вместе с преподобным Макарием языческого жреца, весьма изумились. Потом, окрестив его, они сделали его и иноком, и ради него множество язычников обратилось в христианство. Святой же Макарий дал по сему случаю такое наставление: “Злое слово и добрых делает злыми, доброе же слово и злых соделывает добрыми”.

Как-то раз преподобный Макарий пришел в обитель аввы Памво. Здесь старцы просили блаженного дать слово для назидания братии. Святой Макарий стал говорить: “Простите меня, ибо я плохой инок; но я видел иноков. Так однажды я сидел в Скиту в своей келье, и мне пришло помышление пойти во внутреннюю пустыню. Через пять лет я отправился туда и нашел громадное болото, посредине которого увидал остров. В это время пришли звери, чтобы напиться воды. Среди зверей я заметил двух нагих людей и подумал, что вижу бестелесных духов. Увидав, что я очень испугался, люди успокоили меня и сказали, что они из киновии, но вот уже тридцать лет, как ушли из обители. Один из них был египтянин, другой - ливиянин. Потом и они спросили меня, в каком положении находится теперь мир, наполняются ли еще реки своими ручьями, изобилует ли земля обычными своими плодами. Я отвечал им: “Да”. Затем спросил их, каким образом могу сделаться иноком. Они отвечали мне: “Если человек не откажется от всего, что находится в мире, он не может быть иноком”. На это я сказал: “Немощен я и потому не могу быть таким, как вы”. - “Если ты не можешь быть таким, как мы, - сказали они, - тогда сиди в своей келье, и сокрушайся о грехах своих”. И снова я спросил их, не страдают ли они зимой от стужи, а летом от палящей жары. Они на это ответили мне: “Господь Бог даровал нам такие тела, что мы ни зимой не страдаем от мороза, ни летом от зноя”. “Вот почему я сказал вам братия, - окончил преподобный Макарий свою речь, - что я еще не сделался иноком, но иноков видел”.

Однажды преподобного Макария спросили Скитские отцы, каким образом он достиг того, что тело его всегда остается худощавым? Преподобный Макарий дал такой ответ: “Как кочерга, которой переворачивают горящие дрова и хворост в печи, всегда опаляется огнем, так у человека, который устремляет ум свой всегда к Господу и всегда содержит в памяти страшные мучения в огне гееннском, этот страх не только снедает тело, но и иссушает кости”.

Затем братия спросили преподобного о молитве. Он дал им такое наставление: “Для молитвы не требуется многословия, но надобно воздевать свои руки, говоря: Господи! как Ты желаешь и как Ты Сам знаешь, помилуй меня. Если же враг воздвигнет в душе греховную брань, надлежит только произносить: Господи, помилуй. Господь знает, что для нас полезно, и сотворит нам милость”.

В другой раз авва Исайя попросил преподобного: “Скажи мне, отче, какое-нибудь наставление на пользу душевную”.- “Бегай от людей”, - отвечал ему преподобный Макарий.- То есть сиди в своей келье и сокрушайся о грехах своих”. Ученику же своему Пафнутию Великому сказал: “Никого не обижай, не клевещи ни на кого, - поступая так, спасешься”. Еще говорил святой: “Если желаешь спастись, будь как мертвец: не гневайся тогда, когда тебя бесчестят, не превозносись тогда, когда тебя восхваляют. Поступая так, спасешься”. Старцам, жившим на Нитрийской горе, преподобный говорил: “Братия! будем плакать, и пусть из наших глаз текут слезы, очищающие нас прежде, нежели мы не перейдем туда, где слезы сожгут в муках наши тела”.

Однажды преподобный Макарий застал в своей келье вора. Снаружи, около кельи, был привязан осел, на которого вор накладывал украденные вещи. Преподобный, увидя это, не дал понять вору, что он домохозяин, и даже сам стал ему помогать брать вещи и класть их на осла. Потом с миром отпустил его, размышляя так: “Мы ничего с собой не принесли в этот мир, ничего не можем и унести отсюда. Все нам дал Господь, и как Он желает, так все и происходит. Да будет благословен Бог во всем!”

О сем же преподобном Макарии отцы рассказывали, что он соделался как бы земным богом, ибо, подобно тому, как Бог, хотя и видит весь мир, но не карает грешников, так и преподобный Макарий покрывал немощи человеческие, какие он видел. Бывало, что находясь даже вдали от своих чад, он являлся им во время бесовских искушений и чудесным образом помогал избежать падений. Такую силу имела молитва Макария Великого у Бога. Однажды и сам преподобный, будучи сильно утомленным, горячо помолился и был чрез огромное расстояние перенесен туда, куда ему нужно было идти.

Благовременно теперь рассказать и о блаженной кончине Макария Египетского, о чем поведал нам Серапион, списатель жития его. Время кончины не осталось неизвестным преподобному. Незадолго до его преставления явились ему в видении преподобные Антоний Великий и Пахомий Великий. Явившиеся возвестили святому, что на девятый день он отойдет в блаженную вечную жизнь. Тогда божественный Макарий призвал своих учеников и сказал им: “Чада! вот наступило время моего отшествия отсюда, а вас я передаю благости Божией. Итак, сохраняйте отеческие уставы и предания постников”. Возложив затем руки на учеников своих, достаточно поучив их и помолившись за них, преподобный начал приготовляться к своей смерти. Когда наступил девятый день, святому Макарию явился Херувим со множеством Ангелов и с преподобными и забрал его бессмертную душу в райские обители.

Описатель жития святого Макария Серапион слышал от преподобного Пафнутия, одного из учеников святого, что, когда душа Макария возносилась на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и кричали: “О, какой славы сподобился ты, Макарий!” Святой отвечал: “ Я боюсь, ибо не ведаю ничего доброго, что я бы сделал”. Затем те из бесов, которые находились еще выше по пути следовавшей души Макария, завопили: “Действительно избежал ты наших рук, Макарий!” Но он сказал: “Нет, но надобно и еще избежать”. И когда преподобный был уже во вратах рая, бесы воскликнули: “Избежал нас, избежал”. Тогда Макарий громко ответил бесам: “Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней”. Такова жизнь, кончина и переход в жизнь вечную преподобного отца нашего Макария Египетского.

Святой Макарий Великий скончался около 391 года на 90-м году жизни. Место его подвигов доселе называется пустыней Макария. Мощи преподобного находятся в городе Амальфи в Италии. Драгоценным наследием опытной мудрости святого Макария, дошедшим до нас, служат 50 Слов, 7 Наставлений и 2 Послания, а также несколько возвышенных молитв. Предметы бесед и наставлений преподобного Макария - это благодать Божия и внутренняя духовная жизнь, как она совершается на пути созерцательного уединения. Несмотря на глубокий предмет, беседы и наставления духоносного учителя просты и вразумительны уму и близки благоговейному сердцу.

Православные святые оставляют нам не только богатое наследие устных рассказов о свершаемых ими чудесах, но и целые собрания богословных произведений, писаний, духовных бесед. Примером таких трудов являются Богословные писания, где мы можем найти самые сильные молитвы святого Макария Великого.

История Макария Великого

Преподобный Макарий Великий появился на свет в 300-ом году в селении Птинапор (Нижний Египет). Оставшись без жены и родителей, он раздал имущество бедным и отправился странствовать. За долгие годы, проведенные в пустыне, он посетил несколько святых старцев, учился и молился вместе с ними, проповедуя любовь к Богу. Монах прославился своими многочисленными подвигами: утверждали, что молитва св. Макарию Великому, Египетскому могла не только исцелять больных, но даже возвращать почивших.

В чем помогают молитвы святому Макарию Великому, Египетскому?

Святой умер в 90 лет. Великим его стали называть еще при жизни, а после смерти он оставил после себя не только славу о своих подвигах и чудесных исцелениях, но также десятки писаний и православных молитв Макария Великого.

К святому обращаются с просьбами:

  • о покровительстве;
  • о даровании мудрости;
  • об укреплении духа и веры;
  • о помощи в жизненных трудностях.

Молитва 1-я, святого Макария Великого

Среди всех молитв именно утренняя молитва этому святому обладает наибольшей силой. Текст молитвы на русском языке необходимо читать сразу после пробуждения, вместе с другими утренними молитвами.

Боже, очисти меня, грешного, ибо я никогда не делал доброго пред Тобою, но избавь меня от зла и да будет во мне воля Твоя, чтобы мне не в осуждение открыть уста мои недостойные и восхвалить имя Твоё святое, Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я, его же

Восстав от сна, полночную песнь приношу Тебе, Спаситель, и припадая к стопам Твоим, взываю Тебе: не дай мне уснуть во греховной смерти, но сжалься надо мною, добровольно претерпевший распятие, и скоро подними меня, беспечно лежащего, и спаси меня, стоящего пред Тобою на молитве. И после сна ночного пошли мне ясный день безгрешный, Христе Боже, и спаси меня.

Молитва 3-я, его же

В молитве Макария Великого к Богу Отцу мы показываем Господу, что, проснувшись, желаем заниматься угодными Ему делами и просим Его благословения в этих делах.

К Тебе, Владыка Человеколюбец, восстав от сна я спешу, и за дела Тебе угодные принимаюсь, по милосердию Твоему, и молюсь Тебе: помоги мне во всякое время, во всяком деле, и избавь меня от всякой злой превратности в мире сем и от диавольского содействия, и спаси меня, и введи в Царство Твоё вечное. Ибо Ты – мой Творец и всякого блага Промыслитель и Податель. И в Тебе – вся надежда моя, и Тебе славу воссылаю, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 4-я, его же

Господи, Ты по многой Твоей благости и великому милосердию Твоему дал мне, рабу Твоему, минувшее время ночи сей пройти без напасти от всякого зла противника. Ты Сам, Владыка, Творец всего, удостой меня истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творить волю Твою, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.